В прошлом учебном году мы исследовали зависимость температуры и влажности воздуха в помещениях гимназии от времени суток и количества занятий в помещениях. Именно температура и влажность воздуха – одни из наиболее важных характеристик воздуха в помещениях, где мы живем и учимся. Но помимо этих величин важной характеристикой состояния воздуха в учебных и жилых помещениях является содержание кислорода в воздухе. Кислород необходим нам для дыхания, и соответственно, его недостаток будет влиять на наше самочувствие.
В нашей работе мы попытались рассмотреть влияние содержания кислорода в воздухе учебных помещений на самочувствие учащихся.
Цель нашей работы:
Выяснить зависимость содержания кислорода в воздухе помещений гимназии на самочувствие учащихся.
Задачи работы:
1. Рассмотреть свойства кислорода как необходимого элемента для дыхания;
2. Рассмотреть процесс дыхания у человека;
3. Рассчитать количество кислорода, необходимое для дыхания;
5. Измерить изменение содержания кислорода в воздухе учебных помещений;
6. Составить анкету и провести анкетирование учащихся по изменению самочувствия в течение учебного дня;
7. Рассмотреть последствия нехватки кислорода для организма человека.
В работе мы рассмотрели свойства кислорода, процесс дыхания у человека, измерила изменения содержания кислорода в воздухе помещений гимназии с помощью Цифровой лаборатории «Архимед», составили анкету и провели анкетирование учащихся.
Большинство опрошенных учащихся считает, что в помещениях гимназии душно и, соответственно, на переменах необходимо проветривать кабинеты. 71% учащихся 5а класса и 76% учащихся 8б класса отмечают, что в конце учебного дня у них ухудшается самочувствие, возникает головная боль. В основном учащимся комфортно заниматься в кабинетах где есть комнатные растения и прохладно.
Измерения показали, что содержание кислорода в воздухе помещений меняется незначительно.
Вложение | Размер |
---|---|
rabotaO2.doc | 558 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение
Гимназия №399
Красносельского района Санкт-Петербурга
Реферативно-исследовательская работа
Тема: «Влияние содержания кислорода в воздухе помещений гимназии на самочувствие учащихся»
Авторы работы:
Криворука Олег
Богданов Марк
8б класс
Руководители: Анацко Ольга Эдуардовна
Ханукович Евгения Моисеевна
Санкт-Петербург
2011
Содержание: 2
Введение. 3
Характеристика кислорода 4
Дыхание у человека 5
Расчет количества кислорода, необходимого для дыхания человека 6
Последствия нехватки кислорода в воздухе. 7
Анкетирование. 8
Измерение содержания кислорода 10
Результаты измерений 10
Выводы 12
В прошлом учебном году мы исследовали зависимость температуры и влажности воздуха в помещениях гимназии от времени суток и количества занятий в помещениях. Именно температура и влажность воздуха – одни из наиболее важных характеристик воздуха в помещениях, где мы живем и учимся. Но помимо этих величин важной характеристикой состояния воздуха в учебных и жилых помещениях является содержание кислорода в воздухе. Кислород необходим нам для дыхания, и соответственно, его недостаток будет влиять на наше самочувствие.
В нашей работе мы попытались рассмотреть влияние содержания кислорода в воздухе учебных помещений на самочувствие учащихся.
Цель нашей работы:
Выяснить зависимость содержания кислорода в воздухе помещений гимназии на самочувствие учащихся.
Задачи работы:
1. Рассмотреть свойства кислорода как необходимого элемента для дыхания;
2. Рассмотреть процесс дыхания у человека;
3. Рассчитать количество кислорода, необходимое для дыхания;
5. Измерить изменение содержания кислорода в воздухе учебных помещений;
6. Составить анкету и провести анкетирование учащихся по изменению самочувствия в течение учебного дня;
7. Рассмотреть последствия нехватки кислорода для организма человека.
Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. Вместе с тем, частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту). У детей частота дыхания составляет 20-30 дыхательных движений в минуту; у грудных детей — 30-40; у новорождённых — 40-60.
В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400-500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл.
После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких.
Благодаря ФОЁ в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа, так как ФОЁ в несколько раз больше ДО. Только 2/3 ДО достигает альвеол, который называется объёмом альвеолярной вентиляции.
Взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие 7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту.
Соотношение вдоха и выдоха по времени 1:2 — 1:3.
Без дыхания человек обычно может прожить до 5-7 минут, после чего наступают необратимые изменения в мозге.
Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. Это одна из причин, почему при медитации очень важно следить за дыханием. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, снижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12 % чаще, чем люди с сильной нервной системой.
| 1 вдох | Кабинет | Комната № 1 | Комната №2 |
Обьём (воздуха) | 500 мл | 112 м3 | 41 м3 | 30 м3 |
Обьём (O2) | 0, 105 л | 23,4 м3 | 8,6 м3 | 6,3 м3 |
Кол – во (O2) | 0,005 моль | 1044 моль | 384 моль | 281 моль |
Масса (O2) | 0,16 г | 33408 г | 12288 г | 8992 г |
Число молекул(O2) | 3 ∙ 1021 | 6,26 ∙ 1026 | 2,30 ∙ 1026 | 1,69 ∙ 1026 |
Мы рассчитали сколько кислорода необходимо человеку для одного вдоха и сколько кислорода содержится в комнате и стандартном кабинете гимназии, все расчеты представлены в таблице.
Если сравнивать данные таблицы, то оказывается, что кислорода в кабинете хватит на 200000 вдохов, а в комнатах на 7600 и 5600 вдохов. Это, естественно, без учета притока кислорода из вне.
Если считать, что в среднем человек совершает 14 дыхательных движений в минуту, то получается, что в кабинете кислорода хватит одному человеку на 14000 мин, а в комнатах соответственно на 543 мин и 400 мин.Эти расчеты проведены на одного человека и видно, что в замкнутых помещениях кислорода не много.
Качество воздуха, необходимого для поддержания жизненных процессов всех живых организмов на Земле, определяется содержанием в нем кислорода.
зависимость качества воздуха от процентного содержания в нем кислорода
На графике зона 4 — зона 3.
Ограничена законодательно утвержденным стандартом минимального содержания кислорода в воздухе для помещений (20,5%) и «эталоном» свежего воздуха (21%). Для городского воздуха нормальным считается содержание кислорода 20,8%.
На графике зона 2 — зона 1.
Такой уровень содержания кислорода характерен для экологически чистых районов, лесных массивов. Содержание кислорода в воздухе на берегу океана может достигать 21,9%
На графике зона 6 — зона 5.
Ограничена минимально допустимым уровнем содержания кислорода, когда человек может находиться без дыхательного аппарата (18%).
Пребывание человека в помещениях с таким воздухом сопровождается быстрой утомляемостью, сонливостью, снижением умственной активности, головными болями.
Длительное пребывание в помещениях с такой атмосферой опасно для здоровья
На графике зона 7 и далее.
При содержании кислорода 16% наблюдается головокружение, учащенное дыхание,
13% - потеря сознания,
12% - необратимые изменения функционирования организма,
7% - смерть
Длительное пребывание в помещении с недостаточным уровнем содержания кислорода может привести к более серьезным проблемам со здоровьем.
Т.к. кислород отвечает за все обменные процессы организма, то следствием его недостатка становятся
Мы составили анкету, содержащую вопросы, касающиеся комфортности пребывания учащихся в гимназии. Первый вопрос касался ощущения учащихся состояния в кабинетах гимназии, второй вопрос – нужно ли проветривать кабинеты, третий – самочувствия учащихся в конце учебного дня, четвертый и пятый – относительно комфортности.
Класс ________
1. как вы считаете, в кабинетах гимназии душно:
2. Нужно ли проветривать кабинеты на переменах?
3. Бывает ли у вас плохое самочувствие в конце учебного дня: головные боли, сонливость?
4. Где вам комфортнее заниматься:
5. Вам более комфортно если в кабинете:
Результаты анкетирования представлены в таблице.
Вопрос | 5а | 9б |
1. как вы считаете, в кабинетах гимназии душно | ||
2. Нужно ли проветривать кабинеты на переменах? | ||
3. Бывает ли у вас плохое самочувствие в конце учебного дня: головные боли, сонливость? | ||
4. Где вам комфортнее заниматься | ||
5. Вам более комфортно если в кабинете |
Большинство учащихся обоих классов считает, что в помещениях гимназии душно и, соответственно, на переменах необходимо проветривать кабинеты. 71% учащихся 5а класса и 76% учащихся 8б класса отмечают, что в конце учебного дня у них ухудшается самочувствие, возникает головная боль. В основном учащимся комфортно заниматься в кабинетах где есть комнатные растения и прохладно.
Мы провели измерение изменения содержания кислорода в воздухе кабинетов гимназии. Измерение проводились с помощью ЦЛ Архимед.
Результаты своих измерений мы представили в виде диаграмм.
Видно, что содержание кислорода в воздухе меняется с течением учебного времени незначительно, но это может быть связано и с точностью измерений датчика.
Злая мать и добрая тётя
Новый снимок Юпитера
Новогодние гирлянды
Солнечная система. Взгляд со стороны
Бабочка