Исследовательский проект по музыке: «Как музыка влияет на человека»
Вложение | Размер |
---|---|
kak_muzyka_vliyaet_na_cheloveka.docx | 68.2 КБ |
МБОУ «Средняя школа № 6»
Исследовательский проект по музыке:
«Как музыка влияет на человека»
Выполнила: Ученица 7Б класса
Кокорина Вероника
2023 год
г. Ачинск
Содержание
Введение ………………………………………………………………
Основная часть
1. Музыка и здоровье человека ………………………………………………… 7
2. Влияние средств музыкальной выразительности на организм человека …. 9
3. Как музыка может влиять на настроение человека………………………… 16
Заключение ……………………………………………………………..18
Список используемых источников ……………………………………19
Приложение 1 Сборник классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния……………………………………….20
Приложение 2 Влияние музыкальных инструментов на органы
человека……………………………………………………………….….22
Введение
В жизни нас повсюду окружает звуковое разнообразие: шум листьев, жужжание насекомых, раскаты грома, шум городской суеты, голоса людей и звуки животных. И, конечно же - музыка! Каждый день большинство из нас слышит музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим ли мы этого – в машине, автобусе, магазине, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни были, нас окружают звуки музыки. При все при этом вряд ли кто-то задумывается, какое большое влияние она оказывает на внутренний мир человека, наше поведение и здоровье.
Музыка сопровождает человека с древних времен, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от мало до велика необходима всем!
Тема исследовательской работы актуальна, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Это неотъемлемая часть жизни людей, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенностей средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет очень сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает в современном мире собую актуальность.
В начале исследования было проведено анкетирование учащихся с целью узнать какие музыкальные жанров они предпочитают. Все участники анкетирования отнеслись к заданиям очень ответственно и старались ответить максимально полно.
В анкетировании приняли участие 24 человека, были получены следующие данные.
Большинство опрошенных ребят отдают предпочтение современным стилям (Хип-хоп, Рэп, Поп музыка).
Исходя из полученных данных, была обозначена цель работы – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, каким образом влияют разнообразные музыкальные жанры на душевное, эмоциональное состояние людей, их здоровье.
Предмет исследования - влияние музыки на здоровье людей. Существует гипотеза, что при прослушивании разнообразных музыкальных жанров артериальное давление человека и его пульс изменяются. В работе я попробую убедиться в достоверности данной гипотезы или опровергнуть её.
Объекты исследования - одноклассники.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос.
Практическая значимость работы.
Учащиеся, принимающие участие в анкетировании не знают, откуда появилась музыка и какое влияние она оказывает на человека. Работа поможет им пополнить свои знания о музыке и её влиянии на человека.
Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны педагогам, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.
1. Музыка и здоровье человека
Музыка появилась в мире очень давно, ещё в древние времена. Когда человек собирался на охоту, он играл музыку для того, чтобы собрать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась музыка шаманов, которые призывали усмирить погоду. Тогда человек понял, что, с помощью музыки можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна окаывать лечебную помощь.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Знаменитый хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время проведения сложных операций: по его мнению под воздействием музыки организм человека работает более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В известном московском лечебном центре музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природы: шум моря, дождя и пения птиц.
Медики установили, что регулярное слушание музыкальных инструментов эффективно сказывается при лечении многих болезней. Так, например, кларнет - улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
2. Влияние средств музыкальной выразительности на организм человека
Частотность музыки зависит от частоты колебаний звучащего тела и измеряется количеством полных колебаний в секунду. Воспринимаемый человеком диапазон: от 15-16 Гц до 20000-22000 Гц. Выше 22000 Гц – ультразвук – человеческое ухо не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже – инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но происходит воздействие на весь организм. Лучший для восприятия диапазон 800-2000 Гц. Собственная частота барабанной перепонки – 1000 Гц.
Бесконтрольное воздействие ультразвука опасно – происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, воспаления, артриты. Даже обычные акустические гитары, несмотря уже на электрические, при длительной игре могут издавать ультразвуки. При воздействии ультразвука в мозгу происходят биохимические реакции, аналогичные уколу морфия.
Инфразвук действует на центральную нервную систему. Частота «работы» головного мозга примерно 8 Гц. Инфразвуки такой же частоты рано или поздно вызывают в нервных клетках резонанс. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение. Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6 –8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением.
Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка – попса и другие пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека, они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки бас-гитары оказывают огромное влияние на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показателя самоконтроля резко ослабевают или полностью нейтрализуются.
Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела.
После исследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог Альфред Томатис выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы. Также важен расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) потому, что речь представляет собой сложные сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Наш родной русский язык в этом смысле очень перспективный, потому что включает как очень низкие, так и очень высокие частоты. Область американского и английского гораздо уже.
Самое универсальное определение слова ритм принадлежит Платону: "Ритм - это порядок в движении". Мы живём учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое.
О положительном и отрицательном воздействии ритма знали в древности. В прошлом веке смертная казнь осуществлялась на площадях под громкий, жесткий, однообразный ритм барабанов с целью вызвать страх. При ритме кратном 1,5 удара в секунду в сопровождении мощных сверхчастот (15-30 герц), человек испытывает экстаз; в 2 удара в секунду при тех же частотах входит в наркотическое состояние.
Американские нейрохирурги уже несколько лет изучают так называемый ритмический токсикоз — болезнь, которой страдают белые подростки, активно слушающие рок и поп-музыку. При этом, афроамериканцы не испытывают практически никакого дискомфорта, поскольку ритмы этой музыки у них в крови. Что же до белых, то, как показывают исследования, более органичной для них является музыка классическая, учитывающая естественные биологические ритмы. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному, здоровому биению сердца.
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них.
Что касается поклонников Рэпа, то часть из них одобрительно относилась к насилию и выражала готовность участвовать в нем. Причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают связь рэпа с противоправным поведением.
К этим же негативным эффектам добавляется диссонанс и разрушительное содержание текстов. И не имеет значения – понимает человек язык на котором поется песня или нет, воздействие будет адекватным. Произведения музыки, которые искажают благоприятный для организма человека звук, ритм, постепенно разрушают «настройку» тонкого и сложного «инструмента», которым является человек, приближая его к смерти духовной (деградации) и физической.
Подобное разрушающее действие характерно для искажённой музыки всех видов: джаза, танго, фокстрота, блюза, металл, реп, которые искажают гармонию ритма и звука, присущие жизни человека, природы, Вселенной.
Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.
С этой целью проведено тестирование среди учащихся. Программа прослушивания длилась 5 минут и состояла из 5 фрагментов музыкальных произведений. Опрашиваемым учащимся был задан вопрос: «Какая из мелодий вызывает у вас чувство доброты и позитива?» В результате проведённого тестирования были получены данные, которые показывают, что учащиеся, принимающие участие в опросе, подвержены негативному влиянию музыки низких частот, что приводит к разрушению целостности человека и его гармонии с природными ритмами. При сочетании большой силы звука, низкой частотности и жесткого ускоренного ритма в организме происходят необратимые процессы:
- происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности.
- вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;
- оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему.
Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие», поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души.
В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.
На корпусах музыкальных инструментов средневековых итальянских мастеров до сих пор можно прочитать надпись: « Музыка лечит душу». Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, духовным здоровьем человека. Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека, её развитие, мир, гармонию, освобождение, является истинная народная музыка.
Музыкальные стили, которые положительно воздействуют на организм человека: симфония, концерт, марш, вальс, религиозная музыка, мантры, народная музыка, музыкальные произведения индийской классической музыки.
Музыкальные стили, которые отрицательно воздействуют на организм:
рэп, компьютерная музыка, джаз, рок-н-ролл, фокстрот, блюз, металл.
Музыкальные инструменты положительно воздействующие на человека: струнные, фортепиано, медные и деревянно-духовые, арфа, орган, ударные инструменты.
В ходе исследования был найден в интернете итог проведенного эксперимента, в котором принимали участие дети и родители (всего 5 человек). Суть эксперимента заключалась в определении изменения артериального давления и пульса людей, принимающих участие в эксперименте до и после прослушивания «тяжелого рока» и классической музыки. Эксперимент длился по 20 минут для каждого из музыкальных жанров. В ходе эксперимента были получены данные, приведенные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Изменение артериального давления
Одноклассник 1 | Одноклассник 2 | Одноклассник 3 | |
До прослушивания | 100 | 110 | 120 |
После прослушивания «тяжелого рока» | 110 | 120 | 125 |
До прослушивания | 105 | 110 | 115 |
После прослушивания классической музыки | 100 | 105 | 110 |
Таблица 2. Изменение пульса
Одноклассник 1 | Одноклассник 2 | Одноклассник 3 | |
До прослушивания | 80 | 75 | 80 |
После прослушивания «тяжелого рока» | 82 | 80 | 83 |
До прослушивания | 80 | 80 | 80 |
После прослушивания классической музыки | 78 | 77 | 77 |
Итоги эксперимента таковы: невзирая на возраст слушателя двадцатиминутное прослушивание «тяжелого рока» приводит к увеличению артериального давления и учащению пульса. При прослушивании классической музыки наблюдается уменьшение давления (на 4-6 пунктов), уменьшение частоты пульса, исчезновение апатии.
Моя гипотеза, что музыка способна изменить артериальное давление и пульс человека, нашла свое подтверждение.
3. Как музыка может влиять на настроение человека.
Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди первым делом, переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот — зарядить энергией.
По утрам нужно слушать бодрую и веселую музыку, она помогает проснуться и быть активнее. Также это поможет сменить грусть на радость и оптимизм
Спокойная, лиричная музыка поможет расслабиться, отвлечься от повседневной рутины. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому, если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.
При создании настроения с помощью музыки, важно выбрать те композиции, которые вам нравятся. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.
Теперь о музыкальных стилях и направлениях. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному. Чтобы человеку определить, какая музыка способна улучшить настроение, учащимся был задан аналогичный вопрос. В результате проведённого тестирования были получены следующие данные: классическую музыку не слушает практически никто, а ведь именно эта музыка благотворно влияет на состояние всего организма. Скорее всего ребятам просто незнакомы произведения знаменитых композиторов, или они боятся быть «немодными» и предпочитают музыку других, более современных жанров.
Заключение
В нашей жизни любое явление можно использовать как в хорошем смысле, так и в негативном.
Музыка является лечебным средством, ведь ее энергия, проникающая всюду, способна сделать мир прекрасней, а человека совершенней.
Подводя итог исследовательской работы, я могу сделать вывод, что затронутая мною тема значите поможет узнать о пользе или вреде своих музыкальных предпочтений. Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда кажется, что без музыки нельзя прожить и дня. И это действительно так. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные результаты тестирования и диагностики это подтвердили.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Блум Ф, Лезерсон А., Иофстедтер Л.— М.: Мир, 2006г.
2. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988
3.Кандыба В. М. // Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного. Режим доступа: http://turlo.narod.ru/texts/text, свободный.- Загл. с экрана.
4. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? Режим доступа http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries, свободный.- Загл. с экрана.
5. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996
6.Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие». //Восприятие музыки. - М., 1980.
7. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
8.Яковцева А.Ф. // Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии. Режим доступа: www.liveinternet.ru/users/fancy, свободный.- Загл. с экрана.
.
Приложение 1
Сборник классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния
Штраус "Вальсы",
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Рубинштейн "Мелодии".
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
Лист "Венгерская рапсодия" ,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".
Приложение 2
Влияние музыкальных инструментов на органы человека
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Вода может клеить?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Два плуга
Филимоновская игрушка