В данной работе исследуется развитие идей эгалитаризма, их влияние на современные политические реалии
Вложение | Размер |
---|---|
egalitarizm.docx | 38.82 КБ |
Министерство образования Саратовской области
Международный интеллект-фестиваль «Политика вокруг нас»
Эгалтаризм – в погоне за утопией
Проект ученицы10 «А» класса
СОШ №26 г. Балаково
Попковой Марии
Руководитель: Золотарёва
Татьяна Анатольевна
2007
Идея равенства является вечной темой размышлений человека и одной из центральных ценностей современного либерального общества, однако особую актуальность эта проблема приобретает в эпоху социальных потрясений, поскольку именно ее интерпретация напрямую обуславливает социальную практику и политические реалии государства. В свете сегодняшнего дня, когда наша страна стоит перед серьезной проблемой формирования новой социальной структуры и поиска национальной идеи, от ответа на вопрос: «Что есть равенство?» - зависит тот политический и социальный выбор, который сделает наше общество.
В данной работе мы попытаемся определить,
Ценности равенства числились среди фундаментальных основ христианской традиции, с которой идентифицировали себя европейцы:
2религия, претендующая на универсальный характер, не могла не проповедовать равенство своих адептов.
В XVIII-XIX столетиях западные философы вышли за пределы христианской теории равенства и свободы. Они сочли, что равенство должно распространяться не только на религиозную, но и на социальную и политической сферу – вплоть до свободы выбора не только веры, но и правительства. Уже в XIII веке св. Фома Аквинский говорил о том, что подчинение cлабого cильным неизбежно в ходе становления общества, но оно не дол жно стать базой социального cтpоя и в пеpcпективе должно быть иcкоpенено: «Еcли гpуппа cво бодныx людей pуководима пpавителями во имя общего блага вcей гpуппы, такое пpавительcтво оп pавданно и cпpаведливо, как от вечающее пот pеб ноcтям людей; еcли же пpавительcтво cоздаетcя не для общего бла га вcеx, а во имя чаcтного интеpеcа пpа вителя, оно будет неcпpаведливым и изв pа щенным пpавитель cт вом, достойным свер жения».
По мере распространения эгалитаристс ких идей, они все больше применялись не только к политической, но и к экономической сфере жизни общества. Сначала «утописты» начали рассуждать о не ком идеальном государстве, граждане которого хотя и бедны, но уравнены в экономических правах. Затем Ш.Фурье и немецкие коммунисты осудили буржуазное общество как воспроизводящее неравенство. И, наконец, К.Маркс и Ф.Энгельс создали концепцию, согласно которой капиталисты обогащаются за счет эксплуатации рабочих, которые лишены средств производства, и потому вынуждены продавать свою рабочую силу. Равенство все чаще интерпретировалось как “равенство возможностей” — в том смысле, что никто не имеет права произвольно препятствовать другим индивидуумам в использовании их возможностей для достижения поставленных ими перед собой целей. Ключ к тому, что именно имели в виду Томас Джефферсон и его современники, когда речь шла о том, что “все люди созданы равными”, находится в следующей фразе Декларации независимости: “Они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на Жизнь, право на Свободу и на стремление к достижению Счастья”. Таков основной смысл, который и сейчас вкладывает в это выражение большинство граждан Соединенных Штатов. (М. Фридман. Свобода, равенство и эгалитаризм.)
Мировые войны обострили существовавшие в обществе противоречия и привели к целой череде социальных взрывов, поставивших под сомнение возможность дальнейшего существования капиталистического строя. Ответом на это стали меры, направленные на сокращение имущественного разрыва: “равенство” стало интерпретироваться как равенство конечных результатов. Все должны жить на одном уровне, иметь одинаковые доходы... Наибольших успехов такая политика достигла в Европе и США после Второй мировой войны. В некоторых интеллектуальных кругах США представление о равенстве результатов как конечной цели превратилось в непреложный, почти религиозный догмат. Статистика свидетельствует, что с начала ХХ века и вплоть до середины 70-х годов имела место устойчивая тенденция к снижению разрыва между богатыми и бедными. (Приложение 1). Правительства принимали новые и новые меры, направленные на то, чтобы отнять “излишки” у богатых и отдать их бедным. В США такую политику проводили администрации Дж.Ф.Кеннеди и Л.Джонсона (Приложение 2,3).
Попытка претворить в жизнь идею равенства конечных результатов привела к нескольким последствиям:
Такая постановка вопроса на фоне быстро растущих цен на бензин и дизельное топливо в странах Западной Европы не может не вызывать беспокойство, ибо может привести к воссозданию в массовом сознании общества образа врага.
Решение вопроса о равенстве людей как равенстве результатов, не только неправильно, но и утопично, ибо если выражение “равные возможности” понимать буквально, то эта идея просто неосуществима. Люди рождаются разными по физическим и умственным данным, родители одного ребенка, глубоко озабоченные его будущим, с детских лет прививают ему тягу к культуре и образованию, а родители другого - об этом даже не задумываются. Один ребенок приходит на свет в Соединенных Штатах, другой - в Индии, Китае или в России и от рождения перед ними открыты совсем не одинаковые возможности.
Итак, лозунги о равенстве возможностей, сформулированные в качестве национальной политики, можно расценить двояко:
- как политиканство;
- как попытку решить внешнеполитические задачи, прикрываясь идеями социального равенства.
Может быть, нужно прекратить очередную погоню за иллюзией и попытаться найти принципиально иное решение?
Современный мир принадлежит к информационному обществу, что предполагает совершенно иной, чем ранее, проход к решению проблемы распределения финансовых и властных ресурсов, а, значит, и ответ на вопрос о происхождении и преодолении социального неравенства надо искать в другой сфере.
Основатель теории постиндустриализма Д.Белл считал: «Если в течение последних ста лет главными фигурами были предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то сегодня ими являются ученые, математики, экономисты и другие представители новой интеллектуальной технологии». (Д.Белл. Социальные рамки информационного общества)
Принадлежность к новому высшему классу определяется прежде всего качеством образования: человек относится к управленческой или научной элите вследствие наличия у него информации и таланта к превращению ее в новое зна ние.
Таким образом, вопрос об образовании становится принципиальным, ибо определяет будущее место человека в социальной структуре общества. Правительства стран Запада, следуя принципам эгалитаризма, проводят политику обеспечения равенства возможностей, пытаясь сделать элитное образование общедоступным. Именно таков, например, смысл школьной реформы в Бельгии: все школы, в том числе и элитные, обязаны взять тех учеников, чьи родители первыми подадут заявления 30 ноября 2007 года.
Система образования в России также переживает период реформ, но насколько школы в России обеспечивают доступ к качественному образованию? С одной стороны, введение профильного обучения и системы ЕГЭ должно облегчить для выпускника школ поступление в профильный ВУЗ, обеспечив абитуриентам одинаковые условия в момент поступления – исключительно в соответствии с их подготовкой. Однако у реформы есть и оборотная сторона:
- введение профильного обучения по сути лишает учеников небольших школ, где на параллели 1-2 класса возможности выбирать - а это большинство сельских школ страны;
- значительно сужает рамки выбора и существующая на данный момент система добровольных попечительских взносов, варьирующихся в зависимости от типа школы (Приложение 4);
- окончив школу, выпускник сталкивается с такой же проблемой в ВУЗах: при наличии ограниченного числа бюджетных мест, стремящихся к нулю на самые востребованные специальности, встает вопрос о плате за получение образования.
Проанализировав ситуацию в г. Балаково, мы пришли к выводу, что качественное образование в нашем городе доступно только семьям с высоким уровнем доходов, либо, как альтернатива, при материальной поддержке других членов семьи. (Приложения 5,6,7)
В этих условиях, первоочередной задачей государства, неизбежно должна стать задача регулирования доступности образования, особенно высшего, в стране, а также введение системы дистанционного обучения по примеру Западной Европы. Именно такие меры способны обеспечить построение в стране общества равных возможностей, а, значит, справедливого общества.
Приложения:
Приложение1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Литература и источники:
1. Аркадий Орлов (Вашингтон, 18 октября - РИА Новости), http://www.kreml.org/other/163201072
2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. с. 330-342
3. Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев http://vivovoco.rsl.ru
4. Иноземцев В.Л. Cоциобиологическая природа противоречий XXI века. (www.nationalsecurity.ru).
5. Иноземцев В.Л. Тревожные симптомы.(BusinessWeek (Россия) №43\20 ноября 2006 г., с.62).
6. Нисбет Роберт. «Наш век: Прогресс и анархия в современной Америке» («The Present Age: Progress and Anarchy in Modern America»), 1988.
7. Самнер У. Г.. Протекционизм, или теория происхождения богатства от непроизводительного труда.Издательство: Социум, 2006
8. Стоун Б. Л. Идеология консерватизма// Society New Brunswick: Mar/Apr 2000. Vol. 37, Iss. 3, p. 68-74.
9. Фукуяма Фрэнсис. «Неоконсерваторы: Америка на распутье» АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007
10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
11. Newsru.com.
Рисуем лошадь акварелью
Как зима кончилась
Финист - Ясный сокол
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Как я избавился от обидчивости