12 апреля 2012 года состоялась Региональная конференция по теме " Молодежь и образованиев XX! веке" на базе Читинского педагогического колледжа.
Студенткой 1 курса Скобельцыной Анастасией были подготовлены тезисы выступления на Региональной конференции по теме " Молодежь и самообразование" по материалам конференции будет создан сборник выступлений участников конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
molodyozh_i_samoobrazovanie_novyy.docx | 25.23 КБ |
Молодёжь и самообразование
А. Скобельцына, 1 курс, Балейский филиал ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж» Специальность «Дошкольное образование» | М.Г.Нестерова, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин |
Проблема самообразования является одной из самых актуальных в настоящее время. Поток информации постоянно растёт, всё это требует большой самоподготовки, самообразования от современного человека, особенно от молодёжи.
Самообразование - это образование, которое получается, вне какой бы то ни было школы путём самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьёзных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании: однако, одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать. Общее образование, сообщаемое средней школой, не может быть полным, и потому учащиеся должны извлекать свои знания не только из учебников и во время урока, но и из самостоятельного чтения, Интернет - ресурсов. Студенты всех учебных заведений, желающие расширить свои знания и выработать себе научное, моральное и социальное миросозерцание, тоже должны прибегать к самообразованию. Наконец, люди, выработавшие в себе привычку к серьёзному чтению, и по окончании курса в высших учебных заведениях, читая научные книги, пользуясь Интернет - ресурсами, продолжают заниматься самообразованием.
Социологи утверждают, что по общесоциологическому закону развитие переходит в саморазвитие, образование в самообразование. Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Проблемой самообразования занимались многие наши соотечественники, что, безусловно, подчеркивает значимость данной проблемы.
Почти сто лет назад в 1911 году Николай Александрович Рубакин написал книгу «Письма к читателям о самообразовании». В своей книге он отвечает на вопрос, что такое самообразование. «Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития». По его мнению: «понимать окружающую жизнь – вот первая задача образованного человека».
Николай Александрович рекомендует молодёжи основные правила самообразования, которые он представляет в виде общего плана, общей схемы:
Однако следование этим правилам не является успешностью самообразования. Здесь он рекомендует молодёжи, как преодолеть те трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе самообразования. Для этого необходимо совершенствовать свою волю, экономить силы, развивать свои способности.
Автор раскрывает основные принципы, задачи успешности в процессе самообразования:
А) общую, т.е. широкий кругозор,
Б) специальную, т.е. профессиональную.
Среди студентов 1; 2 и 4-х курсов было проведено анкетирование на тему «Молодёжь и самообразование».
Целью исследования было выявление отношения, проблемы, реальной потребности молодёжи в самообразовании.
Были представлены следующие вопросы:
Анализируя ответы можно сделать вывод: 95% студентов самообразование описывают так: «образование человека без помощи других, получение знаний самим без посторонней помощи, без контакта с преподавателем с помощью книг, интернета и многого другого»
Из ответов на другие вопросы перед нами встаёт образ молодого человека и его отношение к самообразованию:
Ответы на следующие три вопроса показали, что большинство учащихся колледжа хотели бы научиться самообразованию. В меньшей степени это выражено у студентов 1и2 курсов, а в большей степени у студентов 4 курса, осознавших необходимость в самообразовании очень глубоко. В помощи нуждаются все студенты и о книгах по самообразованию очень мало информации.
Данное исследование позволило сформулировать несколько проблем:
3. Очевидна необходимость в разработке программы просвещения молодежи в области самообразования и помощи в самообразовании, подобной той, что начал осуществлять Н.А.Рубакин сто лет назад.
Литература:
1.Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
2.Даль Владимир, Толковый словарь живого великорусского языка; М.1989
3.Рубакин Н.А. Избранное.- М., 1975
4.Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общим ред. П. И. Пидкасистого. – М, 2004.
Петушок из русских сказок
Юрий Алексеевич Гагарин
Сказка "Узнай-зеркала"
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"