В работе предпринята попытка изучить историю оренбургского летного училища и отразить вклад летчиков-земляков в защиту нашей Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
orenburgskoe_letnoe_uchilishche.zip | 1.48 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.соль-Илецка» Оренбургской области
Исследовательская работа
Тема: Оренбургское высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина – кузница летных кадров.
Автор работы: Музапарова Асемгуль Баглановна,
ученица 10 класса МОУ
«СОШ №7 г.Соль- Илецка»
Оренбургской области
Руководитель: Сивожелезова Татьяна Геннадьевна,
учитель химии
МОУ «СОШ №7 г.Соль- Илецка»
Оренбургской области
Введение
Оренбург дал мне крылья", - эти слова первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища, дороги оренбуржцам. В нашем городе бережно хранят все, что связано с годами, проведенными здесь Гагариным. Как известно, летчиком Гагарин стал именно в нашем городе. Оренбургская летка, известная на весь бывший Союз как ЧВАУЛ, выпускала тогда плеяду Героев СССР. Его назвали так в честь Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Вот интересно, что Чкалов-то никогда не учился в Оренбурге. Хотя история доказывает, что он окончил именно эту летку.
Актуальность исследования – в юбилейный год полета в космос Ю.А. Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища, изучение истории героических побед его выпускников, убедительно доказывает необходимость изучения бесценного опыта подготовки летных кадров.
Цель работы: доказать, что Оренбургское летное училище – кузница специалистов высокого уровня.
Для достижения цели работы мы поставили ряд задач:
1.Собрать материал из различных литературных источников
2.Обобщить сведения о выпускниках летного училища.
3.Найти факты, указывающие на высокий профессионализм летчиков- выпускников училища.
Объектом исследования является процесс подготовки кадров в Оренбургском летном училище.
Предметом исследования служит взаимосвязь уровня подготовки летчиков с их профессиональной состоятельностью.
В основу исследования положена гипотеза: высокий уровень подготовки выпускников Оренбургского летного училища – залог успешной профессиональной деятельности летчика.
Поставленные задачи решались с использованием метода анализа литературных источников и биографий летчиков, выпускников училища.
История создания училища
В принятой резолюции X съезда РКП (б) уделялось особое внимание созданию технических и авиационных частей Красной Армии. На основе решений съезда стали переформировываться и создаваться заново авиационные школы и курсы. В числе вновь созданных была Московская школа воздушного боя и бомбометания, которая впоследствии положила начало существованию Оренбургского летного училища. Новым местом дислокации школы Оренбург выбран не случайно. Расположение его в глубоком тылу страны на границе Европы и Азии гарантировало работу школы на случай войны.
Много энергии и труда в становлении школы на новом месте вложили ее начальник комдив Ф. А. Астахов и комиссар М. Н. Орловский. Под их руководством шло оборудование аэродромов, создавался комплекс подсобных помещений, возводились жилые здания.
Курсанты в нелегкой борьбе добывали славу родному училищу. Так, В. А. Степанчонком установлен Всесоюзный рекорд на продолжительность полета планера, который равнялся 10 часам 22 минутам. 28 октября 1930 г. В. А. Степанчонок на одноместном планере впервые в мире выполнил петлю Нестерова. Это послужило началом освоения на планере фигур высшего пилотажа. Летчик А. Н. Павлов построил в автомастерских школы самолет-авиэтку, на котором успешно совершил перелет из Оренбурга в Москву.
К 30-м годам Оренбургская летная школа наряду с другими учебными заведениями внесла свой вклад в развитие авиации. За первое десятилетие своего существования она подготовила 1159 летчиков, 2078 летчиков-наблюдателей, 20 воздухоплавателей, 53 преподавателя, 413 техников, более 100 инструкторов практического обучения, 956 стрелков-бомбардиров и большой отряд младших авиационных специалистов. Это было то крепкое, здоровое и прочное ядро Красного воздушного флота, о котором говорил М. В. Фрунзе на III съезде Советов.
Напряженно трудился личный состав, чтобы выполнить специальное задание командования и произвести в 1934 г. дополнительный выпуск девушек-пилотов, пришедших в школу по специальному комсомольскому набору. Многие летчицы этого выпуска храбро сражались с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В их числе замечательные летчицы Е. И. Зеленко, Н. И. Русакова, II. Пафелова.
По итогам социалистического соревнования за 1934 г. школа вышла на первое место среди военно-учебных заведений ВВС Красной Армии. За отличную летную работу, учебу и дисциплину командование объявило благодарность и наградило ценными подарками 305 военнослужащих школы. В этот период воспитанники школы, замечательные летчики В. П. Чкалов, А. Ф. Анисимов, В. А. Степанчонок испытывали первоклассные по тому времени отечественные самолеты.
Свою возросшую мощь наша авиация продемонстрировала на параде 18 августа 1933 г., когда впервые отмечался День Воздушного флота СССР, ставший затем ежегодным праздником всего советского народа.
лейтенантов Военно-Воздушных Сил. Отличных результатов по теоретической и летной программе на выпускных экзаменах добились более 30% курсантов. Наиболее способных из них командование оставило в школе на должности летчиков-инструкторов. В их числе был и В. Г. Маловатый. Курсанты, которых он обучал, в интересных беседах узнавали всегда что-то новое о своей будущей профессии. За период с 1936 г. по июнь 1941 г. Маловатый произвел пять выпусков без отчислений и дал путевку в небо 52 летчикам, в том числе и Герою Советского Союза В. В. Климову.
Всего за предвоенные годы Оренбургское летное училище подготовило для Военно-Воздушных Сил нашей Родины несколько тысяч высококвалифицированных летчиков и штурманов.
Героические будни в предвоенные годы
Питомцы Оренбургского летного училища всегда были в первых рядах защитников Родины. Более 20 воспитанников училища в предвоенные годы были удостоены звания Героя Советского Союза. Действуя в самом пекле боев, они восхищали всех своим мужеством и воинской доблестью. Их боевые дела и в настоящее время служат живым примером пролетарского интернационализма.
На территорию Испанской республики прибывали первые группы советских авиаторов-добровольцев, в том числе воспитанники училища С. И. Грицевец, А. К. Серов, В. М. Бочаров, С. Ф. Тархов, Н. П. Журавлев, М. А. Федосеев. Их подвиги вписаны золотыми буквами в историю Советских Вооруженных Сил, в летопись боевой славы училища.
Мужественно сражался за честь, свободу и независимость республиканской Испании выдающийся летчик-истребитель Анатолий Константинович Серов. Подвиги этого замечательного летчика подробно описаны во многих книгах. В 1934 г. он был назначен командиром звена 26-й авиаэскадрильи, а в 1936 г., как один из лучших летчиков, выдвинут на должность летчика-испытателя НИИ ВВС Красной Армии. Постановлением ЦИК Союза ССР за выдающиеся успехи в боевой и политической подготовке А. К. Серов был награжден орденом Красного Знамени.
В летописи советской авиации в одном ряду с бесстрашными летчиками, которые подобно капитану Н. Ф. Гастелло обрушили свои поврежденные самолеты на танки и орудия противника, стоят герои воздушных таранов. Примененный впервые в 1914 г. выдающимся русским летчиком П. Н. Нестеровым воздушный таран был продолжен и развит советскими соколами.
Воспитанник училища Сергей Александрович Луковников в небе Испании повторил подвиг Нестерова. Правительство высоко оценило подвиг С. А. Луковникова, наградив его орденом Красного Знамени.
В учебных воздушных боях В. М. Бочаров проявлял необыкновенное упорство и волю к победе. Вместе с лучшими летчиками дважды в год, 1 мая и 7 ноября, его посылали в Москву для участия в воздушном параде над Красной площадью. За отличное освоение новой авиационной техники в 1936 г. он был награжден орденом Красной Звезды. В том же году В. М. Бочаров добровольно отправился в Испанию. В ноябре 1936 г. он трагически погиб. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 31 декабря 1936 г. Владимиру Михайловичу Бочарову присвоено звание Героя Советского Союза.
Под именем Антонио на стороне республиканской Испании воевал советский доброволец летчик-истребитель Сергей Федорович Тархов. В 1929 г. Сергей Тархов успешно окончил Оренбургскую школу летчиков. В Испании С. Ф. Тархов, командуя эскадрильей, бесстрашно сражался с врагами. В одном из воздушных боев на его самолет набросилось шесть вражеских истребителей. Из этой схватки советский пилот вышел победителем. В тяжелом воздушном бою в районе Мадрида 14 ноября 1936 г. он сбил фашистский истребитель, но сам был подбит и, раненный, спасся на парашюте. Умер С. Ф. Тархов от ран в одном из госпиталей Мадрида. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В июле 1937 г. японские захватчики начали войну против Китая. Очаг войны на Востоке не мог оставить равнодушными советских людей. Вскоре после начала войны в Китай по просьбе правительства этой страны стали прибывать советские военные советники и летчики-добровольцы, в том числе и воспитанники школы. Одним из них был Ф. П. Полынин, ныне генерал-полковник авиации в отставке.
В годы Великой Отечественной войны Федор Петрович командовал 6-й воздушной армией. Героизм, мужество и ратные заслуги командарма Ф. П. Полынина были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза, 11 орденами и 10 медалями СССР.
Исключительное мужество и героизм в воздушных боях с японскими милитаристами показал воспитанник школы летчик А. Е. Боровиков. Однажды во время бомбардировки огневых позиций японских самураев на высоте Заозерная его самолет загорелся от прямого попадания зенитного снаряда. Отважный сокол направил горящую машину на вражеские укрепления, а сам выбросился на парашюте. Сильным ветром он был снесен к окопам врага. Японцы пытались взять его в плен живым, но советский летчик коммунист Боровиков сражался с врагом до последнего вздоха и пал на поле боя смертью героя. За этот подвиг он удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Подлинный героизм и высокое воинское мастерство в боях показал воспитанник училища С. И. Грицевец. Летом 1938 г. Сергей Иванович сражался в небе Испании. В боях с вражеской авиацией он применил тактический прием «соколиный удар» — внезапная атака врага эскадрильей сверху, сзади. 22 февраля 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза.
В полную силу талант этого замечательного летчика проявился в небе Халхин-Гола. Так, 26 июня 1939 г. в районе озера Буир-Нур он бросился на помощь своему командиру - совершил посадку в степи в расположении японских войск. С большим трудом ему удалось посадить командира в одноместную кабину, на глазах у японцев взлететь и благополучно совершить посадку на своем аэродроме. Подобного еще не было в истории авиации. За этот подвиг 29 августа 1939 г. майор С. И. Грицевец был награжден второй Золотой Звездой Героя.
Всего в боях на Халхин-Голе советские летчики уничтожили 598 самолетов противника и не позволили японской авиации оказать противодействие наступлению советско-монгольских войск.
За героизм и отвагу, проявленные в этих боях, 60 советских авиаторов удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе воспитанники училища И. С. Сухов, М. Ф. Бурмистров, А. П. Пьянков, Н. Г. Глазыкин, И. И. Евсевьев, В. В. Зверев, а С. И. Грицевец стал одним из первых в нашей стране дважды Героем Советского Союза.
Во второй половине 1939 г. обстановка на северо-западе нашей страны резко обострилась из-за провокационной, агрессивной политики правительства буржуазной Финляндии, которое намеревалось расширить пределы Финляндии за счет Советского Союза. В адрес политического отдела и командования училища поступило 160 рапортов и более 250 устных заявлений, в которых авиаторы просили откомандировать их на фронт. Всего на фронт было направлено 11 офицеров и 67 сержантов.
Советское правительство высоко оценило мужество, героизм и высокое боевое мастерство наших авиаторов в борьбе с белофиннами: 68 воинам Военно-Воздушных Сил было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе воспитаннику училища майору В. В. Зеленцову. 60 воинов училища были награждены правительственными наградами.
Подвиги ВОВ
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Посланцы школы на фронте с честью выполнили возложенные на них боевые задачи. Мастерами штурмовых ударов стали питомцы школы, удостоенные впоследствии звания Героя Советского Союза, И. Ф. Алексашкин, В. А. Антонов, Ю. М. Балабин, Г. В. Баламуткин, С. А. Батинъков, И. У. Гринько, Е. К. Мазков, Н. Д. Маркелов, А. В. Рыбаков, П. И. Теряев, Е. И. Уткин, Н. И. Полагушин, Н. Е. Платонов и многие другие.
Степаном Дмитриевичем Прутковым и Федором Васильевичем Тюленевым был разработан такой тактический прием, как действия по цели в боевом порядке «круг самолетов». Этот прием был освоен в период оборонительных боев в небе Сталинграда.
Воспитанник училища Юрий Михайлович Балабин зарекомендовал себя в 1-м гвардейском штурмовом Кировоградском Краснознаменном авиационном корпусе как лучший разведчик, неоднократно доставлявший командованию исключительно ценные разведывательные данные о противнике. 12 февраля 1944 г., выполняя боевое задание на разведку, в исключительно сложных метеоусловиях Балабин пробился к цели и доставил командованию ценные данные о противнике, за что был награжден золотыми часами командующим 7-й гвардейской армией генерал-полковником Шумиловым, воспитанники училища Г. Я. Бахчиванджи, В. Г. Романюк, К. К. Рыков, А. П. Якимов и другие.
Особое место принадлежит выпускнику училища летчику-испытателю Григорию Яковлевичу Бахчиванджи. Десятки самолетов различных конструкций испытал летчик в предвоенные годы. Вскоре труд Бахчиванджи был отмечен высокой правительственной наградой — орденом Ленина.
Началась война. Защищая небо Москвы, Бахчиванджи вкладывал в свои атаки не только высокое мастерство и храбрость, но и жгучую ненависть к врагу. 65 боевых вылетов, 26 воздушных боев, 10 сбитых самолетов противника, в том числе 5 сбитых лично, — таков итог боевой работы командира особой группы истребителей капитана Григория Бахчиванджи.
Более 260 питомцам училища присвоено звание Героя Советского Союза, из них 220 удостоены этого высокого звания за подвиги в период Великой Отечественной войны.
Отважно сражался с врагом летчик-истребитель лейтенант К. Е. Анохин. В одном из боевых вылетов он сопровождал паши бомбардировщики и попал под сильный обстрел вражеской зенитной артиллерии. Снарядом повредило хвостовое оперение. Однако летчик не оставил бомбардировщики без прикрытия. Бомбовый удар был нанесен точно по цели.
Однажды, когда армада фашистских бомбардировщиков держала курс на восток, Константин Анохин в составе группы вылетел на перехват фашистских пиратов. Это было на пятнадцатый день войны. Над деревней Зубово Витебской области «ястребок» Анохина врезался в строй немецких самолетов. Храбро сражался советский сокол. Его машину подбили тогда, когда он уже уничтожил двух стервятников. Самолет Анохина стал беспорядочно падать и вскоре врезался в землю...
За мужество и героизм командир звена 170-го иап лейтенант Анохин Константин Ефремович первым из выпускников училища в годы Великой Отечественной войны был удостоен в июле 1941 г. звания Героя Советского Союза.
Во время Отечественной войны он произвел 378 боевых вылетов, участвовал в 61 воздушном бою, сбил лично 11 и в составе группы 5 вражеских самолетов. Провел 112 штурмовок войск и техники противника и уничтожил на земле 5 самолетов, 5 танков, 52 автомашины с грузом, 7 бензовозов, 2 автобуса, 10 повозок, подавил 6 вражеских зенитных точек и истребил до 300 гитлеровцев.
Другой прославленный ас — майор Е. Е. Анкудинов боевые действия начал в апреле 1943 г. в воздушных сражениях на Кубани. Егор Ефремович совершил 250 успешных боевых вылетов, сбил 15 самолетов противника, 80 раз летал на штурмовку войск и техники противника. Во время воздушных боев заместитель командира эскадрильи 812-го иап майор Анкудинов показал себя бесстрашным воздушным бойцом, умелым, тактически грамотным руководителем боя, прекрасным воспитателем подчиненных.
Так, 25 октября 1943 г. 8 самолетов Як-1, ведомых коммунистом Анкудиновым, над рекой Молочной вступили в бой с 60 самолетами противника Ю-87, прикрываемыми 6 Ме-109. Анкудинов первым врезался в строй бомбардировщиков и сбил ведущего. Вдохновленные примером своего командира, советские летчики решительно пошли в атаку и, разогнав немецких стервятников, не допустили их к намеченной цели. В этом воздушном бою наши летчики сбили 8 вражеских бомбардировщиков.
Среди отважных соколов есть имя оренбуржца летчика-истребителя Ш. М. Абдрашитова. Боевые действия Шамиль Мунасыпович начал с апреля 1943 г. За один год он совершил более 240 боевых вылетов, провел 38 воздушных боев, сбив при этом 16 самолетов противника, уничтожил много живой силы и техники врага.
Свой последний боевой вылет славный сын татарского народа Шамиль Абдрашитов совершил 3 мая 1944 г. для уничтожения вражеской авиации на аэродроме мыса Херсонес под Севастополем. Лейтенант Абдрашитов в группе из шести «яков» вылетел ведущим на штурмовку аэродрома. Подойдя к цели со стороны моря, наши летчики сбросили на плотно стоящие самолеты осколочные бомбы и открыли огонь из пушек и пулеметов. Врагу был нанесен мощный удар. Когда Шамиль выходил из атаки, к нему в хвост внезапно пристроился «фокке-вульф» и открыл огонь. Лейтенант был ранен, самолет поврежден и плохо слушался рулей. Из мотора вырывалось ярко-оранжевое пламя. Оно лизнуло поверхность фюзеляжа, полыхнуло в кабину. Шамиль оставил горящую машину, выпрыгнув с парашютом. Под ним было Черное море. Заходящее солнце кровавило гребни волн, навсегда скрывшие от Шамиля далекие береговые очертания родной земли... Герой погиб. Но слава о нем, как и о многих других выпускниках училища, вечно будет жить в сердцах советских людей, воинов-авиаторов. [92]
В сентябре 1942 г. воспитанник училища В. И. Алин впервые совершил боевой вылет на железнодорожный узел Инстенбург, за ним последовали вылеты на Данциг, Варшаву, Тильзит и другие военно-промышленные объекты фашистской Германии. За 269 успешных боевых вылетов с нанесением ударов по важным военно-промышленным и административно-политическим центрам врага командир звена 10-го гвардейского авиаполка АДД капитан В. И. Алин в августе 1944 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Огромный урон врагу наносили советские бомбардировщики, разрушая военно-промышленные объекты в его тылу, сея панику среди противника. Мастерскими бомбовыми ударами по тылам противника в период Великой Отечественной войны славились питомцы училища Герои Советского Союза летчики майоры С. Ф. Кондрин, С. А. Полежаев, В. В. Шаров, капитан Г. Ф. Баженов, В. К. Давыдов, Н. П. Краснов, Н. А. Панов, старшие лейтенанты М. В. Левин, И. И. Даценко, лейтенант Н. В. Архангельский, штурманы майоры Н. А. Алексеев, С. П. Золотарев, А. П. Карпенко, И. Д. Козлов, С. И. Куликов, Г. А. Мазитов, В. И. Малыгин, капитан Н. Е. Козьяков, А. Н. Кот, И. Т. Литвин, Г. И. Несмашной, старший лейтенант Б. И. Шестернин, лейтенант В. Ф. Рощенко и другие.
Славный раздел в истории Оренбургского училища летчиков занимают подвиги его воспитанников, воевавших в период Великой Отечественной войны на знаменитых «илах». 106 летчиков-оренбуржцев стали в годы войны Героями Советского Союза. Среди них такие прославленные мастера штурмовых ударов, как Т. Я. Бегельдинов, Л. И. Беда, И. Ф. Павлов, удостоившиеся этого звания дважды.
Далеко за пределами частей гремела слава о летчиках-штурмовиках заместителе командира полка лейтенанте В. С. Гаврилове, штурманах полков капитане Ф. В. Тюленеве, майоре В. Ф. Воронове, о командирах эскадрилий лейтенанте В. А. Антонове, старших лейтенантах И. И. Григорьеве, Н. А. Евсюкове, Д. Н. Петрове, И. С. Старченкове, А. Ф. Чернышеве, капитанах С. А. Батинькове, А. Н. Васильеве, П. Ф. Железиякове, Ю. Д. Ивлиеве, А. К. Новикове, П. И. Теряеве, Б. Д. Щапове, Я. Е. Сусько, лейтенантах И. А. Филатове, М. Г. Шатове, младших лейтенантах М. П. Турбай, Я. И. Шмырине.
Боевые действия молодых летчиков Н. А. Жуканова, В. А. Шехирева и А. И. Шмакова начались только в июне 1944 г., в период общего наступления войск 1-го Белорусского фронта. Они принимали участие в уничтожении войск противника в районе Бобруйска, в освобождении Барановичей, Слуцка, Слонима, Минска, Бреста. 25 июня в день прорыва обороны противника в районе Бобруйска оренбуржцы показали образцы мужества и отваги. Николай Жуканов, действуя ведомым в составе шести Ил-2 в районе Тихиничи, подавил огонь зенитной батареи, поджег 3 автомашины с боеприпасами. При отходе от цели штурмовики были атакованы четырьмя «мессершмиттами». Жуканов в этом воздушном бою сбил одного стервятника.
За 11 месяцев боевых действий лейтенант Николай Жуканов совершил 90 боевых вылетов. Его друзья Борис Шехирев и Анатолий Шмаков более 100 каждый. Советское правительство высоко оценило ратный труд, мужество и отвагу боевых друзей, присвоив им высокое звание Героя Советского Союза.
Мастерами поддержки наземных войск на поле боя зарекомендовали себя выпускники училища летчики-штурмовики М. Д. Афанасьев, В. М. Беликов, В. Н. Бирюков, Н. Н. Воздвиженский, Г. Т. Васев, Г. П. Головков, А. Н. Дерябин, Г. С. Лебедев, А. Т. Лебедев, В. Д. Луценко, Н. Д. Маркелов, Н. Г. Подсадник и многие другие. Во время Великой Отечественной войны более 300 советских летчиков совершили воздушный таран. В их числе 13 питомцев училища. В сражении на Волге совершили таранные удары воспитанники училища капитан С. Д. Луганский и старший лейтенант И. И. Кобылецкий. Воспитанник Оренбургского училища летчиков лейтенант Владимир Тарасович Кулагин в воздушных боях дважды таранил фашистские самолеты. В ноябре 1941 г. в воздушном бою, израсходовав весь боезапас, Кулагин настиг «Хейнкель-111» и рубанул его винтом по плоскости. Фашистский самолет подорвался на своих бомбах.
На другой день Кулагин атаковал в районе села Кайсуг «Юнкерс-88» и снова применил таран. Сбив воздушного разбойника, он благополучно вернулся на свой аэродром. За эти подвиги Владимир Тарасович Кулагин был награжден орденом Ленина.
Среди бесстрашных соколов, таранивших врага, были и женщины. Одна из них — старший лейтенант Екатерина Зеленко, окончившая училище в 1934 г. и погибшая в сентябре 1941 г. над одним из районов Сумской области. За героический подвиг в бою она была посмертно награждена орденом Ленина.
При выполнении боевых заданий советские летчики не щадили своей жизни ради победы над фашистскими захватчиками. Всему миру известен бессмертный подвиг экипажа бомбардировщика 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитана Николая Гастелло. До имеющимся данным, в период Великой Отечественной войны 12 выпускников Оренбургского училища повторили этот беспримерный подвиг. Нельзя не отметить отвагу выпускника училища 1942 г. комсомольца Н. И. Киреева. 6 июня 1944 г. младший лейтенант Киреев, выполняя боевое задание, штурмовал крупную немецкую автоколонну. Восточнее Минска фашистские группировки, попавшие в окружение, стремились прорвать сжимавшееся кольцо. Противнику удалось наладить переправу через реку Вольму. У переправы разгорелся ожесточенный бой.
На третьем заходе зенитный снаряд попал в мотор самолета Киреева. Едкая пелена дыма застилала глаза, но летчик продолжал удерживать от падения сразу потяжелевшую машину. Товарищи видели, как Николай Иванович направил объятый пламенем самолет на переправу в гущу фашистских танков и грузовиков. Сильный взрыв потряс воздух. Десятки трупов гитлеровцев и кучи разбитых машин — вот все, что осталось от фашистов.
Комсомолец остался верен гвардейскому закону: бить врага до последнего дыхания. За этот подвиг оренбуржец Николай Киреев посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Дважды Герой Советского Союза капитан Бегельдииов 24 июня 1945 г. принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. За два года войны он совершил около 320 боевых вылетов, провел в воздухе при этом в общей сложности без малого 500 часов, уничтожил много вражеской техники, сбил 7 вражеских самолетов. Двумя Золотыми Звездами и многими орденами отметила Родина подвиги героя.
Летчик-истребитель Сергей Данилович Луганский Родился в г. Алма-Аты в семье переселенцев из Воронежской губернии 1 октября 1918 г. Окончил там 8 классов, затем был направлен горкомом комсомола в Оренбургскую военную школу летчиков, которую окончил в 1938 г.
Он вступил в войну заместителем командира эскадрильи. За годы войны он совершил 390 боевых вылетов, провел 194 воздушных боя и лично сбил 43 фашистских самолета. Жители Алма-Аты собрали 180 тысяч рублей для покупки самолета своему земляку, ставшему Героем Советского Союза. Его борт был украшен надписью «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи г. Алма-Аты».
За мужество и героизм, проявленные в боях, он был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза, награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
В бою с немецко-фашистскими захватчиками экипаж самолета 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка — летчик младший лейтенант Вдовенко Иван Тимофеевич и штурман лейтенант Гоманенко Никита Васильевич — проявил мужество и отвагу, повторив подвиг капитана Гастелло.
Василий Николаевич Осипов пришел в Чкаловское училище летчиков по комсомольской путевке. Окончив его в 1940 г., он с первого же дня Великой Отечественной войны летал во фронтовом небе. Только с 1 марта 1942 г. по ноябрь 1943 г. Василий Осипов совершил 267 боевых вылетов ночью и 8 днем. Экипаж «ила» уничтожил много боевой техники и живой силы противника. За героические подвиги Президиум Верховного Совета СССР Указом от 20 июня 1942 г. присвоил Василию Николаевичу Осипову звание Героя Советского Союза. 13 марта 1944 г. коммунист Осипов был удостоен второй Золотой Звезды Героя. Приказом Министра обороны СССР от 3 марта 1951 г. воспитанник училища дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Фомич Павлов был навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиаэскадрильи гвардейского авиационного полка. «Личное бесстрашие и героизм, проявленные гвардии майором Павловым, — говорилось в этом приказе, — должны служить примером доблести и героизма для всего личного состава Советской Армии». За время Великой Отечественной войны Иван Фомич произвел 248 боевых вылетов. Вместе с однополчанами он торжественно проходил по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 г. мимо трибуны Ленинского Мавзолея, мимо груды поверженных знамен разгромленной фашистской армии.
400 боевых вылетов. Тридцать четыре лично уничтоженных вражеских самолета — таков итог славного боевого пути отважного летчика дважды Героя Советского Союза коммуниста майора Смирнова. В 1938 г. после окончания учебы в Казанском аэроклубе Михаил Девятаев по комсомольской путевке был направлен в г. Чкалов и стал курсантом авиационного училища. В училище на берегах Урала он стремился в совершенстве овладеть летным делом, стать настоящим воздушным бойцом.
В январе 1940 г. Михаил Девятаев получил назначение в строевую часть. За годы Великой Отечественной войны он совершил 120 боевых вылетов, лично сбил 9 вражеских самолетов. Родина высоко оценила боевые подвиги летчика, наградив его двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 г. за проявленные мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Девятаеву Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
ая Звезда Героя. Героями Советского Союза стали и члены его экипажа старший лейтенант Николай Аргунов и старшина Игорь Копейкин. [139]
По окончании войны Жолудев продолжал служить в армии, осваивал новую технику, обучал молодых летчиков. Затем учился в Военно-воздушной академии. После академии командовал авиационным полком и соединением.
Леонид Васильевич принимал участие в первых испытаниях реактивных бомбардировщиков. За успешное освоение новых самолетов он награжден орденом Красного Знамени.
Девятнадцатилетний Михаил Бабкин прибыл в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов в 1941 г. Настойчивый и энергичный, он с самозабвением постигал науку побеждать врага в небе. Два года потребовалось на то, чтобы он стал настоящим воздушным бойцом. Уже в горячую пору Курской битвы летчик-штурмовик младший лейтенант Бабкин совершил 16 боевых вылетов. На груди отважного воина засверкал орден Красной Звезды. Командование высоко оценило подвиги старшего лейтенанта М. Н. Бабкина. В представлении к присвоению ему звания Героя Советского Союза говорилось: «За годы войны Бабкин совершил 193 боевых вылета, уничтожил лично 10 бронетранспортеров, 5 самоходных орудий, 8 самолетов, 85 автомашин с грузом, подавил огонь 5 батарей зенитной и полевой артиллерии, уничтожил сотни вражеских солдат и офицеров».
Глубокой осенью 1941 г. в строю выпускников Чкаловского училища летчиков стоял и комсомолец Виталий Сорокин. Он с нетерпением ждал отправки на фронт, но вместо фронта его направили в запасной полк осваивать новый самолет Пе-2. Потянулись недели и месяцы долгой, напряженной учебы. Только в июле 1943 г. Виталий Андреевич Сорокин впервые вылетел на выполнение боевого задания. Он участвовал в Курской битве, Севской, Речицко-Гомельской, Калинковичско-Мозырьской, Бобруйской операциях. Совершил за сравнительно небольшой промежуток времени 70 боевых вылетов, стал командиром звена.
Особое мужество, выдержку и высокое летное мастерство показал комсомолец Сорокин при выполнении боевого задания 11 марта 1945 г. ейчас Герой Советского Союза В. А. Сорокин в отставке, живет в городе Орске Оренбургской области.
Леонид Викторович Афанасьев, известный композитор, написавший немало песен о летчиках, музыку к кинофильму «Неподсуден», — воспитанник 1-го Чкаловского училища летчиков, куда прибыл по комсомольской путевке в 1939 г. после окончания Семипалатинского аэроклуба. Летчик-штурмовик Леонид Афанасьев участвовал в боях за освобождение Праги, в битве за Берлин. На его счету 116 боевых вылетов. Он отмечен высокими правительственными наградами — орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени.
Алексей Евсеевич Савенок - После окончания девяти классов и аэроклуба способного парня вместе с другими сразу же отправили в Оренбургское (в то время Чкаловское) военное авиационное училище осваивать специальность
пилота самолёта-бомбардировщика Р-5 – была такая крылатая машина, переходная модель к известному бомбардировщику СБ. В декабре 41-го была сформирована группа, в составе которой попал Алексей Савенок непосредственно в район боевых действий – на Северо-Западный фронт. Три раза был сбит вражеским огнём.
Но везло – во всех трёх случаях благополучно возвращался к своим и вновь вступал в строй. Через некоторое время Алексей Евсеевич попал в 113 авиадивизию, относящуюся к резерву Главного командования. Использовали её в самых трудных местах. В составе этой дивизии прошёл Алексей Савенок по многим фронтам – Белорусскому, Северо-Западному, Ленинградскому и закончил войну на Северном фронте, помогая наземным и морским силам освобождать Мурманск. Сегодня на груди ветерана войны и труда четыре воинские награды: ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу» и «За оборону советского Заполярья», юбилейные медали.
Бородачев Виктор Иванович родился 23 августа 1918 г. на хуторе Широкий ныне Жирновского района Волгоградской области. В 1938 г. Окончил Оренбургское летное училище. Участвовал в 1940 г. в советско-финляндской войне. На фронтах Отечественной войны с 1 февраля 1942 г. Воевал на Крымском, Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Первую победу одержал на И-153 4 мая 1942 г., когда его звено было атаковано восьмеркой Ме-109 в районе Семи Колодезей. Расчетливо проведя на виражах получасовой бой, он сбил один вражеский истребитель и без потерь привел звено на аэродром. За время Отечественной войны командир эскадрильи 40-го гиап гвардии капитан Бородачев совершил 552 боевых вылета, в 116 воздушных боях сбил лично 26 и в группе 5 самолетов противника. Дважды был сбит. После войны, в 1950 г., окончил ВВА, а в 1960 г. — Военную академию Генштаба. Генерал-майор авиации, кандидат военных наук, Бородачев служил в Военно-политической академии. Трагически погиб 11 июля 1968 г. Герой Советского Союза (1.7.44). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Кирия Шалва Нестерович родился 10 января 1912 г. в селе Цаиши, в Грузии, окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков в 1935 г. Был направлен в бомбардировочную авиацию, летал на ТБ-3, на СБ. Свою первую победу Кирия одержал в начале июня 1943 г., сбив атакой снизу Ю-88. 7 июля в ходе Курской битвы, под Корочей, он провел бой, принесший ему славу незаурядного воздушного бойца. К июню 1944 г., когда командир полка А. Якименко подписал его представление к званию Героя, на счету гвардии майора Кирии было 189 боевых вылетов, из них 95 — на штурмовку, 57 воздушных боев, 22 самолета противника, сбитые лично, и 1 — в группе. В боях дважды был ранен.
Свою последнюю победу он одержал 7 мая 1945 г. неподалеку от Вены, сбив после настойчивых попыток посадить гигантский четырехмоторный «Кондор»… Всего за войну он провел 250 боевых вылетов, сбил лично 30 самолетов и 1— уничтожил в группе.
После войны продолжил службу в ВВС. Командовал полком, дивизией. Ушел в отставку в 1961 г. в звании генерал-майора. Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, медалями.
7 мая 1943 г. в ходе боев на Кубани в районе станции Киевской, Климов Василий Владимирович атаковав в составе 4 Як-1 большую группу Ю-87, прикрытых восьмеркой Ме-109, сбил 5 немецких бомбардировщиков, проведя один из самых результативных воздушных боев в истории. Удивляет тот факт, что эту великолепную победу он одержал уже в 13-м боевом вылете. Климов родился в селе Александровка Тамбовской губернии 9 мая 1917 г. В 1939 г. мл. лейтенант Климов был выпущен Чкаловским военным авиационным училищем. После возвращения из госпиталя в свой полк он был назначен командиром эскадрильи, а позднее штурманом 15-го иап. С апреля 1943 г. Климов прошел с полком весь его боевой путь. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. К марту 1945 г., когда командир полка Исаков подписал представление к званию Героя майора Климова, тот произвел 263 боевых вылета, 65 воздушных боев, 37 штурмовок, 68 сопровождений, 8 разведок, 19 «охот». В боях им лично было сбито 22 самолета противника, в групповых боях он сбил Ю-52 и Ю-87, штурмовыми действиями уничтожил 6 паровозов, 18 вагонов, 12 грузовиков, на аэродромах сжег 2 неприятельских самолета.
Сразу после войны летчик демобилизовался. Жил и работал в Оренбурге. Умер 18 апреля 1979 г. Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.
Пивоваров Михаил Евдокимович родился 22 января 1919 г. в селе Нижний Егорлык области Войска Донского. После окончания десятилетки был направлен в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище.
Первую победу он одержал в сентябре под Мелитополем. Весной 1944 г. участвовал в боях за Крым, за Севастополь.
В сентябре 1944 г. ст. лейтенант Пивоваров назначен комэском. Он принимал участие в освобождении Польши, в Восточно— Померанской и Берлинской операциях. В феврале 1945 г. за 269 боевых вылетов, 69 воздушных боев и 21 сбитый самолет противника он был представлен к званию Героя Советского Союза. 5 марта и 18 апреля ему удавалось уничтожать по 4 ФВ-190. К концу войны на счету Пивоварова было 26 лично сбитых вражеских машин.После тяжелой аварии в 1947 г. он ушел в запас в звании капитана. Жил и работал в Москве. Умер 15 мая 1949 г. Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.
Федоров Аркадий Васильевич родился 6 января 1917 г. в городе Иваново-Вознесенск. Окончил 7 классов, а в 1940 г. — Чкаловское военное авиационное училище. С 1942 г. сражался в составе 55-го иап (16-й иап). В сентябре 1943 г., после боев за Донбасс, за 498 боевых вылетов, 62 воздушных боя, 16 личных побед и 4 групповые победы зам. комэска 16-го гиап гвардии капитан А. Федоров был представлен к званию Героя. В ноябре 1943 г. он был назначен комэском три, в начале 1944 г. — штурманом, а в конце войны стал командиром одного из лучших истребительных авиаполков Советской Армии — 16-го гиап. Совершив более 600 боевых вылетов, Федоров сбил лично 24 и в группе 4 самолета противника. В 1948 г. он окончил Высшие летно-тактические курсы, летал на реактивных самолетах. Уволился в запас в 1955 г. в звании полковника. Жил и работал у себя на родине. Умер 3 марта 1992 г. Герой Советского Союза (13.4.44). Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.
Федосеев Михаил Андреевич родился в Казани 20 сентября 1912 г. В 1933 г. как передового рабочего и активиста райком комсомола направил Федосеева в Оренбургскую военную школу летчиков. После окончания школы по первому разряду последовало новое направление, теперь в Борисоглебскую школу. Командир звена лейтенант Федосеев неоднократно участвовал в воздушных парадах, в том числе в пролетах над Красной площадью.
В 1938 г. под именем Ресистенте (Неутомимый) участвовал в боях в Испании. Над Эрбо 4 августа сбил свой первый Ме-109. Всего совершил в Испании 160 боевых вылетов, провел 40 воздушных боев, сбил 7 самолетов противника, был награжден орденом Ленина. Возвратясь на родину, капитан Федосеев назначается командиром 6-й отдельной авиаэскадрильи. В 1940 г. он принял руководство вновь созданным 88-м иап, а перед самой войной был назначен командиром 247-го иап. В ВОВ участвовал с первого дня. К февралю 1942 г. командир 247-го иап (72 иад) майор Федосеев провел 169 боевых вылетов на И-16 и ЛаГГ-3, в 27 воздушных боях лично сбил 13 неприятельских самолетов. Летчики полка под его командованием за то же время уничтожили 42 вражеские машины.
Он погиб 23 марта 1942 г., одержав свою последнюю, 22-ю, победу. Герой Советского Союза (6.6.42). Награжден 2 орденами Ленина.
Федотов Андрей Андреевич родился 16 октября 1914 г. в поселке Нижние Серги Пермской губернии. В 1938 г. Фетодов по первому разряду был выпущен Оренбургской военной школой летчиков. В 1939-1940 гг. ст. лейтенант Федотов выполнил несколько десятков боевых вылетов в ходе советско-финляндской войны.
С июня 1941 г. — на фронте. Комэск, штурман, а позднее и командир 63-го гиап (169 иап) воевал на Западном, Волховском, Северо-Западном, Калининском, Брянском, 1-м Прибалтийском фронтах. Уже первой военной осенью за несколько сбитых вражеских самолетов Федотов был награжден орденом Ленина. 15 декабря 1943 г., возвращаясь с боевого задания, где ему удалось сбить Ю-88, гвардии полковник А. Федотов неожиданно был атакован четверкой Ме-109 и погиб.
Он провел более 200 боевых вылетов, сбил лично 22 самолета противника и несколько в группе. Герой Советского Союза (1.5.43). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст.
Бодрихин Николай Георгиевич Советские асы. Очерки о советских летчиках.
Великая Отечественная война закончилась всемирно-исторической победой нашей Родины над черными силами фашизма. Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г.Орск).
Много славных героических страниц вписали в историю училища его выпускники. Однако наиболее яркая из них — космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. Училище стало одним из крупных учебных заведений Военно-Воздушных Сил. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. В 1960 г. в Оренбургском летном учился летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.В.Лебедев. В 1969 г училище с отличием закончил летчик-космонавт Герой Советского Союза А.С.Викторенко.
23 декабря 1963 г. по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. Проложить дорогу человечеству в космос было доверено Ю. А. Гагарину, воспитаннику Оренбургского училища летчиков. 12 апреля 1961 г. в 10 часов 55 минут по московскому времени космический корабль, совершив виток вокруг Земли, приземлился юго-западнее города Энгельс Саратовской области. Великий подвиг совершился. Весь мир рукоплескал нашей стране, нашей победе в космосе, отважному летчику Ю. А. Гагарину.
С мая 1967 г. Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков стало носить имя питомца училища, прославленного воздушного бойца, дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. В период напряженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к Москве Полбин производил по 6–8 боевых вылетов в сутки всем составом полка, показывая пример мужества и отваги.
На ответственные должности были назначены выпускники училища военные летчики В. Л. Григорьев, А. С. Савченко, В. А. Турчак, К. Г. Тимофеев, Ю. Б. Каунов, В. И. Бондаренко, Е. К. Карпенов, А. И. Захаров, Г. С. Сотников, В. М. Борисов, В. С. Назаров, В. В. Писковенко. Упорно и настойчиво трудятся в летных частях и другие питомцы училища. Ратный труд многих из них отмечен правительственными наградами.
Питомцев училища можно встретить и среди летчиков-испытателей. Заслуженными летчиками-испытателями СССР стали Н. И. Русакова и А. П. Якимов. В середине 50-х годов А. П. Якимов испытывал один из первых реактивных самолетов, а затем поднял в воздух самый большой реактивный пассажирский самолет.
Большой и славный путь прошло Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И. С. Полбина
С 1970 училище готовило летчиков и штурманов морской и дальней авиации, а после его закрытия в 1993 г. на его территории разместился 117-й Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики. Здесь же открыт и кадетский корпус.
Заключение
Одно из самых знаменитых и престижных учебных заведений ВВС - Оренбургское летное просуществовало 72 года и четыре месяца. Оно славилось своими командными кадрами, преподавателями, летно-инструкторским составом, а потому многие его выпускники прославили Родину далеко за ее пределами.
Проведенный анализ литературы и биографий выпускников Оренбургского летного училища показал, что профессионализм его питомцев довольно высок. В нем обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. В приказах Министра Обороны и Главкома ВВС в 1931, 1934, 1935, 1937, 1944, 1947, 1948, 1949, 1955, 1956, 1957, 1967, 1978, 1979, 1981, 1983 годах училище отмечалось в числе лучших военно-учебных заведений страны.
Более 260 питомцам училища присвоено звание Героя Советского Союза, из них 220 удостоены этого высокого звания за подвиги в период Великой Отечественной войны.
Большое число выпускников училища являются высококлассными специалистами, среди них есть и летчики – испытатели и летчики- космонавты, замечательные штурманы и летчики- истребители. Все это стало возможным только потому, что в Оренбургском летном училище работали настоящие профессионалы, любящие свое дело.
История Оренбургского летного училища и героическое прошлое его выпускников, замечательный материал для воспитания у современных молодых людей патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась и цель работы достигнута.
Список использованной литературы
Жолудев Л.В. Стальная эскадрилья. М., Воениздат, 1972
Копылов Иван Степанович, Лазукин Александр Николаевич, Райкин Герш Львович Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высш. воен. авиационного Краснознаменного училища. — М., Воениздат, 1976.
А.СИВЕНЯ «Сибирский энергетик « № 13 от 16.04. 10.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Лепесток и цветок
Зимний лес в вашем доме
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
3 загадки Солнечной системы