История возникновения естественного спутника Земли, её изучение человеком и влияние на Землю.
Вложение | Размер |
---|---|
Nauchno-issledovatelskaya_rabota_Luna.docx | 30.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
города Минеральные Воды Ставропольского края.
Луна – вечная
спутница Земли.
Работу выполнил
ученик 3 класса «А»
МОУ СОШ № 20
Алейников Михаил.
Руководитель работы
учитель начальных классов
Клименкова И. В.
г. Минеральные Воды
2010 – 2011 учебный год.
Оглавление
Введение.
Цель исследования состоит в поиске и изучении сведений о спутнике нашей планеты - Луне.
Задачи исследования:
Объект исследования – Луна, естественный спутник Земли.
Предмет исследования – Луна как космический объект наиболее доступный для изучения человеком.
Гипотеза.
Знания о Луне передаются людьми на протяжении многих тысячелетий. Современные исследования спутника Земли открывают новые возможности в освоении космоса.
Методы исследования:
12 апреля 2011 года исполнилось 50 лет со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта), а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным.
Читая книги о космосе, меня заинтересовал воспоминания о Ю. Гагарине, встречу с которым описал доктор Виталий Георгиевич Волович. Волович был одним среди тех, кто встречал Юрия Гагарина после первого полета. Сразу после приземления был проведен медицинский осмотр космонавта, и лишь потом все начали задавать ему вопросы, которых у каждого были тысячи:
« -А Земля? Какая она с высоты?
- Пожалуй, такая же, как и при полете на реактивном самолете, конечно, на большой высоте. Все отлично видно - и горы и леса. Когда пролетал над океаном, внизу различал острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно голубом ореоле…
Гагарин задумался, а потом добавил:
- А вот Луну так и не удалось посмотреть. Но это не беда, посмотрю в следующий раз!»
И тогда я задумался, каждый из нас видел Луну, это одно из небесных тел, которое могут видеть все, не прибегая к помощи телескопа. Луна всегда интересовала человека. О Луне сочиняли мифы, ее рассматривали в телескопы, на Луну отправляли луноходы, чтобы, наконец, узнать о ней все. А что мы знаем о Луне?
Луна в легендах и мифах древних греков.
В Греческой мифологии богиней Луны была Селена. Древние греки по-своему объясняли, почему свет Луны несравним по яркости с сиянием Солнца. Один из мифов рассказывает, что однажды, когда Селена проезжала по небу в своей колеснице, запряженной парой могучих волов, внизу на земле она заметила красивого юношу. Селена узнала, что зовут его Эндимионом, и стала брать его в свою повозку во время прогулок по небу. Лишь одна мысль печалила Селену. Она знала, что юноша смертен, и рано или поздно сойдет в подземный мир умерших. Тогда селена попросила Зевса даровать Эндимиону бессмертие. Зевс перепоручил эту просьбу Аиду, который обладал властью над смертью. Тот же послал к Эндимиону бога сна Гипноса, который покачал над головой юноши цветами мака. В ту же минуту Эндимион погрузился в беспробудный сон, в котором не было ни старости, ни смерти. Увидев, что случилось с Эндимионом, Селена впала в отчаяние. Глубокая скорбь овладела ею.
С тех пор проезжая ночью по небосклону, богиня Луны льет вниз печальный тусклый свет, вечно грустя по своему Эндимиону и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.
Первые исследователи Луны.
Люди наблюдали за звездами и ночным небом на протяжении всей истории своего существования. Но изучать ночное небо они начали примерно 5000 лет тому назад. Многие древние цивилизации оставили после себя записи астрономических наблюдений. Люди, жившие тысячи лет назад, были терпеливыми наблюдателями. Но сколько не смотри на ночное небо, оно все равно кажется плоским «потолком», а небесные тела – точками. Смотрели люди на Луну просто так, вглядывались, пытались разглядеть ее лучше и думали, думали. Старались догадаться, что такое Луна. Многие думали, что Луна светится сама по себе.
Но греческий философ Анаксагор предположил, что Луна только отражает свет Солнца. Аристотель знал, что существует связь между Луной и изменением уровня океана.
Гиппарх Никейский сумел вычислить расстояние от Земли до Луны. В результате сложных подсчетов он пришел к выводу, что оно составляет 403 623 км. И почти не ошибся!
Изобретение телескопа в начале 17 века, подарило людям много интересных открытий, позволило очень скоро разгадать тайну темных и светлых пятен на лунном диске. Оказалось, что Луна, как и Солнце огромный шар. И что хоть и далеко Луна от Земли, но все же ближе, чем все остальные небесные тела.
В 1609 г. начал свои первые наблюдения в телескоп, им самим изготовленный, Галилей. В его трубу конечно нельзя было четко рассмотреть Луну, но ему удалось подметить и объяснить многие особенности лунных образований, которые просмотрел бы простой наблюдатель, вооруженный такой же трубой. Он скоро различил на Луне возвышения, впадины и даже высокие горы. Галилей сумел даже смерить высоту обнаруженных лунных гор: по измерениям его выходило, что эти горы поднимаются на высоту около 8800 метров (4 итальянских миль), так что в среднем они оказывались даже выше земных горных гигантов. Правда, в этой оценке Галилей ошибся: мы теперь знаем, что высочайшие лунные горы (Курциус и Лейбниц) имеют около 8000 метров, и, значит, не выше высочайших горных вершин на земле. Галилей сначала думал, что Луна во всех отношениях подобна Земле: темные пятна на ее диске он считал морями, и это название сохранилось и до нашего времени. Галилей открыл знания о том, что Луна — огромное небесное тело, имеет шарообразную форму и что фазы ее меняются в зависимости от того, с какой стороны ее освещает Солнце.
Теория происхождения Луны.
До сих пор существует много гипотез о происхождении Луны. Многие астрономы полагают, что Луна образовалась миллионы лет назад, в результате столкновения крупного тела с Землей. В космос были выброшены вещество Земли и столкнувшегося с ней тела. Эти частицы притянулись друг к другу и образовали Луну.
Изучение Луны при помощи автоматических межпланетных станций.
В телескоп люди хорошо рассмотрели Луну. Но хотелось увидеть на ней новые интересные подробности. Первое путешествие к Луне совершили советские АМС – автоматические межпланетные станции, в 1959 году. Затем они много раз облетали Луну, фотографировали ее поверхность и доставляли на нее аппараты для исследования грунта. Еще не так давно считалось, что противоположная Земле сторона Луны «навеки скрыта от наших взоров». Пользуясь такой неизвестностью, некоторые высказывали странные фантазии о возможности какой-то иной природы обратной стороны Луны. Однако по многим данным можно было с уверенностью говорить, что и на той стороне Луны дело обстоит в общем, так же: такие же «моря» и кольцевые горы, тот же палящий зной днем и жестокая стужа ночью. И вот пришло время — советские ученые совершили научный подвиг, они заставили, наконец, Луну открыть свое второе лицо. Впервые удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 году, когда советская станция «Луна-3» пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности. Обратная сторона Луны представляет собой идеальное место для астрономической обсерватории.
Роботом-первопроходцем на Луне был советский «Луноход-1». 17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский самоходный космический аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, преодолел первые несколько метров. С этого момента началась новая эпоха исследований спутника Земли. Управлялся луноход с Земли командой из пяти человек. Этот аппарат проработал на поверхности Луны почти год. Внутри у лунохода – целая исследовательская лаборатория. С ее помощью луноход «изучает» состав лунного грунта и проводит съемки поверхности Луны. Такой луноход осматривал местность и по телевидению показывал людям на Земле, что он видит вокруг себя. Люди с Земли по радио управляли луноходом, и он ехал по Луне прямо, направо или налево, куда ему приказывали. Они могли даже приказать луноходу, остановившись, потрогать «рукой» грунт, узнать, рыхлый он или твердый, выяснить из чего он состоит. Конструкторы предусмотрели все необходимое для того, чтобы такой аппарат мог передвигаться по Луне и выполнять свои задачи. Большая солнечная батарея помещена внутрь крышки лунохода. Под действием света в ней вырабатывается энергия, необходимая для моторов, теле- и фотокамер, а также радиопередатчиков. «Луноход-1» показал себя с лучшей стороны – при конструкторском расчете на работу в три лунных дня (90 земных суток) фактически он проработал 11 (301 сутки 6 часов 37 минут). Прошел за это время расстояние в 10540 м., что позволило ему обследовать лунную поверхность площадью 80 тыс. квадратных метров, собрать в разных местах 500 проб грунта, передать на Землю более 20 тыс. снимков и 200 панорамных обзоров лунной поверхности.
Автоматы сообщили людям много нового и важного о Луне. Но американцы все же захотели послать на Луну своих космонавтов. Задачу они перед собой поставили сложную. Много лет готовились.
Первые люди на Луне.
Первая космическая экспедиция на Луну была осуществлена в 1969г. Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. Лунная кабина отделилась от корабля «Аполлон 11», оставшегося на орбите Луны и совершила посадку в районе лунного Моря Спокойствия. Первыми людьми, ступившими на лунную поверхность стали американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин.
Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунного грунта и установили телевизионную камеру. Затем астронавты установили флаг Соединённых Штатов Америки, провели двухминутный сеанс связи с президентом Никсоном, произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы.
После установки приборов астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю, — 22 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль. Первые же минуты пребывания на Луне подтвердили знания людей о ночном светиле: на Луне нет воздуха и воды, следов жизни не обнаружено.
Природа Луны.
Луна меньше Земли и слабее притягивает. Все предметы здесь становятся легче в шесть раз. Люди становятся настолько легкими, что свободно перепрыгивают через широкие канавы, заскакивают на высокие уступы. Ходить по Луне тоже не просто. Ноги не прижимаются так сильно к поверхности и походка больше похожа на скольжение.
Луна – мир безмолвия, из-за отсутствия воздуха там всегда полная тишина. Переговариваться на Луне можно только по радио или подавая друг другу хитрые знаки руками. Там не дует ветер и не идет дождь. Поэтому следы космонавтов и луноходов, оставленные на поверхности, никогда не стираются!
Луна напоминает огромную пустыню. Поверхность ее не ровная, укрытая серо-коричневой пылью.
Луна вся покрыта кратерами разного размера — от сотен километров до пары миллиметров. Темные участки поверхности, которые мы можем видеть с Земли на поверхности Луны, мы называем «океанами» и «морями». Такие названия пришли из древности, когда древние астрономы думали, что Луна имеет моря и океаны, также как и Земля. На самом деле эти темные участки сформировались после столкновения с Луной небесных тел, которые пробивали лунную кору насквозь.
Тогда изнутри вытекала лава и растекалась по поверхности. Когда она остывала, образовывались темные равнины, которые видны не вооруженным взглядом и называются лунными морями. Большинство кратеров на обращённой к нам стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Коперник и Птолемей, для горных хребтов взяты названия земных (Кавказ, Альпы, Апеннины). Местности на обратной стороне имеют более современные названия типа Аполлон, Гагарин и Королёв. Долгое время учёные не могли заглянуть на обратную сторону Луны, это стало возможно с развитием технологий. Сейчас учёные уже создали очень подробные карты обеих поверхностей Луны.
Кроме обширных равнин, горных хребтов и многочисленных кольцевых гор, покрывающих поверхность, на фотографии Луны можно видеть трещины, складки и особые светлые полосы, лучеобразно расходящиеся от некоторых больших кратеров.
Небо на Луне совсем не такое как на Земле. Оно не голубое, а черное, причем как днем, так и ночью. Нет ни облаков, ни туманов, ни радуги, ни зари с рассветом. Там постоянно безоблачное черное небо, на котором и при ярком Солнце блистают звезды. Кроме того на черном небе висит Земля.
Солнце по лунному небосклону ползет очень-очень медленно. Лунный день длится целых две недели, и палящие лучи Солнца в течение лунного дня могут поднимать температуру поверхности Луны до плюс 120°. Но и лунная ночь длится такое же время, после захода Солнца температура быстро понижается и доходит до минус 160°.
Луна и сейчас привлекает людей, являясь самым близким и лучше всего изученным небесным телом. Ученные мечтают построить там большие телескопы и организовать лунную базу, на которой поочередно могли бы работать экипажи из многих стран. Не исключено, что Луна может быть использована для подготовки и проведения полетов на другие планеты.
Заключение.
В ходе своей работы я узнал много нового и интересного о спутнике нашей планеты – Луне. При поиске информации о ней, я расширил свои знания о людях изучавших Луну в разное время, о технических изобретениях, созданных людьми для получения более точных сведениях о ночном светиле. Выяснил, что хотя на Луне и нет условий для жизни человека, она представляет интерес, как площадка для проведения полетов к более далеким планетам.
Использованные ресурсы.
~ ~
За еду птицы готовы собирать мусор
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Заповеди детства и юности
Осенняя паутина
Дымковский петушок