Работа посвящена истории возникновения флота на Руси. Доказывается, что флот в России возник задолго до Петра Первого.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_parusnogo.docx | 260.16 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа»
История парусного флота России
Автор проекта:
Симушин Андрей, ученик 8А класса
МБОУ «Парбигская СОШ»
Руководитель:
Ведерникова Наталья Ивановна,
учитель истории и обществознания
с. Парбиг
2012 г.
Актуальность проекта
2012 год объявлен в России годом истории. В истории нашей страны есть множество страниц, которыми мы гордимся. Одна из них – история российского флота. Морской флот России ведет свое начало от легендарного решения Боярской думы 20 октября 1696 года: «Морским судам быть!» Это историческое решение заложило основу для строительства регулярного Российского флота. Однако, дата рождения флота долгое время была темой обсуждений и дискуссий историков и исследователей истории флота нашего государства. Действительно, непросто, да и невозможно точно определить, когда на Руси появились первые речные и морские суда, когда началось речное и морское судоходство. И дата 20 октября 1696 года – это компромисс историков и общественных деятелей. Именно тогда Россия стала морской державой. Однако мы часто забываем более удаленные от нас события – древнерусскую историю, не менее богатую героическими событиями. И тогда открытием становится, например, иллюстрация в журнале или учебнике с изображенными на ней ладьями древних славян. Упоминания о кораблях и плаваниях допетровской эпохи встречаются очень часто. Изучение данной проблемы позволит лучше понять историю нашей страны и ее флота.
Цель моей работы – доказать существование морского и речного флота на Руси до 1696 года.
Задачи:
Этапы проведения проекта
1 этап: выбор и изучение доступных источников, работа в сети Интернет
2 этап: структурирование информации по проблеме, подбор иллюстраций
3 этап: создание электронной презентации
Тип проекта: информационно-исследовательский
По предметно-содержательной характеристике – монопроект, образовательная область «история»
По количеству участников и срокам – индивидуальный среднесрочный проект
По характеру контактов – внутришкольный
Основная часть
В ходе работы над проектом на основе анализа источников удалось установить наличие информации о мореплавании на Руси уже в IV веке. Славяне еще задолго до образования Киевского государства строили суда и использовали их для торговли и военных походов и были известны Риму и Византии. Византийцы высоко ценили их военное искусство и считали славян опасным противником. Истории хорошо известны плавания и походы южных и восточных славян еще в IV — VII вв., когда флотилии славянских моноксилов (судов-однодеревок) появились в Мраморном, Эгейском, Средиземном и Черном морях. Уже тогда Черное море арабы называли Русским морем. Славянский флот в 610 г.. осаждал Солунь, в 623 г. вел боевые действия против острова Крит, в 626 г. против Константинополя.
Конечно, в истории русского народа реки имели большое значение; они были удобными путями сообщения, способствовали развитию рыбного промысла и кораблестроения. Именно по рекам передвигались первые суда славян. Племена, осевшие у верховьев рек, осваивали их устья. Речное судоходство было перенесено сначала на взморье, а затем и в открытое море. На протяжении нескольких столетий славяне, ведя борьбу с Византийской империей, пользовались морским путем для торговли, передвижения и нападения. Византия, высоко оценивая их воинскую доблесть, знание военного и морского дела, привлекала славян к себе на службу и поручала им высокие должности не только в армии, но и на флоте, а также неоднократно заключала военные союзы со славянами против соседних государств.
Новгород, а затем и Псков с XI в. вели торговлю с Ганзейским союзом и имели суда, плававшие по Балтийскому морю, о чем свидетельствуют древние былины (например, о торговом госте Садко), упоминая о «буссах-кораблях». Киевские князья, по свидетельству византийских летописцев, как и древние славяне, продолжали строить моноксилы, т. е. суда-однодеревки, представлявшие собой ладьи, выдолбленные из крупного ствола липы или дуба с прибитыми к нему досками для образования надводного борта.
Рисунок 1. Русская боевая ладья
Эти ладьи, длиною не превышавшие 20 м, были достаточно широки, высокобортны и могли вмещать до 40 человек. Строили и более совершенные суда: наборные ладьи — морские — из досок с поперечными ребрами. Киевские князья и новгородцы имели покрытые ладьи, с палубой для защиты гребцов и воинов от поражения. Эти ладьи были крупными мореходными судами с парусным вооружением, которое широко использовалось русскими в дальних морских походах
Рисунок 2. Новгородское торговое судно
В конце XIII в. на Руси был создан новый тип кораблей — ушкуй. Возможно, его название происходило от полярного медведя, которого на севере России называли ушкуем. Новгородские корабелы строили ушкуи из сосновой древесины, богатой смолой. Речные ушкуи могли принимать на борт до 30 человек. Размеры ушкуев могли составлять 12—14 м в длину, 2,5м в ширину, осадка — 0,4-0,6 м, при высоте борта до 1м. Более крупные корабли называли насадами.
Рисунок 3. Ушкуй
Поскольку окончания носа и кормы на корабле были симметричны, он мог, не разворачиваясь, отойти от берега, что было важно для судна, часто применявшегося в боях. Впрочем, их столь же охотно использовали и купцы.
Слава ушкуев связана с новгородскими ушкуйниками, походы которых начались в конце XIII в. Оторвавшиеся от своих общин, отважные воины-ушкуйники (как впоследствии и казаки) промышляли грабежом противников Руси: норвежцев и шведов и даже дерзали нападать на Золотую Орду. Так, в 1360 г., за 20 лет до Куликовской битвы, они прошли вдоль всей Волги и, нападая на ордынские города, захватили большие богатства. Хан Золотой Орды потребовал от русских князей выдать ушкуйников, и те... согласились: тайно подошли к их костромскому лагерю, захватили воинов в плен, а затем выдали ордынцам. Такого вероломства ушкуйники простить не могли и с тех пор всячески мстили князьям Ростова, Нижнего Новгорода и Суздаля, которые участвовали в этом злом деле, а саму Кострому грабили всякий раз, как проплывали мимо. Несколько раз ушкуйники разоряли ордынский город Булгар недалеко от Казани, а в 1374 г. спустились вниз по Волге и захватили даже Сарай — столицу Орды! Конец истории ушкуйников связан с именем великого князя Ивана III, который в 1478 г. разгромил Новгород и тем самым лишил их пристанища, а нового места на Руси они не нашли.
Kоч – поморское деревянное, одно- и двухмачтовое, плоскодонное, однопалубное морское судно. Малые кочи принимали от 800 до 10000 килограмм груза, имели сравнительно небольшую осадку и могли ходить по мелководью, включая устья рек и озер.
Рисунок 4. Коч
Для дальних вояжей предназначались суда вместимостью до 30 тонн, что было пределом для условий плавания во льдах и перетаскивания судов волоком. Движителем коча был парус 13 м в высоту и 8,5 м в ширину. Для изготовления большого паруса для коча требовалось до 120 кв. метров оленьей шкуры, на которую нашивали накладки из тонкой замши - с нее легко удалялся намерзшие снег и лед.
Название происходит от слова «коца». Это особая обшивка, которую еще именовали «ледовой шубой». Ее доски крепились к основной обшивке вгладь и предохраняли последнюю от повреждений льдами.
Основным достоинством судна коч была способность плавать в битом льду, поскольку подводная часть корпуса имела яйцевидную форму, и при сжатии льдами коч выдавливало вверх. Такие суда годились и для перетаскивания волоком по суше. Это была продуманная и сбалансированная конструкция судна.
Московское государство было отрезано от Черного моря, но на Украине казаки из Запорожской Сечи вели борьбу с крымскими татарами и турками на берегах Черного моря в Крыму и на побережье Турции. Только Новгород и Псков, оставшиеся до включения в состав Московского государства свободными городами, вели торговлю с Ганзой и имели морские суда, ходившие в Швецию и Данию; на острове Готланд в городе Висби новгородцы имели свою факторию для продажи товаров. Новгородцы строили морские парусные ладьи длиною 25-30 м, которые принимали до 200 т груза, а также промысловые карбасы и суда для прибрежного и речного плавания. Известны случаи (1142-1154 гг.) нападения шведов на новгородские суда; в 1242 г. у князя Александра Невского во время борьбы со шведами на Неве были вооруженные суда.
В 1648 г. Дежнев совершил плавание из Колымы вокруг Чукотского полуострова в Берингово море, открыв для европейцев Берингов пролив. Однако донесение Дежнёва о путешествии на северо-восток Азии затерялось в Якутском архиве. Оно было найдено лишь спустя 88 лет – в 1736г. Морское путешествие Дежнева привело к первому посещению русскими Камчатки. Во время бури кочи Федота Попова и Семёна Дежнёва потеряли друг друга. Поэтому Федот Попов уже один вышел на берег полуострова Камчатка. Из устья реки Камчатка Федот Попов поднялся вверх по реке, а его люди зазимовали в устье реки. Следовательно, именно Федоту Попову и его товарищам принадлежит честь открытия уникального в природном отношении уголка – Камчатки. В последующие годы Дежнев продолжал службу на севере Сибири.
Казачьи отряды часто использовали такой тип судна как чайка. Эти суда имели мачту с одним косым парусом, два руля для лучшего маневрирования. Основой построения чаек был киль длиной около 15 метров, который изготавливался из липы, вербы или дуба. На его основе возводился корпус — ставились шпангоуты и наращивались борта до тех пор, пока чайка не достигала 20 метров в длину и 3,6 метра в ширину (при высоте около 1,6 метров). Борт делали из сосновых досок длиной от 320 до 380 см. Доски очень плотно прибивались одна на другую. Вёсельное вооружение чайки обычно составляло 10–15 пар вёсел.
Примечательно, что на чайках обычно устанавливалось два руля — спереди и сзади. Это многократно ускоряло разворот, так как для смены курса на противоположный достаточно было лишь начать грести в другом направлении. Палуба на чайках отсутствовала. Для гребцов внутри лодки сооружались скамьи (из расчёта 2 человека на весло). Парусное вооружение использовалось лишь в качестве дополнительного движителя. Мачту и парус ставили лишь при благоприятном ветре. Наличие складной мачты позволяло чайке быть очень незаметной в случае засады или при подкрадывании к противнику. Скорость чайки на воде была весьма значительной.
Рисунок 5. Чайка
Чайки широко использовались запорожскими казаками для быстрого нападения на врагов и столь же быстрого отступления. Известны случаи длительных походов вплоть до берегов Босфора. Например, в 1652 г. 1000 казаков напали на Стамбул, опустошили окрестные населённые пункты и захватили в плен 150 человек. На обратном пути их настигли 10 султанских боевых судов, однако казаки сумели уничтожить большую часть турок и разогнать их корабли. Данный факт говорил о большом мастерстве ведения морского боя. Чайки часто использовались в русско-турецких войнах XVIII века. Именно на чайках отправились в поход казаки Ермака.
В ходе ливонской войны 1558-1583 гг. возникла острая необходимость иметь военный флот для защиты торговли и обеспечения боевых действий русских войск на побережье. Военные и торговые суда строились на отечественных верфях в Нарве, Вологде, на Западной Двине, в Архангельске и частично покупались за границей.
Со второй половины XVI в. в Казани, Нижнем-Новгороде и Астрахани существовали казенные мастерские для постройки волжских и каспийских судов. В Казани мастера под наблюдением воевод строили суда для военных и торговых целей и изготовляли различные предметы снабжения судов.
Таким же центром судостроения являлся и Нижний Новгород.
В Астрахани в 1624 г. был организован казенный «Деловой двор», строивший суда для рейсов в Баку и Дербент и ведавший охранными судами. Постройка более крупных кораблей относится к 1636 г. Корабль «Фридерик» длиной 36 м, шириной 12 м, осадкой 2 м., имел плоское днище,
три мачты с парусами и, кроме того, 24 весла; был вооружен несколькими пушками.
В 1667 г. правительство строит корабли для Каспийского моря на Оке, в селе Дединове Коломенского уезда. Ведение корабельного дела было поручено боярину Афанасию Ордину-Нащекину. Строили корабли русские мастера Яков Полуектов и Степан Петров, строевой лес в Дединово доставлялся из Коломенского и Вяземского уездов, а тульским и каширским заводам было приказано «давать железо самое доброе на корабельное дело». Плотники и кузнецы набирались из соседних сел. Срок постройки первых кораблей был намечен к весне 1668 г., но денежные и материальные затруднения (недостаток канатов и парусов) задержали постройку еще на год.
Только в 1669 г., после ледохода, построенные корабль «Орел», две шнеки и один бот ушли в Астрахань. Орел имел длину 24,5 м, ширину 6,5 м, осадку 1,5 м и был вооружен 22 пушками. В 1670 г. корабль «Орел» был сожжен при взятии Астрахани Степаном Разиным.
Верфь Соловецкого монастыря с XV в. строила морские ладьи, а верфь братьев Строгановых, созданная в 1590 г. в Соломбале (предместье Архангельска), строила корабли для плавания в северных морях на острова Новую Землю, Грумант (Шпицберген) и др. В 1700 г. на реке Вавчуге при впадении ее в Северную Двину существовала русская корабельная верфь братьев Бажениных, строившая различного типа морские и промысловые суда. Корабли, построенные на этой верфи, отличались большой прочностью и оценивались голландскими и английскими купцами во много раз выше кораблей, построенных на английских и голландских верфях.
Результаты работы и перспективы развития проекта
В результате работы над проектом был систематизирован материал о начальной истории русского парусного флота. В ходе реализации проекта были изучены различные информационные ресурсы по проблеме, разработана презентация, которую можно использовать для выступления на школьной неделе истории, конференции. Предполагается дальнейшее развитие проекта – разработка электронного ресурса по истории Российского парусного флота и расширение хронологических рамок темы – изучение истории флота до последнего сражения парусных кораблей в истории – Синопского боя. Реализованный проект достиг поставленной цели. С уверенностью можно сказать, что слова Петра Великого о том, что «корабельное дело у нас так странное, что едва о нем и слыхали» не соответствуют действительности. Корабли на Руси были.
Список литературы и источников:
Злая мать и добрая тётя
Астрономический календарь. Май, 2019
Золотой циркуль
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Госпожа Метелица