Исследовательская работа по ОБЖ.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.docx | 135.63 КБ |
МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района
Правоведение
Исследовательская работа
Тема: «Правовое государство в России- миф или реальность?»
Автор работы:
Черниченко Елена, 9 класс
МБОУ Маргаритовская СОШ
Азовского района.
Руководитель:
Красников Сергей Васильевич,
преподаватель ОБЖ.
с. Маргаритово
2012г.
Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. В свете тех политических событий, которые разворачиваются сейчас в нашей стране: прошедшие и предстоящие выборы, митинги, политические дебаты.
Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.
Гипотеза:
Россия находится на пути становления правового государства.
Цели моего исследования:
Во-первых, дать оценку состояния правового государства в России в целом и определить уровень правовой культуры жителей с. Маргаритово, х. Юшкин и Чумбур-Коса.
Во-вторых, попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством.
Для достижения поставленных целей я выделила следующие задачи:
-выяснить, что понимают респонденты под термином «правовое государство».
-проанализировать отношение населения села к становлению правового государства в России.
- рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства на протяжении существования государства.
- выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение.
- проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества
- отметить несоответствие теории с реальностью правового государства в России.
Для решения этих задач я, прежде всего, изучила исторические источники. В своей работе применила различные методы исследования.
Методы исследования:
Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.
Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.
Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в России?
Правовое государство
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало всё новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.
Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично- политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим режимом.
Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.
Признаки правового государства
Правовая культура. Что это?
Большинство стран мира в своих конституциях указывает на принадлежность к правовому государству. История идей о правовом государстве стара как мир. Но верно ли это стремление? Может быть правовое государство - это такой же миф, как государство всеобщего равенства или полной справедливости? А принципы правового государства не могут быть реализованы. И стоит ли Российскому государству идти по этому пути?
Мною был проведён социологический опрос населения села Маргаритово, х. Чумбур-Коса и Юшкин.
Вопросы:
1)Что Вы понимаете под термином правовое государство?
2)Создано ли оно в РФ?
3)Как Вы относитесь к законам РФ?
4)Как Вы думаете, справедливы ли они?
5)Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?
Результаты социологического опроса
(были опрошены 220 респондентов)
1.Что вы понимаете под термином «правовое государство»?
На первый вопрос от респондентов были получены следующие ответы:
«я не знаю» - 46% 101 человек
«лучше не спрашивайте» - 20% 44 человека
«когда есть законы и они работают» - 18% 40 человек
«государство, где законы выше власти» - 16% 35 человек
2. Создано ли оно в России?
На второй вопрос респонденты ответили следующим образом:
«да» - 13% 28 человек
«наверное» - 18% 40 человек
«не думаю» - 49% 108 человек
«нет, но мы к этому стремимся» - 20% 44 человека
3. Как вы относитесь к законам в Российской Федерации?
На третий вопрос были получены следующие ответы:
«я принимаю их такими, какие они есть» - 10% 22 человека
«закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло» - 8% 18 человек
«как порядочный гражданин» - 22% 48 человек
«положительно» - 47% 103 человека
«отрицательно» - 13% 29 человек
4. Как вы думаете, справедливы ли они?
Итоги опроса по четвёртому вопросу:
«не всегда» - 47% 103 человека
«не совсем» - 19% 42 человека
«да, раз существуют» - 24% 53 человека
«когда, как» - 10% 22 человека
5. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?
На пятый вопрос респонденты дали следующие ответы:
«да, действуют» - 10% 22 человека
«не все» - 48% 106 человек
«смотря какие» - 22% 48 человек
«ни на всех людей» - 20% 44 человека
Анкета для старшеклассников. (30 учащихся)
да – 28 уч-ся 93,3%
нет -2 уч-ся 6,7%
да –18 уч-ся 60%
нет – 12 уч –ся 40%
да – 11 уч-ся 37%
нет – 19 уч-ся 63%
да – 10 уч-ся 33,3%
нет – 8 уч-ся 26,6%
не все - 12 уч-ся 40,1%
да – 12 уч-ся 40%
нет – 9 уч-ся 30%
не всегда и не все – 9 уч-ся 30%
да – 19 уч-ся 63,3%
нет – 5 уч-ся 16,7%
иногда, да – 6 уч-ся 20%
да - 4 уч-ся 13,3%
нет – 26 уч-ся 86,7%
да - 26 уч-ся 86,7% нет – 4 уч-ся 13,3%
Следующим этапом моего исследования стало изучение пословиц, поговорок:
Нужда крепче закона.
Где закон, там и тюрьма.
Не зная закона, не знает и греха.
Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Не бойся суда, бойся судьи.
Не всякий прут по закону гнут.
С сильным не борись, с богатым не судись.
Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.
Изучались мной и изречения выдающихся людей:
В 9 классе в День Конституции (12 декабря 2011 года) мной и классным руководителем была проведена дискуссия на тему
«Современная Россия – правовое государство?»
Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона.
Ход мероприятия.
Сегодня мы отмечаем восемнадцатилетие ныне действующей Конституции РФ. Хотя Конституция декларирует, что РФ демократическое, социальное, правовое государство, мы, тем не менее, решили поставить знак вопроса в конце формулировки темы нашей дискуссии. Это сделано не для того, чтобы оспорить основной закон нашей страны, а для того, чтобы ещё раз подумать над теми процессами, которые происходят в России в сфере соблюдения прав человека.
Мы помним, что современная Россия молодое государство, а становление демократических институтов процесс достаточно длительный и не всегда лёгкий. Отсюда проблемы, вопросы, которые нужно уметь ставить и учиться на них отвечать. Вопросы эти возникают, как на правительственном уровне, так и у рядовых граждан.
Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам нашей школы с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Может быть такие случаи происходили в их семье, с их родственниками или знакомыми? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? Почему не удалось? Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.
Мы хотим обратиться ко всем участника дискуссии, учащимся и взрослым: актуальна ли на ваш взгляд выбранная нами тема и такая постановка вопроса? Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда нарушались ваши права?
II. Основная часть. Круглый стол.
Эпиграф: «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»
Вопросы дискуссии:
Обсуждение показало, что случаи нарушения наших прав ещё нередки. Однако большинство участников дискуссии, столкнувшись с подобной проблемой, чаще всего опускали руки и не пытались отстаивать свои права. Только немногие смогли найти выход из положения и в этом им помогли элементарное знание законов, которые, как оказалось, достаточно действенны и способны помочь человеку найти выход из многих затруднительных ситуаций. Настораживает другое: многие ребята видят свою роль в становлении правового государства крайне пассивной и не собираются ничего делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему считают, что от них ничего не зависит. Нам кажется, что в ходе дискуссии, мы смогли преодолеть подобный скептицизм.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что мы не столько пытались выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить нашу роль в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу.
На уроке обществознания в 9 классе было проведено тестирование по следующим вопросам:
1.Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?
2. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?
А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;
Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ
3.Исключительным признаком правового государства является постулат:
4. В основе теории правового государства лежит стремление
5. Укажите признак правового государства:
6. Теорию разделения властей на три ветви создал:
7.Разделение властей необходимо для:
Результаты тестирования показали, что учащиеся имеют хорошие знания в данной области.
Заключение
На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность -государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны. Но важно знать и понимать, что достижение этой цели зависит от каждого.
Углубившись в суть вопроса, и, узнав намного больше информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не правовое государство в идеале.
Необходимо помнить, что:
… человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».
Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, освоила новый для себя жанр научной работы.
В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее, нам - молодому поколению современной России, надо постараться.
И опять в голове возникают мудрые слова моего учителя: “Все в ваших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
2. Коваленко А.И. «Правовое государство: концепция и реальность», М., 1993 г.
3.«Правое государство в России: замысел и реальность», М., 1995 г.
4. «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России», М., 2003 г.
5. Учебники “Обществознание 10, 11” Боголюбов Л.Г.
Сказка об одной Тайне
Браво, Феликс!
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рисуем тыкву
Акварель + трафарет = ?