На вопрос: "Какой самый главный для вас атрибут безопасности дорожного движения?", большинство ответит просто: "Светофор". И действительно, сегодня трудно представить себе улицы наших городов, шоссе, да и всю дорожную инфраструктуру без такого важного регулировщика движения. Помнится: "Красный – стой! Зеленый – иди" – один из первых постулатов, который пытались донести до нас родители.
Вспомнили? Однако кроме запоминания этого неукоснительного правила, в голове всегда возникала масса вопросов: "Откуда взялся светофор?", "Кто и почему его придумал?", "А везде ли он такой?" и так далее. Что ж, попытаемся немного пристальнее взглянуть на этого цветастого регулировщика, хотя на самом деле светофор является отнюдь не таким простым, как кажется с первого взгляда…
Вложение | Размер |
---|---|
svetofor_shorohov_vladimir_11_klass.ppt | 2.38 МБ |
Слайд 1
СВЕ ТО ФОР Выполнил: ученик 11 а класса МОУ «СОШ № 13» Шорохов Владимир Руководитель: учитель информатики Савчук И.А. АСТРАХАНЬСлайд 2
На вопрос: "Какой самый главный для вас атрибут безопасности дорожного движения?", большинство ответит просто: "Светофор" . И действительно, сегодня трудно представить себе улицы наших городов, шоссе, да и всю дорожную инфраструктуру без такого важного регулировщика движения. Помнится: "Красный – стой! Зеленый – иди" – один из первых постулатов, который пытались донести до нас родители. Вспомнили? Однако кроме запоминания этого неукоснительного правила, в голове всегда возникала масса вопросов, типа "Откуда взялся светофор?", "Кто и почему его придумал?", "А везде ли он такой?" и так далее. Что ж, попытаемся немного пристальнее взглянуть на этого цветастого регулировщика, хотя на самом деле светофор является отнюдь не таким простым, как кажется с первого взгляда…
Слайд 3
Сказать с уверенностью, кто изобрел светофор в том виде, в котором мы привыкли сегодня его видеть, не представляется возможным. Во многих странах наберется несколько десятков "первооткрывателей", которые получали авторские свидетельства на, собственно, одно и то же по смыслу устройство, только с различными вариациями. Одним из таких изобретателей является американец Гэррет Морган 20 ноября 1923 года , запатентовал автоматический регулятор дорожного движения, после того как попал в автомобильную аварию. Однако, что самое интересное, самая первая зафиксированная установка светофора в городе датируется еще раньше этого случая… на 55 лет… Уличное движение на Потсдамерплац в Берлине, 1926/1936 гг. В 1926 г. компания "Сименс" установила первые автоматические светофоры на Потсдамерплац в Берлине. Фото 1936 г.
Слайд 4
Появившиеся в первой половине XIX века первые паровые "самодвижущиеся экипажи", попали явно во "враждебную атмосферу". Ведь для того чтобы стать неотъемлемым атрибутом жизни современного человека, им пришлось мало того что победить страх населения перед ними самими, так еще и дождаться возникновения всей необходимой для комфортного передвижения инфраструктуры. Вначале с горем пополам начали строить дороги, а вот правила, которые бы регулировали передвижение по этим самым дорогам, появлялись постфактум. То есть когда, как говорится, "жизнь начинала учить". И светофор, конечно же, стал важной составляющей этих правил, помогая упорядочить хаос, царивший на дорогах того времени. Открытие светофора на Пятой авеню, Нью-Йорк, 1931 год
Слайд 5
Необходимость в светофоре первыми поняли в Англии, наверное, потому что как раз в этой стране произошел первый зафиксированный случай наезда паромобиля на переходящего дорогу пешехода. Поскольку судья не смог никого признать виновным в происшествии по причине как раз отсутствия регулирующих правил, то вердикт ограничился формулировкой "несчастный случай". Однако данный прецедент заставил чиновников понемногу обращать на данную ситуацию внимание. Правда, поначалу исключительно в своих интересах, поскольку пресловутый первый светофор установили в 1868 году… около здания парламента в Лондоне, чтобы обезопасить от возможных травм английских "слуг народа". Кстати, самый первый в мире светофор, изобретённый специалистом по железнодорожным семафорам Джоном Найтом, был установлен как раз в Лондоне перед зданием британского парламента 10 декабря 1868 года.
Слайд 6
Как же выглядел первый светофор? Его изобретателем был железнодорожный инженер, а потому он представлял собой семафорную конструкцию, которая управлялась вручную и имела два крыла. Их горизонтальное размещение означало сигнал "стоп", а под углом 45 градусов – движение с осторожностью. В тeмное же время суток использовались два газовых фонаря с красными и зелеными стеклами. Однако эксперимент длился недолго: менее чем через месяц произошел взрыв газа, травмировав управлявшего конструкцией полицейского. Этот прискорбный случай заставил отложить автоматизацию регулирования дорожного движения в долгий ящик.
Слайд 7
Однако с началом ХХ века больше медлить с разработкой светофора было нельзя: Генри Форд своим массовым производством автомобилей заставляет идти прогресс в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры и, в частности, "светофоростроении", просто-таки семимильными шагами. Уже в начале 10-х годов в США полицейский Лесли Уаир из города Солт-Лейк-Сити на одном из перекрестков устанавливает деревянную коробку с покатой крышей для стекания жидких осадков. Светофор на Кузнецком мосту, Москва, 1930 год (напольный, управляемый непосредственно регулировщиком, стоявшим рядом) В нее были вмонтированы две лампочки, покрашенные в красный и зеленый цвета. Коробка подвешивалась к шесту и подсоединялась проводами к линии электропередачи. Включать и выключать необходимые в данный момент лампочки должен был специальный полицейский. Это был первый в мире электрический светофор.
Слайд 8
Можно считать, что старт был дан, и множество изобретателей стали конструировать разнообразные светофоры. Например, в 1914 году в городе Кливленде были установлены первые электрические "красно-зеленые" светофоры, которые также издавали звуковой сигнал. В 1917 году в том же Солт-Лейк-Сити появляется первый четырехгранный светофор, подвешиваемый над центром перекрестка, и показывающий необходимые сигналы сразу для всех четырех направлений. В 1920 году офицер полиции из Детройта добавил желтый сигнал, став изобретателем первого "трехцветного" светофора. А вот первый автоматический светофор, работающий без вмешательства специального сотрудника, в качестве эксперимента установили только в 1922 году в городе Хьюстоне. Первый трехцветный светофор 1920 года
Слайд 9
А в Австралии в 30-х годах изобрели и вовсе необычный "светофор", который работал по принципу часов – действовать водителю нужно было в зависимости от цвета поля, на котором в данный момент находилась стрелка… В СССР же светофор, как и подавляющее большинство таких необходимых в жизни изобретений, приходит с опозданием – только в 1930 году. Массовая автомобилизация распространяется и на остальные страны, а потому в течение следующего десятилетия светофор завоевывает города мира: Париж и Гамбург увидели регулировщика дорожного движения в 1922 году, Торонто – в 1925 году, а в Англии он появился в 1927 году в городе Уолвехемптон.
Слайд 10
Регулирование с помощью семафора. Естественно, милиционер не смотрел все время на секундомер и руководствовался преимущественно здравым смыслом. Скопится много машин на перекрестке, следующих в одном направлении, — регулировщик даст им зеленый свет. Когда ему покажется, что автомобильный поток иссяк, он вновь вернет красный свет. Неудобства были очевидны: отвлекается много людей — на каждый светофор, как минимум, трое, работать приходилось в три смены. Ну и потом, человек не машина, он может ошибиться, что-то упустить, не заметить. К тому же регулировщикам приходилось стоять на одном месте в мороз и в зной, отойти нельзя ни на минуту. До 1956 года на регулируемых перекрестках Москвы стояли светофоры в основном довоенного образца, которые делались по американским аналогам 20-х годов. Они хоть и были электрическими, но кнопки в них переключали вручную сами орудовцы.
Слайд 11
Это первый светофор на Пресне
Слайд 12
На фото Невский 50-х годов.
Слайд 13
Почему выбор пал на красный и зеленый цвета, и почему именно в таком порядке Все просто: кроме того что они наиболее различимы и безошибочно распознаваемы, красный и зеленый цвета имеют также наибольшие значения длины волны, и, соответственно, могут быть видны на максимально большом расстоянии. СПЕКТР КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ГОЛУБОЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ
Слайд 14
Доказательством наилучшего сочетания красного и зеленого цветов может послужить также история японского светофора. Как помнится со школьной скамьи, в качестве легенды ходила история о том, что в Стране восходящего солнца все не так, как у нас, даже светофор показывает не зеленый, а синий цвет. Действительно, первые японские автоматические регулировщики светили красным, желтым и синим. Однако со временем выяснилось, что по расстоянию видимости, синий пучок света явно проигрывает зеленому. Поэтому очень скоро все синие светофильтры были убраны, а на их место пришли зеленые. Однако по привычке, как японцам удобно было называть разрешающий сигнал "синим", так они называют до сих пор теперь уже зеленый.
Слайд 15
Можно предположить, что, копируя цветовой спектр с его очередностью "красный–желтый–зеленый–и так далее", для размещения сигналов на светофоре также выбрали именно такой порядок. Однако неясно, почему сверху вниз, а не наоборот? В странах Запада чтение информации, расположенной вертикально, совершается сверху вниз. А поскольку светофор изобрели именно там, то подобное правило перенесли и на новое устройство, выбрав за точку отсчета главный запретительный сигнал. К слову, такую конфигурацию официально утвердили только в 1968 году, с принятием международной "Конвенции о дорожных знаках и сигналах"
Слайд 16
Виды светофоров: 1. Светофор с вертикальным расположением сигналов 2. Светофор с горизонтальным расположением сигналов 3. Светофор с дополнительной секцией 4. Светофор для регулирования движения в определенных направлениях 5. Светофор для регулирования движения трамваев 6. Светофор для регулирования движения через железнодорожные переезды 7.Пешеходный переход
Слайд 17
Светофор для пешеходов Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Он имеет два вида сигналов: разрешающий и запрещающий. Используют соответственно зелёный и красный свет. Сами сигналы имеют различную форму. Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего. Иногда используют надписи «стойте» и «идите». На оживленных магистралях устанавливают, как правило, автоматически переключающиеся светофоры. Но часто применяется и вариант, когда светофор переключается после нажатия специальной кнопки и разрешает переход в течение определенного времени после этого.
Слайд 18
Автомобильные светофоры Это светофоры с сигналами (обычно круглыми) трех цветов: красного, жёлтого и зелёного. В некоторых странах вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут быть расположены как вертикально (при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зелёный - снизу), так и горизонтально (при этом красный сигнал всегда располагается слева, а зелёный - справа). Существуют светофоры из двух секций — красной и зелёной. Такие светофоры обычно устанавливаются на пунктах, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке, например, на пограничных переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и т. п.
Слайд 19
Трамвайные светофоры предназначены для регулирования движения трамваев. Обычно трамвайные светофоры имеют 2 сигнала: красный и зеленый. Устанавливаются в основном либо справа от трамвайного пути, либо по центру над ним выше контактного провода. Действие трамвайных светофоров распространяется только на трамваи. Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трехцветный светофор, снабженный специальной табличкой. Трамвайный светофор Светофор для велосипедов
Слайд 20
Железнодорожный светофор Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов: красный — проезд запрещён; жёлтый — проезд разрешён с ограничением скорости; зелёный — проезд разрешён. Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте или как-либо ещё конкретизировать показание. Существует отдельный тип двухцветных железнодорожных светофоров — маневровые, которые подают следующие сигналы: один лунно-белый огонь — разрешается производить манёвры; один синий огонь — запрещается производить манёвры.
Слайд 21
Такие светофоры выгодно устанавливать в местах, где нет источников энергоснабжения. В любой светофор можно установить солнечные батареи. Дооборудование обходится в среднем в 200-250 тыс. рублей. Для сравнения, протяжка километра линии электроснабжения стоит около 800 тыс. Экологичные светофоры установили на 47-м километре автотрассы Москва-Дубна и на 27-м километре Рязанско –Каширского перегона Малого бетонного кольца. Инспекторы ГИБДД отмечают, что оборудование работает без перебоев. В Московской области начали устанавливать светофоры, работающие на солнечных батареях. Эти устройства в несколько раз экономичнее обычных и способны работать даже при отсутствии солнечного света. В среднем "солнечный" светофор потребляет в 5 раз меньше электроэнергии, чем обычный и способен работать без подзарядки до трех дней. В солнечную погоду батареи, установленные в светофоре, накапливают энергию, а в пасмурную - расходуют накопленное. А если солнца не будет долго, аккумулятор подзаряжается от ветрогенератора.
Слайд 22
« Люксофор » – светофор «с квадратными глазами» Сегодня все современные светофоры делают на сверхъярких светодиодах, которые можно располагать любым образом, а секции светофоров изготавливают из пластиков, которые могут быть отлиты любой формы. Суть предлагаемого нами решения заключается в том, что огни светофора следует делать квадратными. Это улучшение повышает заметность и узнаваемость сигналов, при этом площадь засветки в пределах существующих габаритов становится выше». И чтобы публика не гадала, как новый светофор будет выглядеть на улицах разных городов, нам показали рендеры с типичными столбами Москвы, Токио и Нью – Йорка. Сдается, правда, что превращение круглого в квадратное – не столь уж значимое и кардинальное улучшение. На самом деле задача стоит намного более нетривиальная, чем сделать сигнал отдельного светофора более ярким.
Слайд 23
Информационные источники:
Рисуем "Ночь в лесу"
Карты планет и спутников Солнечной системы
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Хитрость Дидоны
Учимся ткать миленький коврик