Исследуются экономические связи России с другими государствами, внешнюю торговлю страны.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_2.docx | 164.9 КБ |
Согласовано | Утверждаю |
на РМО учителей географии | директор МОУ «Средняя |
общеобразовательная школа №20» | |
«___» ___________2011 год | «___» ___________2011 год |
___________Поликарпова Е.Е. | _____________Сайгушев М.А. |
Конец XX — начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. В 2008 году внешнеторговый оборот России вырос на 33,2 %. Но уже к 2009 году внешнеторговый оборот России сильно начал снижаться. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна, при этом она имеет огромную актуальность. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:
Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести:
Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:
Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.
Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.
Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае, экономически. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.
Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить и понять значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.
Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо:
Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда.
Международное разделение труда – это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран, в которых имеются более дешевые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами, с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на эту продукт.
Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли этими товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.
В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Основы теории сравнительных преимуществ были заложены Давидом Рикардо. Наличие особых условий, таких, как выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда, дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров.
Страны, специализируясь на производстве товаров, в которых они имеют относительные преимущества, могут производить их в значительно большем объеме и лучшего качества, чтобы экспортировать в другие страны. Торгуя между собой, страны имеют возможность получать посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно пыталась производить данный вид продукции. Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и торговля между странами увеличивают общий объем мирового производства и потребления.
Известно, что экономическая эффективность производства различных товаров в отдельных странах может изменяться в зависимости от структуры производства и его технологии. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. По мере развития экономики изменяется количество и квалификация рабочей силы, объем и состав капитала, что также влияет на эффективность производства товаров и услуг.
Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 5%, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития, составляющего 23-25% в первой половине 90-х годов .
Доля экспорта основных энергоресурсов (как и ряда других товаров) в объеме их производства в России продолжает оставаться на высоком уровне (табл. 1).
Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization),— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
Современная модель отношений России и ЕС формируется в новых международных условиях, которые характеризуются глобальными экономическими процессами и предстоящим вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».
Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».
К основным ожидаемым позитивным последствиям присоединения России к ВТО можно отнести следующие:
Есть угроза для сельского хозяйства и отечественного производства пищевой и лёгкой промышленности, которые окажутся перед лицом жёсткой конкуренции со стороны импортёров. Несмотря на это, если экономика России станет открытой, то, в целом, страна выиграет, и валовой внутренний продукт (ВВП) России, как ожидается, может вырасти более чем на 3% в 2014 году.
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
В 2005 году значительное повышение контрактных цен практически на все основные товары российского экспорта сопровождалось увеличением физических объемов вывоза большинства товаров на внешние рынки. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением физических объемов ввозимой продукции. Условия торговли России с зарубежными странами в 2005 году по сравнению с 2004 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары (рис. 1)
В 2006 году высокими темпами росли как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла быстрее, так как улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу года замедлилось – в основном из-за того, что цены на нефть вернулись к значениям осени 2005 года.
Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2009 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2009 г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров (табл.1)
Анализ товарной структуры экспорта в 2009 г. показывает, что наибольшими темпами рос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Экспорт России составил $468,1 млрд и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %. Импорт в Россию в 2009 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 33,6 % и составил $266,9 млрд. (Рис. 1)
На 2009 год экспорт России составил $301,7 млрд. Наши главные партнёры: Нидерланды, Италия, Германия, Белоруссия, Китай, Турция, Украина, Польша.(рис. 2) Импорт России составил $167,4 млрд. Наши главные партнёры: Китай, Германия, США, Украина, Франция, Италия, Япония, Белоруссия (рис. 3)
На 2010 год в структуре внешней торговли основными торговыми партнерами России в первой половине нынешнего года были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 28,4 млрд долларов США, Китай - 25,5 млрд долл., а также Германия - 22,9 млрд долл., Италия - 17,9 млрд долл., Украина - 15,9 млрд долл., Беларусь - 12,5 млрд долл., Турция - 12,0 млрд долл., Польша - 9,9 млрд долл., США - 9,8 млрд долл. США, Франция - 9,7 млрд долл. (рис. 4)
Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы. (Таблица 2)
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.
Эмиграцию из крупнейших городов обычно связывают с "утечкой мозгов", отъездом образованной молодежи. Столичная молодежь покидает Россию не только по каналам официальной эмиграции, а также через выезд на учебу или временную работу, туристические поездки, однако достоверные данные об этих формах выезда отсутствуют. В целом, несмотря на более чем двоекратное сокращении объемов миграций в дальнее зарубежье, она внесла значительный вклад в вымывание из страны наиболее активных и образованных жителей.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;
во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:
К сожалению, наше законодательство в области миграции сложилось как охранно-запретительное. Оно возвело труднопреодолимые барьеры на пути мигрантов, в том числе из стран СНГ. Правда, в последнее время в закон о гражданстве внесены поправки: созданы определенные преференции для тех, кто приезжает из СНГ. Но подобные поправки не внесены в закон о пребывании иностранцев. Они не касаются трудового найма мигрантов, оформления вида на жительство в России. Доступ к процедуре получения гражданства для таких лиц практически закрыт, несмотря на то что в законе вроде бы все написано хорошо. Очень немногим удается пробить эту стену.
Росстат России, эксперты ООН, независимые отечественные демографы, зарубежные специалисты - все единодушны по поводу того, что население России будет очень быстро сокращаться. По крайней мере до 2030 г. Даже те, кого можно назвать оптимистами и романтиками, кто надеется, что мы можем добиться перелома в рождаемости, признают, что до 2030 г. в стране сохранится очень тяжелая демографическая ситуация.
Пессимистический прогноз исходит из того, что, если тенденции в области рождаемости, смертности и миграции, а также вся миграционная политика не изменятся, то население России к 2050 г. уменьшится вдвое. Можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный.
Потребовалось семь лет, для того чтобы на уровне правительства началось осознание очевидного - России не обойтись без иммигрантов.
Из области мифов убеждение, что множество людей только и мечтают оказаться в России, жить и работать здесь, захватить ее землю и богатства. В ситуации, подобной нашей, сегодня находятся практически все западноевропейские страны. Более того, по кризисности демографической ситуации Россия - на четвертом месте в мире, уступая таким привлекательным для жизни странам, как Германия, Япония, Италия. Да и в других развитых странах демографическая ситуация совсем не простая.
До середины XXI в. Евросоюз и США планируют привлекать по 1 млн. иммигрантов в год. Рынок иммигрантского труда – высоко конкурентный. И Россия - здесь аутсайдер, потому что не может соперничать с развитыми странами по степени привлекательности для работников. Кстати, квалифицированные китайцы к нам уже не стремятся, не говоря о других, более желательных для нас иммигрантах.
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:
Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) состоят в следующем:
•использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
•содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
•создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
•защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
•создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
•единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
•перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
•четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
•обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
•определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
•разработка соответствующих федеральных программ;
•защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
•разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
•подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
•организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
•определение и реализация валютной политики страны;
•формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
•контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
•разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
•осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
•контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
•предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
•заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
•иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
•координация действий участников ВЭД;
•выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
•разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
•регулирование приграничной торговли;
•информационное обеспечение ВЭД.
ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.
Основные направления развития ВЭС в современных условиях:
Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:
В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:
В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:
На рубеже XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику, при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии.
Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
Рисунок 2.
|
|
Таблица 1. Показатели экспорта Российской Федерации в январе 2010 г. в сравнении с январем 2009 г.
Рисунок 3.
Рис.4 Страны-члены ВТО
Красочные картины Джастина Геффри
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Сладость для сердца
Два плуга
Как нарисовать лимон акварелью