В работе дается характеристика некоторых заболеваний зрительного анализатора и проводиться экспресс-исследование влияния зрительной гимнастики на остроту зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_zritelnoy_gimnastiki_na_sohranenie_zreniya.zip | 871.6 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ ВОСПИТАНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОНННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДИТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
Влияние зрительной гимнастики на сохранение зрения
исследовательская работа
Выполнила:
Тумашева Лилия
ученица 9 класса
Руководитель:
Луганская Наталья
Алексеевна, учитель биологии и химии I квалификационной категории.
Набережные Челны
2010
Введение.
Как влияет зрительная гимнастика на сохранение зрения? Вопрос интересный, в некоторой степени даже спорный. Одна группа учёных считает, что зрительная гимнастика не влияет на сохранение зрения или влияет незначительно. Другая же группа учёных считает, что зрительная гимнастика благотворно влияет на сохранение зрения и является неотъемлемой частью методики сохранения зрения. Возможно, правы и те, и другие. Благотворное или губительное влияние зрительной гимнастики на сохранение зрения в первую очередь зависит от диагноза и особенностей организма. К этому вопросу мы ещё вернёмся в теоретической части.
Почему же я выбрала именно эту тему, чем же она меня так заинтересовала? Во-первых, я сама страдаю от проблем со зрением. В моём случае, по данным обследований у таких окулистов, как Болгова Л.П., Файзрахманова З.М., Давлетшина А.Г., Голубева М.В., зрительная гимнастика малоэффективна и даже может быть опасна (т.к. при частичной отслойке сетчатки любые. Мне интересно, в какой степени и для каких именно частей глаза и зрительной системы в целом может быть полезна или опасна зрительная гимнастика. Во-вторых, я учусь в специализированной школе для детей с патологией зрения и мне интересно, как влияет зрительная гимнастика на моих одноклассников. Ну и в-третьих- я с самого раннего детства очень близко познакомилась с медициной, врачами нашего города и не только. Моя мама - Тумашева Ф.Ж.- по образованию – врач-педиатр (красный диплом КГМУ), окончила специализацию по детской неврологии на кафедре детской неврологии КГМУ и КГМА, специалист по реабилитации. Мама с детства брала меня к себе на работу. Я очень полюбила медицину и в будущем собираюсь поступать в КГМУ на педиатрический факультет.
Цели моей работы:
1.Изучить диагнозы и понять причину заболеваний моих одноклассников.
2. Понять принцип зарядки для глаз по методике Бейтса.
3.Провести исследования экспресс-методом по подтверждению положительного влияния зрительной гимнастики на остроту зрения.
4.Предложить моим одноклассникам комплекс.
Теоретическая часть.
Для дальнейших исследований необходимо из всего класса выбрать несколько человек со сходными диагнозами.
Ученик | Диагноз |
А | Гиперметропический астигматизм. Расходящееся косоглазие |
В | Гиперметропия слабой степени правого глаза и средней степени левого глаза. Амблиопия слабой степени левого глаза. |
Ш | Гиперметропия высокой степени обоих глаз. Содружественное сходящееся косоглазие с вертикальным компонентом. |
Описание диагнозов.
Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации (аккомодация - приспособление к видению) фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке.
Разновидность аметропии. Для получения отчетливого изображения на сетчатке приходится усилить рефракцию. Это аномалия зрения, которую имеют около четверти населения Земли. Существует ошибочное мнение, что дальнозоркие хорошо видят вдаль, однако это не всегда так. Часто дальнозоркие видят плохо и вблизи, и вдали. Однако люди, страдающие лишь возрастной дальнозоркостью, хорошо видят вдаль, так как у них нет аномалий рефракции и хрусталик всегда находится в расслабленном состоянии. Дальнозоркие люди часто испытывают головные боли при выполнении работы вблизи.
Причины дальнозоркости: одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на переднее - задней оси. Практически все младенцы - дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока. У. Бейтсом рекомендуются упражнения на расслабление аккомодационных мышц, особенно упражнения 6 и 7.
Астигмати́зм (медицина) — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью. В некоторых случаях приводит к полной потере зрения.
Является одной из разновидностей аметропий.
При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза и/или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмерки». В некоторых случаях изображение вертикальных линий может казаться нечётким, в других горизонтальные или диагональные линии выявятся вне зоны фокусировки. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью и близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни.
Симптомами астигматизма является понижение зрения, иногда видение предметов искривленными, их раздвоение, быстрое утомление глаз при работе, головная боль. При одном из способов окончательное подтверждение получают после расширения зрачков раствором атропина и проведения скиаскопии (теневой пробы). Метод диагностики астигматизма изобрёл французский офтальмолог Эмиль Жаваль.
Распространённость. У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0,5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.
Диагностика. Астигматизм легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями—вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче. У. Бейтсом рекомендуются упражнения на расслабление аккомодационных мышц, особенно упражнения 6 и 7.
Амблиопия (от др.-греч. ἀμβλύς — тупой и ὄψ, род.п. ὀπός — глаз), «ленивый глаз» — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз. Частота амблиопии — около 1-1.5% в общей популяции.
Факторы риска. Амблиопия возникает одинаково часто у людей, в чьем роду были больные косоглазием, и у тех, у кого таких родственников нет.
Диагностика. Обследование для выявления асимметрии рефракции, нарушений функций отводящих и приводящих мышц глазных яблок (амблиопия при косоглазии), определения истинной остроты зрения каждого глаза по отдельности
Необходимы также исследование щелевой лампой и осмотр глазного дна для исключения органической причины снижения остроты зрения. Диагноз амблиопии ставят только после исключения всех органических нарушений, способных снижать остроту зрения. Все дети дошкольного возраста должны пройти полное офтальмологическое обследование, причём каждый глаз необходимо обследовать отдельно. Детям с амблиопией или косоглазием в семейном анамнезе показано специальное обследование у окулиста.
Течение и прогноз. Амблиопия в большинстве случаев поддаётся лечению при условии, что диагноз поставлен на ранних стадиях заболевания. Коррекция рефракции и хирургическое исправление положения глазного яблока могут позволить почти полностью нормализовать зрение. Развитие зрения происходит в детском и подростковом возрасте, поэтому лечение амблиопии эффективно примерно до 12-летнего возраста. Родители должны знать, что их детям необходимо исследование остроты зрения до начала учёбы в школе. У. Бейтсом рекомендуются упражнения на расслабление аккомодационных мышц, особенно упражнения 6 и 7.
Косоглазие- (страбизм или гетеротропия) — любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Объективный симптом — несимметричное положение роговиц в отношении углов и краёв век.
Виды косоглазия. Различают врожденное (присутствует при рождении или появляется в первые 6 месяцев) и приобретенное косоглазие (появляется до 3 лет).
Чаще всего явное косоглазие является горизонтальным: сходящееся (convergent strabismus) (или эзотропия (esotropia)) или расходящееся косоглазие (divergent strabismus) (или экзотропия (exotropia)); однако иногда может наблюдаться и вертикальное (с отклонением кверху - гипертропия, книзу - гипотропия).
Также косоглазие делится на монокулярное и альтернирующее.
При монокулярном косоглазии всегда косит только один глаз, которым человек никогда не пользуется. Поэтому зрение косящего глаза чаще всего резко снижено. Мозг приспосабливается таким образом, что информация считывается только с одного, некосящего глаза. Косящий же глаз в зрительном акте не участвует, следовательно, его зрительные функции продолжают снижаться ещё сильнее. Такое состояние называется амблиопия , т.е. низкое зрение от функционального бездействия. Если восстановить зрение косящего глаза невозможно, косоглазие исправляется, чтобы убрать косметический дефект.
Альтернирующее косоглазие характеризуется тем, что человек смотрит попеременно то одним, то другим глазом, т.е. хотя и попеременно, но использует оба глаза. Амблиопия если и развивается, то в гораздо более легкой степени.
По причине возникновения косоглазие бывает содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие возникает обычно в детском возрасте. Для него характерно сохранение полного объема движений глазных яблок, равенство первичного угла косоглазия (т.е. отклонения косящего глаза) и вторичного (т.е. здорового), отсутствие двоения и нарушение бинокулярного зрения.
Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или повреждением одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно может возникнуть в результате патологических процессов, поражающих сами мышцы, нервы или головной мозг. Характерным для паралитического косоглазия является ограничение подвижности косящего глаза в сторону действия пораженной мышцы. В результате попадания изображений на диспаратные точки сетчаток обоих глаз появляется диплопия, которая усиливается при взгляде в ту же сторону.
Причины косоглазия. Причиной недуга могут стать заболевания нервной системы ребенка, детские инфекционные болезни, очки с неправильной центровкой, а также травмы. Часто косоглазие является симптомом других глазных заболеваний, как правило, врожденных. Нередко причиной становятся также дефекты в развитии мышечного аппарата глаз.
Симптомы. Один или оба глаза могут отклоняться в сторону, чаще к носу, или как бы "плавать". Такое явление часто встречается у грудничков, но к 6 месяцам оно должно исчезнуть. Бывает, что родители принимают за косоглазие своеобразное расположение и разрез глаз (например, у детей с широкой переносицей). Со временем форма носа меняется, и мнимое косоглазие исчезает.
Мнение, что косоглазие может пройти само собой, ошибочно. Более того, при отсутствии лечения возможно развитие серьезных осложнений. Поэтому при появлении первых признаков косоглазия нужно сразу же посетить врача-офтальмолога. Это особенно важно, так как отказ от лечения в дальнейшем может привести к невозможности в будущем выбрать профессию хирурга, художника, профессионального водителя и целый ряд других специальностей и профессий, связанных с напряженной зрительной работой. Лечение целесообразно продолжать до 18-25 лет, до окончания формирования органа зрения.
При косоглазии нарушается работа практически во всех отделах зрительного анализатора. Поэтому лечение этого заболевания должно быть комплексным, то есть необходим полный комплекс лечения на специальных аппаратах. На чаще косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения, то есть развивается амблиопия. Это, в свою очередь, приводит к еще большему отклонению глаза. Таким образом, запускается порочный круг. При косоглазии проводится консервативное лечение с использованием аппаратных методов (иногда 3-4 раза в год). Они направлены на излечение амблиопии (если она есть) и на восстановление мостов между глазами, то есть ребенка учат сливать изображения с правого и левого глаза в единый зрительный образ.
Зрительная гимнастика при гиперметропии по системе У.Бейтса.
У. Бэйтс разработал комплекс упражнений при дальнозоркости, который основан на утверждении, что причиной этого нарушения зрения является усилие, напряженная попытка рассмотреть предмет, расположенный близко к глазам. Поэтому все его упражнения направлены на расслабление.
Упражнение 1. Ежедневное чтение в течение 10—15 мин проверочной таблицы ручного формата или любой книги с мелким шрифтом на расстоянии 25—30 см от глаз, при хорошем и тусклом освещении. Упражнение должно выполняться без усилия. При выполнении нужно отказаться от очков, которые будут замедлять появление положительного эффекта. Но если в первое время выполнение этого упражнения без очков невозможно, то их можно использовать. Тусклый свет способствует расслаблению глаз. Если во время выполнения упражнения вы почувствуете напряжение в глазах, необходимо прерваться и применить расслабляющие приемы (центральную фиксацию, пальминг).
Упражнение 2. Во время чтения книги или проверочной таблицы нужно смотреть на белое пространство чистой бумаги между строками букв.
Упражнение 3. Большую проверочную таблицу Сивцева повесить в затемненном месте при тусклом освещении, но так, чтобы на расстоянии 5 м можно было различить буквы, хотя и с некоторым трудом. Это упражнение выполняется при небольшом усилии для глаз. Стоя на расстоянии 5 м от большой проверочной таблицы, взять в руки проверочную таблицу ручного формата и создать условия хорошего освещения.
Вначале необходимо прочитать большую таблицу, столько строк, сколько это возможно, а затем переместить взгляд на таблицу ручного формата и скользить взглядом по белым полосам между ее строками, регулярно мягко моргая.
Чтение дальней и ближней таблиц повторить несколько раз. При регулярном выполнении этого упражнения зрение можно полностью восстановить. Упражнение полезно также при старческой дальнозоркости (пресбиопии).
Упражнение 4. Выполняется на свежем воздухе или у открытого окна. Чередовать смотрение на однородные окружающие поверхности (небо, траву, стену, землю) и чтение проверочной таблицы ручного формата.
Упражнение 5. При дальнозоркости полезны наблюдение за летящими птицами, просмотр кинофильмов, слежение за другими движущимися объектами.
Упражнение 6. При гиперметропии и пресбиопии полезно чередование больших поворотов с концентрацией взгляда на пламени свечи. Большие повороты выполняются следующим образом. Необходимо стать прямо лицом к окну, на котором желательно наличие решетки с вертикальными прутьями или хотя бы вертикальных брусьев рамы.
Ступни ног должны находиться на расстоянии около 30 см, если вы среднего роста, а если высокого – то более 30 см. Спина должна быть прямой, руки свободно опущены вдоль туловища.
Затем плавно повернуть корпус влево, так чтобы линия плеч оказалась параллельно левой стене. Чтобы полностью совершить поворот, можно оторвать от пола правую пятку и повернуть ступню на носке влево. Затем совершить такой же поворот направо. В результате корпус будет поворачиваться в сумме на 180° (рис. 1).
Необходимо выполнять повороты непрерывно, плавно и мягко. При поворотах голова, плечи и глаза должны двигаться вместе, как единое целое, т. е. взгляд все время должен быть направлен перед собой. При этом для выполнения этого условия не нужно прилагать усилий, напрягать мышцы. Во время выполнения поворотов объекты, находящиеся «на пути» взгляда в каждый момент, кажутся размытыми, и чем ближе они находятся к глазам, тем сильнее эта размытость.
Далеко расположенные предметы будут казаться движущимися в том же направлении, что и ваш взгляд во время поворота, а близко расположенные будут ускользать в противоположную от взгляда сторону, и это кажущееся движение является показателем того, что глаза достигли состояния расслабления. Таким образом, вертикальные прутья оконной решетки будут уходить в противоположную взгляду сторону, а объекты за окном – в ту же, что и поворот.
Кроме того, во время выполнения упражнения нельзя обращать внимание ни на какие внешние движения, иначе взгляд сконцентрируется на них, и упражнение будет выполняться неправильно. При выполнении упражнения нельзя думать о посторонних вещах или проблемах, в идеале голова должна быть полностью свободна от мыслей, что необходимо для достижения полного расслабления. Обычный темп этого упражнения составляет около 16 полных поворотов в минуту.
Упражнение 7. Выполнять упражнение с таблицей «дебко» .
Выполняя небольшие повороты головы, нужно скользить кончиком носа и взглядом по этим линиям от одной точки до другой. Выполнять эти повороты нужно до тех пор, пока не возникнет ощущение, что линии скользят в сторону, противоположную направлению взгляда в данный момент. Затем то же упражнение нужно выполнить для нижней части таблицы.
Далее следует закрыть глаза и выполнять такие же повороты головы, скользя мысленным взглядом по представляемым линиям. После этого нужно открыть глаза и скользить взглядом по белому пространству между двумя линиями в верхней, а затем нижней части таблицы. Этот прием поможет лучше различать буквы при чтении на любом расстоянии.
Упражнение 8. Выполнять упражнение с проверочной таблицей с фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение», в котором необходимо «раскачивать» или «прочелночивать» буквы.
Система У. Бейтса основана на расслаблении глазного яблока и мышц, приводящих его в движение. Расслабление, по мнению У.Бейтса, помогает вернуть «сдвинувшееся» за пределы сетчатки изображение.
При астигматизме расслабление мышц так же может быть полезно, т.к. при расслаблении мышц снимается излишнее напряжение. При косоглазии расслабление и тренировка мышц очень полезны, т.к. помогают мышцам глаз работать правильно, сообща, не «скашивая» в сторону.
Это важно!
При дальнозоркости можно применять упражнения для близоруких, но выполнять их «наоборот». Там, где необходимо переместить взгляд от ближнего объекта к дальнему, перемещать его от дальнего к ближнему; при необходимости мысленно представить хорошо видимыми удаленные буквы представлять четкими буквы вблизи и т. п.
Исследование.
При астигматизме нарушается форма хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. При определённым образом подобранном комплексе расслабляющих упражнений возможно частично изменить кривизну хрусталика, что позволит перенести фокусирующееся изображение ближе к сетчатке, а значит - частично улучшить видимое изображение. Этого можно достичь при выполнении упражнений 6 и 7 по системе У. Бейтса. Плавное движение взгляда, отсутствие фокусировки на определённом предмете позволяет расслабить хрусталик (упражнение 6,7).
Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. При помощи определённого комплекса расслабляющих упражнений можно постараться вернуть хрусталик в расслабленное состояние, что поможет сфокусировать изображение на сетчатке. Частичного расслабления можно достичь с помощью упражнений 5, 6, 7 по системе У. Бейтса. Наблюдение за движущимися объектами (летящими птицами) без концентрации взгляда позволяет достичь сокращения волокон ресничной мышцы глаза, что ведёт к расслаблению ресничного пояска, с помощью которого хрусталик прикрепляется к ресничному телу. В результате уменьшается натяжение сумки хрусталика и он становится более выпуклым, а значит лучше фокусирует изображение на сетчатке. Подробнее остановимся на упражнении 7. Цель: методом плавного перевода взгляда сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми по линиям от одной точки таблицы к другой, расслабить аккомодационные мышцы глаз. Положительный результат упражнения 7 мы можем наблюдать при просмотре видеоматериалов эксперимента. У учеников В и Ш после выполнения этого упражнения улучшилась острота зрения, они смогли прочитать большее количество строк проверочной таблицы после эксперимента по сравнению с данными до эксперимента. Собственно упражнение выполнялось при помощи таблицы «дебко», представляющей собой две чёрные параллельные горизонтальные линии с точками на обоих концах (будет приложена к работе). Изменение остроты зрения проводилось при помощи таблицы «Вижу..», где каждая последующая строка была напечатана более мелким шрифтом (будет приложена к работе).
Ученик | Кол-во читаемых строк до эксперимента | Кол-во читаемых строк после эксперимента |
А | 7 | 9 |
В | 9 | 11 |
Ш | 6 | 8 |
На косоглазие упражнения из подобранной методики У. Бейтса особо не влияют, т.к. целью методики не является изменение напряжения глазодвигательных мышц для изменения остроты зрения.
Заключение.
Мной было проведено исследование по влиянию зрительной гимнастики на сохранение зрения. Я подобрала для своего исследования методику расслабляющих упражнений У. Бейтса. Я изучила диагнозы выбранных одноклассников и провела с ними эту гимнастику, засняв одно из упражнений на видео. Из результатов исследования можно сделать вывод, что эта зрительная гимнастика действительно приносит пользу при гиперметропии и её разновидностях. Этот вывод я сделала на основе положительного влияния «быстрых» (эффект чувствуется уже после первого занятия) упражнений, например седьмого. За одно применение упражнения помогли, и достаточно неплохо. Значит, можно предположить, что при постоянном выполнении упражнения принесут больший эффект, при том постоянный.
Вывод.
Как влияет зрительная гимнастика на сохранение зрения? Существуют мнения как о положительном влиянии зрительной гимнастики на сохранение зрения, так и об отрицательном влиянии. Положительное или отрицательное влияние зрительной гимнастики на зрение зависит от заболевания и физиологических особенностей конкретного человека. Нельзя однозначно утверждать, что гимнастика только вредна или только полезна для зрения, это неправильно. При определённых заболеваниях органов зрения гимнастика может значительно помочь и, возможно, даже полностью исправить зрение (улучшения при гиперметропии). А при заболеваниях другого типа зрительная гимнастика может не только не помочь, а навредить или привести к абсолютной потере зрения (частичная отслойка сетчатки).
Все люди разные. Это касается и физического, и душевного состояния. Сколько людей, столько и мнений, но, к сожалению, не все мнения бывают верными. Прежде, чем сделать вывод о том, нужна ли и поможет ли Вам зрительная гимнастика, нужно внимательно проконсультироваться с врачом по поводу Вашего диагноза. И если з.г. действительно может помочь – нужно аккуратно подобрать методику, а может и составить свою с помощью специалиста. Выполнение зарядки так же должно контролироваться, чтобы не нанести вред себе или окружающим.
Берегите зрение, ведь оно так важно для нас!
Список использованной литературы.
Интернет-ресурсы
Приложение№1 Таблица проверки остроты зрения.
Придлжение №2 Таблица Деко.
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Три загадки Солнца
Сказка "Дятел, заяц и медведь"