Изучение законов биомеханики в фигурном катании
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_zakonov_biomehaniki_v_figurnom_katanii.doc | 45 КБ |
figurnoe_katanie.ppt | 524.5 КБ |
ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ БИОМЕХАНИКИ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
.
Автор: Молчанова Анна Юрьевна
учитель физики муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №6 г.Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края
Пояснительная записка
Классы: 10
Количество часов в неделю: 1 ч в неделю, всего 34 учебных часа
Образовательная область: «Физика».
Профили: различные
Данный элективный курс адресуется тем, кто желает изучать физику в более широком аспекте.
Научно-технический прогресс и социальный заказ общества поставили определенные задачи обучения физике:
1. Ознакомление с основами физической науки – с ее основными понятиями, законами, теориями;
2. Формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины окружающего нас мира;
3. Овладение основными методами естественнонаучного исследования, формирование основ научного стиля мышления;
4. Формирование потребности учащегося в непрерывном образовании с целью реализации стремления к всестороннему развитию своей личности.
5. Гуманизация и экологизация процесса обучения на материале физики и ее истории;
6. Ориентация в информационном пространстве с выбором индивидуальной информационной сферы.
Наряду с изучением физических процессов, происходящих при выполнении фигур фигуристом, одновременно развиваются межпредметне связи физики и физической культурой.
Цель курса: научить учащихся:
Задачи данного курса:
После прохождения данного курса учащиеся должны знать/уметь:
1. методику и основные этапы моделирования.
2. технологию работы в средах программирования Basic и Паскаль.
3. технологию работы в среде табличного процессора Microsoft Excel.
4. моделировать в среде табличного процессора Microsoft Excel.
5. моделировать в средах программирования Basic и Паскаль.
6. проводить компьютерный эксперимент в средах программирования Basic и Паскаль.
7. проводить компьютерный эксперимент среде табличного процессора Microsoft Excel.
8. выдвигать гипотезы.
9. планировать и проводить наблюдения.
10. получать и анализировать результаты.
11. делать выводы.
Методы обучения.
Основная методическая установка курса — обучение школьников навы-кам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по прак-тическому моделированию физических процессов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности проис-ходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изло-женных в пособие для школьников. Большинство заданий вы¬полняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения ма¬териала осуществляется по результатам выполнения учащимися практи¬ческих заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проек¬тов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из области физики. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на одном из языков программирования или в электронных таблицах, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.
Организация учебного процесса.
Учебно-методический комплект пре¬дусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
1. Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и кон-сультирует учащихся в процессе выполнения ими практических зада¬ний на компьютере;
2. Внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют на компь-ютере практические задания
Программа курса
I. Моделирование как метод познания. – 2 ч
Системный подход к окружаю¬щему миру. Основные этапы моделирова-ния: постановка задачи, формализация задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования.
Два способа построения компьютерных моделей:
- с использованием языков программирования Basic и Паскаль;
- с использованием электронных таблиц Microsoft Excel.
I I. Построение и исследование физических моделей. - 17 ч
I I I. Компьютерный эксперимент. – 6 ч.
ΙV. Защита индивидуальных и групповых проектов.- 1 ч
Примерное тематическое планирование курса рассчитано:
1. На 34 часа в урочной форме и 34 часа во внеурочной форме.
2. на преподавание в 10 или 11 классе из расчета 1 учебный час в неделю в урочной форме и 1 час во внеурочной форме в неделю.
В планировании тема разбита на подтемы (группы уроков), в каждой из которых выделены часы на теорию и компьютерный практикум.
В разделе компьютерный практикум предусмотрено выполнение 50+20 практических заданий:
• 50 заданий ориентированы на урочную форму, подробные указания по их выполнению содержатся в пособии, готовые проекты имеются на CD-ROM;
• 20 заданий ориентированы на внеурочную форму, подробные указания по их выполнению содержатся в пособии, готовые проекты имеются на CD-ROM
Примерные задания по компьютерному моделированию:
1. Герой фильма «Небесный тихоход» майор Булочкин, упав с высоты 6000 м без парашюта, остался жив. Возможно ли такое на самом деле?*
2. Составьте программу для компьютера и получите на дисплее модель упругого и неупругого взаимодействия шаров. С помощью этой модели исследуйте результат взаимодействия шаров, рассмотрев различные им-пульсы шаров до взаимодействия. Каковы будут значения полной механической энергии системы, состоящей из двух шаров до и после их взаимодействия друг с другом? (Сопротивлением воздуха и трением шаров можно пренебречь.)
3. Составьте программу для компьютера и получите на дисплее модель строения человеческого глаза, рассмотрев следующие случаи: нормальный глаз, близорукий глаз, дальнозоркий глаз.
4. Составьте программу для компьютера и получите на дисплее модель колебаний: математического, пружинного маятников. С помощью модели исследуйте зависимости периода и частоты маятников от длины нити и жесткости пружины.
5. Составьте программу для компьютера и получите на дисплее модель перехода электрона с одной разрешенной орбиты в атоме водорода на другую. Рассмотреть различные серии. Учесть цветовые решения.
6. Составьте программу для компьютера и получите на дисплее модель движения тела, брошенного под углом к горизонту, варьируя начальную скорость бросания и угол бросания.
7. Составьте программу для компьютера и получите на дисплее динамическую модель движения тел с различными скоростями.
8. Изучите устройство и работу ядерного реактора, для этого введите программу, предложенную к данной задаче, в компьютер и запустите ее. На экране увидите модель ядерного реактора. Управляя движением регулирующих стержней реактора, объясните процессы, происходящие в рабочем объеме реактора, а также назначение его основных частей, изображенных на экране.
9. Изучите явление фотоэффекта и экспериментально исследуйте его за-коны. Для этого введите программу, предложенную к данной задаче, в компьютер и запустите ее. На экране увидите модель опытной установки для изучения явления фотоэффекта. С помощью этой модели объясните: сущность явления фотоэффекта, назначение основных частей опытной установки, законы фотоэффекта.
10. Пронаблюдайте за опытом Резерфорда по рассеянию α-частиц и выясните причины отклонения α-частиц на различные углы. Для этого введите программу, предложенную к данной задаче, в компьютер и запустите ее. На экране увидите модель опыта Резерфорда по рассеянию α-частиц. зондировавших тончайшую золотую фольгу. С помощью этой модели объясните: назначение основных частей опытной установки, отклонение α-частиц на различные углы. Как будут двигаться α-частицы через фольгу, если ее изготовить из другого материала?
Рекомендуемая литература:
- Для ученика:
1. Информатика. Задачник-практикум. Т-2. под ред. И. Г. Семакина,
Е. К. Хеннера. М., Бином. Лаборатория Знаний, 2002 г.
2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию. Под ред. профессора Н. В. Макаровой. СПб., Питер. 2003 год
3. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д. А. Поспелова. М., Педагогика-Пресс 1994 г.
4. Основы информатики и вычислительной техники. Каймин В. А., Ще-голев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Проб. учеб. для 10-11 классов. 2-е изд., М., «Просвещение» 1990 г.
5. «Физика. 10 класс» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Москва, «Просве-щение», 2004 год
6. «Физика. 11 класс» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Москва, «Просве-щение», 2004 год.
- Для учителя:
1. Компьютерное моделирование в физике. Х. Гулд, Я. Тобочник. М., Мир,1990 г.
2. Решение задач на компьютере: Кн. Для учителя. Извозчиков В. А., Слуцкий А. М. М., Просвещение, 1999 г.
3. Приложение к газете «Первое сентября», «Информатика»
Журнал «Информатика и образование»
Пейзаж
Сказка про Серого Зайку
Ночная стрельба
Ах эта снежная зима
Загадка старого пирата или водолазный колокол