Автор работы:
Новиков Влад Константинович
город Казань
МБОУ «Гимназия №75», 3 класс
Исследовательская работа
«Польза и вред умной машины»
научный руководитель:
Капитонова Лариса Николаевна
учитель начальных классов
Россия 2012 г.
Оглавление
Введение__________________________________________________________________2
Компьютер и компьютерные игры сегодня______________________________________3
Что же на самом деле беспокоит наших родителей и учителей_____________________6
Что такое компьютер с точки зрения ребенка____________________________________7
Сравниваем результаты. Что получилось?______________________________________8
Компьютерные игры – все «за» и «против»____________________________________10
Основные проблемы и способы их решения____________________________________12
Заключение_______________________________________________________________14
Список литературы________________________________________________________16
Приложение 1: Полезные советы для родителей________________________________17
Приложение 2: Комплекс упражнений в перерывах работы за компьютером________18
Приложение 3: Анкета для учащихся_________________________________________19
Введение
Персональный компьютер уже не диковинка, и интерес к нему не объяснишь обычным интересом к новинке. Напротив, компьютеры стали чем-то обычным в нашей повседневной жизни. Взрослые используют их на работе, мы встречаемся с ними каждый день где угодно — в магазине, на вокзале, в больнице и конечно дома. Неудивительно, что мы - современные дети подолгу сидим перед телевизором и компьютером. Если предыдущее поколение увлекалось книгами, то наше предпочитает получать информацию через видеоряд. В нашей семье компьютер также стал частью жизни. Мои родители часто используют домашний компьютер и для работы с текстами и для обработки фотографий идля общения с друзьями и конечно для развлечений. Разумеется, и я с каждым годом все больше проявляю интерес к этому домашнему любимцу. Но даже когда компьютер оказывается в моем полном распоряжении, стоит мне чуть засидеться у волшебного монитора, сразу начинается: «Пора заканчивать игру!», «Твое время истекло!», «Прекрати портить себе глаза» и т.д. Оказалось, что у моих друзей и одноклассников такая же проблема. Мне захотелось выяснить, чего же так опасаются наши родители. Действительно ли существует реальная угроза для нашего здоровья или это лишь отговорки взрослых, пытающихся отвлечь нас на более важные (с их точки зрения) дела. Так и родилась идея провести исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть существующие мифы о компьютерах и компьютерных играх. С помощью классного руководителя Капитоновой Ларисы Николаевны я решил собрать необходимую информацию и сделать свои выводы. Я считаю, что моим друзьям и одноклассникам будет интересно узнать о моих открытиях.
Тема исследования: Польза и вред умной машины.
Твой персональный друг или враг? Мифы и реальность.
Цель исследования: выяснить, каким образом компьютер может повлиять на организм человека; все ли компьютерные игры без исключений опасны; существуют ли способы избежать негативного воздействия на наше здоровье.
Мы поставили следующие задачи:
- Изучить объекты исследования: современный ПК и компьютерные игры.
- Провести опросы среди родителей и учителей, чтобы выяснить, что именно беспокоит взрослых при работе ребенка с ПК.
- Провести опросы среди учащихся, чтобы узнать, сколько времени они проводят за компьютером, в какие игры они предпочитают играть, какие у них возникают при этом проблемы.
- Сопоставить результаты опросов, сделать выводы.
- Изучить информацию о влиянии компьютерных игр на детей.
- Узнать какие существуют способы решения проблем.
- Ознакомить одноклассников с результатами исследования.
Компьютер и компьютерные игры сегодня
Что же представляет собой современный компьютер? Время, когда компьютер был лишь вычислительной машиной и занимал огромные площади, ушло в далекое прошлое. С тех пор изменился не только размер, но и предназначение этого удивительного устройства. Для каждого человека оно свое. Но среди бесконечного разнообразия возможностей использования ПК можно выделить три наиболее значимые:
- компьютер для учебы и работы: это работа с текстами, работа с графическими и видео приложениями, быстрый поиск необходимой информации и т.д.
- компьютер в роли связи между людьми: это общение посредством электронной почты, связь посредством интернета, позволяющая нам не только слышать собеседника, но и видеть его, ну и конечно всевозможные сайты, блоги и форумы и т.п.
- ну и конечно компьютер, как объект развлечений и забав: это просмотр фильмов, фотографий, прослушивание любимой музыки и конечно компьютерные игры.
Поскольку мы будем исследовать влияние компьютерных игр, попробуем разобраться в этом вопросе подробнее. Сегодня все игры можно условно разделить на следующие разновидности:
- Адвентурные (приключенческие)
Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением.Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней
- Стратегии
Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков. Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.
- Аркадные
Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей младшего возраста рекомендуются ограничения по времени игры.
- Ролевые
В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
- 3D - Action
Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Повышенная степень виртуальности создаётся за счёт использования трёхмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо знать меры, причём не только детям, но и взрослым.
- Логические
Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.
- Симуляторы
Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей. [2]
Теперь, изучив предварительно наши объекты исследования, перейдем к результатам опросов среди взрослых.
Что же на самом деле беспокоит наших родителей и учителей?
В ходе опросов выяснилось что, прежде всего наших пап и мам волнует вопрос здоровья и развития детей, вынужденных проводить перед компьютерным монитором большую часть свободного времени, пока взрослые решают свои насущные проблемы. Родители просили помощи в выборе компьютерных игр, спрашивали совета по продолжительности таких занятий, беспокоились о подмене компьютером живого общения.
Самым распространенным опасением является утверждение о том, что общение с компьютером портит детское здоровье. Здесь существует четыре основных вредных фактора:
- Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения.
- Стесненная поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры.
- Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях.
-Излучение.
Некоторые родители опасаются радиации от компьютерного монитора.
Второе по значимости, оказалось утверждение о том, что все компьютерные игры без исключения приносят вред. С этим утверждением согласились 75% опрошенных. Здесь в роли абсолютного зла выступает компьютерная зависимость и как следствие неуспеваемость в школе, недостаток живого общения и т.д.
Третьим аргументом «против» послужило утверждение о том, что компьютер не более, чем источник развлечения для ребенка. С этим согласилось 60% родителей, принявших
участие в нашем опросе.
Теперь попробуем оценить степень угрозы с помощью анкетирования школьников. Вопросы анкеты составлены, так чтобы получить информацию о том, сколько времени проводят обычно ребята перед монитором, каким образом они используют возможности современного компьютера и какие проблемы возникают у них при работе.
Что такое компьютер с точки зрения ребенка?
Опрос проводился среди учеников 1-4 классов гимназии № 75 г. Казани. В опросе приняли участие 111 ребят. По результатам опроса у нас получилась следующая таблица:
Классы | 1-е | 2-е | 3-и | 4-е | Итог
| % |
Количество опрошенных учеников | 30 | 26 | 31 | 24 | 111 | 100 |
Наличие ПК дома | 28 | 26 | 26 | 24 | 104 | 94 |
Используют компьютер для учебы | 12 | 14 | 4 | 24 | 54 | 49 |
Используют компьютер для общения, переписки | 2 | 1 | 7 | 14 | 24 | 23 |
Используют компьютер для развлечения | 23 | 23 | 22 | 23 | 91 | 82 |
Соблюдают ограничения по времени работы с ПК | 20 | 17 | 11 | 14 | 62 | 56 |
Жалуются на проблемы со здоровьем при работе с ПК (боль в мышцах, головную боль, усталость глаз) | 9 | 11 | 17 | 12 | 49 | 44 |
Таким образом, анкетирование показало, что почти у всех ребят есть дома персональный компьютер. Большинство ребят используют игровые возможности компьютера, на втором месте оказался компьютер, как помощник в учебе и на третьем компьютер как средство общения. Только 62 ученика из 104 соблюдают временные ограничения при занятиях с ПК. 44% опрошенных после занятий с компьютером отмечали усталость, головную боль, резь в глазах, мышечное напряжение. Многие ребята сообщили, что испытывают чувство удовлетворения, если им удается решить сложную задачу во время игры или заслужить какой-нибудь бонус. Тем не менее, только 17 человек из общего количества школьников, принимавших участие в опросе, признались, что не представляют своей жизни без компьютера.
Поскольку почти все ребята в первую очередь используют игровые возможности компьютера, мы решили уточнить, какими именно играм увлекаются наши ученики. Анализируя данные анкет, мы пришли к выводам, что наиболее популярными оказались адвентурные (приключенческие) игры, на втором месте оказались логические и игры-симуляторы, на третьем расположились стратегии и 3D – Action. Наименее популярными оказались ролевые игры.
Теперь попробуем изобразить графически наши данные и сравнить результаты опросов взрослых и детей.
Сравниваем результаты. Что получилось?
На рис.1 мы сравнили отношение школьников и родителей по трем показателям:
- Влияние компьютера на здоровье
- Влияние компьютерных игр
- Влияние компьютера на развитие и учебу.
Итак, по графикам видно, что в вопросах о влиянии компьютера на здоровье и на и учебу мнение взрослых и детей почти совпадает. Дети согласились, что компьютер при неправильном использовании может негативно сказаться на здоровье. Так же все школьники признали, что в зависимости от использования возможностей компьютера, он может быть как вредным, так и полезным для учебы и развития. Но вот в том, что касается влияния компьютерных игр - мнения разошлись. Большинство родителей негативно относятся к компьютерным играм, в то время как ребята с удовольствием и подолгу просиживают перед монитором, решая очередную виртуальную задачу.
Попробуем с помощью литературного обзора узнать, что по этому поводу думают психологи, педагоги и ученые. На самом деле существуют разные точки зрения на эту проблему. Все «за и против» широко обсуждаются на всех социальных уровнях. Приведем основные аргументы сторонников и противников увлечения компьютерными играми среди детей.
Компьютерные игры – все «за» и «против»
На самом деле естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, которая лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя». Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.
Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и яркимсодержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютерные игрыимеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Некоторые дети плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка.. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус. [3]
К сожалению, есть и серьезные минусы. Помимо очевидных проблем с физическим здоровьем (ухудшение зрения, неправильная осанка и т.д.), есть и угроза психическому здоровью.При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общенияи не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимостиот компьютера. А это неизбежно приведет к проблемам в реальной жизни: дома, в школе, на улице. [4]
Можно бесконечно рассуждать о вреде и пользе компьютерных игр для детей. Интересен тот факт, что сами по себе детские компьютерные игры не обладают особыми качествами вредности или полезности, как и любая другая игрушка. Вопрос в том, кто и как в нее будет играть. Яркий пример: все люди в доме держать нож и не считают его орудием убийства. Родители с детства учат правильно обращаться с ножом, чтобы не навредить самому себе. Перенеся этот пример на компьютерные игры можно сделать вывод: родителям необходимо более внимательно и серьезно отнестись к тому, как и во что играет ребенок.
Итак, подведем итоги: не разумно отказываться от широчайших возможностей, которые сегодня стали доступны благодаря появлению ПК, но вот уберечь себя от негативного воздействия, не только можно, но и нужно. Попробуем подобрать для каждой проблемы противоядие. Для удобства составим таблицу.
Основные проблемы, возникающие при работе с ПК и способы решения.
Проблема | Решение |
Нагрузка на зрение | Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло 50-70 см. |
Стеснённая поза
| Проследите, чтобы кисти рук находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше Разнообразьте досуг: между компьютерными играми необходимо играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь. |
Психическая нагрузка
| Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребенок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко |
Излучение
| У современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Также ничего не излучает системный блок. Но нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходима регулярная влажная уборка помещения. Вставая из-за компьютерного стола, следует умыть лицо прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. [5]
|
Заключение
Итак, в ходе нашего исследования мы изучили возможности современного персонального компьютера. С помощью анкетирования собрали данные о том, какие из многообразия возможностей пользуются наибольшей популярностью среди учеников начальной школы и какие проблемы возникают у них при работе с компьютером. Параллельно мы опросили родителей, чтобы узнать их мнение по теме нашего исследования. Сопоставив результаты и выявив разногласия, мы стали знакомится с информацией о работах ученых и психологов, которые ведут исследования в данном направлении. Проанализировав собранную информацию, мы пришли к выводу: Безусловно, персональный компьютер и его возможности оказывают колоссальное влияние, как на жизнь современного общества в целом, так и на каждого из нас отдельно. Каким будет это влияние – решать нам. Все очень просто. Мир не стоит на месте и для того чтобы чувствовать себя его частицей нам необходимо развиваться вместе с ним, но если мы хотим быть полноценными, здоровыми, и успешными людьми, мы обязаны позаботиться о своей безопасности сегодня. Надеемся, что нехитрые правила работы с ПК, которые мы обнаружили и изучили в процессе нашего исследования, помогут и детям и родителям сделать свое путешествие по виртуальному пространству полезным и неопасным.
Список литературы
Приложение 1
Полезные советы для родителей
· Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Приложение 2
Комплекс упражнений в перерывах работы за компьютером
Приложение 3
Анкета для учащихся
Класс:___
а) Несколько лет
б) Недавно приобрел
в) Очень давно
4. Умеешь ли ты работать на компьютере? Да, нет
5. Как часто ты работаешь на компьютере?
а) ежедневно,
б) 2-3 раза в неделю,
в) раз в неделю,
г) реже.
6. Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере?
а) менее 1 часа
б) 1-3 часа
в) 3 часа и более
7. Как вы считаете, есть ли у вас зависимость от компьютера? Да, есть Нет
8. Делаете ли вы зарядку для глаз после работы за компьютером? Да, нет
9. В свободное время вы выбираете:
а) Посидеть за компьютером
б) Прогулку на свежем воздухе
10. Как часто вы вытираете пыль с компьютера?
а) 3-4 раза в неделю
б) Раз в неделю
в) Реже, чем раз в неделю
11. Проветриваете ли комнату после работы за компьютером? Да, нет
да, нет
12. При каком освещении вы работаете за компьютером?
а) в темноте
б) в слабо освещенной комнате
в) в хорошо освещенной комнате
13. Стали вы чаще болеть с появлением компьютера?
Да. Нет. Затрудняюсь ответить
14. Ограничивают ли родители ваше время за компьютером? Да, нет
15. Выключаете ли вы компьютер, когда находитесь в той же комнате,
но не работаете за ним? Да. Нет. Перевожу в ждущий режим
16. Умеешь ли ты работать в Интернете? Да, нет
17. Какие жалобы у тебя возникают при работе на компьютере?
а) боли в мышцах, костях;
б) головные боли;
в) быстрая усталость глаз;
г) изменение психики;
д) ничего не происходит.
18. Для каких целей ты используешь компьютер?
а) учебные задания (подготовка докладов, проектов);
б) игры (какие);
в) поиск информации в Интернете;
г) переписка.
19. Нравятся ли тебе компьютерные игры? Да, нет
20. В какие игры ты любишь играть?
а) Аркадные
б) Стратегии
в) 3D– Action (стрелялки)
г) Логические, головоломки, пазлы
д) Другие
21. Сколько времени ты тратишь на компьютерные игры?
а) 1 час;
б) от 1 до 3 часов;
в) более 3 часов.
22. Хватает ли тебе времени на выполнение уроков, общение с друзьями, помощь по дому? Хватает, не хватает
23. На сколько важен компьютер в твоей жизни и можешь ли ты обойтись без него?
24. Какие чувства ты испытываешь в тот момент, когда садишься за компьютер заниматься любимым делом?
25. Что ты чувствуешь, если не можешь воспользоваться компьютером, когда в этом есть острая необходимость?
Вложение | Размер |
---|---|
novikov.doc | 132 КБ |
Автор работы:
Новиков Влад Константинович
город Казань
МБОУ «Гимназия №75», 3 класс
Исследовательская работа
«Польза и вред умной машины»
научный руководитель:
Капитонова Лариса Николаевна
учитель начальных классов
Россия 2012 г.
Оглавление
Введение__________________________________________________________________2
Компьютер и компьютерные игры сегодня______________________________________3
Что же на самом деле беспокоит наших родителей и учителей_____________________6
Что такое компьютер с точки зрения ребенка____________________________________7
Сравниваем результаты. Что получилось?______________________________________8
Компьютерные игры – все «за» и «против»____________________________________10
Основные проблемы и способы их решения____________________________________12
Заключение_______________________________________________________________14
Список литературы________________________________________________________16
Приложение 1: Полезные советы для родителей________________________________17
Приложение 2: Комплекс упражнений в перерывах работы за компьютером________18
Приложение 3: Анкета для учащихся_________________________________________19
Введение
Персональный компьютер уже не диковинка, и интерес к нему не объяснишь обычным интересом к новинке. Напротив, компьютеры стали чем-то обычным в нашей повседневной жизни. Взрослые используют их на работе, мы встречаемся с ними каждый день где угодно — в магазине, на вокзале, в больнице и конечно дома. Неудивительно, что мы - современные дети подолгу сидим перед телевизором и компьютером. Если предыдущее поколение увлекалось книгами, то наше предпочитает получать информацию через видеоряд. В нашей семье компьютер также стал частью жизни. Мои родители часто используют домашний компьютер и для работы с текстами и для обработки фотографий и для общения с друзьями и конечно для развлечений. Разумеется, и я с каждым годом все больше проявляю интерес к этому домашнему любимцу. Но даже когда компьютер оказывается в моем полном распоряжении, стоит мне чуть засидеться у волшебного монитора, сразу начинается: «Пора заканчивать игру!», «Твое время истекло!», «Прекрати портить себе глаза» и т.д. Оказалось, что у моих друзей и одноклассников такая же проблема. Мне захотелось выяснить, чего же так опасаются наши родители. Действительно ли существует реальная угроза для нашего здоровья или это лишь отговорки взрослых, пытающихся отвлечь нас на более важные (с их точки зрения) дела. Так и родилась идея провести исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть существующие мифы о компьютерах и компьютерных играх. С помощью классного руководителя Капитоновой Ларисы Николаевны я решил собрать необходимую информацию и сделать свои выводы. Я считаю, что моим друзьям и одноклассникам будет интересно узнать о моих открытиях.
Тема исследования: Польза и вред умной машины.
Твой персональный друг или враг? Мифы и реальность.
Цель исследования: выяснить, каким образом компьютер может повлиять на организм человека; все ли компьютерные игры без исключений опасны; существуют ли способы избежать негативного воздействия на наше здоровье.
Мы поставили следующие задачи:
- Изучить объекты исследования: современный ПК и компьютерные игры.
- Провести опросы среди родителей и учителей, чтобы выяснить, что именно беспокоит взрослых при работе ребенка с ПК.
- Провести опросы среди учащихся, чтобы узнать, сколько времени они проводят за компьютером, в какие игры они предпочитают играть, какие у них возникают при этом проблемы.
- Сопоставить результаты опросов, сделать выводы.
- Изучить информацию о влиянии компьютерных игр на детей.
- Узнать какие существуют способы решения проблем.
- Ознакомить одноклассников с результатами исследования.
Компьютер и компьютерные игры сегодня
Что же представляет собой современный компьютер? Время, когда компьютер был лишь вычислительной машиной и занимал огромные площади, ушло в далекое прошлое. С тех пор изменился не только размер, но и предназначение этого удивительного устройства. Для каждого человека оно свое. Но среди бесконечного разнообразия возможностей использования ПК можно выделить три наиболее значимые:
- компьютер для учебы и работы: это работа с текстами, работа с графическими и видео приложениями, быстрый поиск необходимой информации и т.д.
- компьютер в роли связи между людьми: это общение посредством электронной почты, связь посредством интернета, позволяющая нам не только слышать собеседника, но и видеть его, ну и конечно всевозможные сайты, блоги и форумы и т.п.
- ну и конечно компьютер, как объект развлечений и забав: это просмотр фильмов, фотографий, прослушивание любимой музыки и конечно компьютерные игры.
Поскольку мы будем исследовать влияние компьютерных игр, попробуем разобраться в этом вопросе подробнее. Сегодня все игры можно условно разделить на следующие разновидности:
- Адвентурные (приключенческие)
Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней
- Стратегии
Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков. Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.
- Аркадные
Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей младшего возраста рекомендуются ограничения по времени игры.
- Ролевые
В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
- 3D - Action
Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Повышенная степень виртуальности создаётся за счёт использования трёхмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо знать меры, причём не только детям, но и взрослым.
- Логические
Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.
- Симуляторы
Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей. [2]
Теперь, изучив предварительно наши объекты исследования, перейдем к результатам опросов среди взрослых.
Что же на самом деле беспокоит наших родителей и учителей?
В ходе опросов выяснилось что, прежде всего наших пап и мам волнует вопрос здоровья и развития детей, вынужденных проводить перед компьютерным монитором большую часть свободного времени, пока взрослые решают свои насущные проблемы. Родители просили помощи в выборе компьютерных игр, спрашивали совета по продолжительности таких занятий, беспокоились о подмене компьютером живого общения.
Самым распространенным опасением является утверждение о том, что общение с компьютером портит детское здоровье. Здесь существует четыре основных вредных фактора:
- Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения.
- Стесненная поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры.
- Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях.
-Излучение.
Некоторые родители опасаются радиации от компьютерного монитора.
Второе по значимости, оказалось утверждение о том, что все компьютерные игры без исключения приносят вред. С этим утверждением согласились 75% опрошенных. Здесь в роли абсолютного зла выступает компьютерная зависимость и как следствие неуспеваемость в школе, недостаток живого общения и т.д.
Третьим аргументом «против» послужило утверждение о том, что компьютер не более, чем источник развлечения для ребенка. С этим согласилось 60% родителей, принявших
участие в нашем опросе.
Теперь попробуем оценить степень угрозы с помощью анкетирования школьников. Вопросы анкеты составлены, так чтобы получить информацию о том, сколько времени проводят обычно ребята перед монитором, каким образом они используют возможности современного компьютера и какие проблемы возникают у них при работе.
Что такое компьютер с точки зрения ребенка?
Опрос проводился среди учеников 1-4 классов гимназии № 75 г. Казани. В опросе приняли участие 111 ребят. По результатам опроса у нас получилась следующая таблица:
Классы | 1-е | 2-е | 3-и | 4-е | Итог | % |
Количество опрошенных учеников | 30 | 26 | 31 | 24 | 111 | 100 |
Наличие ПК дома | 28 | 26 | 26 | 24 | 104 | 94 |
Используют компьютер для учебы | 12 | 14 | 4 | 24 | 54 | 49 |
Используют компьютер для общения, переписки | 2 | 1 | 7 | 14 | 24 | 23 |
Используют компьютер для развлечения | 23 | 23 | 22 | 23 | 91 | 82 |
Соблюдают ограничения по времени работы с ПК | 20 | 17 | 11 | 14 | 62 | 56 |
Жалуются на проблемы со здоровьем при работе с ПК (боль в мышцах, головную боль, усталость глаз) | 9 | 11 | 17 | 12 | 49 | 44 |
Таким образом, анкетирование показало, что почти у всех ребят есть дома персональный компьютер. Большинство ребят используют игровые возможности компьютера, на втором месте оказался компьютер, как помощник в учебе и на третьем компьютер как средство общения. Только 62 ученика из 104 соблюдают временные ограничения при занятиях с ПК. 44% опрошенных после занятий с компьютером отмечали усталость, головную боль, резь в глазах, мышечное напряжение. Многие ребята сообщили, что испытывают чувство удовлетворения, если им удается решить сложную задачу во время игры или заслужить какой-нибудь бонус. Тем не менее, только 17 человек из общего количества школьников, принимавших участие в опросе, признались, что не представляют своей жизни без компьютера.
Поскольку почти все ребята в первую очередь используют игровые возможности компьютера, мы решили уточнить, какими именно играм увлекаются наши ученики. Анализируя данные анкет, мы пришли к выводам, что наиболее популярными оказались адвентурные (приключенческие) игры, на втором месте оказались логические и игры-симуляторы, на третьем расположились стратегии и 3D – Action. Наименее популярными оказались ролевые игры.
Теперь попробуем изобразить графически наши данные и сравнить результаты опросов взрослых и детей.
Сравниваем результаты. Что получилось?
На рис.1 мы сравнили отношение школьников и родителей по трем показателям:
- Влияние компьютера на здоровье
- Влияние компьютерных игр
- Влияние компьютера на развитие и учебу.
Итак, по графикам видно, что в вопросах о влиянии компьютера на здоровье и на и учебу мнение взрослых и детей почти совпадает. Дети согласились, что компьютер при неправильном использовании может негативно сказаться на здоровье. Так же все школьники признали, что в зависимости от использования возможностей компьютера, он может быть как вредным, так и полезным для учебы и развития. Но вот в том, что касается влияния компьютерных игр - мнения разошлись. Большинство родителей негативно относятся к компьютерным играм, в то время как ребята с удовольствием и подолгу просиживают перед монитором, решая очередную виртуальную задачу.
Попробуем с помощью литературного обзора узнать, что по этому поводу думают психологи, педагоги и ученые. На самом деле существуют разные точки зрения на эту проблему. Все «за и против» широко обсуждаются на всех социальных уровнях. Приведем основные аргументы сторонников и противников увлечения компьютерными играми среди детей.
Компьютерные игры – все «за» и «против»
На самом деле естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, которая лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя». Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.
Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Некоторые дети плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка.. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус. [3]
К сожалению, есть и серьезные минусы. Помимо очевидных проблем с физическим здоровьем (ухудшение зрения, неправильная осанка и т.д.), есть и угроза психическому здоровью. При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. А это неизбежно приведет к проблемам в реальной жизни: дома, в школе, на улице. [4]
Можно бесконечно рассуждать о вреде и пользе компьютерных игр для детей. Интересен тот факт, что сами по себе детские компьютерные игры не обладают особыми качествами вредности или полезности, как и любая другая игрушка. Вопрос в том, кто и как в нее будет играть. Яркий пример: все люди в доме держать нож и не считают его орудием убийства. Родители с детства учат правильно обращаться с ножом, чтобы не навредить самому себе. Перенеся этот пример на компьютерные игры можно сделать вывод: родителям необходимо более внимательно и серьезно отнестись к тому, как и во что играет ребенок.
Итак, подведем итоги: не разумно отказываться от широчайших возможностей, которые сегодня стали доступны благодаря появлению ПК, но вот уберечь себя от негативного воздействия, не только можно, но и нужно. Попробуем подобрать для каждой проблемы противоядие. Для удобства составим таблицу.
Основные проблемы, возникающие при работе с ПК и способы решения.
Проблема | Решение |
Нагрузка на зрение | Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло 50-70 см. |
Стеснённая поза | Проследите, чтобы кисти рук находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше Разнообразьте досуг: между компьютерными играми необходимо играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь. |
Психическая нагрузка | Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребенок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко |
Излучение | У современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Также ничего не излучает системный блок. Но нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходима регулярная влажная уборка помещения. Вставая из-за компьютерного стола, следует умыть лицо прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. [5] |
Заключение
Итак, в ходе нашего исследования мы изучили возможности современного персонального компьютера. С помощью анкетирования собрали данные о том, какие из многообразия возможностей пользуются наибольшей популярностью среди учеников начальной школы и какие проблемы возникают у них при работе с компьютером. Параллельно мы опросили родителей, чтобы узнать их мнение по теме нашего исследования. Сопоставив результаты и выявив разногласия, мы стали знакомится с информацией о работах ученых и психологов, которые ведут исследования в данном направлении. Проанализировав собранную информацию, мы пришли к выводу: Безусловно, персональный компьютер и его возможности оказывают колоссальное влияние, как на жизнь современного общества в целом, так и на каждого из нас отдельно. Каким будет это влияние – решать нам. Все очень просто. Мир не стоит на месте и для того чтобы чувствовать себя его частицей нам необходимо развиваться вместе с ним, но если мы хотим быть полноценными, здоровыми, и успешными людьми, мы обязаны позаботиться о своей безопасности сегодня. Надеемся, что нехитрые правила работы с ПК, которые мы обнаружили и изучили в процессе нашего исследования, помогут и детям и родителям сделать свое путешествие по виртуальному пространству полезным и неопасным.
Список литературы
Приложение 1
Полезные советы для родителей
· Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Приложение 2
Комплекс упражнений в перерывах работы за компьютером
Приложение 3
Анкета для учащихся
Класс:___
а) Несколько лет
б) Недавно приобрел
в) Очень давно
4. Умеешь ли ты работать на компьютере? Да, нет
5. Как часто ты работаешь на компьютере?
а) ежедневно,
б) 2-3 раза в неделю,
в) раз в неделю,
г) реже.
6. Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере?
а) менее 1 часа
б) 1-3 часа
в) 3 часа и более
7. Как вы считаете, есть ли у вас зависимость от компьютера? Да, есть Нет
8. Делаете ли вы зарядку для глаз после работы за компьютером? Да, нет
9. В свободное время вы выбираете:
а) Посидеть за компьютером
б) Прогулку на свежем воздухе
10. Как часто вы вытираете пыль с компьютера?
а) 3-4 раза в неделю
б) Раз в неделю
в) Реже, чем раз в неделю
11. Проветриваете ли комнату после работы за компьютером? Да, нет
да, нет
12. При каком освещении вы работаете за компьютером?
а) в темноте
б) в слабо освещенной комнате
в) в хорошо освещенной комнате
13. Стали вы чаще болеть с появлением компьютера?
Да. Нет. Затрудняюсь ответить
14. Ограничивают ли родители ваше время за компьютером? Да, нет
15. Выключаете ли вы компьютер, когда находитесь в той же комнате,
но не работаете за ним? Да. Нет. Перевожу в ждущий режим
16. Умеешь ли ты работать в Интернете? Да, нет
17. Какие жалобы у тебя возникают при работе на компьютере?
а) боли в мышцах, костях;
б) головные боли;
в) быстрая усталость глаз;
г) изменение психики;
д) ничего не происходит.
18. Для каких целей ты используешь компьютер?
а) учебные задания (подготовка докладов, проектов);
б) игры (какие);
в) поиск информации в Интернете;
г) переписка.
19. Нравятся ли тебе компьютерные игры? Да, нет
20. В какие игры ты любишь играть?
а) Аркадные
б) Стратегии
в) 3D – Action (стрелялки)
г) Логические, головоломки, пазлы
д) Другие
21. Сколько времени ты тратишь на компьютерные игры?
а) 1 час;
б) от 1 до 3 часов;
в) более 3 часов.
22. Хватает ли тебе времени на выполнение уроков, общение с друзьями, помощь по дому? Хватает, не хватает
23. На сколько важен компьютер в твоей жизни и можешь ли ты обойтись без него?
24. Какие чувства ты испытываешь в тот момент, когда садишься за компьютер заниматься любимым делом?
25. Что ты чувствуешь, если не можешь воспользоваться компьютером, когда в этом есть острая необходимость?
Хитрый коврик
Голубая лягушка
Самый богатый воробей на свете
3 загадки Солнечной системы
Этот древний-древний-древний мир!