Целью работы является исследование фасада и помещений Сингапайской школы на наличие в них золотого сечения. В результате измерений, математических расчётов и обобщений, делается вывод о наличии в фасаде здания и помещениях школы золотой пропорции. Разработаны рекомендации по созданию гармонической композиции помещения, рабочей зоны.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_sorazmernost.doc | 328.5 КБ |
Исследовательская работа
Соразмерность
в архитектуре нашей школы
Автор: Фейзиевой Нурджахан Фирудин кызы
Россия, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 7 класс
Научный руководитель:
Баталова Оксана Владимировна, учитель математики,
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»
1. Введение
Я учусь в Сингапайской школе и очень люблю её. Для меня школа - самое красивое здание в посёлке. А можно ли измерить эту красоту? Из курса математики 6 класса мне известно, что в архитектуре должна быть соблюдена соразмерность, пропорция, определённое соотношение частей между собой. «С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определённых соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета»[1]. Соблюдались ли в архитектуре Сингапайской школы законы, обнаруженные в красивейших постройках мира? Это проблема, над которой я собираюсь работать.
У меня возникла гипотеза: если верно произвести математические расчёты, то в здании нашей школы обнаружится золотая пропорция и школу можно будет считать одним из красивейших зданий посёлка.
Цель: исследование фасада и помещений Сингапайской школы на наличие в них золотого сечения.
Объект исследования: здание Сингапайской школы;
предмет исследования: отношение линейных размеров фасада и помещений школы
Методы: измерение, математические расчёты, анализ, выявление закономерностей, обобщение, компьютерная обработка результатов, поиск информации.
2. Глава I Теоретическая часть
Золотое сечение –
это одно из сокровищ геометрии.
И. Кеплер
2.1. Золотое сечение – гармоническая пропорция
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе [2].
Соразмерный – значит, правильный в соотношении своих размеров, частей, в своём строении, пропорциональный[1] [3].
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший к целому [4]:
a : b = b : c или с : b = b : а.
Рис. 1. Геометрическое изображение золотой пропорции
2.2. Золотое сечение в архитектуре
Красота должна отвечать
строгому числу
Л.Б.Альберти
Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют о том, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Архитектор Ле Корбюзье нашёл, что в рельефе храма фараона в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски, найденной в одной из гробниц, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения.
Великолепные памятники архитектуры оставили нам зодчие древней Греции. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону. Храм Афины - Парфенон был построен в честь победы эллинов над персами. Для создания гармонической композиции строители даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.
Парфенон
Золотая пропорция была использована уже при создании композиции храма на священном холме. Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в соотношениях ее частей золотое сечение.
Это древнее сооружение с его гармоническими пропорциями дарит нам эстетическое наслаждение.
На рисунке виден целый ряд закономерностей, связанных с коэффициентом золотого сечения. Даже отношение высоты здания к его длине равно 0,618.
Парфенон был и остаётся совершеннейшим из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным сводом законов античного зодчества.
Здание бывшего Сената в Москве
Знаменитый русский архитектор М.Ф.Казаков широко использовал в своем творчестве золотое сечение. Его талант был многогранным, но в большей степени он проявился в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Например, золотое сечение можно встретить в архитектуре здания бывшего сената в Кремле, Дворца в Петровском Алабине и Голицынской больнице в Москве, которая в настоящее время называется Первой Клинической больницей имени Н.И.Пирогова.
Дом Пашкова в Москве
Еще один архитектурный шедевр Москвы - дом Пашкова - является одним из наиболее совершенных произведений архитектора В.Баженова. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 году. Многие высказывания зодчего заслуживают внимания. О своем любимом искусстве Баженов говорил: «Архитектура - главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойствие и прочность здания. К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспективы, механики или вообще физики, а всем им общим вождём является рассудок» [5].
3. Глава 2 Практическая часть
3.1. Исследование: поиск точек золотого сечения в Сингапайской школе
3.1.1 Методика исследования
Для того чтобы найти точки золотого сечения нам потребовался план школы. Для этого мы обратились к заместителю директора по административно – хозяйственной части, который предоставил в наше распоряжение план фасада школы и планы I и II этажей начальной школы (Блок Б) и старших классов (Блок А). На этих планах были указаны длина и ширина всех школьных помещений. Высоту каждого помещения мы находили самостоятельно. Данные длины, ширины и высоты мы внесли в таблицу, затем вычислили отношение меньшей величины к большей: ширины к длине, высоты к длине и к ширине или наоборот так, чтобы делимое было меньше делителя. Если это отношение равнялось ≈ 0,6, то мы делали вывод о наличии в этом помещении точки золотого сечения. Рассмотрим это на примере одной из таблиц.
I этаж. Блок Б (начальная школа)
N кабинета | a длина | b ширина | с высота | a/b или b/a | c/a или a/c | с/b или b/c | -нет + есть |
Бассейн | 10.38 | 5.91 | 2.84 | 0.6 | 0.27 | 0.48 | + |
Столовая | 14.08 | 5.48 | 2.75 | 0.4 | 0.2 | 0.5 | - |
Кухня | 8.85 | 5.42 | 2.84 | 0.61 | 0.32 | 0.52 | + |
Психолог1 | 3.19 | 2.72 | 2.71 | 0.85 | 0.85 | 1 | - |
Психолог2 | 9.18 | 9.16 | 2.71 | 0.98 | 0.27 | 0.23 | - |
«Зубной кабинет» | 9.12 | 4.19 | 2.71 | 0.46 | 0.3 | 0.65 | + |
Коридор | 6.16 | 2.63 | 2.71 | 0.43 | 0.44 | 0.97 | - |
Посудомойка1 | 2.99 | 2.51 | 2.84 | 0.84 | 0.95 | 0.88 | - |
Посудомойка2 | 2.74 | 2.51 | 2.84 | 0.92 | 0.96 | 0.96 | - |
Овощной склад | 4.22 | 2.55 | 2.84 | 0.6 | 0.67 | 0.7 | + |
Мясной склад 1 | 4.09 | 2.73 | 2.84 | 0.67 | 0.69 | 0.96 | + |
Овощечистка | 4.09 | 2.18 | 2.82 | 0.05 | 0.7 | 0.77 | - |
Завхоз | 4.07 | 2.11 | 2.84 | 0.52 | 0.7 | 0.74 | - |
Склад | 4.07 | 2.1 | 2.84 | 0.52 | 0.7 | 0.74 | - |
Мясной склад 2 | 4.09 | 2.8 | 2.84 | 0.68 | 0.69 | 0.99 | + |
Коридор 1 | 2.58 | 1.33 | 2.84 | 0.52 | 0.9 | 0.48 | - |
Коридор 2 | 2.58 | 1.46 | 2.84 | 0.6 | 0.9 | 0.51 | + |
Пекарня | 4.09 | 3.11 | 2.84 | 0.76 | 0.68 | 0.91 | + |
Из таблицы видно, что точки золотого сечения можно обнаружить в бассейне, на кухне, на овощном складе, в коридоре; также значение, близкое к «золотой» пропорции, обнаружено в «зубном кабинете», на мясных складах и в пекарне.
Таким же образом было найдено золотое сечение в фасаде здания и других помещениях школы. (Приложение I, II, III, IV).
3.1.2 Полученные результаты и обсуждение
В результате проделанной работы мы получили следующее:
3.2 Меры по созданию золотого сечения в помещениях школы
Покажем на примере одного из кабинетов, как можно в нём искусственно сделать золотое сечение. Возьмём для примера кабинет биологии (№209), так как отношение
ширины к длине в этом кабинете очень близкое к 0,61 (оно равно 0,7)
Чтобы в этом кабинете наблюдалось золотое сечение, нужно изменить длину или ширину, т.к. высоту менять нельзя. Попробуем найти желаемую длину
кабинета. Для этого составим отношение: b / a = 0,61
(где b-ширина кабинета, а – длина)
Подставим значение ширины и определим, какой должна быть
длина.
5,37 / а = 0,61
а = 5,37 / 0,61
а = 8,8
8,8м – нам не подходит, потому что 8,8м больше, чем 7,61м, а стену подвинуть нельзя на 1,19м.
Теперь попробуем изменить ширину. B / a = 0,61
b / 7,61 = 0,61
b = 4,64
Таким образом, надо от ширины кабинета, равной 5,37м, отнять 0,7м, чтобы получить 4,64м. Тогда мы достигнем желаемого.
Практически это не значит, что надо поставить стену в этом месте. Можно создать имитацию стены, поставив на этой линии предметы интерьера, такие как фонтан, статуэтку, большое комнатное растение и другое. Получится зрительное восприятие соразмерности в комнате. Если же размеры комнаты не позволяют этого сделать, то можно повесить на стену картины, панно, фотографии, содержащие в своих размерах золотую пропорцию.
4. Заключение
Вывод. В результате данной работы мне удалось исследовать фасад и помещения Сингапайской школы и обнаружить в некоторых из них точки золотого сечения. Теперь с уверенностью можно утверждать, что Сингапайская школа - одно из красивейших зданий посёлка. Цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась.
Практическая значимость работы. Данные моей работы могут быть полезны строителям и тем, кто решил обустроить жилое помещение с соблюдением гармонии.
Новизна работы. До сих пор никто не исследовал здание и помещения Сингапайской школы на наличие в них золотого сечения.
Результат. Работая над этим проектом, я не только добилась поставленной цели, но и научилась определять «на глаз» предметы с золотым сечением, предложила меры по созданию золотого сечения в помещении.
Перспективы работы. В дальнейшем я собираюсь применить данные своей работы для создания соразмерности в своей квартире и в классном кабинете.
Библиография
Основная литература
Дополнительная литература
Приложение I
I этаж. Блок Б (начальная школа)
N кабинета | a длина | b ширина | с высота | a/b или b/a | c/a или a/c | с/b или b/c | -нет + есть |
Бассейн | 10.38 | 5.91 | 2.84 | 0.6 | 0.27 | 0.48 | + |
Столовая | 14.08 | 5.48 | 2.75 | 0.4 | 0.2 | 0.5 | - |
Кухня | 8.85 | 5.42 | 2.84 | 0.61 | 0.32 | 0.52 | + |
Психолог1 | 3.19 | 2.72 | 2.71 | 0.85 | 0.85 | 1 | - |
Психолог2 | 9.18 | 9.16 | 2.71 | 0.98 | 0.27 | 0.23 | - |
«Зубной кабинет» | 9.12 | 4.19 | 2.71 | 0.46 | 0.3 | 0.65 | + |
Коридор | 6.16 | 2.63 | 2.71 | 0.43 | 0.44 | 0.97 | - |
Посудомойка1 | 2.99 | 2.51 | 2.84 | 0.84 | 0.95 | 0.88 | - |
Посудомойка2 | 2.74 | 2.51 | 2.84 | 0.92 | 0.96 | 0.96 | - |
Овощной склад | 4.22 | 2.55 | 2.84 | 0.6 | 0.67 | 0.7 | + |
Мясной склад 1 | 4.09 | 2.73 | 2.84 | 0.67 | 0.69 | 0.96 | + |
Овощечистка | 4.09 | 2.18 | 2.82 | 0.05 | 0.7 | 0.77 | - |
Завхоз | 4.07 | 2.11 | 2.84 | 0.52 | 0.7 | 0.74 | - |
Склад | 4.07 | 2.1 | 2.84 | 0.52 | 0.7 | 0.74 | - |
Мясной склад 2 | 4.09 | 2.8 | 2.84 | 0.68 | 0.69 | 0.99 | + |
Коридор 1 | 2.58 | 1.33 | 2.84 | 0.52 | 0.9 | 0.48 | - |
Коридор 2 | 2.58 | 1.46 | 2.84 | 0.6 | 0.9 | 0.51 | + |
Пекарня | 4.09 | 3.11 | 2.84 | 0.76 | 0.68 | 0.91 | + |
Приложение II
II этаж. Блок Б (начальная школа)
N кабинета | a длина | b ширина | с высота | a/b или b/a | c/a или a/c | c/b или b/c | - нет + есть |
Спортзал | 18.6 | 8.5 | 2.72 | 0.46 | 0.15 | 0.32 | - |
Кабинет логопеда | 5.3 | 3.32 | 2.72 | 0.63 | 0.51 | 0.82 | + |
Кабинет 1 класса | 10.12 | 5.5 | 2.72 | 0.54 | 0.27 | 0.49 | - |
2 А класс | 9.15 | 5.5 | 2.72 | 0.6 | 0.3 | 0.49 | + |
2 Б класс | 9 | 5.55 | 2.72 | 0.62 | 0.3 | 0.49 | + |
3 класс | 11.2 | 5.5 | 2.72 | 0.5 | 0.24 | 0.49 | - |
Актовый зал | 18.1 | 10.73 | 2.72 | 0.59 | 0.15 | 0.25 | + |
Англ. яз | 7.7 | 5.51 | 2.72 | 0.72 | 0.35 | 0.49 | - |
Коридор | 5.95 | 2.38 | 2.72 | 0.4 | 0.46 | 0.86 | - |
Приложение III
I этаж. Блок А (старшие классы)
N кабинета | Длина a | Ширина b | Высота с | b/a или а/b | c/b или b/с | c/a или а/с | - нет + есть |
Музыка | 6.85 | 5.34 | 2.71 | 0.78 | 0.5 | 0.4 | - |
Технология | 6.65 | 3.43 | 2.71 | 0.52 | 0.79 | 0.4 | - |
IV | 1.98 | 2.79 | 2.71 | 0.7 | 0.97 | 0.73 | - |
VII | 1.87 | 2.79 | 2.71 | 0.67 | 0.97 | 0.68 | + |
Коридор | 7.14 | 2.6 | 2.71 | 0.36 | 0.96 | 0.38 | - |
Каб. №105 | 6.64 | 6.97 | 2.71 | 0.95 | 0.39 | 0.4 | - |
Медпункт 1 | 2.78 | 5.76 | 2.71 | 0.48 | 0.47 | 0.97 | - |
Медпункт 2 | 2.79 | 5.75 | 2.71 | 0.49 | 0.47 | 0.97 | - |
Шахматный | 6.65 | 5.71 | 2.71 | 0.86 | 0.47 | 0.4 | - |
IX | 1.66 | 2.75 | 2.71 | 0.6 | 0.99 | 0.61 | ++ |
XI | 2.3 | 2.79 | 2.71 | 0.83 | 0.97 | 0.85 | - |
Каб. №111 | 6.82 | 5.51 | 2.71 | 0.81 | 0.49 | 0.4 | - |
Каб. №114 | 6.82 | 5.54 | 2.71 | 0.81 | 0.49 | 0.4 | - |
Марина.Влад | 6.66 | 8.79 | 2.71 | 0.76 | 0.3 | 0.4 | - |
4 А класс | 6.6 | 8.74 | 2.71 | 0.76 | 0.31 | 0.41 | - |
Фойе 1 этажа | 6.71 | 5.76 | 2.71 | 0.86 | 0.47 | 0.4 | - |
Площадка возле лестницы | 4.5 | 2.48 | 2.71 | 0.56 | 0.92 | 0.6 | + |
Каб. завхоза | 6.68 | 2.81 | 2.71 | 0.42 | 0.96 | 0.4 | - |
Каб. №106 | 6.5 | 8.83 | 2.71 | 0.74 | 0.3 | 0.42 | - |
Библиотека | 11.78 | 6.54 | 2.71 | 0.56 | 0.41 | 0.23 | - |
Каб. №102 | 6.76 | 5.54 | 2.71 | 0.82 | 0.49 | 0.4 |
Приложение IV
II этаж. Блок А (старшие классы)
N кабинета | Длина a | Ширина b | Высо-та c | b/a или а/b | c/b или b/с | c/a или а/с | - нет +есть |
Каб. №202 Английского языка | 6.83 | 5.79 | 2.74 | 0.85 | 0.47 | 0.4 | - |
Каб. №204 Английского языка | 6.78 | 5.76 | 2.74 | 0.85 | 0.48 | 0.4 | - |
Каб. №205 Русского языка | 6.75 | 8.78 | 2.74 | 0.75 | 0.31 | 0.4 | - |
Каб. №206 Математика | 8.76 | 6.78 | 2.74 | 0.77 | 0.31 | 0.4 | - |
Каб. №207 Географии | 5.37 | 8.8 | 2.74 | 0.61 | 0.31 | 0.51 | + |
Каб. №208 Информатики | 6.8 | 12.77 | 2.74 | 0.53 | 0.21 | 0.4 | - |
Каб. №209 Биологии | 7.61 | 5.37 | 2.74 | 0.7 | 0.36 | 0.51 | - |
Каб. №210 Математика | 6.77 | 8.76 | 2.74 | 0.77 | 0.31 | 0.4 | - |
Каб. №211 Физика | 6.77 | 8.68 | 2.74 | 0.78 | 0.32 | 0.4 | - |
Каб. №212 Русский язык | 6.76 | 8.77 | 2.74 | 0.77 | 0.31 | 0.4 | - |
Каб. №213 История | 6.8 | 8.69 | 2.74 | 0.78 | 0.31 | 0.4 | - |
Каб. №214 Завучи | 6.79 | 5.38 | 2.74 | 0.79 | 0.5 | 0.4 | - |
Лаборантская физики | 1.85 | 1.06 | 2.74 | 0.57 | 0.39 | 0.68 | + |
Лаборантская химии | 1.32 | 4.46 | 2.74 | 0.28 | 0.61 | 0.68 | + |
Приёмная | 6.76 | 2.79 | 2.74 | 0.41 | 0.98 | 0.4 | - |
Директор | 6.79 | 5.78 | 2.74 | 0.85 | 0.47 | 0.4 | - |
Фойе 2 этажа | 6.93 | 5.76 | 2.74 | 0.83 | 0.48 | 0.39 | - |
Приложение V
Школьный двор
Место исследования | A - длина | B - ширина | a/b или b/a | - нет + есть |
Школьный двор | 112,86 | 10.8 | 1 | - |
Здание школы | 67.86 | 18.9 | 0.28 | - |
Приложение VI
Фасад здания
Место исследования | Длина а | Ширина b | a/b или b/a | - нет + есть |
Окно на центральном входе | 1.7 | 1.2 | 0.7 | - |
Крыльцо | 8.5 | 3.8 | 0.45 | - |
Центральный вход | 6.9 | 4.3 | 0.62 | + |
Торец | 6.9 | 6.3 | 0.91 | - |
Окно с торцевой стороны | 3.1 | 1.6 | 0.52 | - |
Дверь на центральном входе | 1.9 | 1 | 0.53 | - |
[1] Ожегов С. И Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/РАН - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО « Издательство ЭЛПИС», 2003
Домик зимней ночью
Ветер и Солнце
Сверчок
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Заяц, косач, медведь и весна
Комментарии
Исследовательская работа на секцию "Математика"