Цель данной исследовательской работы: ответить на вопрос "Почему Урал назван Уралом?" Автор рассматривает существующие исторические гипотезы, анализирует их, делает собственные выводы. Работа участвует во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся "Первые шаги в науку"(г. Обнинск).
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_ural_nazvan_uralom_belyh_sofya.doc | 106 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“Первые шаги в науку”
Направление: лингвистика
Тема: «Почему Урал назван Уралом?»
Белых Софья
МОУ «СОШ п. Уральский» Свердловской области
5 класс
Научный руководитель:
Сальникова М.В., учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ п. Уральский»
Свердловской области
П. Уральский, 2011/2012 учебный год
Оглавление.
и географа, первого исследователя природы Урала.
проводившего исследования Урала в ХIХ веке.
ученого-языковеда, члена-корреспондента РАН,
заслуженного деятеля науки Российской Федерации,
ветерана и почетного профессора Уральского
государственного университета им. А. М. Горького,
доктора филологических наук .
земли Тобольского города», составленному
С. Ремезовым в конце ХVII века.
Аннотация.
Цель данной исследовательской работы: ответить на вопрос «Почему Урал назван Уралом?». Однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Урал нет. Есть версии, гипотезы ученых. Задачи исследования: изучить существующие результаты и исторические гипотезы, почему Урал назван Уралом; проанализировать данные гипотезы; сделать вывод на основании собранных данных и их анализа.
В основном, ученые и исследователи Урала склоняются к двум точкам зрения. Первая из них - это гипотеза мансийского происхождения слова Урал. Сторонники другой версии утверждают, что название Урал по происхождению связано с тюркскими языками — башкирским, татарским, казахским. Вопрос настолько сложен, что гипотезы ученых, исследователей - представителей даже одной группы имеют свои особенности и порой разнятся.
Автору работы более близка точка зрения уральского языковеда А.К. Матвеева, который в своих работах утверждает, что «сейчас поиск истины в разгаре. И еще неизвестно, чем он закончится: будут и новые исследования, и новые архивные документы».
Введение.
Моя Родина – Россия. Но у каждого человека есть и своя малая родина - это место, где он родился и вырос. Для меня – это Урал. Урал - удивительный край, славящийся своими красотами. Здесь можно увидеть красивые горы и таинственные скальные образования, искупаться в чистых озерах, сплавиться по бурным рекам, побывать в пещерах, непроходимых лесах, простирающиеся до горизонта, посмотреть интересные памятники истории и архитектуры. Урал расположен на старейшем из хребтов – Уральском. Уральский регион занимает особое место в Российской Федерации: площадь его территории составляет 13 % территории России, население —16 % населения страны. Уральские горы таят множество самых разных полезных ископаемых и минералов. Урал знаменит такими известными людьми, как: В. Н. Татищев, А.С. Попов, П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др.
Как и многим уральцам, мне хочется больше знать о своей малой родине, об её истории, об истории названия Урала. Иногда название какого-либо города, страны говорит само за себя, а иногда таит в себе много неизвестного. Мне стало интересно, а откуда же произошло название Урал? Считаю, что исследование данной темы важно для меня, потому что это поможет глубже узнать и больше полюбить историю своего края и своей страны – России.
В современной жизни мы не можем существовать без географических названий. Они (названия географических объектов) могут много рассказать нам интересного о жизни наших предков: когда и как заселялась территория, как осваивали землю, чем занимались, какая была природа. А. К. Матвеев в предисловии к топонимическому словарю «Географический названия Урала» написал: «Многое, очень многое могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Но географические названия – это и наше настоящее… и наше будущее. Они могут надолго пережить нас – на века и даже тысячелетия» [2, стр.3].
Во все времена обживания Земли человеком названию места его обитания придавалось большое значение. Ведь оно должно говорить о многом. Так что названия на Земле не появляются случайно. Они утверждаются веками и заслуживают самого серьезного изучения их истоков. Поэтому понятен интерес, с которым и исследователи, и жители Урала пытаются разобраться в непростом пути обретения Уралом своего сегодняшнего имени.
Цель исследовательской работы:
ответить на вопрос «Почему Урал назван Уралом?».
Задачи:
Методы исследования: изучение существующих результатов и исторических гипотез, их анализ, вывод на основании собранных данных и их анализа.
Исследовательская работа состоит из четырех глав. Во введении обосновывается выбор темы исследования, доказывается ее важность, актуальность и современность, определяются цели и задачи исследования, дается обзор литературы; во второй части рассматриваются названия Уральских гор с древних времен до ХVIII века, в третьей части анализируются гипотезы ученых по теме исследования; в заключении подытоживаются результаты проведенного исследования.
В работе над исследованием изучалась следующая литература:
Н.П. Архипова, Е.В. Ястребов «Как были открыты Уральские горы»;
А. К. Матвеев «Географические названия Урала. Топонимический словарь»;
«Литература Урала», сост. М.А. Литовская, Е.К.Созина;
«Образ Урала в документах и литературных произведениях», сост. Е.П. Пирогова;
«Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы», сост. В.П. Кругляшова;
Л. М. Сонин «Тайны седого Урала».
В хрестоматии «Литература Урала», изданной Уральским государственным университетом им. Горького, представлены отрывки из научно-популярной книги Александра Константиновича Матвеева «Неройки караулят Урал». А.К. Матвеев – доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент Российской академии наук. В своей книге он приводит разные версии возникновения названия «Урал», выдвинутые не только русскими, но и зарубежными исследователями, путешественниками и учеными, подробно рассказывает историю освоения Урала.
Географическим названиям Урала посвящен топонимический словарь А.К. Матвеева «Географические названия Урала», в котором автор «расшифровывает» уральские топонимы.
Книга Н.П. Архиповой и Е.В. Ястребова «Как были открыты Уральские горы» посвящена истории открытия Урала и изучения его природы от древности до наших дней. Центральное место в ней занимает история географических открытий. Также в книге есть ценный справочный материал по географическим названиям Урала и исследованию истории названия «Урал».
В сборнике «Предания и легенды Урала», составленном В.П. Кругляшовой, представлены сказания, легенды, притчи о прошлом Урала. Они помогают глубже понять многие стороны и явления жизни древнего Урала, в том числе открывают многие тайны топонимики нашего уральского края.
Глава 1.
Названия Уральских гор с древних времен до 18 века.
Предположения о существовании Уральских гор возникли еще у древних греков. Называли их тогда по-разному: Гиперборейскими, Риммикайскими и Норосскими горами. О существовании Уральских гор знали арабские географы в ХII в. «Более подробные сведения об Урале мы находим у арабского географа ХII века ал-Идриси. В 1154 г. он написал сочинение под названием «Развлечение истомленного в странствиях по областям» и составил карту известного ему мира. Сам автор на нашей земле не был, он использовал материалы, переданные ему другими людьми. Ученый описал горы в стране башкир и несколько рек, стекающих с этих гор» [1, стр.12].
В конце ХV - начале ХVI века в Западной Европе большой популярностью пользовались географический труды Клавдия Птолемея. В его книгах появились античные названия природных объектов. Среди них - Рифейские и Гиперборейские горы.
Как же называли Уральские горы русские люди с момента начала освоения Урала? «Освоение Урала русскими людьми продолжалось в течение нескольких веков», - написано в книге «Образ Урала в документах и литературных произведениях» [4, стр.27].
Можно выделить несколько основных этапов русского проникновения на Урал. Н.П. Архипова и Е.В. Ястребова в своей книге «Как были открыты Уральские горы» говорят о четырех этапах: «Начало первого, наиболее раннего этапа относится к концу ХI века и связано с завоеванием Великим Новгородом северных и восточных земель… Погоня за пушниной привела новгородцев в Печору, Югру и Пермь» [1, стр.31]
Русским людям до ХV века Уральский хребет был известен на коротком отрезке от Северного Ледовитого океана до поселения Соли Камской.
Во второй половине ХV века, в период княжения великого московского князя Ивана Третьего, начался второй этап географических открытий на Урале и в истории освоения его русскими людьми. Великий князь понимал, как важно присоединить к Москве богатейшие Земли, принадлежавшие Новгороду, уже утратившему свое былое значение. С этой целью был совершен ряд военных походов, в результате которых весь Северный Урал оказался присоединен к Москве. В записках об одном из данных военных походов сказано: «От Печоры шли воеводы до Камени две недели…» [1, стр.33]. Впервые приводится название Урала – Камень.
Следующий этап датируется началом второй половины ХVI века. Во второй половине ХVI века, в связи с присоединением Башкирии к России, произошло открытие русскими Южно-Уральских гор. Четвертый, завершающий этап относится к концу ХVI - началу ХVII столетия. Важнейшую роль в осуществлении этого этапа сыграли поход Ермака, хозяйственная деятельность Строгановых.
В 1549г. в городе Вена была опубликована книга Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии». В своей книге автор называет горы к востоку от Печоры Поясом Мира.
В ХVI- ХVII вв. появилось много карт с изображением Уральских гор. На карте Московии итальянца Батиста Анезье горы, разделяющие бассейны рек Печоры и Оби, называются « Горы, именуемые Земной пояс». На карте голландского картографа Гергарда Меркатора северная часть Уральских гор названа Каменным поясом, в верховьях рекПечоры и Северной Сосьвы горы называются Великим Поясом, а еще южнее – просто Камнем. Среди русских картографов конца ХVII -начала ХVIII в. Наиболее талантливым был Семен Ремезов. Он составил много карт как отдельных частей Сибири, так и всей ее громадной территории от Урала до Тихого океана. В «Чертежной книге Сибири», в той части карты, где изображены Уральские горы, имеется название хребта: «Камен Урал».
Глава 2.
Почему Урал назван Уралом? (Гипотезы и их анализ.)
Впервые на картах Сибири название Урал появилось в «Чертежной книге Сибири» Семена Ремезова в 1701г. Можно предположить, что название пришло в связи с освоением Урала русскими людьми. Но это не так. А.К. Матвеев пишет: «…название это – не русское, не славянское уже по звучанию. И действительно, его невозможно связать с каким-либо русским словом. Да и сами русские не так уж давно пришли на Урал и поэтому должны были позаимствовать откуда-нибудь его название. Значит, по происхождению Урал – не русское слово. Но тогда чье?»[3, стр.51].
Одна из версий принадлежит профессору Казанского университета М. А. Ковальскому. В середине ХIХ века по диким горам Урала проходила экспедиция Э. Гофмана. Она должна была описать эти суровые вершины гор. Немалую роль в этой экспедиции занимал профессор М.А.Ковальский, астроном и геодезист. Потом в книге под названием «Географическое определение мест и магнитные наблюдения на Северном Урале», изданной Петербурге в 1853 году профессор опишет названия всех дорог, гор и рек. В своей экспедиции они не обижали ни одного зверя или птицы.
У манси Ковальский и узнал, что на их языке «цепь гор» урр (правильнее ур). Тогда у него и мелькнула мысль: ни от этого ли произошло название Уральских гор. Вроде бы всё совпадало, но непонятно откуда взялась частица ал. Но Ковальский, как опытный путешественник и серьёзный учёный понимал, что принимать такие решения « с ходу» опасно, может быть это так, а может, и нет.
Долгое время у этой версии не было союзников, но противники появились сразу. Известный знаток Урала Х. Мозель, офицер Генерального Штаба Пермской губернии, выступил против версии Ковальского. Подметив, что на Северном Урале слово Урал почти незнакомо и возникло оно на юге Урала, где живут татары и башкиры. После этого гипотезу о мансийском происхождении этого слова долго не вспоминали.
И вот уже во второй половине ХХ века, совершенно независимо от версии Ковальского, «мансийский вариант» выплыл вновь. Двое ученых – профессор Дебреценского университета Бэла Кальман и доктор филологических наук из Будапешта Янош Гуя изучали язык своих родичей манси. Они обратили внимание на слово Урал. Их приговор был одинаков: название это – мансийское. Но в деталях они разошлись.
Кальман нашел в мансийском языке сложное слово ур-ала, что означало «горная крыша» или «крыша горы». Он считал, что это слово раньше употреблялось как «горный хребет» и что в нем отпал конечный гласный (Ур-ала > Урал). Ученый утверждал, что это слово позаимствовали русские в XVI-XVII веках на Среднем Урале.
Что, казалось бы, может быть лучше? Наш Урал – «крыша гор»! Но Янош Гуя правильно подметил, что из слова ур-ала трудно получить урал: у манси буква, а произносилась как наша э. Тогда мы усвоили бы что-нибудь вроде Урэл. И тогда Гуя предположил, что слово Урал образовано от ур – «гора». Но образованно при помощи древнего мансийского суффикса - л. Но, по мнению А.К. Матвеева, в мансийском языке нет никакого слова урал с суффиксом л.
Известно, что французский учёный Аврелиан Соважо, специалист в уральских языках (так называют финно-угорские и самодийские языки в целом) встал на сторону Кальмана. Версию Кальмана поддержали и другие ученые. В большом этимологическом словаре Макса Фасмера предпочтение решительно было отдано точки зрении Кальмана. Словарь Фасмера - это наивысший авторитет в вопросах такого рода. В 1960 году на страницах журнала «Уральский следопыт» (№9) писатель Лев Успенский ярко рассказал о версии Кальмана и поддержал ее.
Но все-таки эта версия была ошибочной. А. К. Матвеев пишет: «История языкознания знает очень много совершенно ошеломляющих совпадений. Такие совпадения назывались игрой случая. Что-то похожее произошло со словами Урал и ур. Первую пробоину в корабле Кальмана сделал Гуя. Он правильно указал, что «по Кальману» должно было получиться что-то вроде Урэл» [3, стр.52].
Но все-таки это еще не сокрушило гипотезу Кальмана. Самый простой способ проверить гипотезу Кальмана – узнать, как сами манси называют Урал. Никак не называть его они просто не могут, так как именно там, на Урале, на оленьих кочевьях, на раздольях проходит добрая половина их жизни. В словаре мансийского языка Урал – нёр. Это означает просто «каменный хребет», так как нёр, по-мансийски, означает «каменный (скалистый) хребет». На Урале до сих пор называют «камнями» многие хребты и горы : Марков Камень, Денежкин камень, Старик-Камень, Конжаковский Камень. На Урале живут не только манси. Здесь пасут оленей и коми-ижемцы, и ненцы. Об Урале наслышаны и ханты. Когда ученые посмотрели в словари этих народов, то они удивились. Коми называют Урал – Из (из-«камень»), ненцы – Нгарка Пэ ( нгарка – «большой», пэ – «камень»), ханты – Кев (кев – «камень»)! Кругом – Камень! Если какой-нибудь манси уезжал на Урал пасти своих оленей, о нем говорили: Тав Нёрн минас - «Он уехал на Урал», и каждому будет понятно, что манси отправился на Уральский хребет. А вот про название Урал манси в один голос говорят: что это не мансийское, а русское слово. Они знают его, конечно, но только от русских.
Как же быть с ур-ала – «вершина горы»? В мансийском языке есть и это слово, но оно в северном наречие. Известно оно хорошо, но не один манси никогда не назовет Урал ур-ала уже потому, что ур-ала – не «хребет», не «гора», а «вершина», «гребень» какой-нибудь высокой горы или хребта. Даже намек, что ур-ала тоже, что Урал, всегда вызывал у манси веселое недоумение. Ведь слово ала означает «крыша». И поэтому только особенно высокие вершины можно назвать с ала, например Сисуп – ала. Никто ведь не назовет свой дом (по - мансийски кол) – кол-ала, что означает «потолок дома». Так что и по смыслу не ясно, почему такую огромную горную страну, как Урал, стали бы называть Ур-ала.
Русским людям просто не было нужды заимствовать ур-ала для обозначения Урала, потому что со времени первого знакомства с Уральскими горами русские первопроходцы, охотники за пушниной чаще всего называли их Камнем. Об этом говорится в первой главе данной работы. Даже в конце ХХ века в верхнепечорских, колвинских, вишерских деревнях, а так же в населенных пунктах по Бабиновской дороге из Соликамска в Верхотурье можно было услышать на каждом шагу что-нибудь вроде: «пойду на Камень (то есть на Урал) по ягоды». В словаре Даля тоже есть упоминание о Камне: «Оленей угнали на Камень», то есть на сибирскую сторону; «Ветер с Камня» - западный ветер.Значит, Камень действительно древнее русское имя Урала.
Получается, что никак из ур-ала не вывести Урал. И само название Урал по отношению к северной части хребта никогда раньше не употреблялось. Тем более что ур-ала записано только в северном мансийском наречии, которое граничит как раз с теми русскими говорами, где до сих пор Урал нет-нет, да и назовут просто Камнем.
Еще одна версия истории названия «Урал» принадлежит В. Н. Татищеву, первому исследователю природы Урала, строителю горных казенных уральских заводов. Он обратился к тюркским языкам Южного Урала. В. Н. Татищев знал об одном из древних названий Урала – Пояс, он счел его за переводное с татарского или башкирского языка. В татарском языке есть слово уралмаг – «опоясываться», а Урал действительно очень длинный и узкий хребет. К Татищеву присоединились многие учёные: П. Рычков, автор книги «Центральная Азия», путешественник А. Гумбольдт, Х. Мозель и др.
Вскоре это взгляд все больше укреплялся. Со временем в учебниках географии прочно обосновалась версия, что Урал в переводе с татарского языка значит «Пояс». Все везде совпадало. Но не все ученые были согласны с этим.
Одни говорили, что в тюркских языках нет никакого слова урал – «пояс» и этот предмет называется совсем иначе – билбау или кушак. Другие резонно настаивали на том, что начальная форма слова – Арал или Орал, а не Урал. Но больше всего возражений было с точки зрения грамматики тюркских языков.
Казахский ученый Г. Конкашпаев очень хотел доказать, что Урал – это все-таки «Пояс», как думали В. Татищев и другие исследователи XVII-XIX веков. Он посчитал, что слово урал - форма повелительного наклонения единственного числа от тюркского глагола уралмак (оралмак), уралу (оралу) – «опоясываться», то есть, если перевести на русский язык, «опоясываться». Значит, Уралтай – «Опоясывающая гора»? Сама гора себя опоясывает?
Другой тюрколог Ш. Бахтиев не согласился с Г. Конкашпаевым: урал не может быть повелительным наклонением, это причастие уралган – «опоясывающийся» с опущенным суффиксом – ган. Поэтому все-таки урал – «пояс».
Версия В.Н. Татищева, вокруг которой разгорелись такие страсти, очень похожа на попытку объяснить непонятное для русских слово урал с помощью близких в звуковом и смысловом отношении тюркских слов вроде уралмак. Опорой для нее было предположение, что Уралтау и русское Пояс равны по значению.
Интересна версия географа У. Ястребова, который обратился к башкирскому фольклору. В башкирских преданиях много рассказывается об Урале-батыре, «богатыре Урале». Вот как описываются подвиги Урала-батыя в книге «Предания и легенды Урала»: «Храбро бился Урал-батыр с врагами башкирского народа – разными духами и чудищами. Из трупов убитых им драконов и змей возникли «Дурная гора» Ямантай и «Горелая гора» - Янгантау. Долго совершал подвиги Урал-батыр, но в конце концов погиб и теперь, окаменев, молча наблюдает за порядком в своем горном хозяйстве» [5, стр.46)]
Красивая легенда! Итак, Урал от имени Урал-батыра? Предания об Урал-батыре впервые были записаны только в 1922 году. Исследователи башкирского фольклора XIX века В. Даль и М. Лоссиевский зафиксировали отдельные легенды, вошедшие в цикл Урала-батыра, но самого Урала-батыра в них еще нет. А это значит, что Урал – батыр появился в более поздних версиях легенд, в конце XIX века, когда название Урал было уже общеизвестно.
Есть гипотезы, связанные со старым названием гор Южного Урала, Аралтова или Оралтова гора. А.К. Матвеев пишет: «Русские писцы в чужом слове легко могли смешивать а и о. Допустим, что исходным было а, то есть Аралтова гора, и тогда перед нами открывается любопытная перспектива. Южная часть Уральского хребта через его непостредственное продолжение, горную цепь Мугоджары, примыкает к Аральскому морю, по- казахски Арал-тенгизи, по-башкирски Арал-дингезе – «Островное море». Что название дано за обилие островов, знали уже В. Татищев и П. Рычков. Поэтому на южную часть Уральского хребта «по смежности» легко могли перенести название Аральского моря: Арал-дингезе могло породить вторичное Арал-тау – «Аральская гора, хребет», дошедшее до нас в виде Аралтова гора» [3, стр.61].
Немного иначе рассуждал башкирский ученый Д.Г. Киекбаев, сравнивая Арал-дингезе и Уралтау (из Аралтау – Аралтова гора). Он считал, что древнетюркский компонент ара имеет значение «средний», «середина», а –л – словообразовательный суффикс. Поэтому Арал-денгезе значит «Среднее» или «Средиземное» море, Аралтай, и следовательно Уралтау, - «Средние» или «Средиземные» горы. А переход Арал Урал произошел уже в башкирском языке, где у часто возникает из а. Приводит Д.Г. Киекбаев и местную легенду о том, что Уральские горы вышли со дна Аральского моря: народ явно связывал эти названия.
Однако слово арал – «остров» в казахском и башкирских языках иногда выступает в наименованиях отдельных гор: Аралтюбе – «Остров-холм», или «Островной холм», - названа одинокая вершина в казахских степях. А раз так, возникает вопрос: не могло название Аралтау возникнуть независимо от Арал-дингезе и означать «островные» горы, то есть горы, состоящие из отдельных гор-«островов», ведь Уралтау имеет сравнительно низкую высоту с пологими округлыми вершинами. Самое трудное для всех, кто верит, что слову Урал предшествовало слово Арал, объяснить, как произошла звуковая метаморфоза Арал>Урал. Более или менее вероятным является предположение, объединившее две точки зрения, что на название Аралтау повлияли башкирские уралыу, татарское уралу – «виться», «обвиваться».
Есть и другие гипотезы. Так, может быть, на Южном Урале господствовала южнобашкирская форма Арал, а на Среднем – севернобашкирская Урал. Только надо доказать, что в говорах Северной Башкирии Арал могло перейти в Урал. В юго-восточных диалектах Башкирии а произносится как нечто среднее между а или о, в северных вместо о говорят у. Многое еще могут дать поиски. Исследователям надо иметь под руками все диалектные названия и Урала в целом и Уралтау, бытующие у татар, башкир, казахов. Очень важно узнать, какая форма была первичной – Аралтова или Оралтова гора. Первичность варианта Аралтова сразу решит вопрос в пользу связи Уралтау с термином арал и топонимом Арал-дингезе. А если древнее Оралтова гора и форма Аралтова – результат русского «аканья», то придется вспомнить о том, что Урал по-казахски и по-каракалпакски Орал, и еще раз проверить, не связано ли это название с глаголами оралу, уралу – «опоясываться». Трудно бывает найти истину.
Итак, какая же гипотеза достойна того, чтобы считаться истиной?
Существует множество мнений ученых о происхождении слова Урал, написано много разных книг, но нет до сих пор однозначного ответа на этот вопрос. Данная тема интересует не только учёных России, но и учёных других стран. Давно и серьезно обсуждаются две версии происхождения этого названия — финно-угорская (мансийская) и тюркская. В исследовательской работе представлены создатели финно-угорской (мансийской) версии. Это известные исследователи Северного Урала Э. К. Гофман и М. А. Ковальский. Уже в наши дни венгерские ученые Б. Кальман и Я. Гуя развили мансийскую версию. Сторонники второй версии утверждают, что название Урал по происхождению связано с тюркскими языками — башкирским, татарским, казахским. Это такие исследователи и учёные, как: В.Н. Татищев, П. Рычков, автор книги «Центральная Азия», путешественник А. Гумбольдт, Х. Мозель, Г. Конкашпаев, Ш. Бахтиев, У. Ястребов, Д.Г. Киекбаев и др. Так или иначе, предположение о тюркском происхождении названия Урал более правдоподобно, чем мансийская версия, хотя полной ясности пока нет. Поэтому и появляются всё новые объяснения этого загадочного слова. Есть ошибочные версии, есть версии достойные внимания современных учёных. Трудно предугадать, какие новые гипотезы еще появятся и какие исторические документы будут обнаружены.
Заключение.
Исследование по данной теме позволило узнать много нового и интересного из жизни и быта людей на Урале, о его богатых традициях, начиная со средних веков прошлого века и до наших дней, об истории освоения Урала русскими людьми и, главное, об истории названия Урала.
Итак, почему Урал назван Уралом?
Я узнала, что нет однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Урал. Существует несколько версий ученых, с которыми я познакомилась в процессе работы. В основном, ученые и исследователи Урала склоняются к двум точкам зрения.
Первая из них, это гипотеза мансийского происхождения слова Урал (ур ,по-мансийски, горы). Данную гипотезу высказывали и доказывали М.Н. Ковальский, Бэла Кальман, Янош Гуя, Аврелиан Соважо, Макс Фасмер, писатель Лев Успенский и др.
Но есть много сторонников и у гипотезы В.Н. Татищева. Сторонники данной версии утверждают, что название Урал по происхождению связано с тюркскими языками — башкирским, татарским, казахским. К В.Н.Татищеву присоединились многие учёные: П. Рычков, автор книги «Центральная Азия», путешественник А. Гумбольдт, Х. Мозель и др. Екатеринбургский писатель и исследователь Лев Михайлович Сонин в своей книге «Тайны седого Урала» пишет: «Принимаясь за «Общее географическое описание всей Сибири», В.Н. Татищев, несомненно, ознакомился со всеми доступными ему опубликованными сведениями об этих местах (а ему, знавшему несколько иностранных языков, имевшему обширную библиотеку, доступно было многое), переспрашивал знатоков, сопоставил всю информацию и убежденно записал: «…От Тобола к западу те же горы до вершин рек Яика и Белой… Уральские… От верховий выще объявленных рек… горы оные поворотили прямо к северу, даже до моря Ледовитого… и зовутся они горы по-татарски Урал, по-русски — Пояс Каменный» [6, стр.65]. Несмотря на то, что я объединила гипотезы в две большие группы, у многих ученых, исследователей есть своя точка зрения на происхождение названия Урал, в некоторых деталях мнения представителей даже одной группы расходятся. О чем я подробно рассказываю в центральной части исследовательской работы.
Мне же более близка точка зрения А.К. Матвеева, который в своей книге «Нёройки караулят Урал» утверждает, что «сейчас поиск в разгаре. И еще неизвестно, чем он закончится: будут и новые исследования, и новые архивные документы – может быть, древнерусские, может быть, написанные арабской вязью»[3, стр.63].
Литература.
Простые летающие модели из бумаги
Весенние чудеса
Н. Гумилёв. Жираф
Отчего синичка развеселилась
Ласточка. Корейская народная сказка