Доклад посящен профессии школьного экскурсовода и подготовлен в рамках элективного курса "Музейное дело"
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursovod_shkolnogo_muzeya.doc | 56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа»
Экскурсовод школьного музея
Доклад выполнен ученицей 8Б класса
Бочкаревой Анастасией
Руководитель: учитель истории
и обществознания
Ведерникова Наталья Ивановна
С. Парбиг
2012 г.
В нашей школе создается музей. Многое еще предстоит сделать, но уже сейчас мне представляется важным начать разговор о подготовке экскурсовода музея. Это ведь очень непростая и интересная работа. До конца 60-х годов 20 века эта работа не считалась профессиональной и занимались ею увлеченные «любители» - педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и т.п. Экскурсовод в музеях назывался «руководителем экскурсий». Это был сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения. Постепенно эта деятельность стала приобретать профессиональные черты. С 1969 года в СССР экскурсия стала считаться формой культурно-воспитательной работы и экскурсовод стал педагогом и воспитателем. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций "Спутника", "Интуриста", Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание "экскурсовод" присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало более 70 тысяч экскурсоводов.
Цель моей работы: изучить особенности экскурсионного дела в школе
Задачи:
Ведущая форма образовательной деятельности школьного музея - это экскурсия. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению па экскурсии особого психологического климата, который призван по мочь обрести желаемые знания и впечатления. И здесь главная роль принадлежит экскурсоводу. Экскурсоводом школьного музея может стать каждый школьник, но научиться свободно проводить экскурсии для любой аудитории – это достаточно сложный процесс. Профессия экскурсовода требует наличии таких качеств как любовь к своему занятию, сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с посетителями музея; владение методикой проведения экскурсий.
Какие же умения позволят экскурсоводу донести свои знания до посетителей?
Каждый экскурсовод должен уметь: подобрать необходимый фактический и иллюстративный материал («портфель экскурсовода»), изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить разработку экскурсии. Очень важным в подготовке экскурсовода является определение специализации. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают – «профессия» и «специальность». Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. д.
В школьном музее ученик, увлекающийся историей, став экскурсоводом, сможет лучше всего водить экскурсии на исторические темы. Неправильно было бы его обязывать разрабатывать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка такой экскурсии требует особых знаний по биологии. Поэтому необходимо подготовка нескольких экскурсоводов в соответствии с тематикой экспозиции музея.
Отбор в группу экскурсоводов школьного музея конечно, основан на добровольном желании учеников заниматься этой деятельностью. Для ученика, который желает стать экскурсоводом, решающим в выборе этой деятельности является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.
Подготовка экскурсовода школьного музея включает в себя общее знакомство с музеем, чтение книг и журналов, пе ресказ услышанного, обсуждение и распределение тем для подготовки экскурсии с учетом типов экскурсий: обзорная или тематическая. При подготовке экскурсии важно действовать по плану: вступительная беседа, маршрут экскурсии с опорой на показ и анализ экспонатов; подведение итогов экскурсии с проведением небольшой викторины.
Необходимо оформлять тексты экскурсий по следующей форме:
Тема экскурсии | Продолжительность | Составитель |
Содержание экскурсии с указанием маршрута и выделением подтем |
При составлении маршрута экскурсии планируются остановки, объекты показа, расположение группы, порядок перехода на другое место.
Можно оформить план экскурсии в следующей форме:
Маршрут | Остановки | Объекты показа | Названия тем и основные вопросы подтем | Расположение групп | Используемые средства |
При составлении текста следует соблюдать следующие требования:
Например, на Вечере встречи выпускников больше внимания стоит уделять витринам, посвященным выпускникам и учителям разных лет. В преддверии Дня Победы главным становятся стенды, рассказывающие об учителях и учениках - участни ках Великой Отечественной войны,
Большое значение имеет и самостоятельная работа с архивом музея, для подготовки рефератов и исследовательских работ, статей о судьбах учителей и учащихся или о каком-то значимом событии.
Работа экскурсовода связана с учетом требований к проведению экскурсии для определенных групп слушателей. Для учащихся начальной школы экскурсоводы должны говорить корот кими предложениями, избегать большого перечня фамилий, в боль шей степени использовать наглядные примеры. Такая экскурсия мо жет длиться не более 15-20 минут. Для учащихся 5-7 классов экскурсии длятся 30-40 минут. Для этой группы проводятся не только обзорные, но и тематические экскурсии. Для старшеклассников приемлемы экскурсии в форме лекций до 60 минут.
Экскурсоводу необходимо работать над своей речью. Могут использоваться разные формы работы над дикцией: разучивание и произнесение любых скороговорок; интонацией с расстановкой логических ударений.
Экскурсоводу нужно постоянно пополнять свои знания, только при такой работе рассказ экскурсово да будет интересным, эмоциональным, выразительным, насыщенным новыми фактами, занимательными сведениями о том времени, к кото рому принадлежат экспонаты.
Обязательно нужно проводить анализ проведенной экскурсии:
В заключение хотелось бы рассказать о мыслях, которые появились после знакомства со статьей Ольги Родионовой «Посмотри. Сравни. Найди детали» в «Учительской газете» (28 февраля 2006 г., http://www.ug.ru/archive/12737). Речь об увлеченности делом и новых методах работы. Это и создание веб-сайта музея и использование интерактивных технологий. Интересным было бы и использование презентаций экскурсии и разработка путеводителя по экспозиции с интерактивными заданиями по материалам экспозиции, которые даются каждому посетителю музея. Поиск новых форм работы очень важен в работе школьного экскурсовода. Желаю успехов всем экскурсоводам нашего музея и коллегам из школьных музеев страны.
Литература:
Одеяльце
Лупленый бочок
Флейта и Ветер
Композитор Алексей Рыбников
Стеклянный Человечек