Понятие модуля является одной из важнейших характеристик числа в области действительных чисел, широко применяется в различных разделах школьного курса математики, физики, но рассмотрение задач, связанных с понятием модуля ( а тем более исследование и построение графиков функций, содержащих знак модуля ) появляется лишь эпизодически, в рамках изучения той или иной темы. Тем не менее, задачи, связанные с модулями построением графиков функций, содержащих знак модуля, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в ВУЗы, ЕГЭ.
Цель моей исследовательской работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.
Объект исследования: линейные функции, квадратичные и кубические функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.
В результате исследования графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины, я получала возможность знать и понимать определение модуля действительного числа, правила построения графиков функций, содержащих знак модуля; уметь применять определение, свойства модуля к решению конкретных задач, читать и строить графики функций, содержащих знак модуля, графически решать уравнения и неравенства, применять компьютерную программу для исследования и построения графиков функций, содержащих знак модуля.
При выполнении исследовательской работы я сформировала алгоритмы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Это функции: у=f |(х)|, у=|f(х)|, у=|f |(х)| |.
Вложение | Размер |
---|---|
muhamatdinova_.doc | 124.5 КБ |
muhamatdinova_dinara_.ppt | 2.48 МБ |
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИИ, АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТ ЗНАК АБСОЛЮТНОЙ ВЕЛИЧИНЫ
Мухаматдинова Динара Рамзиевна,
МОУДОД Центр внешкольной работы Агрызского муниципального района РТ, Кучуковская СОШ
ученик 10 класса.
Научный руководитель:
Бурганиева А.Р., учитель математики высшей категории Кучуковской СОШ Агрызского муниципального района РТ
Оглавление.
I. Введение------------------------------------------------------------------------------3
II. Основная часть.-------------------------------------------------------------------4-15
1. Историческая справка------------------------------------------------------- -4
2. Геометрическая интерпретация понятия |а|---------------------------- - -5
3. График функции у=f |(х)|-----------------------------------------------------5-8
4. График функции у = | f (х)| --------------------------------------------------9-11
5. График функции у=|f |(х)| | -- ---- ------------------------------------------11-14
III. Заключение.---------------------------------------------------------------------- 14-15
IV. Список литературы ---------------------------------------------------------------15
Цель и задачи работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.
Объект исследования: функции, содержащие знак абсолютной величины.
Предмет исследования: закономерность графиков функции у = f |(х)|,
у = | f (х)|, у = | f |(х)| |.
Методы исследования: решение примеров на построения графиков, сравнение, анализ, обобщение.
I. Введение.
Построение графиков функций одна из интереснейших тем в школьной математике. Один из крупнейших математиков нашего времени Израиль Моисеевич Гельфанд писал: «Процесс построения графиков является способом превращения формул и описаний в геометрические образы. Это – построение графиков – является средством увидеть формулы и функции и проследить, каким образом эти функции меняются. Например, если написано y=x2, то Вы сразу видите параболу; если y=x2-4, Вы видите параболу, опущенную на четыре единицы; если же y=4-x2, то Вы видите предыдущую параболу, перевернутую вниз. Такое умение видеть сразу и формулу, и ее геометрическую интерпретацию – является важным не только для изучения математики, но и для других предметов. Это умение, которое остается с Вами на всю жизнь, подобно умению ездить на велосипеде, печатать на машинке или водить машину».
Хотя уравнения с модулями мы начали изучать уже с 6-го – 7-го класса, где мы проходили самые азы уравнений с модулями. Я выбрал именно эту тему, потому что считаю, что она требует более глубокого и досконального исследования. Я хочу получить более широкие знания о модуле числа, различных способах построения графиков, содержащих знак абсолютной величины.
Цель работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.
Объект исследования: линейные функции, квадратичные и кубические функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.
Методы исследования: решение примеров на построения графиков, сравнение, анализ, обобщение.
II. Основная часть.
1. Историческая справка.
В первой половине XVII века начинает складываться представление о функции как о зависимости одной переменной величины от другой. Так, французские математики Пьер Ферма(1601-1665) и Рене Декарт (1596-1650) представляли себе функцию как зависимость ординаты точки кривой от её абсциссы. А английский ученый Исаак Ньютон(1643-1727) понимал функцию как изменяющуюся в зависимости от времени координату движущейся точки.
Термин "функция" (от латинского function – исполнение , совершение) впервые ввел немецкий математик Готфрид Лейбниц(1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции). В дальнейшем швейцарский математик Иоганн Бернулли(1667-1748) и член Петербургской Академии наук знаменитый математик XVIII века Леонард Эйлер(1707-1783) рассматривали функцию как аналитическое выражение. У Эйлера имеется и общее понимание функции как зависимости одной переменной величины от другой.
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это многозначное слово(омоним), которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании и других точных науках.
В архитектуре - это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов.
В технике - это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и .т.п.
Модуль объемного сжатия( в физике)-отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.
Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a, если a больше или равно нулю и равна -a, если a меньше нуля:
Из определения следует, что для любого действительного числа a,
2. Геометрическая интерпретация понятия модуля |а|
Каждому действительному числу можно поставить в соответствие точку числовой прямой, это точка будет геометрическим изображением данного действительного числа. Каждой точке числовой прямой соответствует её расстояние от начало отсчета, или длина отрезка, начало которого в точке начала отсчета, а конец – в данной точке. Длина отрезка всегда рассматривается как величина неотрицательная. Геометрической интерпретацией действительного числа служит вектор, выходящий из начала отсчета и имеющий конец в точке, изображающей данное число. Длина этого вектора будет геометрической интерпретацией модуля данного действительного числа.
-а 0 а
3. График функции у=f |(х)|
у=f |(х)| - четная функция, т.к. | х | = | -х |, то f |-х| = f | х |
График этой функции симметричен относительно оси координат.
Следовательно, достаточно построить график функции у=f(х) для х>0,а затем достроить его левую часть, симметрично правой относительно оси координат.
у
Например, пусть графиком функции у=f(х) является кривая, изображенная на рис.1, тогда графиком функции у=f |(х)| будет кривая, изображенная на рис.2.
0
х
Рис.1
0
у
х
Рис.2.
1. Построить график функции у= |х|
Таким образом, искомый график есть ломанная, составленная из двух полупрямых. (Рис.3)
Из сопоставления двух графиков: у=х и у= |х|, я сделаю вывод, что второй получается из первого зеркальным отображением относительно ОХ той части первого графика, которая лежит под осью абсцисс. Это положение вытекает из определения абсолютной величины.
х
у
х
у
Рис 3.
Из сопоставления двух графиков: у = х и у = -х, я выдвинула гипотезу, что график функции у = f(|х|) получается из графика у = f (x) при х≥0
симметричным отображением относительно оси ОУ.
Можно ли применять этот метод построения графиков для любой функции, содержащей абсолютную величину? Для этого я рассмотрела несколько функций, и сделала для себя выводы.
1. Построить график функции у=0,5 х² - 2|х| - 2,5
1) Поскольку |х| = х при х≥0, требуемый график совпадает с параболой у=0,5 х² - 2х - 2,5 . Если х<0, то поскольку х² = |х| ², |х|=-х и требуемый график совпадает с параболой у=0,5 х² + 2х - 2,5.
2) Если рассмотрим график у=0,5 х² -2х - 2,5 при х≥0 и отобразить его относительно
оси ОУ мы получим тот же самый график.
Можно ли применять этот метод построения графиков дл квадратичной функции, для графиков обратной пропорциональности, содержащие абсолютную величину? Для этого я рассмотрела несколько функций, и сделала для себя вывод.
2. Например: у=х2 - |х| -3
1) Поскольку |х| = х при х≥0, требуемый график совпадает с параболой у=0,25 х² - х - 3. Если х<0, то поскольку х² = |х|², |х|=-х и требуемый график совпадает с параболой у=0,25 х² + х - 3.
2) Если рассмотрим график у=0,25 х² - х - 3 при х≥0 и отобразить его относительно оси ОУ мы получим тот же самый график.
(0; - 3) координаты точки пересечения графика функции с осью ОУ.
х2 -4х -12 = 0 Имеем, х1= - 2; х2 = 6.
(-2; 0) и (6; 0) – координаты точки пересечения графика функции с осью ОХ.
Если х<0, ордината точки требуемого графика такая же, как и у точки параболы, но с положительной абсциссой, равной |х|. Такие точки симметричны относительно оси ОУ(например, вершины (2; -4) и -(2; -4).
Значит, часть требуемого графика, соответствующая значениям х<0, симметрична относительно оси ОУ его же части, соответствующей значениям х>0.
б) Поэтому достраиваю для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ.
0
6
-6
-3
х
у
Рис.4
Доказательство гипотезы:
Докажем, что график функции у = f |(х)| совпадает с графиком функции у = f (х) на множестве неотрицательных значений аргумента и симметричен ему относительно оси ОУ на множестве отрицательных значений аргумента.
Доказательство: Если х≥0, то f |(х)|= f (х), т.е. на множестве неотрицательных значений аргумента графики функции у = f (х) и у = f |(х)| совпадают. Так как у = f |(х)| - чётная функция, то её график симметричен относительно ОУ.
Таким образом, график функции у = f |(х)| можно получить из графика функции
у = f (х) следующим образом:
1. построить график функции у = f(х) для х>0;
2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть относительно
оси ОУ.
Вывод: Для построения графика функции у = f |(х)|
1. построить график функции у = f(х) для х>0;
2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть
относительно оси ОУ.
4. График функции у = | f (х)|
Построить график функции у = |х² - 2х|
Освободимся от знака модуля по определению
Если х² - 2х≥0, т.е. если х≤0 и х≥2, то |х² - 2х|= х² - 2х
Если х² - 2х<0, т.е. если 0<х< 2, то |х² - 2х|=- х² + 2х
Я вижу, что на множестве х≤0 и х≥2 графики функции
у = х² - 2х и у = |х² - 2х|совпадают, а на множестве (0;2)
графики функции у = -х² + 2х и у = |х² - 2х|совпадают. Построю их.
Выдвижение гипотезы:
График функции у = | f (х)| состоит из части графика функции у = f(х) при у ≥0 и симметрично отражённой части у = f(х) при у <0 относительно оси ОХ.
Проверка гипотезы.
1) Если х² - х -6≥0, т.е. если х≤-2 и х≥3, то |х² - х -6|= х² - х -6.
Если х² - х -6<0, т.е. если -2<х< 3, то |х² - х -6|= -х² + х +6.
Построим их.
2) Построим у = х² - х -6 . Нижнюю часть графика
симметрично отбражаем относительно ОХ.
Сравнивая 1) и 2), видим что графики одинаковые.
Докажем, что график функции у = | f (х)| совпадает с графиком функции у = f (х) для f(х) >0 и симметрично отражённой частью у = f(х) при у <0 относительно оси ОХ.
Действительно, по определению абсолютной величины, можно данную функцию рассмотреть как совокупность двух линий:
у = f(х), если f(х) ≥0; у = - f(х), если f(х) <0
Для любой функции у = f(х), если f(х) >0, то
| f (х)| = f(х), значит в этой части график функции
у = | f (х)| совпадает с графиком самой функции
у = f(х).
Если же f(х) <0, то | f (х)| = - f(х),т.е. точка (х; - f(х)) симметрична точке (х; f (х)) относительно оси ОХ. Поэтому для получения требуемого графика отражаем симметрично относительно оси ОХ «отрицательную» часть графика у = f(х).
Вывод: Гипотеза верна, действительно для построения графика функции
у = |f(х) | достаточно:
1.Построить график функции у = f(х) ;
2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где
f(х) <0, симметрично отражаем относительно оси абсцисс. (Рис.5)
0
6
-6
-2
3
х
у
Рис.5
Вывод: Для построения графика функции у=|f(х) |
1.Построить график функции у=f(х) ;
2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f(х) <0, строим кривые, симметричные построенным графикам относительно оси абсцисс.
(Рис.6, 7.)
у
х
Рис.6
у
х
Рис.7
5. График функции у=|f |(х)| |
Проверка истинности гипотез для графика функции у=|f |(х)| |
Применяя, определение абсолютной величины и ранее рассмотренные примеры построила графиков функции:
у = |2|х| - 3|
у = |х² – 5|х||
у = | |х³| - 2| и сделал выводы.
Для того чтобы построить график функции у = | f |(х)| надо:
1. Строить график функции у = f(х) для х>0.
2. Строить вторую часть графика, т. е. построенный график симметрично отражать относительно ОУ, т.к. данная функция четная.
3. Участки получившегося графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
Построить график функции у = | 2|х | - 3| (1-й способ по определению модуля)
1. Строю у = 2|х | - 3 , для 2 |х| - 3 > 0 , |х |>1,5 т.е. х< -1,5 и х>1,5
а) у = 2х - 3 , для х>0
б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.
2. Строю у = -2 |х| + 3 , для 2|х | - 3 < 0. т.е. -1,5<х<1,5
а)у = -2х + 3 , для х>0
б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.
у = | 2|х | - 3|
1) Строю у = 2х-3, для х>0.
2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси ОУ.
3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси ОХ.
Сравнивая оба графика, видим, что они одинаковые.
0
у
х
-3/2
3/2
-3
3
Рис.8
2.
у = | х² – 5|х| |
1. Строю у = х² – 5 |х|, для х² – 5 |х| > 0 т.е. х >5 и х<-5
а) у = х² – 5 х , для х>0
б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.
2. Строю у = - х² + 5 |х| , для х² – 5 |х| < 0. т.е. -5≤х≤5
а) у = - х² + 5 х , для х>0
б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.
у = | х² – 5|х| |
а) Строю график функции у = х² – 5 х для х>0.
б) Строю часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ
в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые. (Рис.9)
1
-1
-6
-6
0
5
5
Рис.9
3. у =| |х|³ - 2 |
1). Строю у = |х|³ - 2 , для |х|³ - 2 > 0, x> и x< -
а) у = х³ - 2 , для х>0
б) для х<0, симметрично отражаю построенную часть относительно оси ОУ.
2). Строю у = - |х|³ + 2 , для |х|³ - 2 < 0. т.е. - < x<
а) у = -х³ + 2 , для х>0
б) для х<0, симметрично отражаю построенную часть относительно оси ОУ.
у = ||х|³ - 2 |
а) Строю у = х³ -2 для х > 0.
б) Строю часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ
в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые. (Рис.10)
-2
0
1
2
2
-2
у
х
Рис.10
III. Заключение.
При выполнении исследовательской работы я делала такие выводы:
- сформировала алгоритмы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.
Алгоритм построения графика функции у=f |(х)|
1.Построить график функции у=f(х) для х>0;
2.Построить для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ.
Алгоритм построения графика функции у=|f(х) |
1.Построить график функции у=f(х) ;
2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f(х) <0, строить кривые, симметричные построенным графикам относительно оси абсцисс.
Алгоритм построения графика функции у=|f |(х)| |
1. Построить график функции у=f(х) для х>0.
2. Построить кривую графика, симметричную построенной относительно оси ОУ, т.к. данная функция четная.
3. Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
- приобрела опыт построения графиков таких функций, как:
у=f |(х)|; у = | f (х)|; у=|f |(х)| |;
- научилось работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор
научных сведений;
- приобрела опыт выполнения графических работ на компьютере.
Список литературы:
Москва, «Просвещение».
Слайд 1
«Исследовательская работа по построению графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины» Выполнила: Мухаматдинова Динара , ученик 10 класса Кучуковской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района РТ Научный руководитель: Бурганиева А. Р., у читель математики высшей категорииСлайд 2
Цель и задачи работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Объект исследования : функции, содержащие знак абсолютной величины. Предмет исследования: закономерность графиков функции у = f |(х)|, у = | f (х)|, у = | f |(х)| |. Методы исследования: решение примеров на построения графиков, сравнение, анализ, обобщение.
Слайд 3
Содержание 1.Историческая справка 2.Геометрическая интерпретация понятия |а | 3.График функции у = f |(х)| 4.График функции у = | f (х)| 5.График функции у = | f |(х)| | 6.Выводы. 7.Список литературы.
Слайд 4
В первой половине XVII века начинает складываться представление о функции как о зависимости одной переменной величины от другой. Так, французские математики Пьер Ферма(1601-1665) и Рене Декарт (1596-1650) представляли себе функцию как зависимость ординаты точки кривой от её абсциссы. А английский ученый Исаак Ньютон(1643-1727) понимал функцию как изменяющуюся в зависимости от времени координату движущейся точки. Историческая справка
Слайд 5
Термин "функция" (от латинского function – исполнение , совершение) впервые ввел немецкий математик Готфрид Лейбниц(1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции). В дальнейшем швейцарский математик Иоганн Бернулли(1667-1748) и член Петербургской Академии наук знаменитый математик XVIII века Леонард Эйлер(1707-1783) рассматривали функцию как аналитическое выражение. У Эйлера имеется и общее понимание функции как зависимости одной переменной величины от другой.
Слайд 6
Слово «модуль» произошло от латинского слова « modulus », что в переводе означает «мера». Это многозначное слово(омоним),которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании и других точных науках. В архитектуре - это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов. В технике - это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и .т.п. Модуль объемного сжатия( в физике)-отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.
Слайд 7
Каждому действительному числу можно поставить в соответствие точку числовой прямой, это точка будет геометрическим изображением данного действительного числа. Каждой точке числовой прямой соответствует её расстояние от начало отсчета, или длина отрезка, начало которого в точке начала отсчета, а конец – в данной точке. Длина отрезка всегда рассматривается как величина неотрицательная. Геометрической интерпретацией действительного числа служит вектор, выходящий из начала отсчета и имеющий конец в точке, изображающей данное число. Длина этого вектора будет геометрической интерпретацией модуля данного действительного числа. Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю и равна - a , если a меньше нуля: Геометрическая интерпретация понятия модуля |а| -а 0 а
Слайд 8
Исследование графиков функции: 1. График функции у = f |(х)| 2. График функции у = | f (х)| 3. График функции у = | f |(х)| | 1.Анализ изученной литературы, построение графиков функции 2.Выдвижение гипотезы 3.Проверка гипотезы 4.Доказательство 5.Выводы
Слайд 9
График функции у = |х| а) Если х≥0, то |х| = х и наша функция у = х, т.е. график совпадает с биссектрисой первого координатного угла. б) Если х<0, то |х| = -х и у = - х. При отрицательных значениях аргумента х график данной функции – прямая у = -х, т.е. биссектриса второго координатного угла.
Слайд 10
Выдвижение гипотезы: Из сопоставления двух графиков: у = х и у = -х, я выдви нул гипотезу, что график функции у = f( |х| ) получается из графика у = f (x) при х ≥0 симметричным отображением относительно оси ОУ.
Слайд 11
Проверка гипотезы Можно ли применять этот метод построения графиков для любой функции, содержащей абсолютную величину? Для этого я рассмотрел несколько функций, и сделала для себя выводы.
Слайд 12
1. Построить график функции у=0,5 х ² - 2 | х | - 2,5 1) Поскольку | х | = х при х≥0, требуемый график совпадает с параболой у=0,5 х ² - 2х - 2,5 . Если х < 0, то поскольку х ² = | х | ² , | х | =-х и требуемый график совпадает с параболой у=0,5 х ² + 2х - 2,5 . 2) Если рассмотрим график у=0,5 х ² -2х - 2,5 при х≥0 и отобразить его относительно оси ОУ мы получим тот же самый график.
Слайд 13
2. Построить график функции у=0,25 х ² - | х | -3. 1) Поскольку | х | = х при х≥0, требуемый график совпадает с параболой у=0,25 х² - х - 3. Если х < 0, то поскольку х ² = | х |² , | х | =-х и требуемый график совпадает с параболой у=0,25 х² + х - 3. 2) Если рассмотрим график у=0,25 х² - х - 3 при х≥0 и отобразить его относительно оси ОУ мы получим тот же самый график.
Слайд 14
Доказательство гипотезы: Докажем , что график функции у = f |(х)| совпадает с графиком функции у = f (х) на множестве неотрицательных значений аргумента и симметричен ему относительно оси ОУ на множестве отрицательных значений аргумента. Доказательство : Если х ≥0, то f |(х)|= f (х), т.е. на множестве неотрицательных значений аргумента графики функции у = f (х) и у = f |(х)| совпадают. Так как у = f |(х)| - чётная функция, то её график симметричен относительно ОУ. Таким образом, график функции у = f |(х)| можно получить из графика функции у = f (х) следующим образом: 1. построить график функции у = f(х) для х>0; 2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть относительно оси ОУ.
Слайд 15
Вывод: Для построения графика функции у = f |(х)| 1. построить график функции у = f(х) для х>0; 2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть относительно оси ОУ.
Слайд 16
График функции у = f |(х)|
Слайд 17
График функции у = | f (х)|
Слайд 18
Построить график функции у = | х ² - 2х | Освободимся от знака модуля по определению Если х ² - 2х≥0, т.е. если х≤0 и х≥2, то | х ² - 2х | = х ² - 2х Если х ² - 2х < 0, т.е. если 0 < х < 2, то | х ² - 2х | =- х ² + 2х Я вижу, что на множестве х≤0 и х≥2 графики функции у = х ² - 2х и у = | х ² - 2х | совпадают, а на множестве (0;2) графики функции у = - х ² + 2х и у = | х ² - 2х | совпадают . Построю их.
Слайд 19
Выдвижение гипотезы: График функции у = | f (х)| состоит из части графика функции у = f(х) при у ≥0 и симметрично отражённой части у = f(х) при у < 0 относительно оси ОХ .
Слайд 20
Проверка гипотезы Построить график функции у = | х ² - х - 6 | 1) Если х² - х -6≥0, т.е. если х≤-2 и х≥3, то |х² - х -6|= х² - х -6. Если х² - х -6<0, т.е. если -2<х< 3, то |х² - х -6|= -х² + х +6. Построим их. 2) Построим у = х² - х -6 . Нижнюю часть графика симметрично отбражаем относительно ОХ. Сравнивая 1) и 2), видим что графики одинаковые.
Слайд 21
у = | х ² - х -6 |
Слайд 22
Докажем , что график функции у = | f (х)| совпадает с графиком функции у = f (х) для f (х) >0 и симметрично отражённой частью у = f(х) при у <0 относительно оси ОХ. Действительно, по определению абсолютной величины, можно данную функцию рассмотреть как совокупность двух линий: у = f(х), если f(х) ≥0; у = - f(х), если f(х) <0 Для любой функции у = f(х), если f(х) >0, то | f (х)| = f(х), значит в этой части график функции у = | f (х)| совпадает с графиком самой функции у = f(х). Если же f(х) <0, то | f (х)| = - f(х),т.е. точка (х; - f(х) ) симметрична точке (х; f (х)) относительно оси ОХ. Поэтому для получения требуемого графика отражаем симметрично относительно оси ОХ «отрицательную» часть графика у = f(х).
Слайд 23
Вывод : Г ипотеза верна, действительно для построения графика функции у = |f(х) | достаточно: 1.Построить график функции у = f(х) ; 2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f(х) <0, симметрично отражаем относительно оси абсцисс.
Слайд 24
Проверка истинности гипотез для графика функции у=|f |(х)| | Применяя, определение абсолютной величины и ранее рассмотренные примеры построила графики функции: у = |2|х| - 3| у = |х ² – 5|х|| у = | |х ³ | - 2| и сделала выводы. Для того чтобы построить график функции у = | f |(х)| надо: 1. Строим график функции у = f(х) для х>0. 2. Строим вторую часть графика, т. е. построенный график симметрично отражаем относительно ОУ, т.к. данная функция четная. 3. Участки получившегося графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываем на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
Слайд 25
Построить график функции у = | 2|х | - 3| 1. Строю у = 2|х | - 3 , для 2 |х| - 3 > 0 , | х | >1,5 т.е. х < -1,5 и х > 1,5 а) у = 2х - 3 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отра жаем построенную часть относительно оси ОУ. 2. Строю у = - 2 |х| + 3 , для 2|х | - 3 < 0. т.е. -1,5 < х < 1,5 а) у = - 2х + 3 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.
Слайд 26
1. у = | 2|х | - 3| 1) Строю у = 2х-3, для х>0. 2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси ОУ. 3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси ОХ. Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.
Слайд 27
у = | х ² – 5|х| | 1. Строю у = х ² – 5 | х| , для х ² – 5 |х| > 0 т.е. х > 5 и х < -5 а) у = х ² – 5 х , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ. 2. Строю у = - х ² + 5 |х| , для х ² – 5 |х| < 0. т.е. -5 ≤ х≤5 а) у = - х ² + 5 х , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.
Слайд 28
2. у = | х ² – 5|х| | а) Строю график функции у = х ² – 5 х для х>0. б) Строю часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ. Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.
Слайд 29
3. у =| |х| ³ - 2 | 1). Строю у = |х| ³ - 2 , для |х| ³ - 2 > 0 , x> и x< - а) у = х ³ - 2 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаю построенную часть относительно оси ОУ. 2). Строю у = - |х| ³ + 2 , для |х| ³ - 2 < 0. т.е. - < x< а) у = - х ³ + 2 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаю построенную часть относительно оси ОУ.
Слайд 30
3. у = ||х| ³ - 2 | а) Строю у = х ³ -2 для х > 0. б) Строю часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ. Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.
Слайд 31
Заключение При выполнении исследовательской работы я c делал такие выводы: - сформировал алгоритмы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины; - приобрел опыт построения графиков таких функций, как: у = f |(х)|; у = | f (х)|; у = |f |(х)||; - научился работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор научных сведений; выдвигал гипотезы и доказала истинность гипотез, сделал выводы; - приобрел опыт выполнения графических работ на компьютере.
Слайд 32
Для построения графика функции у = f |(х)|: 1.Построить график функции у = f (х) для х>0; 2.Построить для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ. Для построения графика функции у = | f (х) | 1.Построить график функции у = f (х) ; 2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f (х) <0, строить кривые, симметричные построенным графикам относительно оси абсцисс. Для построения графика функции у = | f |(х)| | 1. Построить график функции у = f (х) для х>0. 2. Строим вторую часть графика, т. е. построенный график симметрично отражаем относительно ОУ 3. Участки получившегося графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываем на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ. Выводы
Слайд 33
у = f |(х)| у = | f (х)| у = | f |(х)| | у = f (х), х>0 Построить часть для х<0, симметричную относительно оси ОУ у = f (х) Часть графика, расположенного в нижней полуплоскости симметрично отобразить относительно оси ОХ Построить для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ у = f (х), х>0 Выводы
Слайд 34
Список литературы: И. М.Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. Издательство «Наука» Р.А. Калнин. Алгебра и элементарные функции. Издательство «Наука» М.К. Потапов, С.Н. Олехник. Конкурсные задачи по математики, Москва. «Наука» Ю. Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва, «Просвещение».
Ребята и утята
Соленая снежинка
Ералаш
Три коробки с орехами
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики