Вложение | Размер |
---|---|
n.s.docx | 21.96 КБ |
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Работа учителя начальных классов
Рыжовой Н.С
филиал МОУ Уваровщинской сош в селе Ленинское
Потребности социальной адаптации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Современное образование- ‘’..это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться’’. Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем,готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В наше время остро стоит вопрос о практической реализации ценностных ориентиров образования в массовой школе как необходимом условии безопасности и ее успешного функционирования. Образовательные стандарты второго поколения не только конкретизируют и уточняют данные требования, но и ставят вопрос о приведении в соответствие оценку результатов обучения и качества труда педагогов с новыми целями образования. Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’. Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1.Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивацию.
2.Формирование нового способа ( алгоритма ) действия , установление первичных связей с имеющимися способами.
3.Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекцию.
4.Контроль.
Так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных умений и навыков, но соответствующие алгоритмы действий будут носить уже не узкопредметный, а надпредметный характер. Поэтому, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие, необходимо организовать прохождение ими следующих этапов:
1.Формирование первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация.
2.Формирование понимания способа выполнения соответствующего УУД.
3.Формирование умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости- коррекции.
4.Организация контроля уровня сформированности данного УУД .
УМК нового поколения разработана технология и дидактическая система деятельностного метода обучения как конкретизация данной структуры. Дидактическая система позволяет учителю на уроках по разным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и т. д. Выделяются 4 типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так,технология деятельностного метода для организации введения нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3.Выявление места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
5.Реализация построенного проекта.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.Включение в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Все это позволяет системно формировать универсальные учебные умения, зафиксированные в проекте госстандартов нового поколения. Организация образовательной среды обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1.Принцип деятельности
2.Принцип непрерывности.
3.Принцип целостности.
4.Принцип минимакса.
5.Принцип психологической комфортности.
6.Принцип вариативности.
7.Принцип творчества.
Данная система дидактических принципов обеспечивает передачу культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы. При этом в ней отражены идеи организации развивающего обучения ведущих педагогов и психологов- В.В.Давыдова ( принцип деятельности ),Л.В.Занкова ( принцип минимакса ), Ш.А.Амонашвили ( принцип психологической комфортности ) и др. Данная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Важно то , что данная система дидактических принципов обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям. Дидактическая система деятельностного подхода позволяет:
1.Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах ( традиционном, системах развивающего обучения ).
2.Увидеть себя, свой педагогический подход в новой системе обучения.
3.Переходить к новому способу обучения поэтапно.
4.Уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями ( мониторинги, ЕГЭ ), которые мотивируют его к дальнейшему развитию.
5.Работать в условиях ‘’открытого’’ комплекта, включающие в себя любые учебники федеральных перечней по всем учебным предметам.
6.Включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.
7.Обеспечить достаточную полноту и качество формирования универсальных умений и ключевых деятельностных компетенций.
8.Вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам образования.
Предметное содержание и структура нового УМК ‘’Планета знаний’’ соответствуют требованиям нового Госстандарта начального общего образования и базируются на ‘’Концепции содержания непрерывного образования ( дошкольное и начальное звено) современных педагогических технологиях. Основная особенность комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников, сквозных линий, типовых заданий, подход к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части. В инвариантной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с новым Госстандартом начального общего образования. В вариативной части – задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся. Эти задания направлены на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность, дифференцированную работу, расширение и закрепление знаний по изучаемой теме. Такая структура организации материала дает возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки. Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы учащихся в парах. Это позволяет привлечь максимальное количество учащихся к активному выполнению заданий; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.
В учебниках в конце представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы для диагностики знаний учащихся и устранения пробелов, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.
В организации внеурочной деятельности учителю помогут специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам и носит добровольный характер.
Содержание и структура учебников предоставляют возможность формировать у учащихся умения: решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, а также формировать навыки самоконтроля.
Структурирование учебного материала в учебниках и рабочих тетрадях формирует дидактическую систему, обеспечивающую:
- личностно – ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и т.д.;
- ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ( сравнение сегодняшних достижений ребенка с его вчерашними достижениями );
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
- формирование учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
За последние годы в педагогике произошло много позитивных изменений. Но это не значит, что все проблемы решены. Мы находимся только в начале пути, и еще лишь проложены тропинки к решению всех поблеем. Но главное – не бояться трудностей, перестраиваться, самообразовываться и самореализоваться.
Муравьиная кухня
Повезло! Стихи о счастливой семье
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Как нарисовать лимон акварелью
Соленая снежинка