Актуальность исследования. Многие дети любят чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного, но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба-Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках её образ очень разносторонний. Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной.
Хотелось бы узнать, какие предметы окружали Бабу-Ягу в сказках, собрать их или изготовить своими руками.
В нашем городе много музеев, в которых собраны художественные ценности или предметы быта людей. Но мы не нашли ни одного музея, в котором были бы собраны предметы, которые могли бы принадлежать такому литературному герою, как Баба-Яга. Мы решили провести исследование: можно ли создать музей вымышленного литературного персонажа.
Проблема: каким должен быть музей сказочного героя – Бабы-Яги?
Тема исследования: «Описание музея Бабы-Яги».
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_muzeya_Baby-Yagi.doc | 274.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Городской Дворец детского (юношеского) творчества»
Научное общество учащихся «Поиск»
Научное направление «Хочу все знать»
«Описание музея Бабы-Яги»
Татаркина Татьяна Николаевна, 3 класс, школа № 82
Детское объединение: клуб интеллектуального развития «Эврика»
Руководитель: Зюзина Наталья Олеговна,
педагог ДО, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 82»
Омск 2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Баба-Яга - персонаж русских народных сказок 4
1.1. Сущность персонажа Баба-Яга 4
1.2. Роль Бабы-Яги в русских народных сказках 5
1.3. Требования, предъявляемые к музею Бабы-Яги 6
Глава 2. Требования к созданию музея Бабы-Яги 7
2.1. Что наши одноклассники знают о Бабе-Яге и ее быте 7
2.2. Описание экспонатов музея Бабы-Яги 7
Заключение 9
Список литературы по теме исследования 10
Приложения 11
Введение.
Актуальность исследования. Многие дети любят чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного, но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба-Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках её образ очень разносторонний. Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной.
Хотелось бы узнать, какие предметы окружали Бабу-Ягу в сказках, собрать их или изготовить своими руками.
В нашем городе много музеев, в которых собраны художественные ценности или предметы быта людей. Но мы не нашли ни одного музея, в котором были бы собраны предметы, которые могли бы принадлежать такому литературному герою, как Баба-Яга. Мы решили провести исследование: можно ли создать музей вымышленного литературного персонажа.
Проблема: каким должен быть музей сказочного героя – Бабы-Яги?
Тема исследования: «Описание музея Бабы-Яги».
Цель: определить требования к созданию музея Бабы-Яги, начать сбор, изучение и классификацию его экспонатов.
Гипотеза: лучше всего о характере и роли Бабы-Яги в сказках расскажут предметы её быта.
Объект: музей Бабы-Яги.
Предмет: экспонаты музея Бабы-Яги.
Задачи: 1. Определить сущность Бабы-Яги и ее роль в русских народных сказках.
2. Определить цель, профиль и требования к созданию музея Бабы-Яги.
3. Повести анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о быте Бабе-Яге.
4. Описать музей Бабы-Яги, дать характеристику его экспонатам.
5. Собрать и сделать своими руками экспонаты музея.
Методы: изучение литературных источников (русских народных сказок), сравнение, анализ, обобщение, моделирование, анкетирование.
Перспективы исследования проблемы: продолжить сбор, изучение и классификацию экспонатов музея, способствовать пополнению экспонатов силами одноклассников. На примере русских народных сказок изучать традиции, обычаи и быт славянских народов, живших на территории России.
Глава 1. Баба-Яга – персонаж русских народных сказок
Баба-Яга встречается в славянской мифологии и в русских народных сказках. В славянской мифологии Баба-Яга – лесная старуха, хозяйка диких зверей. В русских народных сказках она живёт в «избушке на курьих ножках», летает в ступе и похищает детей. В первой главе мы исследуем сущность Бабы-Яги и требования к созданию музея .
1.1. Сущность персонажа Баба-Яга
Цель параграфа – изучить сущность Бабы-Яги как литературного персонажа.
Метод исследования – изучение литературных источников. Мы читали русские народные сказки: «Баба-Яга», «Марья-Царевна», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Кощей Бессмерный», «Книга мастеров», «Баба-Яга и Заморышек». В сказках мы обращали внимание на описание внешности, поведения, быта Бабы-Яги, её отношение к героям сказок. Мы узнали о Бабе-Яге следующее.
Что изучали? | Что узнали? |
Почему ей дали такое имя? | Баба-Яга переводится как «лесная баба». «Яга» происходит от старосербского «болезнь» и «кошмар». В старославянском языке «ягать», значит пугать или ругаться. |
Возраст. | Несколько сотен лет |
Национальность. | Нерусская. «Что-то русским духом пахнет». (слова Яги) |
Описание внешности. | «Впереди голова, ноги из угла в угол, губы на грядке, нога костяная, глиняная или деревянная, нос в потолок упирается, старая, беззубая, морда жилистая, ушами пол заметают, зубами дрова в печь бросает, подбородком в пол упирается». |
Где живёт Баба-Яга (её адрес)? | Живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой, в густой непроходимой чаще, в избушке на курьих ножках, при одном окошке». |
Какой характер у Бабы-Яги? |
|
Виды деятельности. | Сваха, колдовство, гостиничный бизнес. |
Рацион питания. | Людоедка, чаще всего поедает детей, свинина, мухоморы, лошадиное мясо, пироги, каша. |
Вид транспорта. | Железная ступа с помелом. Помелом след заметает, пестом погоняет. |
Родственники Яги. | Кощей Бессмертный, Леший, кот Баюн, есть две родных сестры. |
Вывод: Баба-Яга – лесная старуха. В ее имени есть указание на её характер. Баба-Яга очень старая, живёт очень далеко, занимается колдовством. Это персонаж отрицательный (вспыльчивая, жестокая, склочная), но в нём присутствуют и положительные качества (гостеприимная, справедливая, благодарная, любит животных).
1.2. Роль Бабы-Яги в русских народных сказках
Цель параграфа - определить роль Бабы-Яги в русских народных сказках.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги.
Вывод. В волшебных сказках Баба-Яга встречается в образах Яги- воительницы, похитительницы, дарительницы, советчицы, повелительницы и охранительницы. Баба-Яга связана с подземным миром, с воздушной и огненной стихией. Она ведает судьбой.
1.3. Требования, предъявляемые к музею Бабы-Яги
Цель параграфа – определить назначение, профиль, требования к созданию музея.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, хранением, изучением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники и т.д.
Экспонат музея – предмет, выставляемый для обозрения на выставке, в музее.
Первые музеи появились в древней Греции. В них хранились произведения искусства. Отсюда и название, по-гречески «музей» - «храм муз». Старейший русский музей – Оружейная палата – существует с 16 века. В 1718 году в Петербурге создан открытый для посетителей музей – Кунсткамера. Экспонатами для него служили древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. Позже Петр 1 приобрел коллекции минералов и раковин, заспиртованных животных, рыб и насекомых, анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями.
Музеи различают по профилям (приложение 1) и типам.
Музей Бабы-Яги относится к профилю литературных музеев, где собираются и изучаются экспонаты, связанные с литературными персонажами, тип музея – учебный, так как его цель расширить и углубить знания по литературе.
Мы определили, какие требования должны предъявляться к созданию музея.
Требования к созданию музея.
Глава 2. Требования к созданию музея Бабы-Яги
Цель главы – определить требования к созданию музея Бабы-Яги», собрать экспонаты для музея, дать описание экспонатов (как они связаны с образом Бабы-Яги)
2.1. Что наши одноклассники знают о Бабе-Яге и её быте
Цель исследования: узнать, что о Бабе-Яге и её быте знают наши одноклассники. Метод исследования: анкетирование одноклассников.
Участники исследования: 24 ученика 3Б класса школы № 82.
Вопросы анкеты: 1. Верите ли вы в существование Бабы-Яги?
2. Как вы думаете, какие вещи лучше всего говорят о быте и характере Бабы-Яги?
3. Какие предметы, которыми владела Баба-Яга, могли бы помочь в жизни современному человеку?
Выводы по результатам исследования:
Метла, ступа, избушка, одежда, котел нам расскажут о быте Бабы-Яги, кошка, клубок, котел и печка говорят о её характере (любит животных, любит дарить волшебные предметы путникам, любит тепло и уют).
3. По мнению наших одноклассников, самыми полезными предметами из имущества Бабы-Яги, которые могли бы пригодиться современному человеку, являются золотая игла и клубок самокат, но есть и другие ответы на этот вопрос.
Золотую иголочку выбрали потому, что это всем знакомый предмет необходимый для рукоделия и потому, что она может служить украшением. О назначении клубка-самоката тоже многие знают, и он может стать хорошим помощником в пути. Серебряное блюдечко можно использовать и как волшебный предмет и как обычную посуду.
2.2. Описание экспонатов музея Бабы-Яги
Цель параграфа – классифицировать и описать экспонаты музея Бабы-Яги.
Экспонат – предмет, выставляемый для обозрения на выставке в музее.
О жизни Бабы-Яги лучше всего расскажут предметы, которыми она пользовалась. О том, как выглядела она и ее друзья расскажут ее изображения, изображения ее друзей. О Бабе-Яге – хранительнице волшебных предметов расскажут предметы, о которых в сказках говорилось, что они обладали волшебными свойствами.
Мы все экспонаты разделили на те, которые расскажут
о внешности Бабы-Яги и ее друзей: портреты, скульптуры, рисунки;
о ее быте: метла, ступа, лопата, печка;
волшебные предметы: клубок-самокат, золотая иголка, серебряное блюдечко и наливное яблочко, сапоги-скороходы, гребенка, щетка, зеркальце, серебряные пяльцы и золотая иголочка.
О быте Бабы-Яги расскажут метла, ступа и лопата. Ступа – устаревшее средство передвижения ведьм и колдуний, которые теперь заменили более быстроходные метлы. Может передвигаться как по земле, так и по воздуху. Лопата служит для зажаривания непослушных, сбежавших от родителей детей.
О том, что Баба-Яга сказочный персонаж расскажут волшебные предметы. Клубок-самокат указывает путь. Сапоги-скороходы – магический инструмент для ускоренного передвижения по земле. Гребенка оборачивается непроходимым лесом, щетка – огненной рекой. Серебряное блюдечко и наливное яблочко позволяет увидеть мир вокруг или наблюдать за похождением Ивана-царевича. Волшебное зеркальце, свойство которого – прибавлять красоты и убавлять возраст. Серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают чудесные узоры.
Заключение
1. Баба-Яга – лесная старуха. Этот литературный персонаж отрицательный (вспыльчивая, жестокая, склочная), но в нём присутствуют и положительные качества (гостеприимная, справедливая, благодарная, любит животных).
В волшебных сказках Баба-Яга встречается в образах Яги- воительницы, похитительницы, дарительницы, советчицы, повелительницы и охранительницы. Баба-Яга связана с подземным миром, с воздушной и огненной стихией. Она ведает судьбой.
2. Музей Бабы-Яги относится к профилю литературных музеев, где собираются и изучаются экспонаты, связанные с писателями, литературными персонажами. Цель музея – расширить и углубить знания по литературе.
3. В существование Бабы-Яги верят только 2 человека из 24. О быте и характере Бабы-Яги лучше всего говорят метла, клубок, кошка, ступа или ведро, избушка на курьих ножках, котел, одежда и печка. Наши одноклассники считают, что Баба-Яга любит животных, дарить волшебные предметы путникам, тепло и уют.
4. Все экспонаты музея Бабы-Яги мы разделили на группы: 1) портреты, скульптуры, рисунки, которые расскажут о внешности Бабы-Яги и ее друзей; 2) метла, ступа, лопата, печка, которые расскажут о ее быте; 3) волшебные предметы: клубок-самокат, золотая иголка, серебряное блюдечко и наливное яблочко, сапоги-скороходы, гребенка, щетка, зеркальце, серебряные пяльцы и золотая иголочка.
Список литературы по теме исследования
1. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
2. О чем рассказывают музеи // Как работают историки. Детская энциклопедия. Т. 8. М., 1997.
3. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1. М., 1985; Т. 2. М., 1986; Т. 3. М., 1985.
4. Усачев Андрей. "Большая книга Бабы Яги".
5. Пропп. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
Приложение 1
Таблица 1
Профили музеев (на примере музеев г. Омска)
Профили музеев | Чем занимаются | Примеры музеев (г. Омск) |
Искусствоведческие:Театральные Художественные | В них собирают и хранят произведения живописи и скульптуры, театральные костюмы. | Искусство Омска. Музей театрального искусства. Либеров-центр. Омский музей Кондратия Белова. Омский областной музей изобразительного искусства М.А. Врубеля |
Литературные | Изучают и собирают экспонаты, посвященные писателям и литератур-ным героям. | Омский государственный литератур-ный музей им. Ф.М. Достоевского |
Краеведческие | Изучают и собирают материалы по истории и природе родного края. | Омский государственный историко-краеведческий музей Музейный комплекс воинской славы омичей. |
Исторические: Археологические Этнографические Военно-исторические Историко-краеведческие | В исторических музеях собирают и хранят исторические памятники, вещественные, документальные, изобразительные. | |
Профессиональные: Педагогические Музей милиции Музей космонавтики | Ведут сбор, изучение и хранение памятников культуры и документы, отражающие историю профессиональной деятельности. | Омский музей просвещения. Музей истории милиции культурного центра УВД по Омской области. Музей космонавтики школы № 55. |
Естественно-научные | В них изучают коллекции анатомические, рыб, ми-нералов, животных. |
Приложение 2
Обработка данных анкетирования одноклассников
1. Верите ли вы в существование Бабы-Яги?
Ответы одноклассников:
* | * |
«Да»
«Нет»
Всего одноклассников – 24.
2. Как вы думаете, какие вещи лучше всего говорят о быте и характере Бабы-Яги?
Ответы одноклассников:
Ответы на вопрос | Количество ответов. | |||||||||||||||||||||
«Метла» | 21 | |||||||||||||||||||||
«Клубок» | 9 | |||||||||||||||||||||
«Кошка» | 4 | |||||||||||||||||||||
«Ступа» | 4 | |||||||||||||||||||||
«Котел» | 3 | |||||||||||||||||||||
«Избушка» | 3 | |||||||||||||||||||||
«Ведро» | 2 | |||||||||||||||||||||
«Одежда» | 2 | |||||||||||||||||||||
«Печка» | 2 |
Ответы на вопрос | Количество ответов. | |||||||||||||||||||||
Золотая иголочка | 10 | |||||||||||||||||||||
Клубок-самокат | 8 | |||||||||||||||||||||
Серебряное блюдечко | 7 | |||||||||||||||||||||
Щетка, которая оборачивается рекой | 7 | |||||||||||||||||||||
Гребёнка, которая может стать лесом | 6 | |||||||||||||||||||||
Серебряное донце – веретёнце | 4 | |||||||||||||||||||||
Серебряные пяльцы | 1 |
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Снег своими руками
Лавовая лампа
Неньютоновская жидкость
Рисуем "Ночь в лесу"