Село Шангалы, в котором я живу, находится в Архангельской области, то есть на севере Российской Федерации. Климатические условия в зимнее время года бывают очень суровыми. За последние два года, которые я обучаюсь в школе, я обратил внимание, что иногда из-за сильных морозов, которые достигают - 40 градусов Цельсия, мы сидим дома, не ходим в школу и не гуляем на улице. Конечно же, это отрицательно сказывается, во-первых, на нашем здоровье, так как нам полезны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а во-вторых, на нашей учёбе, потому что приходится в ускоренном темпе проходить программу, мы не видимся с друзьями и со своей учительницей.
Но есть и свои плюсы в морозах. Если бы их не было, то не было бы русских народных сказок, стихов, поговорок, пословиц о морозе и, может быть, не было бы весёлого праздника Новый год.
Мне стало интересно, а чего больше - "минусов" или "плюсов" в том, что в наших северных условиях жизни мы вынуждены испытывать такое явление природы, как мороз.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_oy_moroz.docx | 35.01 КБ |
Окружная учебно-исследовательская конференция "Юный исследователь"
Направление: краеведение
Ой, мороз, мороз!
Исследовательская работа
Выполнил ученик 2в класса
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
"Устьянская СОШ" Устьянского района
Перхуров Дмитрий Евгеньевич
Научный руководитель - учитель
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
"Устьянская СОШ" Устьянского района
Стрелко Мария Валерьяновна
с. Шангалы, 2012
Оглавление
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Что такое мороз?.............................................................................................................4
1.1. Понятие.............................................................................................................................4
1.2. Существует ли в реальной жизни?.................................................................................4
1.3. Как мы ощущаем мороз?.................................................................................................4
Глава 2.Художественные произведения о морозе....................................................................5
2.1. . Литературный герой Дед Мороз................................................................................ 5
2.2. Сказки, пословицы, загадки о морозе..........................................................................5
Глава 3. Данные метеорологической станции села Шангалы...................................................7
Глава 4. Положительное и отрицательное влияние морозов на учащихся 2в класса.............................................................................................................................................8
Заключение...................................................................................................................................9
Библиографический список........................................................................................................10
Приложение 1. На метеостанции..............................................................................................11
Приложение 2. Таблица"Морозные дни 2011-2012 годов"....................................................12
Приложение 3. Приказ директора школы о морозных днях..................................................13
Приложение 4. Анкета "Плюсы" и "минусы" сильных морозов.............................................14
Приложение 5. Диаграмма "Плюсы" морозной погоды для учащихся.................................15
Приложение 6. Диаграмма "Минусы" морозной погоды для учащихся...............................16
Приложение 7. Диаграмма "Плюсы" и "минусы" морозной погоды для учащихся.............17
Приложение 8. Буклет "Будь осторожен с морозом! .............................................................18
Введение
Село Шангалы, в котором я живу, находится в Архангельской области, то есть на севере Российской Федерации. Климатические условия в зимнее время года бывают очень суровыми. За последние два года, которые я обучаюсь в школе, я обратил внимание, что иногда из-за сильных морозов, которые достигают - 40 градусов Цельсия, мы сидим дома, не ходим в школу и не гуляем на улице. Конечно же, это отрицательно сказывается, во-первых, на нашем здоровье, так как нам полезны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а во-вторых, на нашей учёбе, потому что приходится в ускоренном темпе проходить программу, мы не видимся с друзьями и со своей учительницей.
Но есть и свои плюсы в морозах. Если бы их не было, то не было бы русских народных сказок, стихов, поговорок, пословиц о морозе и, может быть, не было бы весёлого праздника Новый год.
Мне стало интересно, а чего больше - "минусов" или "плюсов" в том, что в наших северных условиях жизни мы вынуждены испытывать такое явление природы, как мороз.
Цель моей работы: изучение положительного и отрицательного влияния мороза на жизнь учащихся начальной школы села Шангалы Архангельской области.
Задачи:
Гипотеза: я думаю, что положительного влияния мороза на жизнь учащихся начальной школы села Шангалы больше, чем отрицательного.
Методы исследования:
Объект исследования: влияние морозной погоды на учащихся начальной школы
Предмет исследования: учащиеся 2в класса начальной школы с. Шангалы
Основная часть
Глава 1. Что такое мороз?
Сначала я решил узнать, что такое "мороз" из научной литературы..
1.1.Словарь Даля обозначает мороз как «стыть, холод, зяба, стужа, при которой вода замерзает, а градусник опускается ниже нуля», а словарь Ожегова как «очень холодная погода». [7]
Моро́з — это состояние окружающей среды при температуре воздуха ниже температуры замерзания воды - 0 °C, при которой образуется лёд. Это состояние сильного холода. Ощущение мороза особенно усиливается в условиях повышенной атмосферной влажности и ветра, а также при движении в открытом транспортном средстве (например - на санях).
1.2.Из интернета я узнал, что ещё великий учёный Эйнштейн говорил, что мороза и холода не существует. Люди создали эти слова для описания того, что они чувствуют при отсутствии тепла.[8]
1.3. Если на улице сильный мороз, а мы не по погоде одеты, вначале ощущается чувство холода, потом онемение. Чаще всего страдают пальцы рук и ног, уши и нос. Затем пропадает всякая чувствительность. Возникают такие неприятные вещи, как отморожения. Человек теряет контроль над самочувствием. А в организме тем временем происходят необратимые процессы (омертвения, тромбозы). Чрезмерное переохлаждение приводит даже к остановке дыхания. [2, с. 310 - 311]
Таким образом, делаю вывод, что мороз и холод - это только понятия, в реальной жизни люди их лишь ощущают, созданы эти слова для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Ощущение мороза длительное время опасно для здоровья и жизни человека.
Глава 2. Художественные произведения о морозе
2.1. Литературный герой Дед Мороз.
Благодаря морозу появился в литературных произведениях сказочный персонаж Дедушка Мороз. Русский сказочный Дед Мороз (иногда его называли Мороз – Красный нос, иногда дед Трескун, а в южных областях – Колотун-ага) был известен на Руси с незапамятных времён. О возрасте Мороза можно сказать точно – ему не меньше тысячи лет. В те времена характер у него был и впрямь суровый. У Деда Мороза длинная белая борода, красная шуба, шапка, в одной руке - мешок с подарками, а в другой – волшебный посох. У Деда Мороза также имеется сказочная тройка, волшебные лыжи и семимильные валенки. [6, с. 4, 5]
2.2. Сказки, пословицы, загадки о морозе.
Я узнал в сельской библиотеке, что произведений о морозе великое множество. Мне из прочитанных русских народных сказок особенно понравилась сказка "Морозко”. [1, с. 55-57] Из авторских сказок понравились сказки Владимира Одоевского "Мороз Иванович" и Михаила Михайлова "Два мороза". [6, с. 75-79] Интересную поэму написал Некрасов Николай Алексеевич“ Мороз-Красный Нос”:
"Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.'' [3, c. 66-68]
Поговорки и пословицы:
Береги нос в большой мороз.
Заковал мороз реки, но не навеки.
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Мороз невелик, да стоять не велит. [5, с.137-140]
Загадки:
Мост смостил без топора, без клинья, без тесанья.
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. [4, с.44]
Таким образом, я выяснил, что мороз в художественных произведениях изображён в человеческом облике и наделён человеческими качествами, такими как доброта и справедливость, суровость и необычайная сила. Это заставляло народ с уважением и страхом относиться к этому персонажу, что ещё раз доказывает, что с морозом нужно быть осторожным.
Глава 3. Данные метеорологической станции села Шангалы
Чтобы узнать, какой силы бывают морозы в нашей местности, я отправился на метеостанцию села Шангалы. Там работает метеоролог Чеснокова Валентина Фёдоровна. Она показала мне приборы, с помощью которых ведутся наблюдения за погодой. (Приложение 1)
Потом мы проанализировали температурные показатели за зимний период 2011 и 2012 годов. В ходе работы мы выяснили, что зима прошлого 2011 года была лютой по сравнению с этим годом. По словам метеоролога, "такой морозной зимы не было давно". (Приложение 2).
Так как по приказу директора нашей школы Валерия Валентиновича Рыжкова ученики начальных классов могут не ходить в школу при температуре -25 градусов (Приложение 3), я решил проанализировать те дни, когда температура воздуха была 25 градусов и ниже.
Я подсчитал, что морозных дней, начиная от – 25 градусов в январе и феврале 2011 года -18 дней. Самый морозный день был 16 февраля - 34,5 градусов.
Этот 2012 год нас порадовал более мягкой зимой, но в январе и феврале сильно морозных дней было 15. Самый холодный день 31 января -35,4 градуса мороза.
Итого, за две зимы нас «морозило» 33 дня, почти месяц мы не могли посещать школу, что отрицательно сказалось на нашей учёбе.
Глава 4. Положительное и отрицательное влияние морозов
Чтобы изучить положительное и отрицательное влияние мороза на жизнь учащихся начальной школы, я решил провести анкетирование и узнать ответы одноклассников на интересующие меня вопросы (Приложение 4) На вопросы анкеты отвечали 16 учеников 2в класса.
На первый вопрос "Сильные морозы - это для тебя..." ответили
На второй вопрос " Если из-за сильного мороза тебе можно не ходить в школу, ты думаешь, что это..." ответили
На третий вопрос "Назови главные "плюсы" сильных морозов для тебя" ответы были такими:
На четвёртый вопрос "Назови главные "минусы" сильных морозов для тебя" были даны следующие ответы:
Если считать, что "хорошо" - это "плюс", а "плохо" - это "минус", то, подсчитав, получилось:
Выяснилось, что моя гипотеза не подтвердилась, так как отрицательного влияния мороза на учащихся моего класса оказалось больше.
На последний пятый вопрос "Знаешь ли ты правила первой помощи при обморожениях?" ответили
Это значит, что многие мои одноклассники могут пострадать при переохлаждении.
Заключение
Таким образом, в ходе исследовательской работы я выяснил, что мороз - это только понятие, которое люди придумали для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Ощущение мороза длительное время опасно для здоровья и жизни человека.
За две зимы 2011 и 2012 годов нас «морозило» 33 дня, почти месяц мы не могли посещать школу, что отрицательно сказалось на нашей учёбе.
Изучив положительное и отрицательное влияние мороза на жизнь учащихся начальной школы села Шангалы Архангельской области, я выяснил, что моя гипотеза не подтвердилась. Отрицательного влияния оказалось больше, чем положительного. (Приложение 7).
Но Шангалы - это наша малая родина, поэтому мои одноклассники мирятся с климатическими условиями нашей местности и соблюдают правила безопасного поведения в сильные морозы. А для тех учащихся, которые не знают этих правил, мы с учителем создали буклет "Будь осторожен с морозом!" (Приложение 8)
Библиографический список
Сочные помидорки
Браво, Феликс!
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Хризантема и Луковица
Снеговик