проект по решению уравнений в 6 классе
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 846.4 КБ |
![]() | 356.5 КБ |
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение «Красносельская средняя общеобразовательная школа» проект Решение уравненийСлайд 2
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным». Б. Паскаль «Умственный труд на уроках математики – пробный камень мышления». В.А. Сухомлинский «Лучший способ изучить что-то – это открыть самому». Д. Пойа
Слайд 3
Цели и задачи проекта Цель: р азвитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими новых знаний, выходящих за рамки школьной программы, по теме «Уравнения». Задачи: - формирование способности творчески, логически мыслить, последовательно рассуждать и представлять конечный результат; - формирование социальной и предметной компетентности; - формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом; - формирование умения работать в команде и навыков общения; - эффективно использовать знания в реальной жизни.
Слайд 4
введение Основополагающий вопрос: зачем нужно изучать уравнения ? Математическое образование – это важнейший компонент общего образования и общей культуры современного человека. Всё, что окружает человека в жизни, так или иначе связано с математикой. Решение многих практических задач сводится к решению уравнений.
Слайд 5
УРАВНЕНИЕ – ЭТО Равенство переменной с переменной или несколькими переменными. X=Y+3 Равенство, из которого находят неизвестную величину, обозначенную, как правило, буквой латинского алфавита. 4C-28=64 Два выражения, соединенные знаком равенства . 35-2d=923-5d
Слайд 6
Виды уравнений ax + b = 0 ax 2 + bx = 0 ax 3 + bx 2 + cx + d = 0 ax 4 + bx 2 + c = 0 ax 4 + bx 3 + cx 2 + bx + a = 0 ax 4 + bx 3 + cx 2 - bx + a = 0 ab 2 x 4 + bx 3 + cx 2 + dx + ad 2 = 0 ax 4 + bx 3 + cx 2 + dx + e = 0 x n – a = 0 x 2 n + bx n + c = 0 a 0 x 2n + a 1 x 2n?1 + a 2 x 2n?2 +…+ a 2 x 2 + a 1 x + a 0 =0 a n x n + a n-1 x n-1 + … + a 1 x + a 0 = 0
Слайд 7
РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ Значит найти все значения неизвестных, при которых оно превращается в верное равенство, или установить, что таких значений нет.
Слайд 8
ПЛАН РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ (х-3) :4=6 Расставь действия. Какое последнее? Какое слово связано с ним? Вырази делимое х -3=6*4 х -3=24 Что будем находить? х=24+3 х=27
Слайд 9
КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯ – ЭТО числовое значение буквы, которое обращает уравнение в верное равенство. ( 27 -3 ) : 4=6 24 : 4 = 6 6 = 6
Слайд 10
Примеры решения уравнений 3х = х + 4 4х – 8 = 6 – 3х 3х – х = 4 4х + 3х = 6 + 8 2х = 4 7х = 14 х = 4 : 2 х = 14 : 7 х = 2 х = 2 х + 3 = х +5 ( х + 3) * 9 = ( х + 5) *9 7х + 27 = 6х + 45 7х – 6х = 45 – 27 Х = 18
Слайд 11
Примеры решения уравнений - 40 * (- 7х +5) = - 1600 (- 40 * (- 7х +5 )) : (- 40) = - 1600 : (- 40) - 7х + 5 = 40 - 7х = 40 – 5 - 7х = 35 х = 35 : (- 7) х = - 5
Слайд 12
Примеры решения задач при помощи уравнений Что можно снять с каждой чаши, не нарушая равновесия ? Запишите , какое уравнение было первоначально и какое получилось? 5х = 2х + 6 5х – 2х = 2х – 2х + 6 2х = 6 х
Слайд 13
х = 2 Ответ: 2 кг масса одного арбуза
Слайд 14
Примеры решения задач при помощи уравнений В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если из первого перелить 20 л во второй, то молока в бидонах будет поровну. Сколько литров молока в каждом бидоне?
Слайд 15
Примеры решения задач при помощи уравнений Получим уравнение: 3х – 20 = х + 20
Слайд 16
3х - х =20 + 20 2х = 40 Х = 20 20*3 = 60(л) – молока в 1 бидоне. Ответ: 60 л, 20 л.
Слайд 17
Задача Диофанта На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением прекрасного первенца сына. 5 Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. 4 Скажи , сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?» Уравнение : Х = + + + 5 + + 4 На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением прекрасного первенца сына. 5 Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. 4 Скажи , сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?»
Слайд 18
ВЫВОДЫ: Обе части уравнения можно делить или умножать на одно и то же число. Любой член уравнения можно перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком.
Слайд 19
Заключение: При работе над проектом мы узнали много нового и полезного из области математики. Познакомились с биографией великих математиков. Узнали о том, где применяется решение уравнений в жизни современного человека.
Слайд 20
Великие математики Диофант ( Dióphantos ) (вероятно , 3 в.), древнегреческий математик из Александрии. Сохранилась часть его математического трактата «Арифметика» (6 книг из 13), где даётся решение задач, в большинстве приводящихся к неопределённым уравнениям. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми /783 – 850/ – один из крупнейших ученых Средневековья . Алгебраическая книга аль-Хорезми состоит из двух частей – теоретической ( теория решения линейных и квадратных уравнений, некоторые вопросы геометрии) и практической (применение алгебраических методов в решении хозяйственно-бытовых, торговых и юридических задач – дележ наследства, составление завещаний, раздел имущества, различные сделки, измерение земель, строительство каналов).
Слайд 21
Над проектом работали: Джолжанова Айслу 7 класс Танатарова Адима 7 класс Сидоренков Илья 6б класс Шаманов Данил 6б класс Руководитель проекта: Рыжова Наталья Михайловна учитель математики
Слайд 22
Источники информации 1. Б.В. Гнеденко «Математика в современном мире». Москва «Просвещение» 1980 г. 2. Я.И. Перельман «Занимательная алгебра». Москва «Наука» 1978 г. 3. Wikipedia. 4. proshkolu.ru.
Муниципальное образовательное учреждение «Красносельская средняя общеобразовательная школа Быковского муниципального района Волгоградской области
Проект:
«Решение уравнений»
Авторы: Джолжанова Айслу Танатарова Адима Сидоренков Илья Шаманов Данил Руководитель: Рыжова наталья Михайловна, учитель математики Сроки выполнения: с 13.12.2010 по 13.02. 2011 |
Основополагающий вопрос: Зачем нужно изучать уравнения?
Проблемные вопросы: как решить уравнения: 4х – 8 = 6 - 3х , (х - 3) : 4 = 6 и дробными коэффициентами?
Цель проекта:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими новых знаний по теме «Уравнения.
Задачи проекта:
План работы над проектом:
Введение.
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Актуальность: чтобы перейти к исследованию данной темы, нам необходимо было ответить на вопрос «Зачем нужно изучать уравнения?» и познакомить учащихся 6 класса с новой темой - перенос слагаемых из одной части уравнения в другую и свойства уравнений. Этот материал в курсе математики -6 рассматривается позже (апрель).
Проблема: углубить представления об уравнениях. Ответиь на вопрос: «Как решить уравнения: 4х – 8 = 6 - 3х , (х - 3) : 4 = 6 и дробными коэффициентами?» Показать где, когда и какие уравнения приходится решать современному человеку.
Данная работа является попыткой обобщить и систематизировать изученный материал и изучить новый. В проект включены уравнения с переносом слагаемых из одной части уравнения в другую и с применением свойства уравнений, так же задачи, решаемые уравнением и дополнительный материал.
Математика... выявляет порядок,
симметрию и определенность,
а это – важнейшие виды прекрасного.
Аристотель.
Историческая справка
В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов. "Ищется куча, которая вместе с двумя третями ее, половиной и одной седьмой составляет 37...", - поучал во II тысячелетии до новой эры египетский писец Ахмес. В древних математических задачах Междуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при разделе имущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники и посвященные в тайные знания жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами.
Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: "Смотри!", "Делай так!", "Ты правильно нашел". В этом смысле исключением является "Арифметика" греческого математика Диофанта Александрийского (III в.) – собрание задач на составление уравнений с систематическим изложением их решений.
Однако первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми. Слово "аль-джебр" из арабского названия этого трактата – "Китаб аль-джебер валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении") – со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово "алгебра", а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений.
Итак, что такое уравнение?
Существуют уравнение в правах, уравнение времени (перевод истинного солнечного времени в среднее солнечное время, принятое в общежитии и в науке; астр.) и т.д..
В математике – это математическое равенство, содержащее одну или несколько неизвестных величин и сохраняющее свою силу только при определенных значениях этих неизвестных величин.
В уравнениях с одной переменной неизвестное обычно обозначают буквой «х».
Уравнения бывают разных видов:
ax + b = 0. - Линейное уравнение.
ax2 + bx + c = 0. - Квадратное уравнение.
ax3 + bx2 + cx + d = 0. - Кубическое уравнение.
ax4 + bx2 + c = 0. - Биквадратное уравнение.
ax4 + bx3 + cx2 + bx + a = 0. - Возвратное (алгебраическое) уравнение.
ax4 + bx3 + cx2 - bx + a = 0. - Модифицированное возвратное уравнение.
ab2x4 + bx3 + cx2 + dx + ad2 = 0. - Обобщенное возвратное уравнение.
ax4 + bx3 + cx2 + dx + e = 0. - Уравнение четвертой степени общего вида.
xn - a = 0. - Двучленное алгебраическое уравнение n-й степени.
ax2n + bxn + c = 0. - Особый случай уравнения
aox2n + a1x2n?1 + a2x2n?2 + ... + a2x2 + a1x + a0 = 0. - Возвратное (алгебраическое) уравнение.
anxn + an-1xn-1 + ... + a1x + a0 = 0. - Алгебраическое уравнение n-й степени общего вида.
Существуют такие способы решения уравнений как: алгебраический, арифметический и геометрический. Рассмотрим алгебраический способ.
Решить уравнение - это найти такие значения икса, которые при подстановке в исходное выражение, дадут нам верное равенство или доказать, что решений нет. Решение уравнений, пусть это и сложно, захватывает нас. Ведь это, действительно, удивительно, когда от одного неизвестного числа зависит целый поток чисел.
В уравнениях для нахождения неизвестного надо преобразовать и упростить исходное выражение. Причем так, чтобы при смене внешнего вида суть выражения не менялась. Такие преобразования называются тождественными или равносильными. Сейчас мы с вами рассмотрим решение уравнения
(х - 3) : 4 = 6
х-3=6*4
х-3=24
х=24+3
х=27
Значение переменной, обращающее уравнение в верное равенство называется корнем уравнения.
Выполнив проверку получим:
(27-3):4=6
24 : 4 = 6
6 = 6
Значит 27 – корень уравнения.
Таким способом решают уравнения учащиеся до 6-ого класса. А в 6-ом классе они знакомятся с новым способом решения уравнений - перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, при этом знак слагаемых меняется на противоположный и применют свойства уравнений – обе части уравнения можно умножить (разделить) на одно и то же отличное от нуля число или выражение.
(х - 3) : 4 = 6 – умножив на 4, получим
х – 3 = 24
х = 24 + 3
х = 27
Ответ: х = 27
- 40 * (- 7х +5) = - 1600
(- 40 * (- 7х +5)) : (- 40) = - 1600 : (- 40)
- 7х + 5 = 40
- 7х = 40 – 5
- 7х = 35
х = 35 : (- 7)
х = - 5
Ответ: х = -5
Мир уравнений очень богат. При помощи них можно решить самые сложные задачи. Рассмотрим некоторые из них, которые можно применить на уроках математики или на занятиях математического кружка.
В данной задаче применяется свойство вычитания одного и того же выражения из двух частей уравнения. Получим, что масса арбуза равна 2 кг.
Во второй задаче применяем перенос слагаемых. Ответ: 60 л и 20 л молока.
Дополнительный материал.
С помощью уравнений в задачах мы находим связь между величинами, получаем опыт применения математики к решению практических задач.
Решении задач на проценты – в медицине, криминалистике, биохимии и т.д.
Бухгалтерские расчеты.
Решение уравнений применяется в строительстве (дороги, мосты и т.д.), архитектуре. При составлении прогноза погоды, геологии и т.д. В построении графика годового цикла состояния человека.
Математика в профессиях
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать. (Бешенова Даша)
Уравнение – это не только сухой математический термин, это язык алгебры!
«Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», - писал великий И. Ньютон в своем учебнике алгебры, который называется «Всеобщая арифметика». Под алгебраическим языком понимают язык уравнений и неравенств. Большинство текстовых задач решается именно этим способом. Посмотрим на примере, как выполняется такой перевод с родного языка на алгебраический.
Жизнь Диофанта.
В III—IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий матема¬тик Диофант. До нас дошли шесть из трина¬дцати книг «Арифметики», написанных Дио¬фантом. История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице - надписи, составленной в форме математической задачи. Эта надпись дает возмож¬ность определить продолжительность жиз¬ни математика, которого позднее назвали «отцом греческой алгебры». Надпись эта в переводе, подражающем древним стихам, такова:
На родном языке: |
|
Путник! Здесь прах погребен Диофанта. | x |
| |
| |
Седьмую в бездетном браке | |
Прошло пятилетие; | 5 |
Коему рок половину лишь | |
И в печали глубокой | 4 |
| |
Уравнение: |
Решив уравнение и найдя, что х=84, узнаем следующие черты биографии Диофанта; он женился в возрасте 21года, стал отцом на 38 году, потерял сына на 80 году и умер достигнув возраста 84 лет. Но все-таки попробуйте проверить сами.
Решение уравнений – зачастую дело нетрудное; составление уравнений по данным задачи затрудняет больше. Искусство составлять уравнения действительно сводится к умению переводить «с родного языка» на «алгебраический».
При работе над проектом нами был составлен кроссворд на тему «Уравнение».
Выводы:
Заключение
Список используемых ресурсов:
1. Б.В. Гнеденко «Математика в современном мире». Москва «Просвещение» 1980 г.
2. Я.И. Перельман «Занимательная алгебра». Москва «Наука» 1978 г.
3. Wikipedia.
4. www.proshkolu.ru.
5. www.1september.ru
Три орешка для Золушки
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Кто должен измениться?
Смекалка против Змея-Горыныча
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский