Вода – самый постоянный и абсолютно незаменимый компонент нашей повседневной жизни. Нет ни одной бытовой операции, которую можно было бы осуществить без воды. Вода жизненно необходима человеку. Наши предки без боязни пили воду из чистых лесных озер и рек, а, осваивая новые земли, стремились строить свои поселения непосредственно на берегах водоемов. В настоящее время, к сожалению, вода из открытого водоема чаще всего непригодна к употреблению без предварительной очистки. А ведь люди по-прежнему не представляют себе существования без воды. В городе вопросы водоснабжения и канализации решаются централизованно и «квартирный» житель по своему желанию осуществляет лишь «финишную» очистку воды. Причем современный человек желает пользоваться водой не только чистой, а имеющей определенную температуру, доступной без дополнительных усилий, всегда и в нужном количестве. Развитие научно-технического прогресса дало два противоположных результата: чистая природная вода стала недоступной и одновременно с тем доступной человеку! Повернув кран на кухне или в ванной – мы в любое удобное для нас время получаем относительно пригодную для употребления воду. Мы обогреваем жилище водой, вода уносит из нашего дома продукты жизнедеятельности. Мы организуем бани, бассейны, пруды и фонтаны… Мы используем воду в быту постоянно и повсеместно.
Цель нашей работы: выяснить каковы представления учащихся нашей гимназии о количестве потребляемой воды человеком и как они соотносятся с реальными цифрами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Составить анкету и провести анкетирование учащихся гимназии по вопросам количества потребляемой воды в быту и возможности ее экономии.
2. Выяснить для каких целей употребляется вода в быту.
3. Рассчитать количество воды, употребляемой для различных целей.
4. Узнать различные способы экономии воды.
Для решения первой и третье задачи нам придется использовать умения, полученные на уроках математики.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 278 КБ |
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПРИЕМЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ
И.Ю. Денисова
Проблема формирования речи у умственно отсталых детей — одна из центральных в специальной психологии и педагогике. Она привлекала и привлекает к себе внимание многих советских и зарубежных исследователей. Многоаспектное изучение речевой деятельности, предпринятое профессором В. Г. Петровой и под ее руководством большим числом исследователей (Н. В. Тарасенко, С. А. Гончаренко, Т. А. Процко) в последние годы, значительно расширило и обогатило сведения о характере нарушений устной и письменной речи у детей - олигофренов.
Аномалия общего психического развития умственно отсталого ребенка задерживает процесс активного освоения окружающего мира. Это проявляется в том, что олигофрены довольно длительное время самостоятельно не вступают в речевой контакт, у них наблюдается несогласованность между всеми видами деятельности и речью, таким детям трудно подчинять свои действия словесным инструкциям. Нормально развивающийся ребенок овладевает устной речью без специальных занятий, в процессе непосредственного общения с окружающими людьми, а к моменту школьного обучения у него имеется богатая разговорно-бытовая речь, которой он охотно, легко и самостоятельно пользуется в различных ситуациях. У умственно отсталых детей задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания, резким сужением объема разговорно-бытовой речи и общей психической инактивностью.
Важным моментом, в характеристике речевой деятельности детей-олигофренов является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Существенным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и др.).
Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов, а также в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У умственно отсталых детей оказываются недостаточно развитыми как синтаксические структуры предложений, так и морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования. В их связной речи часто встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее, и сказуемое.
Специальные психологические исследования и наблюдения учителей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.
Лексико-семантические нарушения у детей с нарушением интеллекта состоят в том, что они не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. У таких детей крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения. Речевые нарушения являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер, т.е. у таких детей страдает речь как целостная функциональная система, требующая настойчивых и длительных специально разработанных коррекционной педагогикой приёмов обучения. Поэтому перед нами встает проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление речевых нарушений у школьников с отклонением в развитии.
Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта одна из важнейших задач, которая решается коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления и действия» (Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М. 1956, с.10).
От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи, вне зависимости от ее иерархического уровня, реализуется, прежде всего, в процессе коммуникации. Повышение заинтересованности в речевом высказывании – необходимое условие успешности работы по развитию речи умственно отсталых детей.
Для проведения исследования связной речи и решения коррекционных задач проводился анализ самостоятельных связных высказываний учащихся 4 и 5 классов коррекционной школы с олигофренией в различной степени дебильности.
Тема: «Как я отдыхал летом».
- Я там листья собирал, цветы. Книжки читал. На улицу гулял. Грибы собирал. В мячик играл. Летом я ходил в лесу.
2) Михаил С. – 4 кл., 13 лет.
- В деревне. В деревне я отдыхал. На речку ходил. В деревне я ходил в лес. В речку ходил. Молоко пил. Пас. В баню ходил. Все.
3) Владимир Д. – 4 кл., 12 лет.
- В деревне был. С папкой за грибами ходил. Когда приходили, это ходили на речку ловить рыбу. Играли там с мальчишками.
4) Дмитрий Б. – 4 кл., 11 лет.
- С дедушкой на рыбалку ездили. Рыбу ловить. Потом в речке купались с парнями. В Сызрань ездил на свадьбу к двоюродной сестре. Там на Волге купались. Вот у Оксанки муж Николай, его брат, мы с ним играли.
5) Виталий И. – 5 кл., 13 лет.
- Хорошо отдыхал. Матери помогал. В деревню ездил на картошку. В Москву ездил за одеждой там. Спортом занимался, бегал. В спортзал ходил на каратэ.
6) Павел А. – 5 кл., 14 лет.
- На свеклу ходил. Купался. Рыбу ловил. Картошку копал. Лук обрезал дома. На танцы. По улице гулял. В кины ходил. Вишню собирал.
Анализ структуры предложений
№ п/п | Имя | Кол-во предложений | Предложения из 2-3 слов и 1 слова | Предложения из 4-5 слов | Предложения более 5 слов |
1. | Дмитрий К. | 6 | 4 | 2 | - |
2. | Михаил С. | 8 | 6 | 2 | - |
3. | Владимир Д. | 4 | 1 | 2 | 1 |
4. | Дмитрий Б. | 6 | 1 | 2 | 3 |
5. | Виталий И. | 6 | 3 | 2 | 1 |
6. | Павел А. | 9 | 9 | - | - |
Результаты | 39 | 24 | 10 | 5 |
Структура используемых детьми предложений служит одним из существенных показателей того, насколько он овладел речью.
Речь учащихся состоит, в основном, из простых предложений. Грамматический строй нарушен. Сложные предложения встречаются редко, распространены они глаголами. Прилагательные и наречия не встречаются. Есть особые синтаксические образования, занимающие среднее место между простыми и сложными предложениями (Дмитрий Б.: «Вот у Оксанки муж Николай, его брат, мы с ним играли»). Встречаются слова-привнесения (Владимир Д.: «Когда приходили, это ходили, на речку ловить рыбу». Виталий И.: «В Москву ездил за одеждой там»). Некоторые дети говорят аграмматично. В их речи распространены нарушения синтаксических связей согласования и управления, т.е. отношений между словами в предложении, выраженных с помощью падежных форм и предлогов (Дмитрий К.: «На улицу гулял». Михаил С.: «В речку ходил». Павел: «В кины ходил».)
Часто дети употребляют предложения, состоящие из одного слова (Михаил С.: «Пас. Все». Павел А.: «Купался»).
Дети очень редко говорят о свойствах и качествах предметов. Бедно характеризуют упоминаемые действия. Часто ограничиваются указанием на то, что действие происходит и что оно направлено на определенный объект (Миша С.: «В деревне я ходил в лес»).
Анализ показал, что дети значительно отстают по уровню владения средствами фразовой и словарной речи, что существенно ограничивает их возможности в составлении информативно полноценного сообщения.
У умственно отсталых детей школьного возраста отмечается значительное отставание в формировании навыков словарного запаса. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Развитие словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.
Какова бы ни была причина умственной отсталости, при использовании коррекционных приемов можно добиться определенных успехов в формировании связной устной речи школьников. Одним из таких приемов является «распространение предложений прилагательными» (Таб. 1). Изучение этой части речи учащимися способствует развитию у них более отчетливого и дифференцированного восприятия предметов и явлений реальной действительности.
Таб. 1. Подбор имен прилагательных, характеризующих данные предметы с различных сторон.
предмет | цвет | форма | вкус | размер |
вишня | красная | круглая | сладкая | маленькая |
редька | черная | круглая | горькая | средняя |
арбуз | зеленый | круглый | сладкий | большой |
Иные предметы можно характеризовать по другим признакам: по запаху, по их назначению, по материалу и т.д.
Изменение глагола по лицам способствует формированию согласования слов в предложении (Таб. 2).
Таб. 2. Изменение глаголов по лицам.
глагол | Я | МЫ | ТЫ | ВЫ | ОН | ОНА | ОНО | ОНИ |
Идти | Иду | Идем | Идешь | Идете | Идет | Идет | Идет | Идут |
Играть | Играю | Играем | Играешь | Играете | Играет | Играет | Играет | Играют |
Спать | Сплю | Спим | Спишь | Спите | Спит | Спит | Спит | Спят |
Читать | Читаю | Читаем | Читаешь | Читаете | Читает | Читает | Читает | Читают |
Делать | Делаю | Делаем | Делаешь | Делаете | Делает | Делает | Делает | Делают |
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в школьном возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Результаты исследований, направленных на выявление особенностей развития речи детей с нарушением интеллекта, показывают, что у них наблюдается несформированность, в той или иной степени, всех операций речевой деятельности. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. В связи с этим задача формирования и развития связной речи ставится перед учителем с первых дней пребывания ребенка в школе и решается в течение всех лет его обучения.
Значительное место в структуре указанного направления коррекционной работы принадлежит деятельности учителя, обеспечивающего преодоление отклонений в речевом развитии учащихся. Овладение системной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с нарушенным интеллектом, будет способствовать адаптационным процессам в социуме.
Ручей и камень
Лиса-охотница
Нарисуем попугая цветными карандашами
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари