Цель работы: узнать больше о подобии треугольников, и каким образом оно применяется на местности. Применить на практике полученные знания.
Задачи:
1. Собрать литературу по данному вопросу.
2. Изготовить необходимое оборудования для измерения на местности..
3. Показать умение проводить измерительные работы на местности: измерить при помощи подобия, объекты, находящиеся по пути в школу несколькими способами и сравнить получившиеся результаты.
4. Вычислить погрешность измерения.
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_podobiya_na_praktike.docx | 824.06 КБ |
pasport_issledovatelskoy_raboty.docx | 15.37 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
С углубленным изучением отдельных предметов № 89
Применение подобия на практике
Выполнила: Кочанова Лада,
Ученица 8 «Б» класса
школы № 89
Руководитель: Вахрушева Е. В.
учитель математики
школы № 89
Ижевск 2011
Содержание:
1.1 Что такое подобные треугольники?
1.2 Признаки подобных треугольников.
1.3 Подобие треугольников в жизни.
1.4 Способы применения подобия
1.6.2 С помощью равнобедренного треугольника.
1.6.3 Карманная записная книжка.
1.6.4 Не приближаясь к дереву.
1.6.6 Высотометром, не приближаясь к дереву.
1.7 Измерение недоступного расстояния
1.9 На какой высоте находится шпиль
2.1 Измерение десяти этажного дома различными способами
2.1.1 с помощью прямоугольного равнобедренного треугольника
2.1.3 Способ с помощью зеркала
2.1.6 При помощи записной книжки
2.2 измерение дерева различными способами
2.2.1 с помощью записной книжки
2.2.5 С помощью прямоугольного равнобедренного треугольника.
2.2 измерение магазина различными способами
2.3.2 с помощью прямоугольного равнобедренного треугольника
2.3.6 при помощи записной книжки
2.3 измерение школы различными способами
2.3.4 С помощью прямоугольный равнобедренного треугольника
2.5.5 При помощи записной книжки
2.4.5 при помощи прямоугольного равнобедренного треугольника
Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых, и даже для биологов.
Геометрические знания широко применяются в жизни – в быту, на производстве, в науке. При покупке обоев надо знать площадь стен комнаты; при определении расстояния до предмета, наблюдаемого с двух точек зрения, нужно пользоваться известными нам теориями; при изготовлении технических чертежей – выполнять геометрически построения.
На уроках геометрии мы прошли подобие треугольников. Мне эта тема очень понравилась. Недавно я узнала, что с помощью подобия треугольников можно измерять очень большие высоты и недосягаемые расстояния. Мне стало очень интересно, и я решила побольше узнать об этом, попытаться измерить самой некоторые высоты и проанализировать получившиеся результаты.
Цель работы: узнать больше о подобии треугольников, и каким образом оно применяется на местности. Применить на практике полученные знания.
Задачи:
Объекты и предметы исследования: высота: дом, школы, дерева, магазина, частного дома, а так же путь от дома до школы.
Треугольники знакомы нам с детства. Более подробно мы узнали о них в курсе геометрии с 7 класса. Эта геометрическая фигура таит в себе много интересного и загадочного.
С помощью треугольника можно решать много практических задач.
Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.
Коэффициент подобия равен отношению сходственных сторон подобных треугольников.
Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.(1)
Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны.
Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны.
Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны.(1)
Очень часто для применения подобия на местности, возникает необходимость построения. Такие построения нужны и при строительстве зданий, и при прокладке дорог.
При решении хозяйственных и научных вопросов, связанных с поверхностью земли, часто возникают такие задачи:
Все эти вопросы связаны с изучением поверхности земли в геометрическом отношении, и их решение сводится к определению относительного (взаимного) положения точек этой поверхности.
При организации территории и осуществлении всякого рода строительных работ приходится решать и другие задачи:
В этом случае наоборот, приходится на поверхности земли (или вблизи нее)
Намечать точки, которые отвечают определенным условиям.
Наука, которая занимается всеми этими вопросами, называется, геодезией. Задачи геодезии теперь можем кратко формулировать так. Геодезия занимается определением относительного (взаимного) положения точек земной поверхности, а также обозначением (маркировкой) на местности точек, отвечающих заданным (проектным) геометрическим условиям.
Результаты геодезических измерений представляют аналитически – каталогами координат и ведомостями высот точек, а также графически – различными чертежами, отображающими по определенному закону местности на плоскости.
Чтобы рационально организовать измерения на поверхности земли и правильно изображать ее на бумаге, нужно иметь достаточно четкое понятие о форме и раздорах Земли.
В большинстве случаев для измерения применяется подобие треугольников.(4)
Подобие треугольников можно применять для разных целей. Например, для измерения высоты дерева.
Самый легкий и самый древний способ – который греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Жрецы и Фараон, собравшиеся у подножья высочайшей пирамиды, озадаченно смотрели на северного пришельца, отгадывающего по тени высоту огромного сооружения. Фалес выбрал день, и час когда его тень ровнялась его росту, тогда и высота пирамиды должна соответствовать ее высоте.
Таким образом, можно измерить и высоту дерева.
Но этот способ не всегда можно применить. Чтоб не дожидаться когда ваша тень станет равна вашему росту можно поступить проще.
Измерить тень дерева и вашу собственную. Во сколько раз тень дерева больше вашей, значит во столько же раз дерево выше вашего роста. Из этого можем составить пропорцию(рис. 1): AB:ED=BC:EF
Это вытекает из геометрического подобия треугольников АВС и DEF.
Но этим способом мы получаем не совсем точные результаты.(2)
Вполне возможно обойтись при измерении высоты и без тени. Мы можем воспользоваться свойством равнобедренного прямоугольного треугольника. Для этого надо изготовить один простой прибор, его можно изготовить из дощечки и двух булавок (рис. 2).
Приближаясь к дереву или отдаляясь от него вы всегда найдете такое место А (рис. 3), из которого, глядя на булавки E и F, увидите, что они покрывают верхушку С дерева: это значит что продолжение гипотенузы E F проходит через точку С. Тогда, очевидно, расстояние ЕВ равно СВ, так как угол Е=.
Следовательно, измерив, расстояние ЕВ и прибавив OB, т. е. возвышение АЕ глаза над землей, получите искомую высоту дерева.(4)
Можно измерить высоту дерева с помощью записной книжки, если она снабжена карандашом, всунутым в чехлик или петельку при книжке. Она поможет построить вам в пространстве те два подобных треугольника, из которых получается искомая высота. Книжку надо держать возле глаза так, как показано на (рис. 4).
Она должна находиться в отвесной плоскости, а карандаш выдвигаться над верхним обрезом книжки на столько, чтобы глядя из точки Е, видеть вершину В дерева покрытой кончиком О карандаша. Тогда вследствие подобия треугольников ECB и EFO. Высота ВС определится из пропорции: BC:OF=EC:FE.
К полученному расстоянию ВС нужно прибавить еще длину СD, т. е. – на ровном месте высоту глаза над почвой.(3)
Бывает так, что нельзя подойти к дереву вплотную. Но в таком случае его высоту измерить вполне возможно. Для этого надо изготовить один простой прибор:
Две планки МО и ЕF соединяются под прямым углом так, чтобы МF ровнялось FO, а FМ составляла половину ЕF. Вот и весь прибор (рис.5).
Чтобы измерить им высоту держат его в руках, направив планку ОF вертикально (для этого на ней имеется отвес – шнурок с грузиком), и становятся последовательно в двух местах (рис. 6):
сначала в точке А, где располагают прибор концом О вверх, а затем в точке А1, подальше, где прибор держат концом М вверх. Точка А избирается так, чтобы, глядя из Е на конец О, видеть его на одной прямой с верхушкой дерева. Точку же А1отискивают так, чтобы глядя из Е1 на точку М1, видеть ее совпадающей с В. В отыскании этих двух точек А и А1 заключается все измерение, потому что искомая часть высоты дерева ВС равна расстоянию АА1. Равенство вытекает из того, что EС=ВС, а Е1С=ВС; значит: Е1С-ЕС=ВС.
В этом способе мы не подходим к самому дереву, но можем узнать его высоту.(2)
Можно измерить высоту дерева с помощью специального прибора – высотометра. Его можно легко изготовить (рис. 7):
Подойдя к дереву держат высотомер так чтобы глядя вдоль края MN видеть на одной линии с ним вершину В дерева (рис. 8). В точке М привешен на нити грузик F. Находим точку Е в которой нить пересекает линию OQ . треугольники МВС и МОЕ подобны, так как оба прямоугольные и имеют равные острые углы МВС и МЕО(с соответственно параллельными сторонами), значит мы в праве написать пропорцию:
ВС:ЕО=МС:МО, отсюда: ВС=МС*.
Так как МС, ЕО и МО можно измерить непосредственно, то легко получить искомую высоту дерева, прибавив длину нижней части СD ствола (высоту прибора над почвой.(2)
Высотометром можно измерять высоту деревьев, к которым нельзя подойти вплотную. Надо направит прибор на вершину В дерева с двух точек А и А1(рис. 9).
Пусть в точке А мы определили, что ВС=0.9АС а в точке А1 – что ВС=0.4А1С. Тогда мы знаем, что , , откуда итак, , или .(2)
Высоту дерева можно определить при помощи зеркала. На некотором расстоянии от измеряемого дерева на ровной земле в точке С кладут горизонтально зеркальце и отходят от него назад в такую точку D, стоя в которой наблюдатель видит в зеркале верхушку А дерева. Тогда дерево АВ во столько раз выше роста наблюдателя ЕD, во сколько раз расстояние ВС от зеркала до дерева больше расстояния СD от зеркала до наблюдателя.
Способ основан на законе отражения света. Вершина А отражается в точке А1 так, что АВ=А1В. (рис. 10).
Из подобия же треугольников ВСА1 и СЕD следует, что А1В: УВ=ВС:СD.
В этой пропорции остается лишь заметитьА1В равным ему АВ, чтобы обосновать указанное в задаче соотношение.(2)
Этот способ описан в книге у Жюля Верна в известном романе «Таинственный остром». Там инженер и Герберт измеряют высоту площадки дальнего вида. Я же расскажу этот способ на примере измерения дерева.
Здесь нужен шест, который придется воткнуть в землю отвесно так, чтобы выступающая часть как раз ровнялась росту человека. Место для шеста надо выбирать так, чтобы лежа, (как показано на рис.12). (2)
было видно верхушку дерева на одной прямой линии с верхней точкой шеста. Получим два прямоугольных треугольника. Катетами первого будет являться шест и расстояние от шеста до головы человека лежащего на земле. Катетами второго треугольника будут являться: расстояние от головы человека до дерева и та высота дерева, которую нам нужно определить. Мы можем определить расстояние от головы до шеста и от головы до дерева, так же нам известна высота шеста, следовательно, мы можем составить пропорцию и найти искомую высоту.(2)
Так же при помощи подобия можно измерить расстояния от точки до недоступной точки, например находящейся на другом берегу реки.
С помощью подобия можно измерять и расстояния, которые невозможно измерить. Например, ширину реки.
АВ это ширина реки. Находим точку С на продолжении АВ с помощью прибора (рис. 2). Держим этот прибор так чтобы смотря вдоль двух булавок, вы видели, как обе они покрывают точки В и А. затем намечается прямая СD под прямым углом к СА, с помощью этого же прибора. На прямой СD отмечают точки Е и F, так чтобы СЕ было в несколько раз больше ЕF. Затем в точке М с булавочным прибором намечают направление FG, перпендикулярное к FС. Теперь идя по прямой FG, отыскивают на этой прямой такую точку Н, из которой веха Е кажется покрывающей точку А. Получилось, что FН во столько раз меньше АС во сколько FЕ меньше ЕС.(2)
Пусть в реке есть остров и на нем дерево это точка С. Нужно узнать на каком расстоянии оно находится
Для выполнения данной работы потребуется астролябия (прибор для измерения углов на местности рис.15), рулетка и вехи.
Вехи устанавливают в точки А и В и с помощью астролябии измеряют угол 1 и угол 2. Рулеткой измеряют расстояние от точки А до В. На плоскости строят треугольник А1В1С1 с углами равными углу 1 и углу 2, этот треугольник будет подобный треугольнику АВС по первому признаку подобия (по двум углам), следовательно можно найти сходственные стороны треугольников на плоскости – измерением, а на местности вычислением.
Необходимо измерить на местности расстояние между двумя объектами, разделенными зданием или другим препятствием, не позволяющим непосредственно проложить прямую между этими объектами.
Пуст А и В это объекты между которыми надо найти расстояние (рис. 16)
Выберем точку С из которой видны обе точки А и В. На продолжении отрезка АС за точку С отметим точку D на расстоянии предположим в два раза меньше чем АС. Аналогично на продолжении отрезка ВС за точку С отметим точку Е расстояния от точки С до которой в два раза меньше расстояния ВС. Тогда треугольники подобны по второму признаку( по двум сходственным сторонам и углу между ними). Если коэффициент подобия равен 2, то АВ больше ЕD в два раза.
С помощью подобия треугольников можно измерять не только высоту и расстояния, но и даже глубину водоема.(3)
Над озером тихим,
С полфута размером,
высился лотоса цвет.
Он рос одиноко.
И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Воле цветка над водой,
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?
Обозначим искомую глубину СD через х. Тогда по теореме Пифагора легко найти искомую глубину.(4)
Так же, с помощью подобия, можно узнать на какой высоте находится шпиль, расположенный на здании, внутри и вблизи которого измерения затруднительны.
Необходимо установить вертикальный шест на некотором расстоянии от здания, и станем в точу из которой верхушка шпиля зрительно совмещается с верхним концом шеста.
Затем пройдя некоторое расстояние в направлении от здания по прямой, на которой лежит первая точка и проекция А шпиля на горизонтальную плоскость, еще раз проделайте такую же операцию. Пусть высота шеста над уровнем глаза ровна а, расстояние от глаза до шеста в первом положении оказалось равно b, а во втором с. Тогда, измерив расстояние у между точками В и С, в которых мы стояли в первом и во втором случаях, можно сосчитать высоту х шпиля над уровнем глаза. В самом деле обозначим через z расстояние между точками А и В. Из подобия соответствующих треугольников имеем
Откуда bx = az, c = az + ay и cx – bx = ay, т. е.
Коэффициент при у в последнем равенстве можно сделать равным 1, если в первом положении шеста добиться равенства a-b, а во втором – равенства c=2a.(4)
Я взяла прибор, который сама изготовила (рис. 2). Нашла то место, в котором верхушка С дома являлась продолжением гипотенузы ЕF треугольника EFD.
Так как угол Е= то треугольник EFD равнобедренный, а значит треугольник ЕСВ тоже равнобедренный. Я измерила расстояние ЕВ, оно получилось равно 145 шагов, это 3770см и прибавила к нему ОВ=100см. Высота дома получилась равна 3870см=38.7 м
Потом я измеряла высотометром (рис.7).
Я встала от него на расстоянии 193 шагов, что равно 5174см. Веревочка с грузиком показывала на 12см, а сторона дощечки равна 16 см
Дл измерения высоты дома измерили:
Расстояние от меня до дома – 5018см
Ширину дощечки – 16см
Показания прибора – 12см
Уровень глаз над землей – 100см
Чтобы найти высоту дома
Высота дома без уровня глаз = 5174 * 12 : 16 = 3764см=37.64м
Высота дома = 3764см = 100см = 3864см = 38.64м
Расстояние от зеркала до меня СD=26*5=130см, а расстояние от меня до дома – СВ=26*120=3120м мой рост равен 158см. можно.
Для измерения высоты дома измеряла:
Расстояние от меня до зеркала – 130см
Расстояние от зеркала до дома – 3120см
Мой рост – 158см
Чтобы найти высоту дома
Высота дома =
Высота дома = 3250 * 158 : 130 = 3950см = 39.50м
Я решила измерить дом способом номер 4. Поэтому подошла к нему с другой стороны где нельзя было подойти в плотную к нему, из за сугробов и измерила с помощью прибора (рис. 5).
Расстояние от точки А до точки А1 получилось равным 3856см., значит высота дома равна 3856см=38.56м.
Мой рост 158см а моя тень была равна 12 шагам – 312см. Примерно в два раза больше меня. Значит тень дома тоже в два раза больше него. Его тень получилась равна 297 шагов значит 7722см. разделила на два и получилось 3861см. значит высота дома равна 3861см=38.61м.
Ширина записной книжки равна 10см, длинна карандаша, выступающего вверх равна 12см, а расстояние от меня до дома равно 120 шага значит 3120см.
Для измерения высоты дома я измерила:
Ширину записной книжки – 10см
Карандаш – 12см
Расстояние от меня до дома – 3120см
Уровень глаза над землей – 100м
Высота дома без уровня глаза над землей =
=
Высота без уровня глаза над землей = 3120 * 12 :10=3744см
Высота дома = 3744см + 100см =3844см=38.44м
Высота дома:
способ | результат | Погрешность Относительно среднего арифметического |
При помощи высотометра: | 3881см=38.81м | - 4см= - 0.04м |
При помощи зеркала: | 3950см=39.50м | - 73см= - 0.7м |
Равнобедренный прямоугольный треугольник: | 3870см=38.7 м | + 7см= +0.07м |
При помощи записной книжки. | 3844см=38.44м | + 33см= +0.3м |
С тенью: | 3861см=38.61м | + 16см = +0.2м |
На расстоянии: | 3856см=38.56м | +21см=+0.2м |
Средние арифметическое | 3877 см=38.77м |
Дальше по дороге в школу мне встретилось высокое дерево я провела его измерения.
Я достала записную книжку выдвинула карандаш с вершиной Е и встала на то места чтобы глядя из точки О на вершину Е я видела вершину В дерева на одной линии с Е и О
Получились подобные треугольники ВОС и ЕОF. Высоту дерева можем узнать из пропорции: BC:ЕF=ОC:FО.
ЕF=12см. FО=10см., ОС равно 24 шагов значит 624см.
Для измерения высоты дерева я измерила:
Ширину записной книжки – 10см
Карандаш – 12см
Расстояние от меня до дерева – 624см
Уровень глаза над землей – 100м
Высота дерева без уровня глаза над землей = 624 * 12 : 10 = 748.8см
Высота дерева = 748.8см +100см = 848.8см = 8.49м
Расстояния на котором я находилась от дерева было равно 32 шагам значит 832см. направив высотометр на вершину дерева веревочка остановилась на 15см, а край дощечки равен 16.
Для измерения высоты дерева я измерила:
Расстояние от меня до дерева – 832см
Ширину дощечки – 16см
Показания прибора – 15см
Уровень глаз над землей – 100см
=832*15:16 = 780см
Высота дерева равна 780см + 100см = 880см = 8.8м
Я наша точку в которую, положив зеркало я видела вершину дерева.
Расстояние от меня до зеркала было равно 7 шагам, значит 182см, а расстояние от зеркала до дерева было равно 37 шагам, значит 962см, мой рост равен 158см.
Для измерения высоты дерева я измерила:
Расстояние от меня до зеркала – 182см
Расстояние от зеркала до дерева – 962см
Мой рост – 158см
Высота дерева = 962 *158 : 182 = 835см = 8.35м
Высота дерева = 835см = 8.35м
Мой рост 158см, моя тень получилась 312см. примерно в два раза больше, значит и тень дерева в два раза больше его натуральной величины. Тень дерева получилась 65 шагов, значит 1690см. разделим на два и получим 845см. Высота дерева равна 845см = 8.45м.
Я отошла на расстояние, чтобы продолжение гипотенузы треугольника проходило через верхушку дерева. Расстояние получилось равно 29 шагов, значит 754см.
Высота дерева равна 754см плюс 100см (уровень глаза над землей), равно 854см = 8.54м.
Так же я использовала и способ номер 4, представив, что не могу подойти к дереву. Я нашла две точки А и А1. Расстояние между ними было равно 33 шага, значит 858см.
Высота ровна 858см = 8.58м.
Высота дерева:
способ | результат | Погрешность Относительно среднего арифметического |
При помощи высотометра: | 880см.=8.8м | - 26см= -0.3м |
При помощи зеркала: | 835см=8.35м | +19= +0.2 |
Равнобедренный прямоугольный треугольник: | 854см=8.54м | 0 |
При помощи записной книжки. | 849 см=8.49м | +5см= +0.05м |
С тенью: | 845см=8.45м | +9см = +0.09м |
На расстоянии: | 858см=8.58м | -4см= -0.04м |
Среднее арифметическое | 854см=8.54м |
На пути магазин «Айкай». Его я измерила 4 способом.
Взяла прибор который сделала сама (рис. 5). Встала сначала в точку А так чтоб глядя в точку Е Видеть точку О прибора и точку В вершину магазина на одной линии. Затем моя подруга с таким же прибором встала в точку А1 так чтобы глядя в точку Е1 видеть точку М1 прибора и точку В вершину магазина на одной линии. (рис. 15).
Расстояние АА1 у меня получилось равным 32 шагам, значит 832см. следовательно высота магазина равна 832см = 8.32м
Так же как и в предыдущих случаях с деревом и домом, я встала в ту точку чтобы гипотенуза проходила через вершину магазина, а затем измерила расстояние от себя до здания, которое получилось равным 28 шагам, значит 728см плюс 100см (уровень глаз над землей). Высота магазина получилась равна 828см = 8.28м.
Нашла точку в которую положив зеркало я видела вершину магазина.
Расстояние от меня до зеркала получилось равным 7 шагам, значит 182см, расстояния от зеркала до магазина равно 38 шагов, значит 988см, а мой рост равен 158см.
Для измерения высоты магазина я измерила:
Расстояние от меня до зеркала – 182см
Расстояние от зеркала до магазина – 988см
Мой рост – 158см
Высота магазина = 988 * 158 : 182 = 858см = 8.58м. равна 858см=8.58м.
Расстояние, на котором я находилась от магазина, было равно 19 шагам, значит 494см. я совместила верхние углы с вершиной магазина так, чтобы все они лежали на одной прямой. Ниточка с грузиком показывала на 24см, а сторона дощечки равна 16см.
Для измерения высоты магазина я измерила:
Расстояние от меня до магазина – 494см
Ширину дощечки – 16см
Показания прибора – 24см
Уровень глаз над землей – 100см
= 494 * 24 : 16 = 741см.
высота магазина = 741см + 100см = 841см = 8.41м.
В этот раз моя тень оказалась в два раза меньше меня. Значит и тень магазина в два раза меньше него. Тень ровна 16 шагам, значит 416см. высота магазина ровна 832см = 8.32м.
Ширина книжки ровна 10см, а выступающая часть карандаша ровна 12см. расстояния на которое я отошла чтобы совместить угол книжки, верхушку карандаша и верхушку магазина ровно 23шагов, значит 598см.
Для измерения высоты магазина я измерила:
Ширину записной книжки – 10см
Карандаш – 12см
Расстояние от меня до магазина – 598см
Уровень глаза над землей – 100м
=598*12:10=717см.
Высота магазина = 717см + 100см = 817см=8.17м.
Высота магазина
способы | результаты | Погрешность Относительно среднего арифметического |
При помощи высотометра: | 841см=8.41м | -6см= -0.06м |
При помощи зеркала: | 858см=8.58м | -23см= -0.2м |
Равнобедренный прямоугольный треугольник: | 828см=8.28м | +7см= +0.07м |
При помощи записной книжки. | 817см=8.17м | +18см= +0.2м |
С тенью: | 832см=8.32м | +3см= +0.03м |
На расстоянии: | 832см=8.32м | +3см= +0.03м |
Среднее арифметическое | 835см=8.35м |
Больше всех мне хотелось узнать какой же высоты наша школа.
Я взяла зеркала и положила его в точку D так чтоб встав в точку С видеть в зеркале вершину А школы.( Рис.16).
СD =144см, ВD=1300см, а мой рост равен 158см.
Для измерения высоты школы я измерила:
Расстояние от меня до зеркала – 144см
Расстояние от зеркала до школы – 1300см
Мой рост – 158см
Высота школы =
Высота школы = 1300 * 158 : 144 = 1426см.
Значит высота школы равна 1426см = 14.26м.
Моя тень была в 2.5 раза выше меня, значит и тень школы во столько же раз выше ее. Тень школы ровна 141 шагу, значит 3666см. школа ровна 1466.4см=14.66м.
Используя прибор (рис. 5). Я нашла две точки А и А1. Расстояние между которыми равно 56 шагов, значит 1456см. следовательно, высота школы ровна 1456см = 14.56см.
Расстояние, на которое я отошла от школы равно 38 шагов, значит 988см. ниточка с грузиком оказалась на делении 22см. сторона дощечки равна 16см.
Для измерения высоты школы я измерила:
Расстояние от меня до школы – 988см
Ширину дощечки – 16см
Показания прибора – 22см
Уровень глаз над землей – 100см
=988 * 22 : 16 = 1358.5см
Высота школы = 1358.5см + 100см = 1458.5см = 14.58м.
Я нашла точку стоя в которой продолжение гипотенузы проходит через вершину школы. Измерила расстояние от меня до школы, оно получилось равно 51шагу, значит 1326см.
Высота школы равна 1326см плюс 100см(уровень глаз над землей) равно 1426см = 14.26см.
Я отошла на расстояние 44 шагов, значит 1144см. ширина книжки ровна 10см, а длинна карандаша 12см.
Для измерения высоты школы я измерила:
Ширину записной книжки – 10см
Карандаш – 12см
Расстояние от меня до школы – 598см
Уровень глаза над землей – 100м
=1144 * 12 :10 = 1372.8см.
.Высота школы = 1372.8см + 100см = 1472.8см = 14.73м.
Высота школы:
способы | результаты | Погрешность Относительно среднего арифметического |
При помощи высотометра: | 1459см=14.59м | -8см= -0.08м |
При помощи зеркала: | 1426см=14.26м | +25см= +0.3м |
Равнобедренный прямоугольный треугольник: | 1426см=14.26м | +25см= +0.3м |
При помощи записной книжки. | 1473см=14.73м | -22см= -0.2м |
С тенью: | 1466см=14.66м | -15см= -0.2м |
На расстоянии: | 1456см=14.56см | -5см= -0.05м |
Среднее Арифметическое | 1451см=14.5м |
Вывод: по техническому паспорту школы, высота школы равна 14.2 м. По моим расчетам более точные измерения получились при помощи зеркала и равнобедренного треугольника. А среднее арифметическое всех вычислений близко к данным технического паспорта.
Используя прибор(рис. 5). Я нашла две точки А и А1. Расстояние между которыми равно 26 шагов, значит 676см. следовательно высота школы ровна 676см = 6.76см.
Я взяла зеркало положила его на землю так чтобы видеть вершину дома. Расстояние от меня до зеркала получилось равно 5 шагов, значит 130см, а расстояние от зеркала до дома равно 22шага, значит 572см, мой рост равен 158см.
Для измерения высоты частного дома я измерила:
Расстояние от меня до зеркала – 130см
Расстояние от зеркала до частного дома – 572см
Мой рост – 158см
Высота частного дома = 572 * 158 : 130 = 695см = 6.95м.
Моя тень в 1.8 раза больше меня, значит и тень дома тоже в 1.8 раза больше него. Его тень равна 47 шагам, значит 1222см.
Разделим на 1.8 и получим 678.8см = 6.79м. это и есть высота дома.
Я отошла на расстояние 21 шага значит на 546см. совместила верхние углы высотомера с вершиной дома и получила показание на шкале 17 см, а край высотомера равен 16см.
Для измерения высоты частного дома я измерила:
Для измерения высоты магазина я измерила:
Расстояние от меня до частного дома – 546см
Ширину дощечки – 16см
Показания прибора – 17см
Уровень глаз над землей – 100см
=546*17:16=682.5см=580см
Высота дома ровна 580см плюс 100см(уровень глаза над землей) равно 680см= 6.8м.
Ширина записной книжки равна 10см, а карандаш торчащий сверху 12см, я отошла на расстояние 19 шагов , значит 494см.
Для измерения высоты частного дома я измерила:
Ширину записной книжки – 10см
Карандаш – 12см
Расстояние от меня до частного дома – 494см
Уровень глаза над землей – 100м
= =494*12:10=592см
Высота дома = 592см + 100см = 692см = 6.92м
Расстояние на которое мне пришлось отойти от дома чтобы продолжение гипотенузы проходило через вершину дома равнялось 22 шагам, значит 572см.
Высота дома равна 572см плюс 100см (высота глаза над землей) равно 672см= 6.72м
Высота частного дома:
способы | результаты | Погрешность Относительно среднего арифметического |
При помощи высотометра: | 680см=6.8м | +2см= +0.02м |
При помощи зеркала: | 695см=6.95м | -13см= -0.2м |
Равнобедренный прямоугольный треугольник: | 672см=6.72м | +10см= +0.1м |
При помощи записной книжки. | 692см=6.92м | -10см= -0.1м |
С тенью: | 679см=6.79м | +3см= +0.03м |
На расстоянии: | 676см=6.76см | +6см= +0.06м |
Среднее арифметическое | 682см=6.82м |
Итоговая таблица
Дом 10 этажей | школа | Магазин «айкай» | дерево | Частный дом | |
высотометр | 3881см= =38.81м | 1459см= =14.59м | 841см= =8.41м | 880см.=8.8м | 680см=6.8м |
Равнобедренный треугольник | 3950см= =39.50м | 1426см= =14.26м | 858см= =8.58м | 835см=8.35м | 695см=6.95м |
При помощи зеркала | 3870см= =38.7 м | 1426см= =14.26м | 828см= =8.28м | 854см=8.54м | 672см=6.72м |
Две палочки перпендикулярные друг к другу | 3844см= =38.44м | 1473см= =14.73м | 817см= =8.17м | 849см=8.49м | 692см=6.92м |
тень | 3861см= =38.61м | 1466см= =14.66м. | 832см= =8.32м | 845см=8.45м | 679см=6.79м |
Записная книжка | 3856см= =38.56м | 1456см= =14.56см | 832см= =8.32м | 858см=8.58м | 676см=6.76м |
Среднее арифметическое | 3877см= =38.77м | 1451см= =14.5м | 835см= =8.35м | 854см=8.54м | 682см=6.82м |
Последним моим измерением был путь от дома до школы. Его я измерила в три этапа (рис. 18):
Поставили два колышка: один около моего подъезда, а другой около ЦДТ. Прошла вдоль дома, который мешает провести прямую между этими точками. Встала в то место, где были видны оба этих колышка, и поставила там веху. Затем после точки пересечения – вехи я отложила расстояния в четыре раза меньше чем от вехи до дт, и от вехи до моего подъезда. Зрительно соединила эти две точки и получила прямую равную 197 шагов, значит 5122см,в четыре раза меньше моего расстояния. Значит расстояние равно 5122*4=20488см=204.88м.
2.6.2 Второй этап
На этом этапе прямую между магазином и ЦДТ мешает провести куча деревьев. Я так же поставила два колышка: один у ЦДТ, а другой у магазина. Прошла в ту точку, чтобы было видно оба голышка. Поставила там веху. Затем отложила на обеих прямых, как и в первом этапе расстояния в четыре раза меньше. Соединила получившиеся точки и измерила расстояния между ними. Оно получилось равным 130 шагам, значит 2678см. Значит искомое расстояние равно 2678*4= 10712см=107.12м.
2.6.3 Третий этап
На этом этапе я проделала те же действия что и на двух предыдущих и получила длину пути равную 13505см=135.05м
Весь пут = 20488см + 10712см + 13505см = 44705см=447.05м
Читая литературу, я познакомилась вот с такой задачей:
Дерево высотой 15 м закрывается монетой диаметром 2 см, если ее держать на расстоянии 70 см от глаз. Найдите расстояние от дерева до наблюдателя.
Решить ее довольно просто.
=> ﮮ НРК = ﮮ НАВ
=> ﮮ НМК = ﮮ НОВ
∆НАВ и ∆НРК
ﮮ НРК = ﮮ НАВ
=>
ﮮ НМК = ﮮ НОВ
КР : АВ = НМ : НО
2см : 1500см = 70см : НО
НО== 52500см = 525м
Ответ: 525м.
Меня эта задача очень заинтересовала. Я решила попробовать измерить с помощью монеты высоту своего дома.
Если встать в то место когда монетка будет закрывать высоту дома, и смотреть через середину ее диаметра.
Треугольник МНЕ подобен треугольнику МВА по двум углам.
Высота моего роста ровна 158см
А длина от меня до дома 7280см
Получим прямоугольный треугольник ТМА. И с помощью теоремы Пифагора найдем гипотенузу. Гипотенуза, получилась, равна 72.82м.
Тогда можно узнать отношение треугольников МСЕ и МОА.
МС=5см , СЕ=1.4см по теореме Пифагора МЕ=5.2см
МЕ : МА = СЕ : ОА
ОА = МА * СЕ : МЕ
ОА = 1960.5см = 19.61м
Так как ОА = ОВ то АВ = 2ОА
АВ = 39.22см
Этот способ еще нужно проверить и доработать, но с помощью него так же можно выяснить высоту дома.
Подобие треугольников в жизни незаменимо. Подобие применяется от школьной тетради вплоть до вселенной. Я узнала много нового об этом свойстве треугольников и применила его на местности. Знания, полученные в ходе исследовательской работы, останутся в моей памяти надолго.
Я исследовала различные способы измерения на местности и применила их на практике. Также изготовила приборы для этих измерений.
Определив погрешность моих измерений, я поняла, что измерения неточные, но возможно это зависит от погодных условий, так как измерения проводятся на ровной поверхности, но на улице много сугробов и поэтому ровной поверхности достичь не удалось.
характеристика | Содержание | |
1 | Наименование работы | Применение подобия на практике |
2 | Фамилия Имя Отчество автора | Кочанова Лада Олеговна |
3 | Регион | Удмуртия |
4 | Населенный пункт | Г. Ижевск |
5 | Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №89 «с углубленным изучением отдельных предметов» |
6 | Класс, в котором учится Автор | 8б |
7 | Почтовый адрес учреждения с индексом | 426006, г.Ижевск, ул. Заречное шоссе, дом 37. |
8 | Телефон учреждения с кодом | 548990 (секретарь), 548989 (директор) |
9 | Электронные адреса для ведения переписки | ladakchanva@rambler.ru Кочанова Лада vohre@mail.ru Вахрушева Е.В. |
10 | Фамилия Имя Отчество руководителя работы | Вахрушева Елена Вячеславовна |
11 | Проблема | При проектировании высотных зданий, архитектурных сооружений учитывается высота построения. Нельзя ли на начальной стадии проектирования применить метод подобия, для измерения или определения высоты будущего высотного здания или архитектурного сооружения |
12 | Объект и предмет исследования | Объект - высота объектов находящихся по дороге в школу, длинна пути от дома до школы. Предмет исследования – метод подобия для нахождения высоты объекта |
13 | Гипотеза | Возможность применения данной методики при проектировании последующих зданий и архитектурных сооружений |
14 | Полученный результат | При измерении высоты при помощи подобия выявлена погрешность измерения примерно 20 см, при строительстве эта погрешность сыграла бы большую роль. |
15 | Практическая значимость работы | Данная работа дает расширенный материал для изучения темы «подобие», а так же дает возможность учащимся создания нового проекта по архитектуре |
На уроках геометрии мы изучили тему «Подобие треугольников», а в романе Жюля Верна «Таинственный остров» инженер и Герберт измеряют высоту площадки дальнего вида с помощью подобия. Так же в архитектуре применяется подобие, для измерения высоты зданий и сооружений. Я заинтересовалась, а как можно измерить высоту 10 этажного дома не поднимаясь на нее. Изучив литературу, я узнала о различных способов измерения высоты и выбрала из них шесть. Провела измерения следующих объектов: 10 этажного дома, дерева, частного дома, магазина и школы. Затем составила таблицы с измерениями и вычислила погрешность. Построила графики по данным результатам. В ходе исследования самым точным способом оказался способ с помощью зеркала.
Я так же измерила путь от дома до школы с помощью подобия. Точность этих измерений я не могу определить, так как не знаю реальное расстояние, но хоть мой результат и не точен, я узнала примерную длину моего пути.
В интернете я нашла интересную задачу с монетой. Решила ее и подумала, что я могу разработать свой способ измерения высоты при помощи монеты. Спустя долгое время мне удалось это сделать. Измерив данным способом высоту десятиэтажного дома я выяснила, что результат приближен к реальной высоте дома, и решила, что мой способ вполне можно использовать при измерении высоты. Подобие применяется от школьной тетради вплоть до вселенной.
Я считаю свою работу перспективной, потому, что я могу попрактиковать другие способы измерения высоты, с которыми мне предстоит познакомиться.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Сверчок
"Морская болезнь" у космонавтов
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Свинья под дубом