Автор выявила особенности понимания идей правового государства П. А. Столыпиным, основываясь на анализе его речей в Государственных Думах. Интерес представляет и сделанный автором анализ взаимоотношений между депутатами ГД и премьер - министром.
Вложение | Размер |
---|---|
Ideya_pravovogo_gosudarstva_v_rechah_P.A._Stolypina.doc | 119 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция
«Новый век: люди, история, образование, культура»
«…Отечество наше должно превратиться в государство правовое»
Идея правового государства в речах П.А. Столыпина
Проект ученицы 10 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Балаково Саратовской области Чикуновой Юлии Константиновны. Руководитель: учитель истории Золотарева Татьяна Анатольевна |
Балаково, 2011
Содержание
Введение | 3 | |
Основная часть: Отечество наше должно превратиться в государство правовое | ||
2. | 1. П. А. Столыпин власти и государстве | 4 |
2. | 2. П. А. Столыпин о разделении властей | 7 |
2. | 3. П. А. Столыпин о правах и свободах | 9 |
Заключение | 11 | |
Литература и источники | 12 |
Становление идеи правового государства, а также практика обеспечения прав и свобод человека является одним из решающих этапов в развитии общечеловеческой цивилизации. И сегодня правовое государство – не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и одна из первостепенных задач, которую еще предстоит решить в ходе реформирования России и создания свободного гражданского общества, ибо в Конституции РФ записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Российской политической истории свойственна цикличность, движение по спирали. Рубеж века и вновь, как и век назад, необходимость поиска путей развития российского общества, сходство проблем и ситуации подводит к поиску аналогий, заставляют вновь и вновь обращаться в тем урокам, которое преподало нам наше прошлое. Основная причина внимания к идее правового государства заключается не только в ее гуманизме, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Тема эта не исчерпана и по сей день, и с течением времени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность.
В этой связи огромный интерес представляет деятельность П. А. Столыпина, ибо именно он стоял у истоков практического воплощения идеи правового государства в нашей стране.
Цель данной работы – исследовать, как идеи правового государства нашли свое отражение в речах П. А. Столыпина. Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного проекта.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю. Так, в России начала ХХ века последовательным проводником этой идеи являлся П. А. Столыпин. Являясь монархистом по убеждениям, представителем одной из самых старинных фамилий в империи, он, тем не менее, главной целью своих реформ видел не столько исполнение воли монарха или служение государству, сколько построение в Российской империи нового типа основанных на праве общественных отношений.
Именно эта идея и являлась смысловым ядром столыпинских преобразований, о чем Петр Аркадьевич открыто заявил на первом заседании Третьей Государственной думы: «В основу всех тех правительственных законопроектов, которые министерство вносит ныне в Думу, положена … одна общая руководящая мысль… Мысль эта - создать те материальные нормы, в которые должны воплотиться новые правоотношения, вытекающие из всех реформ последнего времени. Преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое…»[1]
Идея правового государства для Столыпина не была самоцелью – предлагая обществу целую серию значимых реформ, он не мог не задумываться об их влиянии на общество в целом, в том числе и применительно к революционным событиям, проходившим в государстве. В этих условиях важнейшим фактором не только успешности реформирования общества и государства, но и условием выживания их был, по мнению П.А.Столыпина, фактор законности. Именно он позволял избегать «столкновения между новыми основаниями общественности и государственности, получившими одобрение Монарха, и старыми установлениями и законами, находящимися с ними в противоречии или не обнимающими новых требований законодателя, а также произвольным пониманием новых начал со стороны частных и должностных лиц…» [2]
Кажется, Столыпин противоречит себе, заигрывает с Государственной думой – формула «сначала успокоение, а потом реформы» на первое место ставит не законность, а борьбу с революцией, которая велась, как мы знаем, силовыми методами: военно-полевые суды, использование армии "в помощь гражданским властям", тому пример. Так что же на самом деле имел в виду премьер-министр? Вновь обращаясь к проблеме соотношения власти закона и силы, на вечернем заседании Государственной думы 5 мая1908 года, Столыпин четко конкретизировал свою позицию: «В России, господа, сила не может стоять выше права!» [3]
Реформаторские проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. В них не было системности. Они изменяли элементы системы во имя сохранения целого - самодержавной модели управления. Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это в первую очередь относилось и к проблеме государственного управления - к вопросу о власти.
Власть для Столыпина – это прежде всего власть императора, монарха, который, в свою очередь, даровал поданным представительство: «строй, в котором мы живем, - это строй представительный, дарованный самодержавным Монархом и, следовательно, обязательный для всех Его верноподданных». [4] Представительная монархия образца начала ХХ века виделась П.А.Столыпину достаточной для успешной модернизации страны. Идеи дальнейшего ограничения царской власти Столыпин не принимал: во-первых, власть монарха – носительница «идеи русского государства, она олицетворяет собой ее силу и цельность»[5], во–вторых, слепое подражание Западу претило Петру Аркадьевичу, ибо он видел в самодержавии не костную, устоявшуюся раз и навсегда систему, а живой, развивающийся организм, способный не только трансформироваться вместе с обществом, но и при необходимости взять на себя руководство этим процессом. «Самодержавие московских Царей не походит на самодержавие Петра, точно так же, как и самодержавие Петра не походит на самодержавие Екатерины Второй и Царя-Освободителя. Ведь русское государство росло, развивалось из своих собственных русских корней, и вместе с ним, конечно, видоизменялась и развивалась и Верховная Царская Власть. Нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок».[6]
Итак, исключительная лояльность Петра Аркадьевича по отношению к императорской власти не подается сомнению и основная тематика высказываний касается в первую очередь, роли правительства в осуществлении государственной власти.
Исполнительную ветвь власти в лице правительства Столыпин считал главным гарантом осуществления реформ. Именно правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления. В этом видел Столыпин свою зону ответственности, историческую миссию. «За наши действия в эту историческую минуту, действия, которые должны вести не ко взаимной борьбе, а к благу пашей родины, мы точно так же, как и вы, дадим ответ перед историей.» [7]
Столь значительная роль правительства диктовала свои особенности: от него требовалась решимость в отстаивании государственных интересов: «Только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твердой государственной волей»; умение противостоять не только политическим оппонентам, но и силовому давлению извне «…все они (нападки) сводятся к двум словам, обращенным к власти: "Руки вверх". На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: "Не запугаете"»[8], включая террористические акты, что, к сожалению и пришлось на личном примере продемонстрировать П.А.Столыпину после теракта Аптекарском острове...
2. П. А. Столыпин о разделении властей
В условиях переходного периода начала ХХ века проблема сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти приобрела огромное значение: отсутствие полноценного диалога между властью и обществом - одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило зачастую к дестабилизации общественно-политической жизни, что делало проведение прочих реформ невозможным. Столыпин неоднократно подчеркивал, что Дума является важнейшим фактором "воссоздания государственных устоев порядка", что обеим ветвям власти важно найти "тот язык, который был бы одинаково нам понятен".[9] Таким "языком", по его мнению, должно было стать сходное понимание правительством и "молодым народным представительством" общенациональных и общегосударственных задач. "Правительство, - подчеркивал Столыпин, - готово в этом направлении приложить величайшие усилия: его труд, добрая воля, накопленный опыт предоставляется в распоряжение Государственной думы".[10] Этого же желал Столыпин и для Думы: «Пусть расцветет наш родной русский цвет, пусть он расцветет и развернется под влиянием взаимодействия Верховной Власти и дарованного Ею нового представительного строя. Чтобы осуществить мысль, несомненно нужна воля. Эту волю, господа, вы, конечно, найдете всецело в правительстве. Но этого недостаточно, Для этого нужна другая воля, нужно усилие и с другой стороны. Дайте же ваш порыв, дайте вашу волю в сторону государственного строительства, не брезгуйте черной работой вместе с правительством.»[11]
П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты. В этом, думается, тоже роль Столыпина-политика трудно преувеличить.
На заседаниях в адрес премьер-министра звучало разное – от реплики слева: «Вешатель», до оговорки о «столыпинском галстуке», которая к счастью, привела к извинениям. И, несмотря на все это, тон речей П.А.Столыпина оставался корректным, всегда выдержанным – он не опускался до перепалок, не вступал в личные разбирательства. «Я … обойду все те оскорбления и обвинения, которые раздавались здесь против правительства … постараюсь встать на чисто государственную точку зрения.» [12]
Оставаясь яркой и сильной личностью, он, тем не менее, никогда не забывал, что представляет в парламенте не свои интересы, а правительство и монарха, а, значит, просто обязан быть объективным. Раз за разом Столыпин подчеркивал: «…страна с напряженным вниманием и вымученным нетерпением ждет от нас серой повседневной работы… не для пустого спора, не из боязни того, что правительство назовут безответным, так же, как понапрасну называли его в прошлой Думе "безответственным", выступаю я с разъяснением, но для того, чтобы повторно и сугубо выяснить, в чем именно правительство будет черпать руководящие начала своей деятельности, куда оно идет и куда ведет страну»[13]
Определить рамки для необходимого взаимодействия институтов правового государства возможно лишь посредством такого механизма, как разделение властей; этот принцип позволяет взять под контроль законность деятельности различных ветвей власти, не допустить концентрации власти в одних руках.
В этом отношении П.А.Столыпин высказывался всегда четко и определенно:
3. П. А. Столыпин о правах и свободах
К началу XX века российское общество в значительной степени оставалось традиционным, а государственность – архаичной. Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало уравнять в правах подданных империи. В Российской империи даже после цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным.
Основную задачу Столыпин сформулировал уже в августе 1906 г. в правительственном сообщении: «создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе»[17]. Законность и свобода – это и есть основы правового государства и гражданского общества
Столыпин отчетливо понимал, что «без граждан правовое государство немыслимо». Правительство активно работало над выравниванием прав русских подданных, создавая возможности для нормальной общественной жизни. Ключевое значение в этом плане имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который самым непосредственным образом касался судеб многомиллионного сельского населения. «Уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России, должно быть не словом, а должно стать фактом». [18]
Логичным продолжением этой политики являлись и положение аграрной реформы 1907 года: Столыпин считал, что только тот человек, который имущественно независим и состоятелен, может претендовать на признание его свободным. Во всяких иных случаях понятие «свобода» - лишь популистский лозунг. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельною собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы. Для того, чтобы воспользоваться этими благами, ведь нужна известная, хотя бы самая малая доля состоятельности.»[19] Петр Аркадьевич был далек от идеализма и демагогии: свобода в его понимании – не отвлеченный идеал: «… много у нас говорят о свободах, но глашатаи отвлеченных свобод не хотят для крестьянина самой примитивной свободы, свободы труда, свободы почина.»[20]
Столыпину принадлежит важная роль в инициировании целого ряда законопроектов, снимавших вековые противоречия между православными, старообрядцами и сектантами, это имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс большого числа активных и инициативных граждан. Однако в этой связи нельзя не отметить, что о действительном уравнении речи не шло: правительство по-прежнему открыто покровительствовало православию, признавая господство Православной церкви и право ее на поддержку со стороны государства. Эта позиция объяснялась П.А.Столыпиным с точки зрения «многовековой связи русского государства с христианской церковью, … данью особого уважения со стороны государства»[21] Хотя и в этом случае надо отдать должное – привилегии православия не должны были «нарушать прав других исповеданий и вероучений».[22]
Необходимым условием гарантии прав человека для Столыпина служило право сурового наказания тех, кто на эти права посягает. Именно так, как посягательство на базовые права, воспринимал П.А.Столыпин крестьянские бунты, стачки, террористические акты. И здесь он оказывался перед дилеммой: позволить массовые проявления неповиновения закону или применить силовые и изначально в целом аморальные и очень непопулярные методы для подавления беспорядков. Было бы неверно полагать, что П.А.Столыпин обманывался о последствиях. Давая многочисленные разъяснения Государственной думе, он выявил суть стоявшего перед ним выбора: «Когда дом горит, господа, вы вламываетесь в чужие квартиры, ломаете двери, ломаете окна. Это, господа, состояние необходимой обороны.»[23]
Однако государственным интересам («Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. Это было, это есть, это будет всегда и неизменно. Этот принцип в природе человека, он в природе самого государства.» [24]) Столыпин не мог не противопоставить личную позицию: «Мы слышали тут обвинения правительству, … что у него руки в крови, мы слышали, что для России стыд и позор, что в нашем государстве были осуществлены такие меры, как военно-полевые суды. Если бы я начал ему возражать, то … должен был бы стать защитником военно-полевых судов, как судебного, как юридического института. Но в этой плоскости мышления, я думаю, что я ни с г. Маклаковым, ни с другими ораторами, отстаивающими тот же принцип… не разошелся бы.»[25]
Столыпин оставил потомкам богатое наследие. Он предложил российскому обществу структурированную национальную идеологию, базовыми компонентами которой являлись: законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная исполнительная власть, в полной мере ответственная перед законодательной властью и обществом, частная собственности и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы.
Он понимал, что только жесткая, авторитарная централизованная власть способна удержать империю от экономической и политической деградации, объединить под своим началом народы, культуры, религии и обеспечить их бесконфликтное и эффективное взаимодействие друг с другом. Роль государства виделась Петру Аркадьевичу и в том, чтобы создать гражданам благоприятные возможности для самореализации, обеспечить сохранность их базовых прав и свобод.
Столыпин сумел перешагнуть рамки сложившихся условностей, пошел на неординарные для того времени меры, каковыми для того времени безусловно являлся тесный контакт с парламентом и готовность раз за разом отстаивать свою позицию, несмотря на жесткую критику и – часто – оскорбления. Вообще, опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм широкой общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы стали не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом.
Практически все главные направления программы реформ Столыпина (местное самоуправление, социальная сфера, земельная реформа, промышленное производство, оптимизация взаимодействия ветвей власти и т.д.) важны и интересны в контексте современного состояния дел в государственной и социально-экономической жизни страны. Смысл столыпинской идеи - путь к формированию правового государства и гражданского общества – актуален для современной России.
Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.
Литература и источники:
[1] Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное после думских прений 6 марта 1907 года// Столыпин. Жизнь и смерть[1862-1911], Саратов: Соотечественник, с. 214-216
[2] Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное после думских прений 6 марта 1907 года// Столыпин. Жизнь и смерть[1862-1911], Саратов: Соотечественник, с. 214-216
[3] Речь о Финляндии. Вечернее заседание Государственной думы, 5 мая 1908 г. // Ук. источник, с.215
[4] Первая речь Столыпина в Третьей государственной думе16 ноября 1907 года//Ук. источник, с.209
[5] Ответ на выступление депутата Государственной думы В. Маклакова. 16 ноября 1907 года// Ук. источник, с.209
[6] Речь П.А.Столыпина в Государственной думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник,с.242
[7] Там же, с.243
[8] Речь П.А.Столыпина, произнесенная в Государственной думе 6 марта 1907 года // http://stepanov01.narod.ru/library/stolypin
[9] Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное после думских прений 6 марта 1907 года// Ук. источник с.215-216
[10] Там же, с.215
[11] Там же, с.216
[12] Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 года// http://www.stolypin.ru
[13] Речь П.А.Столыпина, произнесенная в Государственной думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник,с.242
[14] Ответ П.А.Столыпина, как министра внутренних дел, на запрос Государственной думы о Щербаке, данный 8 июня 1906 года, Ук. источник,. с.193-194
[15] Там же, с.193
[16] Там же, ст.194
[17] Цит по: http://stepanov01.narod.ru/library/stolypin
[18] Цит. по http://www.stolypin.ru
[19] Речь П.А.Столыпина, произнесенная в Государственной думе 16 ноября 1907 года в ответ на выступление члена Государственной думы В.Маклакова// Ук. источник, с.239
[20] Речь о праве крестьян выходить из общины, произнесенная в Государственном совете 15 марта 1910 года.// Ук. источник, с.305
[21] Разъяснение П.А.Столыпина, сделанное после думских прений 6 марта 1907 года , Ук. источник,с.215-216
[22] Там же, с 216
[23] Речь о временных законах, изданных в период между первой и второй думами, произнесенная в Государственной думе 13 марта 1907 года, Ук. источник,с.218
[24] Там же, с.219
[25] Там же, с.219
Пока бьют часы
Астрономический календарь. Май, 2019
Петушок из русских сказок
Учимся ткать миленький коврик
Распускающиеся бумажные цветы на воде