Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?
В своей исследовательской работе я ставила перед собой цель: узнать как можно больше о данном природном явлении.
Вложение | Размер |
---|---|
dozhd-yavlenie_prirody..doc | 71.5 КБ |
МОУ «СОШ №3»
Г. Краснокамска
Автор: Окулова Елена,
ученица 4 «В» класса.
Руководитель: Кондрашина А.А.
учитель начальных классов.
Консультант: Окулова Л.Ю.,
мама
2010 год
Содержание:
IV. Заключение
V. Список использованной литературы
I. Введение
Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?
В своей исследовательской работе я ставила перед собой цель: узнать как можно больше о данном природном явлении.
Для того, чтобы больше узнать об удивительном природном явлении – дождь, мне пришлось обратиться к разным источникам массовой информации: словари, ТВ, интернет, специальная литература. В ходе сбора материала я посетила все библиотеки нашего микрорайона, вспомнила свойства воды, просмотрела специальный фильм о видах дождей. Самым увлекательным для меня были опыты, которые я проводила вместе с родителями дома.
Работа проводилась по такому плану:
III. Результаты исследований и их обсуждение.
1. Что такое дождь?
Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».
2. Как он образуется?
На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.
Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
В домашних условиях мы можем наблюдать образование дождя. Я провела такой опыт:
Требуется:
- маленькая кастрюлька
- металлическая крышка
- газовая плита
- вода
Ход опыта:
Результат:
На крышке образовались капли воды. Потряси крышку, и попадают капли «дождя».
Это потому…
…что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.
Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.
3. Какие бывают дожди
Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжитель ности.
Самый сильный дождь называется ливнем. Ливни выпадают из кучево-дождевых об лаков толщиной несколько километров. Та кие ливни бывают очень интенсивными, но непродолжительными, как и жизнь самих этих облаков.
Капли дождя пада ют на землю со скоростью, примерно - 6,5 м/с (ускорение, вызванное силой притя жения, с учетом трения их о воздух).
Самый мелкий дождь — морось. Капельки мороси равны всего 0,10—0,25 мм, они выпадают из облаков с рваным основа нием, а крупные капли мороси могут образо вываться в облаках, принесенных теплым фронтом.
Обложные – в виде довольно крупных капель дождя, продолжаются иногда несколько дней и выпадают из слоисто – дождевых облаков.
Но бывают, совсем особенные ,летние дожди, ко роткие, весёлые. Идут они удивительным образом — с ясного неба, при свете яркого солнца! Туч на не бе нет, только висит в воздухе лёгкая белая дымка.
Это водяной пар. Он низко над землёй попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.
Он быстро проходит, этот дождь. Сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она проли лась на землю «слепым дождичком» — так почему-то называют этот летний дождь без облаков.
Ещё иногда, мелкий, летний дождь называют «грибным дождиком».
А еще бывают осенние дожди. Их называют «мокрыми дождями». Эти дожди сопровождаются сильным ветром, они продолжительные, ненастные.
Обычно количество выпавших осадков из меряют в миллиметрах.
Чтобы представлять, что означают эти цифры, знайте, что когда говорят «выпало 100 мм осадков», это означает, что на площадь 0,4 га выпало 40 451 литров воды.
4. Каких дождей не должно быть на Земле
Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.
Кислотные дожди
В природе много веществ, среди них есть кислоты. Из–за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождем. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и все живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.
Радиоактивные дожди
Радиоактивные осадки — одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Они представляют собой пыль и ка пельки атмосферной влаги, содержащие ра диоактивные атомы. Такие атомы образуются в ходе испытания ядерного оружия или аварии на атомной электростанции.
Самые тяжелые частички из пылевого ра диоактивного облака оседают на землю в пер вые часы или минуты после взрыва. Более лег кие задерживаются в атмосфере на длительное время. Они могут переноситься ветром на боль шие расстояния, иногда за десятки тысяч ки лометров. После долгого путешествия в атмосфере радиоактивные атомы, их еще называют радионуклиды, возвращаются на поверхность земли вместе со снегом, дождем или туманом.
Радиоактивная пыль оседает на почве, по падаем в водоемы, загрязняет жилые дома, предприятия, дороги. Она попадает на поверх ность растений, кожу животных и человека.
Радионуклиды, попавшие на кожу челове ка, можно смыть водой, однако они проникают внутрь организма вместе с водой, которую мы пьем, воздухом, которым мы дышим, пищей, которую мы едим. Радиоактивные атомы излу чают большое количество энергии в виде электромагнитных волн и заряженных час тиц. Радиация разрушает живые клетки, и прежде всего их генетический аппарат, ослаб ляя защиту организма от различных болезней.
Радиоактивные осадки, как и другие виды загрязнений, вызванных деятельностью чело века, стали в настоящее время нежелательной реальностью для многих жителей России. Зна ние проблем, порождаемых радиоактивными осадками, позволяет повысить экологическую безопасность населения. Особенно это важно в районах, пострадавших от аварии на Черно быльской атомной станции, и в других райо нах нашей страны с большим радиоактивным загрязнением.
Каждый человек должен беречь свою землю!
5. Нужен ли дождь?
А что, если бы никогда не было осадков?
Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Вот почему не надо морщить лоб и сердиться, когда на смену ясной погоде приходит ненастье и по чистому небу начинают плыть серые дождевые тучи. Они несут влагу и работают на нас.
Дождь - это тоже хорошая погода!
IV. Заключение
Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – одно из удивительных явлений, которое существует в природе. Теперь я знаю, почему идёт дождь, какие дожди бывают и, что дождь очень нужен нашей планете. Только люди должны следить за экологией Земли и тогда не выпадут опасные дожди.
Своими исследованиями поделилась с учащимися своего класса. Считаю, что они заинтересовались моей темой, им было интересно слушать мой материал.
V. Список использованной литературы
1. Карагод С.«Энциклопедия явлений природы»
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., 1997
3. Цветкова И.В. «Экология для начальных классов». «Академия развития» 2007
4. Я познаю мир: Экология.; - М.,1999
исследовательская работа « Дождь»
Руководитель: Кондрашина Анна Александровна, учитель начальных классов,
МОУ « СОШ №3» г. Краснокамска,
Подготовила: Окулова Лена, ученица 4 «В» класса.
Название работы: «Дождь».
Учебный предмет: природоведение, 3 класс, учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А.
Тема: Вода. Свойства воды .
Проблемный вопрос: Правда ли, что дождь, для того, чтобы упасть на землю, поднимается с поверхности земли?
Исследовательские вопросы
Цель работы:
Форма защиты – презентация.
Тезисы работы:
Хризантема и Луковица
Чья проталина?
Вода может клеить?
Две снежинки
Рисуем осенние листья