История создания компьютерных игр.Классификация. Влияние компьютерных игр на зрение школьников.Коррекция зрения при помощи компьютерных игр.
Вложение | Размер |
---|---|
Компьютерные игры - лекарство от глазных болезней: миф или реальность? | 49.05 КБ |
VI городские научные чтения им. И.В. Курчатова
Озёрск 2012 год
Компьютерные игры - лекарство от глазных болезней: миф или реальность?
Работу выполнил: Кайль Артур ученик 3 «А» класса МБСКОУ «СКОШ №36» III-IV вида Научный руководитель: Грошева Ирина Евгеньевна учитель МБСКОУ «СКОШ №36» III-IV вида
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. | с. 3 с. 4 с. 5 с. 5 с. 5 с. 5 с. 5 с. 5 с. 6 с. 7 с. 7 с. 8 с. 9 | |
ЦЕЛЬ: Исследовать отрицательное и положительное влияние компьютерных игр на зрение младших школьников, имеющих офтальмологические заболевания.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
2. Показать, что интерес к компьютерным играм в наши дни очень велик.
3. Проанализировать влияние компьютерных игр на здоровье школьников, особенно на зрение.
4. Доказать, что интерес к компьютерным играм вообще можно использовать при лечении некоторых офтальмологических заболеваний у детей, тем самым подтвердить положение, что компьютерные игры оказывают не только отрицательное, но и положительное воздействие на зрение.
5. Выделить условия, при которых компьютерные игры могут оказывать положительное, лечебное воздействие на зрение.
6. Систематизировать практический материал по теме исследования.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Школьники повсеместно увлекаются компьютерными играми, проводят очень много времени перед монитором. Это негативно сказывается на детском зрении. Однако существуют методики, позволяющие при помощи компьютерных игр улучшить зрение маленьких геймеров.
ГИПОТЕЗА: Компьютерные игры при определенных условиях могут оказывать положительное, корректирующее действие на зрение младших школьников.
МЕТОДИКА: анализ информационных источников, анкетирование, беседа, фотосъемка, эксперимент, опрос.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайды, фотографии.
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ: показ видеоролика, слайдов (схемы, диаграммы, фотографии), раздаточный материал.
ВЫВОД: выдвинутая гипотеза справедлива.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы, дети 21 века, родились и растем в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как для наших родителей телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для нас, детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. И самое увлекательное не сам компьютер, а его технические возможности. Для детей, конечно, особый интерес представляют компьютерные игры.
Компьютерная игра (иногда ее называют видеоигра) – это компьютерная программа, которая служит для организации игрового процесса.
Существует мнение, что компьютеры стали такими, какими мы их знаем, именно благодаря играм. С чего же началась эпоха компьютерных игр? (см. Приложение №1)
Компьютерные игры берут свое начало в 50-ые годы двадцатого века. Прототипом первой компьютерной игры можно считать симулятор ракеты, созданный в 1942 году Томасом Голдсмитом Младшим и Истл Рей Менном.
Однако сегодня игровая общественность до конца не определилась, кто является первоначальным создателем компьютерной игры. История знает трех американцев, которые в 1950-ые годы начинали работать над данным вопросом. Первым из этих людей является инженер Ральф Баэр, который в 1951 году предложил идею интерактивного телевидения. Вторым человеком является А.С. Дуглас. В 1952 году им была написана игра «ОХО», которая представляла собой всем известные «крестики-нолики». И третьим человеком, которого можно назвать отцом компьютерных игр, является Уильям Хигинботем. В 1958 году он создал компьютерную игру «Теннис для двоих». Кроме названия о ней сохранилось мало информации.
Реальный прорыв в создании компьютерных игр произошёл в 1962 году, когда в Массачусетском технологическом институте Стив Рассел с группой студентов создал игру «Космическая война» (SpaceWar!). В 1971 году SpaceWar! упростили, так появился первый электронный игровой автомат с игрой Computer Space. В мае 1972 года была выпущена первая игровая телевизионная приставка «Одиссей» (Odyssey), а в ноябре того же года - телевизионная видеоигра «Понг» (Pong), сначала в виде аркадной игры, а затем как отдельная телевизионная приставка.
В 1970 году выдается патент на компьютерный манипулятор, без которого сейчас не может обойтись не один игрок. Речь идет о компьютерной мышке.
Начиная с 1977 года, различные разработчики выпускают все больше и больше новых компьютерных игр, которые в последствие значительно ускорят развитие персональных компьютеров.
В 80-е годы в связи с заметным удешевлением домашних компьютеров рынок компьютерных игр стал быстро расти. Сейчас можно сказать, что именно в 1980-х наступила эпоха компьютерных игр. Появилось множество компаний занимающихся исключительно разработкой игр.
В конце 90-х появляются первые трехмерные игры. 21 век ознаменовался созданием виртуальных игр.
Надо отметить, что и наши русские программисты внесли весомый вклад в развитие компьютерных игр. Речь идет о всемирно популярной игре «Тетрис», которую в 1984 году представил общественности ее разработчик - москвич Алексей Пажитнов.
За более чем полувековую историю развития компьютерных игр их накопилось превеликое множество. Чтобы отследить их влияние на здоровье человека, необходимо знать, какие бывают игры, то есть классифицировать их.
В Приложение №2 мы привели различные классификации компьютерных игр. Однако чаще всего игры разделяют по жанрам. Среди основных жанров компьютерных игр можно выделить: экшен и его разновидности: шутер и файтинг; аркады; РПГ или ролевые игры; стратегии; симуляторы; приключенческие или адвентурные игры и квесты, а также логические, музыкальные игры, игры для детей и прочие (подробное описание - см. Словарик).
Результаты нашего анкетирования школьников 3-их классов показали, что абсолютно все дети (100%) любят играть в компьютерные игры. Но мальчики предпочитают игры в жанре экшен (53%), а девочки – симуляторы жизни (48%), на втором и третьем месте у мальчиков - симуляторы и стратегии, у девочек – аркады и логические игры (см. Приложение №3).
Поскольку мы являемся учениками коррекционной школы для детей с нарушениями зрения, то следующие результаты анкетирования должны насторожить родителей, учителей и медиков нашей школы (см. Приложение №4).
Однако на сегодняшний день нет единого мнения об абсолютном вреде или пользе компьютерных игр для здоровья детей (см. Приложение №6). Но поскольку мы обучаемся в спецшколе, то проблема сохранения и улучшения зрения для нас является наиболее актуальной.
Еще раз подчеркнем, что 40% детей отметили усталость глаз при длительной игре за компьютером, и 74% родителей считают, что зрение страдает в первую очередь, если ребенок долго играет за компьютером. К тому же, 50% опрошенных взрослых считают, что нет специальных компьютерных игр, которые могли бы улучшить зрение детей и 28% затруднились ответить (см. Приложение №5). То есть, компьютерные игры – это абсолютный ВРЕД для зрения детей?
Мы все же попытаемся опровергнуть это утверждение и доказать, что при определенных условиях компьютерные игры способны принести пользу зрению детей и даже улучшить его.
В нашей школе широко применяют специальные компьютерные игры для лечения некоторых офтальмологических заболеваний, и школьникам эти игры очень нравятся, поскольку, как мы уже отмечали выше, все дети любят играть в компьютерные игры.
Из беседы со школьным медицинским персоналом мы выяснили, что, в основном, специальные компьютерные игры используются для лечения таких заболеваний глаз как амблиопия и косоглазие, коррекции нарушений бинокулярного зрения (определение заболеваний – см. Словарик). Это такие программы и игры как «КАПБИС», «Меко», «EYE» (игры «Тир», «Погоня»), «Крестики», «Паучок», «Контур»¸ таблица Шульте, «Клинок-2», «Чибис», «Цветок», «UFO», «KONSTR» (подробное описание игр – см. Приложение №7).
Но есть и другие игры, в которые могут играть дети с нормальным зрением. Такие игры еще больше помогают развить стереоскопическое зрение - это игры «STARS» и «MOSAIC». В них нужно играть в жидкокристаллических 3D-очках (это очень увлекательно!). Есть даже игры, которые помогают снять зрительное напряжение при длительной работе за компьютером – это программа «Relax!». Если говорить о жанрах перечисленных выше коррекционных компьютерных игр, то их можно отнести к элементарным аркадам.
Однако, не смотря на огромный интерес детей к играм, все они проходят под контролем медсестер-ортоптисток, при этом соблюдаются определенные гигиенические требования: правильная посадка за компьютером, расстояние от монитора не менее 50 см, время игры, в среднем, от 15 до 20 минут и не более одной игры в день (см. фото в Приложении №8). Лечение проводится курсами по 10-15 процедур, 4-5 раз в год.
Чтобы подтвердить наше утверждение, что компьютерные игры могут оказывать положительное, коррекционное воздействие на зрение детей, страдающих офтальмологическими заболеваниями, мы провели эксперимент. В нем участвовало 6 детей-третьеклассников с одинаковым диагнозом - косоглазие. Эксперимент проводился в период с сентября 2011 г. по январь 2012 г. в нашей школе №36.
Все дети были разделены на две группы:
Дети из формирующей группы в течение пяти месяцев занимались на офтальмологических аппаратах и за компьютерами, играя в игры из специальных компьютерных программ «EYE», «КАПБИС» и «KONSTR».
Дети из контрольной группы занимались только на офтальмологических аппаратах и не играли в лечебные компьютерные игры.
В начале эксперимента мы условно приняли уровень состояния зрения у каждого ребенка за ноль (0), чтобы после его окончания отследить динамику: косоглазие без изменений – 0 баллов, незначительные улучшения – 1 балл, улучшение – 2 балла, значительные улучшения – 3 балла.
Эксперимент проводился под контролем врача-офтальмолога И.И.Кузнецовой и медсестры-ортоптистки Н.Н.Богатиковой. Врач назначила лечение, а медсестра проводила его. По истечении пяти месяцев эксперимента медики проверили зрение детей из каждой группы, и мы совместно подвели итоги (см. Приложение №9).
В формирующей группе у одного ребенка отмечены незначительные улучшения, у второго – улучшение, у третьего – значительные улучшения. Таким образом, общая динамика улучшения в формирующей группе составила 6 баллов.
В контрольной группе у двух детей отмечены незначительные улучшения, у одного дефект зрения остался без изменений. Таким образом, общая динамика улучшения составила 2 балла.
В конце эксперимента мы провели опрос участников формирующей группы. Все дети (100%) сказали, что им понравилось играть в специальные компьютерные игры, и занятия на компьютерах им нравятся больше, чем на аппаратах. Из предложенных компьютерных игр детям больше понравились игры из программы «KONSTR» с применением жидкокристаллических очков, так как они больше всего похожи на обычные современные компьютерные игры.
Таким образом, наш эксперимент убедительно доказывает, что дети имеют большой интерес и хороший настрой при лечении зрения с помощью компьютерных игр. Специальные компьютерные игры оказывают положительное, коррекционное воздействие на зрение детей с офтальмологическими заболеваниями.
Об этом также свидетельствуют результаты медицинской диагностики, проводимой ежегодно школьным врачом-офтальмологом (см. Приложение №10). На третий год лечения с использованием компьютерных игр у 60% детей отмечено значительное улучшение зрения, а 20% детей полностью исправили имеющийся дефект. Ухудшения зрения не выявлено.
Однако, утверждая, что компьютерные игры оказывают коррекционное лечебное действие на зрение детей, нельзя забывать о правилах работы за компьютером. Это касается как и специальных игр, так и обычных. Поэтому напомним еще раз о гигиене зрения маленького геймера.
При соблюдении этих несложных правил вредное воздействие от компьютера на зрение школьника можно свести к минимуму.
Рассмотрев все обозначенные вопросы по теме исследования, мы можем заключить следующее:
Таким образом, наша гипотеза о том, что компьютерные игры при определенных условиях могут оказывать положительное, корректирующее действие на зрение младших школьников, подтвердилась.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как зима кончилась
Одна беседа. Лев Кассиль
Весёлые польки для детей
Этот древний-древний-древний мир!
Финист - Ясный сокол