Моя работа посвящена теме исследования становления письменности в человеческом обществе. Меня привлекает выбранная мною тема потому, что узнать что-то новое из истории о том, что нас всегда окружает, очень интересно. Мы всегда и везде пользуемся письменностью. Мы пишем друг другу сообщения, работаем на уроках, читаем книги, кто-то даже сам сочиняет и записывает свои рассказы, стихи. Повсюду нас окружает письменный язык. Мы сталкиваемся с ним везде, а откуда он берёт свои корни, не все знают. Как же произошла письменность и каким образом человек совершенствовал её систему – главный вопрос моей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 382.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Мелиховская средняя общеобразовательная школа»
Корочанского района
Исследовательская работа на тему:
«История развития письменности»
Выполнил:
ученик 4 класса
Маменко Станислав
Руководитель
учитель начальных классов:
Чарыева Татьяна Владимировна
Мелихово, 2011
Введение
Моя работа посвящена теме исследования становления письменности в человеческом обществе. Меня привлекает выбранная мною тема потому, что узнать что-то новое из истории о том, что нас всегда окружает, очень интересно. Мы всегда и везде пользуемся письменностью. Мы пишем друг другу сообщения, работаем на уроках, читаем книги, кто-то даже сам сочиняет и записывает свои рассказы, стихи. Повсюду нас окружает письменный язык. Мы сталкиваемся с ним везде, а откуда он берёт свои корни, не все знают. Как же произошла письменность и каким образом человек совершенствовал её систему – главный вопрос моей работы.
Целью исследования является изучение темы «История развития письменности».
В рамках достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
Письмо является вторым по важности после звукового языка средством общения. Оно возникло тогда, когда у людей появилась необходимость как-то сохранять во времени и передавать информацию на расстояние. Первая письменность имела так называемую мнемоническую функцию, то есть служила средством напоминания о тех или иных событиях или имела чисто религиозную значимость. Но со временем такое «предписьмо» стало превращаться в письмо, каким мы пользуемся сейчас. Оно стало все теснее связываться с языком, полнее и точнее передавать информацию, при этом еще и иметь звуковую оболочку слова. С течением истории письмо развивается и совершенствуется. Вскоре оно начинает оказывать влияние на язык в целом, что становится особенно ощутимым с распространением грамотности. При изучении развития письменности языковеды выделили два типа письма в зависимости от того, что обозначается письменным знаком. Это фонография - письмо, использующее знаки, которыми записываются звуки. И идеография - письмо, в котором знаки обозначают отдельные «идеи»: высказывания, словосочетания и т.п.
Идеографическое письмо
Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grapho — пишу), характерно для древнеегипетской, шумерской и других старейших систем письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.
Древнеегипетская письменность существовала у обитателей долины Нила с конца 4 тыс. до н. э.; египетское название — «медет нечер» («божественная речь») отсюда греческое «иероглифы» — «священные знаки». Впервые была расшифрована Ж.-Ф. Шампольоном в 1822.
Древнейшие египетские письменные памятники — это надписи на таблицах и булавах царей. Эти надписи – лишь символическое изображение события. Египетские иероглифы сами по себе не имеют четкого звукового значения. Они расшифровываются как ребусы.
Большинство идеограмм указывало на отношение слова к тому или иному классу предметов. Изображение ставилось после слова, записанного фонограммами. Однако за иероглифами сохранялась функция определения одним знаком целого предмета. Это и было идеографическим письмом.
Словесно-слоговое письмо
Словесно – слоговая письменность стала развиваться из идеографической системы знаков. Знаки стали иметь в своем обозначении определенный комплекс звуков. Например, фонограммы древних египтян передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков.
Гласные не имели своего знакового обозначения. Для обозначения конкретной буквы или слога использовалось изображение предмета, схожего по звучанию. Однако теперь смысл изображения как идеограммы утрачивался (например, изображение дома — древнеегипетское «пер» — в качестве двусогласного звукового знака входило в написание глагола «выходить» — «пери»).
Силлабическое письмо
Дальнейший шаг в эволюции письменности заключался в том, что знак, стал обозначать не только сходные по звучанию части другого слова. Появились знаки, означающие отдельные сочетания букв, объединяющиеся в слоги. Такие знаки называются логографами, а письмо – силлабическим. Таким являлось критское письмо, зародившееся в 6 – 4 вв. до н.э.
Силлабическое письмо (от греч. syllabe — слог), слоговое письмо; вид звукового (фонетического) письма, в котором знак (силлабема) передаёт звучание последовательностей согласных и гласных фонем или одних гласных (чаще звучание открытых слогов). Чисто силлабические системы письма — так называемые кипрский силлабарий, ряд эфиопских, индийских письменностей (кхароштхи, брахми и происходящие от них системы, в том числе письменности Тибета, Индокитая, Индонезии), искусственно созданные системы письма чероки (Северная Америка), ваи (Либерия), менде (Сьерра-Леоне).
Словесно-силлабические письменности (сочетания словесных письменных систем с силлабической) — японская, древне-корейская, поздняя клинопись (аккадская, хеттская, письмо Библа), иероглифическое лувийское письмо. Возможна интерпретация, в качестве «Силлабическое письмо» древнеперсидской клинописи, протосемитского письма и некоторых египетских иероглифов.
Фонемографическое письмо
С течением времени некоторые письменности полностью переходят на фонемографическое письмо. Классическим примером такого развития является греческое письмо. Греческое письмо относится к алфавитной системе письменности, в которой отдельный знак (буква), как правило, передает, один звук. Греческое письмо стало исходным для всех европейских алфавитов, в том числе для кириллицы.
В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и название, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта…
А между тем еще до того, как в Европе распространилась латинская азбука, некоторые европейские варвары уже имели в том, или ином виде свою письменность. Довольно самобытное письмо сложилось, например, у германских племен. Это так называемая «руническое» («руна» в германском языке означает «тайна») письмо. Оно возникло не без влияния уже существовавшей письменности. Здесь тоже каждому звуку речи соответствует определенный знак, но эти знаки получили очень простое, стройное и строгое начертание – только из вертикальных и диагональных линий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив некоторые древние письменности в порядке их исторического появления, я познакомился с историей появления письменности в общем. Мы увидели, как из идеографического письма появлялось письмо фонографическое. Причиной этому являлось то, что человеку было весьма необходимо доносить информацию очень точно, насколько это возможно. Сегодня в русском языке мы пользуемся фонографическим, то есть алфавитным письмом. Однако это не значит, что другие виды письменности исчезли. В китайском языке мы встретим иероглифическое письмо, напоминающее нам письмо древних египтян. В Японии система письма относится к силлабической письменности. Искусственные знаковые системы, такие как системы дорожных, железнодорожных знаков, являются наглядным примером идеографической письменности. До сих пор кое-где мы можем встретить мнемонические знаки для передачи какой-либо информации. История появления письменности очень интересная, обширная тема. Ее изучение вплотную связано с изучением языка в целом. Поэтому ознакомившись сейчас с некоторыми вопросами истории языка в человеческом обществе, я планирую расширить спектр вопросов и продолжить их изучение
Литература
Марши для детей в классической музыке
Привередница
Два морехода
Флейта и Ветер
Любимое яичко