12 апреля на базе Читинского педагогического колледжа состоялась Региональная конференция по теме "Молодежь и образование в XXI веке" Локтева Ксения подготовила тезисы выступления на конференции по теме " Актуальные вопросы развития политической и правовой культуры молодежи". По материалам Региональной конференции будет издан сборник статей.
Актуальные вопросы развития
правовой и политической культуры молодежи.
К. Локтева, 4 курс, М. Г. Нестерова,
Балейский филиал ГОУ СПО преподаватель социально-
«Читинский педагогический колледж» гуманитарных дисциплин
Специальность «Иностранный язык»
Философ К. Мангейм в свое время сказал: «Молодёжь - это один из скрытых ресурсов общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность». Сложно оспорить это высказывание. Ведь именно от того, как российское общество и государство будет относиться к молодёжи, в конечном счете, будет зависеть будущее России.
В нашей стране до недавнего времени государственной молодёжной политики как таковой не существовало, отсутствовала система институтов поддержки молодёжи, законодательная база. Следовательно, и проблемам развития культуры молодых людей (и в частности, правовой и политической культуры), не уделялось должного внимания. Безусловно, это наложило огромный отпечаток на целые поколения россиян, что негативно отразилось на развитии страны в целом.
Почему сегодня актуально рассматривать тему правовой и политической культуры молодёжи? Ответ прост: само понятие «молодёжной политики» как деятельности государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив в основу свою закладывает содержание этих двух терминов. Какова их роль в общем развитии молодёжных институтов и каждого молодого человека в частности?
Правовая культура - это комплекс регуляторов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании людей, то есть в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе.
Анализ результатов анкетирования студентов в колледже позволяет выделить несколько проблем современного общества: правовую безграмотность, правовой нигилизм, цинизм, а также недостаточность правового воспитания.
Правовая грамотность студентов представлена знанием ключевых статей Уголовного кодекса. Студенты старших курсов неплохо разбираются в Трудовом кодексе, что нельзя сказать о студентах 1-2 курсов. Исследуемые молодые люди не достаточно хорошо разбираются в конституционной, административной, гражданской, трудовой и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.
Юридические законы выполняют разные функции, главной из которых считается регулятивная. Законодательство стремится к регуляции всех общественных процессов, стараясь сохранить при этом максимально демократический характер. Но, даже при малейшем несоответствии между правовой системой и массовым правосознанием граждан возникнет проблема правовой культуры. Поэтому на современном этапе развития гражданского общества в России представляется наиболее важным, с одной стороны, отражать в законодательстве правовые представления, господствующие в обществе, формировать позитивное отношение молодых людей к закону, а с другой – поднимать правовую культуру населения, молодежи в частности.
Уважение к закону – основополагающий принцип правовой культуры. Исторически сложилось так, что все законы воспринимались русским обществом как нечто приказное, навязанное государством и, следовательно, имеющее в глазах россиян негативный характер. Поэтому возникает острая необходимость формирования положительного образа закона как основного регулятора демократического общества.
Под обращением к закону подразумевается, что решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путём применения силы, угроз. Часто школьники, студенты и другие представители молодёжи многие конфликты и споры пытаются решить вне правового поля, что не просто усиливает криминогенные процессы, но и подрывает все моральные устои и ценности современного человека и гражданина.
Всё это позволяет говорить нам о том, что помимо отсутствия интереса у молодых людей к закону, существует еще и проблема политики органов правопорядка и других государственных структур в области работы с молодёжью. Долгий социально-экономический кризис в стране побудил крайне негативное отношение молодёжи к органам правопорядка. Поэтому необходимо на общефедеральном уровне прилагать все усилия к повышению уровня открытости представителей власти в сфере работы с молодёжью: проводить просветительскую работу, способствовать формированию позитивного отношения молодёжи к органам правопорядка, иным государственным структурам.
Только через совокупность всей системы мер, направленных на повышение правовой культуры молодёжи, можно сформировать у молодых людей четкие ценностные установки, высокую степень правосознания, а значит и чувство ответственности за каждое принятое решение, что в целом станет гарантом успешного развития российского общества.
Проблема развития политической культуры молодёжи в современной России не менее актуальна, чем все элементы государственной и муниципальной молодёжной политики в целом. Молодёжь – важнейший социальный и электоральный ресурс общества - привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного мнения. Все они хотят знать, какую роль готова (или не готова) играть молодёжь в развитии демократии, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Многие современные представители науки и публицисты отмечают в своих работах проблему политической пассивности молодёжи и выделяют основные причины данного явления, в основном психологические, с которыми трудно не согласиться.
Первая причина - это синдром неоправданных надежд, когда политика не оправдывает ожиданий человека. Молодёжь теряет интерес к политике. Тогда наступает период политической апатии, являющейся одной из форм политического протеста. Опыт показывает, что даже те молодые люди, которые увлекаются политикой и являются членами различных молодёжных политических организаций, партий, нередко бросают всю свою общественно-политическую работу по причине разочарования в идеалах и принципах работы соответствующей организации.
Решение этого вопроса видится в применении мер государственного и общественного контроля идеологии и содержания программных документов различных политических движений, работающих с молодёжью. Значительную роль в этом процессе может сыграть деятельность непосредственно молодёжных политических организаций («Молодая гвардия Единой России», «Россия молодая», «Наши», «Местные» и др.) В этом смысле можно признать успешной практику работы дискуссионных клубов, публичных дебатов, создание молодежного парламента. Также параллельно следует способствовать развитию молодёжных инициатив, расширять сферу их государственной поддержки. Ведь именно в процессе реализации собственных проектов молодые люди начинают более зрело ориентироваться в окружающей общественно-политической ситуации.
Вторая причина – нет объединяющей идеи общества. Общество разобщено. Та часть общества, которая отчуждена от экономических благ, экономических ценностей, не принимает участия в политической жизни, - это молодёжь как социально не заинтересованный слой общества. Эта проблема сегодня отражает всю сущность российской действительности. Реализуемые программы финансовой поддержки и стимулирования молодёжи пока не могут оказать должного эффекта на выравнивание социального неравенства в обществе и молодёжной среде в частности, а также на общее участие молодых людей в экономических процессах. Необходимо повышать уровень таких программ, приглашая к сотрудничеству экспертов и учёных, применяя зарубежную практику, стимулируя молодёжь через создание специальных общественных институтов и молодёжных общественных организаций.
И, наконец, третья причина – это отсутствие единой молодёжной политики. «De jure» государство, бесспорно, принимает общеразвивающие меры в области политического воспитания молодёжи, но «de facto» молодёжь сегодня предоставлена сама себе.
Все обозначенные выше причины политической пассивности молодёжи можно решить через новые подходы в области молодёжной политики на федеральном и на региональном уровне (а это, прежде всего, привлечение самих молодых людей к решению данных проблем).
Таким образом, правовое и политическое самоопределение молодёжи - одна из ключевых составляющих динамичного развития общества. От взаимоотношений молодёжи с обществом, её места и роли, настроений, установок существенно зависят результаты всех сегодняшних реформ, зарождение новой правовой культуры, а значит, и дальнейший исторический путь нашего общества.
Литература
Любили тебя без особых причин...
Заяц, косач, медведь и весна
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Марши для детей в классической музыке
Учимся ткать миленький коврик