В данной работе отражены основные принципы организации двигательного режима с учетом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста. Особое место уделено организации, содержанию и методике проведения различных видов физкультурно - оздоровительной работы, описаны их конкретные задачи, которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течении урока, учебного дня, недели, четверти, года.
Вложение | Размер |
---|---|
laysan.doc | 81 КБ |
Отдел образования Сабинского муниципального района
Изминская средняя общеобразовательная школа
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Физкультурно -оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы»
Выполнила: ученица 9 класса Ахатова Л.Р.
Научный руководитель: учитель физкультуры
I квалификационной категории Хабибуллин А.Н.
2009 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
I. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы………………………………………………….……..4
1.1. Утренняя зарядка………………………………………....................4
1.2. Гимнастика до учебных занятий………………………..................5
1.3. Физкультурная минута и физкультурная пауза…………….….....7
1.4. Подвижная перемена……………………………………….……....9
1.5. Спортивный час в группе продленного дня……………….….…11
Заключение…………………………………………………………………......13
Литература…………………………………………………..………….………14
Приложения………………………………………..…………………….……..15
Введение
Всем известно, что в процессе учебных занятий активно участвуют в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. В результате у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. Из-за длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловище вперед к искривлению позвоночника.
Чередование учебных занятий и активного отдыха способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности, развитию физических качеств, функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Уроки физкультуры лишь частично пополняют недостаток движений - около 40% суточной потребности или 11% недельной, поэтому необходимы регулярные занятия физическими упражнениями в режиме дня школьников: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах. Спортивный час вместе с уроками физкультуры должны составлять ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.
В данной работе отражены основные принципы организации двигательного режима с учетом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста. Особое место уделено организации, содержанию и методике проведения различных видов физкультурно - оздоровительной работы, описаны их конкретные задачи, которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течении урока, учебного дня, недели, четверти, года.
Разнообразные формы занятий физкультурой в режиме учебного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, их гармоничному физическому развитию. Систематические занятия физическими упражнениями повышают успеваемость по общеобразовательным предметам и снижают количество пропусков уроков по болезни.
Важной задачей физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня является ее восстановительная функция.
Решение этого вопроса требует правильность организации активного отдыха учащихся, включающий выполнение специального комплекса физических упражнений в форме физкультминут, подвижных перемен, спортивных часов.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня регламентируется соответствующими документами. Директор школы несет ответственность за обеспечение необходимых условий для ее проведения. Организатор внешкольной и внеклассной работы с детьми отвечает за ее организацию, оказывает помощь в проведении.
Учитель физкультуры участвует в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, готовит общественных инструкторов и судей из числа учащихся. Классные руководители также участвуют в этой работе.
Утренняя зарядка (гимнастика) выполняется учащимися ежедневно в домашних условиях или на свежем воздухе. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя.
Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов
либо с предметами: гантелями, резиновыми бинтами, скакалками, эспандерами и т.д. Примерная продолжительность занятий: для учащихся
I-IV классов — 8-10 мин, V-VIII классов — 10-15 мин, IV-XI классов —
15-20 мин.
Упражнения утренней гимнастики выполняют в определенной пос ледовательности. Вначале подтягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее выполняются бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения. После утренней зарядки необходимо принять душ.
Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом нужно постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность применения одного и того же комплекса— 12-15 дней.
Проведение утренней гимнастики на открытом воздухе в зимнее время рекомендуется при температуре не ниже: минус 60 С - для учащихся I-II классов, минус 10° С – для III-IV классов и до минус 150 С – для V-XI классов.
2.2. Гимнастика до учебных занятий
Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Её цель - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этим, она способствует организованному началу учебного дня, содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию навыков правильного их выполнения.
Основа гимнастики до занятий - это комплекс физических упражнений для различных мышечных групп. В комплекс должны включаться:
- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой);
- мышц спины и брюшного пресса (наклоны в перед, назад, в стороны);
- мышц нижних конечностей (приседания, выпады);
- подскоки.
Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте.
Проводить гимнастику лучше всего на открытом воздухе при температуре не ниже +10° С, а при неблагоприятной погоде - в хорошо проветренных коридорах, рекреациях.
Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 минут (в младших классах - не более 5-6 мин.)
Комплекс состоит из 5-6 упражнений. Количество повторений каждого упражнения - по усмотрению учителя. Гимнастику желательно выполнять под музыку. Комплексы упражнений следует менять не реже одного раза в месяц (желательно через каждые две недели). Их подбор должен проводиться с учётом усвоения детьми основных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. При подборе упражнений следует руководствоваться следующими
соображениями:
1. Подобранные упражнения должны отвечать основному назначению гимнастики до учебных занятий.
2. Оказывать воздействие на все группы мышц занимающихся.
3. Быть доступными, т.е соответствующими возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся.
Для проведения гимнастики целесообразно объединять по группам классов: I - III, IX - X. Однако, в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администрации школы и педагогов, она может проводиться с каждым классом отдельно.
Вынужденная статическая поза во время уроков ведет к утомлению мышц, вследствие чего у школьников появляются признаки двигательного беспокойства, нарушается правильное положение тела за партой, что приводит к нарушению осанки. Появляется тенденция к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов; ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению.
Физкультурные минуты - это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к восприятию учебного материала.
Физкультминуты обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминуты.
Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.
Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:
а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;
б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);
в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);
г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).
Физкультминуты в I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в
V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала. Для младших школьников наиболее целесообразно их провидение между 15-й и 20-й, а учащимися V-XI классах - между 20-й и 25-й минутами.
Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках поводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности.
Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:
а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;
б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;
в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;
д) темп выполнения должен соответствовать привычному;
е) при запыленности, загазованности воздуха в помещениях, где про
водится физкультурная пауза, следует снижать физическую нагрузку. При низкой температуре физическая нагрузка повышается.
Комплекс физкультпаузы можно составить так:
а) ходьба на месте с движениями рук;
б) упражнения в подтягивании;
в) подскоки или бег на месте;
г) наклоны или повороты туловища;
д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;
е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;
ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;
з) ходьба на месте с заданиями на внимание.
Физкультпауза, как и физкультминута оказывается более
эффективной, если проводится под музыку.
Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся. Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками школы.
Подвижные перемены используются для целенаправленного развития физических качеств у юношей и у девушек, предлагаются различные упражнения с учетом пола.
В подвижной перемене принимают участие все учителя. Общее руководство мероприятием осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение перемен возлагается на учителей-предметников, классных руководителей и на физкультурный актив школы. Важная роль отводится учащимся старших классов — общественным инструкторам.
Учителя, ответственные за проведение подвижной перемены, заблаговременно определяют места для занятий каждого класса на открытых площадках или в здании школы (случай ненастной погоды), подготавливают
инвентарь, гимнастическое и нестандартное оборудование, разрабатывают планы занятий с учетом возраста учащихся и их интересов.
Занятия проводятся в повседневной одежде на открытом воздухе, в прохладную погоду дети надевают куртки, пальто, головные уборы. В сильный мороз занятия переносятся в здание школы, но не отменяются.
Подвижные перемены организуются после третьего урока в течение 30 минут в односменных школах и 20 минут в двухсменных. Из этого времени на занятия физическими упражнениями и играми отводится соответственно 20 и 15 минут. Оставшееся время планируется на пассивный отдых и подготовку к уроку.
Питаются ученики на переменах после второго и четвертого уроков.
Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене должен быть связан с программой по физической культуре.
План мероприятий составляется по типу плана проведения гимнастики до занятий. При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Для детей I-IV классов необходимость в активном отдыхе возникает чаще. Для его организации необходим руководитель. Им может быть инструктор из старших классов. Ученики V-VII классов могут самостоятельно проводить подвижные перемены. Ввиду различия двигательных возможностей мальчиков и девочек этого возраста могут предусматриваться раздельные игры. Руководитель помогает организовывать игры и осуществлять судейство. В более старших классах (VIII-XI) инициативность и самостоятельность лежит на самих школьниках. Они с большим интересом занимаются играми, требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма.
Руководитель помогает правильно оценить игровые ситуации, регулирует физическую нагрузку, не допускает чрезмерного возбуждения учащихся. Упражнения и игры заканчиваются не менее чем за 5 минут до начала следующего урока. Некоторым ученикам рекомендуются индивидуальные задания для повышения двигательных качеств. Учащиеся
отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют упражнения с малой нагрузкой или совершают прогулку на свежем воздухе.
Следует помнить, что подвижная перемена должна носить непринужденный, игровой характер.
Спортивный час - это ежедневные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся в режиме учебного дня. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников резкое снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 го урока, у школьников 5-7 классов - после 4-5 го, а у школьников 8-9 - после 5-6 го урока. Если же занятия проводить позже, на фоне значительного утомления, то их эффект будет гораздо ниже.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. С этой целью во время спортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры, те совершенствуется изученные навыки. Учитывая, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные спортивные игры, легкоатлетические и отдельные гимнастические упражнения, а так же катание на лыжах и коньках, в содержание спортивного часа должны включатся в основном упражнения из этих разделов учебной программы. Также обязательными являются организованные игры и упражнения и самостоятельные игры и развлечения. Необходимы руководящая роль учителя.
Спортивный час можно условно разделить на три части.
- подготовительная, или вводная, часть начинается сразу же после прихода детей на игровую площадку. Ее содержание - построение,
организационные указания воспитателя, ходьба, бег, общеразвивающие и танцевальные упражнения;
- основная часть состоит из общих игр, эстафет спортивных развлечений, самостоятельных физических упражнений. Движения несут в себе большой эмоциональный заряд;
- заключительная часть направлена на организованное окончание активного отдыха. В нее входят общее построение, спокойная ходьба и несколько упражнений на внимание, которые приводят организм в спокойное состояние. Подводится итог, отмечаются лучшие игроки и команды.
При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки. Слишком малые не дают физиологического эффекта, и ценность активного отдыха снижается. В то же время чрезмерно большие нагрузки вызывают утомление, что отрицательно сказывается на последующей учебной деятельности.
Содержание физкультурных занятий в группах продленного дня целесообразно планировать на каждую четверть в виде плана - графика спортивного часа. Воспитатель должен консультироваться с учителем физической культуры, чтобы закрепить материал, пройденный на уроках физической культуры.
Учитель физической культуры обязан оказывать методическую помощь воспитателям в подборе подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, физических упражнений и т.д.
Заключение
Таким образом, физкультурные минуты на общеобразова-тельных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивные часы, равномерно распределяясь в течение учебной недели, вместе с урока-ми физической культуры должны составлять ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников. Чередуясь учебными занятиями они носят оздоровительный характер, обеспечивающий наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышают двигательную подготовленность учащихся, отвечающий требованиям учебной программы.
Комплексы для мероприятий составляет учитель физической культуры. Он же разучивает с учащимися комплексы упражнений на уроках. Для проведения гимнастики можно привлекать физкультурный актив. В каждом классе (начиная с пятого) у физорга должны быть 1-2 помощника для демонстрации правильного выполнения упражнений. Хорошо подготовленным помощникам можно доверить и проведение гимнастики. Инструкторы-общественники из числа учащихся старших классов проводят гимнастику с учащимися I-III классов.
Педагоги-организаторы, классные руководители также оказывают помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Только совместными усилиями можно способствовать решению главной задачи школы - такой организации образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.
Литература:
1. Рыжов А.В. Спутник учителя физической культуры: Метод. пособие. - Казань: РИЩ, Школа, 2002.
2. Забота о здоровье детей. Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. -М.: Педагогика, 1989.
3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя С.А. Баранцев, Г.В. Береуцин, Г.И.Довгаль, И.Н. Столяк, A.M. Шлеминя. - М.: Просвещение, 1994.
4. Физическая культура в школе - № 8, 2004.
5. Физическая культура в школе - № 7, 2006.
Отдел образования Сабинского муниципального района
Изминская средняя общеобразовательная школа
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Физкультурно -оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы»
Выполнила: ученица 9 класса Ахатова Л.Р.
Научный руководитель: учитель физкультуры
I квалификационной категории Хабибуллин А.Н.
2009 год
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Волшебные звуки ноктюрна
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Акварельные гвоздики