Цель проекта: оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести мониторинг режима дня учащихся 8 – х классов посредством анкетирования
2. Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2007 года
3. Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра.
Объект исследования: режим дня и данные медицинского осмотра учащихся 8-х классов
Методы:
1. Анкетирование
2. Мониторинг
3. Анализ
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_rezhima_dnya_na_sostoyanie_podrostkov.doc | 77 КБ |
vliyanie_rezhima_dnya.ppt | 359.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»
Влияние режима дня на состояние здоровья подростков.
Михайлова Яна
Учащиеся 8 «В» класса
Руководитель: Винокурова М. И.
Введение………………………………………………3 стр.
Заключение…………………………………………...13 стр.
Список использованной литературы……………..14 стр.
Введение
По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся в последние годы ухудшается, и наша школа – не исключение. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. Материал, изложенный в данной работе, может служить мотивом для разъяснительной работы с учащимися, а также может быть использован в работе медицинских работников, классных руководителей, социальных педагогов школы, так как представляет интерес с точки зрения здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений.
Цель проекта: оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей подросткового возраста.
Задачи:
Объект исследования: режим дня и данные медицинского осмотра учащихся 8-х классов
Методы:
3
Рациональный режим дня представляет собой правильное распределение времени занятий и сна, чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Физиологической основой режим дня у человека является выработка условных рефлексов на время. В ответ на воздействие внешних раздражителей в строго установленной последовательности вырабатывается определённый ритм физиологических реакций, т. е. формируется так называемый динамический стереотип ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определённый распорядок работы «настраивает» организм человека на работу и отдых. Эти процессы осуществляются легко и эффективно без лишний усилий со стороны организма. Облегчается и ускоряется выполнение всех дел, учёба идёт успешно, подросток здоров, жизнерадостен, бодр. Режим дня не только способствует правильному и гармоничному развитию ребёнка, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях.
Ребёнок любого возраста нуждается в чётком режиме, который должен быть постоянным и строго соблюдаться. Только в этом случае режим не будет в тягость, а поспособствует воспитанию волевых качеств, приучит к дисциплине. Не стоит «начинать новую жизнь» мгновенно, надо привыкнуть постепенно к соблюдению режима дня, выработать привычки, и организм сам «настроит» свои биологические часы.
В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Подростки 13 – 14 лет
4
должны спать 8 – 9 часов в сутки. Если они спят меньше
(5 – 7 часов), уровень их работоспособности понижается на 30%, что негативно сказывается на умственной деятельности. Иногда школьники, кроме выполнения домашних заданий, много времени проводят за компьютером и/или телевизором. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья подростка. Также необходимо правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов вдень, половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, так как это может негативно отразиться на растущем, ещё не полностью сформировавшемся организме. Например, катание на коньках, лыжах не должно превышать полутора – двух часов, игра в футбол – одного часа. В выходные дни подростку следует выспаться. Восстановить утраченные за учебную неделю силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах, занятия спортом. Примерный хронометраж распределения времени отражён в таблице 1.
Таблица 1.
Хронометраж режима дня подростков
Вид деятельности | Время
|
Ночной сон Учебные занятия в школе Спортивная активность Занятия в кружках, секциях Выполнение домашних заданий Просмотр телепередач Работа на компьютере Пребывание на свежем воздухе Приём пищи Отход ко сну | 8 – 9 часов 5 – 5,5 часов 2 час 1 час 2 часа 1 час 45 минут 3 часа 4 раза в день не позднее 22 час 30 мин |
При составлении режима дня необходимо учитывать не только возраст ребёнка, но и его индивидуальные особенности, интересы и увлечения, домашние обязанности. В режиме дня должны быть предусмотрено время на основные виды деятельности подростка (сон, отдых, занятия, обязанности и т. д.) Не стоит очень уж строго следовать распорядку составленного режима. Бывают непредвиденные обстоятельства (болезнь, какое – то срочное дело), заставляющие нарушать режим дня, но такие нарушения рассматриваются как исключения.
В соответствии с периодами повышения и спада физиологических функций должен строиться режим дня подростка. Он предусматривает следующие основные компоненты:
Примерный режим дня подростка отражён в таблице 2.
6
таблица 2.
Режимные моменты | Время |
Пробуждение Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели Завтрак Дорога в школу Учебные занятия в школе (завтрак на большой перемене) Дорога из школы домой Обед Пребывание на воздухе, прогулка Приготовление уроков Ужин Свободные занятия Приготовление ко сну Сон | 7.30 7.30 – 8.00 8.00 – 8.20 8.20 – 8.50 8.50 – 13.40 13.40 – 14.00 14.00 – 14.30 14.30 – 16.30 16.30 – 19.00 19.00 – 19.30 19.30 – 21.30 21.30 – 22.30 22.30 – 7.30 |
7
Для проведения опроса среди подростков нашей школы нами была разработана следующая анкета:
8
В опросе приняли участие 38 человек ,все они являются учащимися 8-х классов нашей школы. После подсчёта и обработки результатов мы получили следующие данные.
9
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что большинство учащихся 8-х классов грубо нарушают режим дня. 63,15% никогда не делают зарядку, 68,42% не соблюдают режим питания ,более половины школьников не правильно выполняют домашнее задания, 65,78% не соблюдают режим сна, 68,42% школьника часто не досыпают,
60,52% всё свободное время сидят перед телевизором, 34,21% никогда не планируют свой день ,всё это говорит о грубых нарушениях режима дня со стороны школьников.
10
Состояние здоровья учащихся 8 классов отражено в таблице 3 (данные медицинского осмотра 2007 года)
Таблица 3.
Класс | Количество учащихся | Заболевания ЖКТ | Кариес | Сердечно – сосудистые заболевания | Заболевания щитовидной железы | ЛОР | Аллергические заболевания | Заболевания ОДС | Болезни органов зрения |
8 «А» | 11 | 0 | 11 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 |
8 «Б» | 24 | 0 | 21 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 |
8 «В» | 24 | 0 | 17 | 1 | 6 | 3 | 0 | 0 | 4 |
Всего | 59 | 0 | 49 | 4 | 7 | 5 | 2 | 3 | 6 |
Самым распространенным заболеванием среди учащихся 8 классов является кариес, далее в порядке убывания идут заболевания щитовидной железы, болезни органов зрения, ЛОР – болезни, сердечно – сосудистые заболевания, болезни органов дыхания и аллергические заболевания. Болезни желудочно – кишечного тракта у учащихся 8 классов не выявлены.
11
Влияние режима дня на состояние
здоровья школьников
Большая часть школьников никогда не делает зарядку . Из всех опрошенных только один человек всегда утром выполняет зарядку. Это подтверждает частые простудные заболевания, а так же наличие хронических болезней органов дыхательной системы у трёх учащихся.
68% детей всегда завтракают перед школой, 23% иногда. Поэтому заболевание желудочно-кишечного тракта среди 8-х классов нет.
Почти половина школьников садятся за уроки после обеденного отдыха. Всегда делают перерывы при выполнения домашнего задания только 6 учащихся, иногда – 16. 16 учащихся выполняют уроки без перерыва. В следствие этого могут возникнуть головные боли, слабость, нежелание учиться.
Большинство школьников ложиться спать когда-как, что должно сильно сказываться на их самочувствии и работоспособности на уроках.
Не высыпаясь просыпается треть восьмиклассников, что связано с несоблюдением режима дня и отдыха. 68% школьников не всегда высыпаются. Их организм не успевает восстановить свои силы.
Большая часть школьников всё свободное время посвящают просмотру телевизора, что свидетельствует о гиподинамичном образе жизни. Следствием этого являются сердечно-сосудистые заболевания и болезни органов зрения школьников.
Всегда планируют свой день только 7 восьмиклассников .Третья часть опрошенных никогда не задумываются о режиме дня. Им трудно выполнить всю намеченную работу ,отдохнуть и подготовиться к новому учебному дню.
12
Подростки на современном этапе ведут малоподвижный образ жизни. Неправильная организация режима дня, нарушения режима сна и характера питания приводит к ухудшению состояния здоровья. Подростковый возраст – это период в жизни человека, когда происходит его физическое и духовное формирование. Изучив все полученные нами данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи несоблюдения режима дня и нарушения состояния здоровья восьмиклассников нашей школы. Каждому подростку необходимо научиться составлять свой индивидуальный режим дня и постараться соблюдать его.
13
Слайд 1
Влияние режима дня на состояние здоровья подростков Выполнили: учащиеся 8 «В» класса Напольнова Катя Шадрина Маша Михайлова Яна Руководитель: Винокурова М. И. МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска» Проект на тему:Слайд 2
Введение По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся в последнее время ухудшается, и наша школа – не исключение. Это может быть обусловлено нарушениями режима дня. В данной работе отражена попытка сопоставления соблюдения режима дня подростками и состоянием их здоровья.
Слайд 3
Цель проекта: Оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей подросткового возраста Задачи: Провести мониторинг режима дня учащихся 8 – х классов посредством анкетирования Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2007 года Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра
Слайд 4
Рациональный режим дня представляет собой правильное распределение времени занятий и сна, чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Режим дня не только способствует правильному и гармоничному развитию ребёнка, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт, увлечения и отдых. Режим дня подростка
Слайд 5
Хронометраж режима дня подростков Вид деятельности Время Ночной сон Учебные занятия в школе Спортивная активность Занятия в кружках, секциях Выполнение домашних заданий Просмотр телепередач Работа на компьютере Пребывание на свежем воздухе Приём пищи Отход ко сну 8 – 9 часов 5 – 5,5 часов 2 часа 1 час 2 часа 1 час 45 минут 3 часа 4 раза в день Не позднее 22 ч 30 м
Слайд 6
Режим дня должен составляться с учётом периодов повышения и спада физиологических функций, возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, интересов, увлечений и домашних обязанностей. Режим дня предусматривает следующие основные компоненты: − Учебные занятия в школе − Отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе − Регулярное и достаточное питание − Гигиенически полноценный сон
Слайд 7
Примерный режим дня для подростка, посещающего школу в 1 смену Режимные моменты Пробуждение Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели Завтрак Дорога в школу Учебные занятия в школе (завтрак на большой перемене) Дорога из школы домой Обед Пребывание на воздухе, прогулка Приготовление уроков Ужин Свободные занятия Приготовление ко сну Сон Время 7.30 7.30 – 8.00 8.00 – 8.20 8.20 – 8.50 8.50 – 13.40 13.40 – 14.00 14.00 – 14.30 14.30 – 16.30 16.30 – 19.00 19.00 – 19.30 19.30 – 21.30 21.30 – 22.30 22.30 – 7.30
Слайд 8
Данные опроса учащихся 8-х классов (в опросе принимали участие 38 человек)
Слайд 13
Состояние здоровья учащихся 8-х классов Класс Коли чест во уча щих ся Заболе вания ЖКТ Кариес Сердеч но – сосудистые заболе вания Заболе вания щито видной железы ЛОР Аллер гичес кие болез ни Забо лева ния ОДС Болез ни орга нов дыха ния 8 «А» 11 0 11 1 0 2 0 2 1 8 «Б» 24 0 21 2 1 0 2 1 1 8 «В» 24 0 17 1 6 3 0 0 4 всего 59 0 49 4 7 5 2 3 6
Слайд 14
Анализ полученных результатов Большая часть школьников никогда не делает зарядку, это подтверждает частые простудные заболевания, а также наличие хронических заболеваний органов дыхания у трёх учащихся Многие школьники соблюдают режим питания, потому и нет болезней желудочно – кишечного тракта Большая часть респондентов ведут гиподинамичный образ жизни, следствием чего являются частые сердечно – сосудистые заболевания и болезни органов дыхания Также отрицательно сказывается на здоровье то, что много восьмиклассники неправильно планируют работу и отдых и не высыпаются
Слайд 15
Выводы и рекомендации: Неправильная организация учащимися режима дня, нарушения режима сна и характера питания приводит к ухудшению состояния их здоровья Большинство школьников не понимают значимости соблюдения режима дня Особое внимание следует уделить режиму сна подростков Каждому подростку необходимо научиться составлять свой индивидуальный режим дня и постараться соблюдать его
Слайд 16
Список использованной литературы Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистеренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6 – 9 классы. – М.: Вентана – Граф, 2006, 208 стр. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 стр. Гигиена детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980, 440 стр. Глыбин Л. Я. Когда ложиться спать. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1987 Жданова Ю. В., Назаренко В. М. Формирование здорового образа жизни // Биология в школе. 2006. №2 Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября» Популярная медицинская энциклопедия. Глав. ред. В. И. Покровский – 3-е изд. – В одном томе. Аборт – Ящур. – М.: «Советская энциклопедия», 1991. – 688 стр. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 стр.
Две снежинки
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Чья проталина?
Дымковский петушок
Мост из бумаги для Киры и Вики