Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_muzyke_na_temu_muzyka_v_kinematografe_.docx | 23.46 КБ |
МБОУ «Средняя школа № 6»
Исследовательская работа: «Музыка и кино»
Работу выполнила:
Ученица 6Б класса
Леонова Валерия
Ачинск, 2023г.
Содержание
Введение
Введение
Когда мы смотрим что по телевизору, сериал или фильм, то можно заметить, что в каждом из них есть музыка. Она звучит на протяжении всего фильма и мы так к этому привыкли, что даже не задумываемся о том, что если убрать из кино музыку, что же с ним станет? Это и повлияло на тему моей исследовательской работы. Мне захотелось узнать, как появилась музыка в кинематографе, как они связаны.
Музыка - способна создать настроение, необходимое для просмотра фльма или мультфильма. Кто-то считает её частью кино, кто-то не придаёт значения. Так или иначе без музыки невозможно представить любой фильм. Различные звуковые эффекты широко используется режиссёрами, одна только мелодия может помочь зрителю понять автора, создателя произведения.
Цель исследовательской работы – изучить значение и роль музыки в кинематографе.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме
- провести практическое исследования по данной теме
- обработать и проанализировать результаты, полученные в ходе исследований
- сделать выводы по данной теме.
Объект исследования – музыка в кинематографе
Предмет исследования – взаимосвязь музыки с кинематографом.
В исследовании использовались такие методы, как анализ и обобщение научной литературы, анализ полученных результатов, наблюдение и сравнение.
Кинемато́граф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.
Кинематограф появился благодаря нескольким техническим изобретениям, практически совпавшим по времени: сухому броможелатиновому фотопроцессу с высокой светочувствительностью (1878 год), киноплёнке на гибкой и прочной основе (1889 год), скоростного аппарата хронофотографической съёмки (1891 год) и проектора с таким же быстродействием (1895 год). Первые съёмочные аппараты были сконструированы в 80-х годах XIX века. Но, большинство устройств были рассчитаны на использование дисковых фотопластинок (фоторужьё Марэ) или светочувствительной фотобумаги, непригодных для массового использования. Гибкая целлулоидная основа для киноплёнки была создана Ганнибалом Гудвином в 1887 году. Джордж Истмен в1889 году первым наладил массовый выпуск фотоматериалов на гибкой прозрачной подложке из нитроцеллюлозы. Немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В. А. Дюбюк, создали соответственно в 1891 и 182 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893)
Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетограф»Эдисона (1891), аппарат И. А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж. А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «палеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895—1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции — «синематограф» братьев Л. Люмьер и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии — «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии — «аниматограф» Р. У. Пола (1896); в России — «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США — «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа в его современном виде было положено съёмкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 22 марта 1895 года в Париже братьями Люмьер был впервые продемонстрирован их «синематограф», 1 ноября в том же году в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря состоялся первый коммерческий сеанс в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. В течение 1896—1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первый показ был организован 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге (в саду «Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые русские любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.). 3 января 1897 года прошёл первый пробный сеанс «живых картин» системы братьев Люмьер в Киевском дворянском собрании, на углу Думской площади и Крещатика. Через несколько месяцев известный театральный антрепренёр Николай Соловцов приобрёл киноаппарат и начал с ним гастроли в Киеве, волжских городах и далее по Сибири.
Первая киносъёмка в Российской империи была сделана фотохудожником А. Федецким в Харькове (1,5 минуты, «Перенесение иконы Озерянской Божьей матери»). Первым российским документальным фильмом стал «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством» (1896).
2. Немые фильмы озвучивались игрой на фортепиано
Немое кино — разновидность кинематографа, не имеющего звукового сопровождения. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении тапёров или специально приглашённых оркестров.
Появлению немого кинематографа предшествовали изобретения различных технологий создания движущихся рисунков, таких как зоотроп, фенакистископ, зоопраксископ, стробоскоп и многих других. Запись и воспроизведение движущегося изображения существующих предметов была бы невозможна без изобретения фотографии в первой половине XIX века и её совершенствования, позволившего делать моментальные снимки с выдержками в доли секунды. Промежуточным этапом между фотографией и кинематографом считается хронофотография, изначально предназначенная для изучения быстрых движений животных и людей. В истории кинематографа было несколько важнейших дат:
Вначале применение музыки в кино отнюдь не было связано с этой традицией. Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он имел в виду показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе). Первые демонстрации немого фильма, этой «движущейся фотографии», в кафе, между выступлениями жонглеров или после спектакля теней сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по тому же принципу перекрывания шума, как музыка в цирке, в кафе, на ярмарках. В 1892 году была показана «Световая пантомима», в 1895-м Люмьер давал свои кинопрограммы уже под аккомпанемент рояля. В то время в немом фильме использовали музыку главным образом для того, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата. Задача пианиста, а вскоре, в наиболее роскошных кинотеатрах, и оркестра, в этом и заключалась.
Первая публичная демонстрация «Синематографа» состоялась 22 марта 1895 года в зале дома 44 на улице Ренн в Париже. Был показан фильм «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе», который запечатлел работников, выходящих из ворот предприятия по окончании рабочего дня. 28 декабря того же года в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов, 14 состоялся первый в истории платный киносеанс. На нём демонстрировались 10 фильмов продолжительностью около одной минуты каждый. В числе других фильмов, на сеансе показана первая кинокомедия — «Политый поливальщик». Доход от первого публичного киносеанса составил всего 35 франков, но на следующий день толпа желающих растянулась в огромную очередь.
Длина первых немых фильмов составляла 50 футов (чуть более 15 метров), занимая меньше минуты экранного времени. Такова была ёмкость стандартной катушки киноплёнки «Эдисон-Кодак». Однако, главной причиной столь короткой длительности первых фильмов было отсутствие в лентопротяжных механизмах аппаратуры так называемой «петли Латама», без которой скачковый механизм начинал рвать слишком длинную киноплёнку. Проблему удалось устранить в 1897 году изобретателю Вудвилу Латаму. До появления всеобщего стандарта перфорации и холостых лопастей обтюратора в кинопроекторе, устранявших неустойчивость и мелькание изображения, зрители уставали от просмотра через несколько минут. К 1908 году длина возросла до 300 метров, соответствующих 15 минутам при частоте проекции 16 кадров в секунду. К началу Первой мировой войны длительность большинства фильмов стала превышать один час, благодаря появлению двухпостной технологии кинопоказа.
С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х—начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка непросто сопровождение картинки, теперь это неотъемлемая её часть. Музыка способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Зачастую одна лишь мелодия в начале фильма может подсказать зрителю жанр произведения. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма. С началом «эпохи цифрового телевидения» звуковая партитура стала более визуальной: компьютерные аудиоредакторы позволили придать звуковым пластам отчётливые, почти «нотные» очертания (кстати, нотопись слала отправной точкой и в развитии всей европейской профессиональной музыки). Поэтому работать с ней стало гораздо проще, так как она стала наглядной.
История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы озвучивались игрой пианиста-иллюстратора. Таким иллюстратором, например, был в юные годы Дмитрий Шостакович, будущий великий композитор, а тогда студент консерватории.
3. Роль музыки в кинематографе.
Новые возможности открылись с изобретением звукового кино, и не случайно им сразу же заинтересовались композиторы. Музыка издавна соединялась с другими искусствами: с поэзией в песне и романсе, с драмой в опере, с танцем в балете. Музыка в кино стала еще одной разновидностью союза, синтеза искусств. Перед композиторами открылись новые возможности, новые пути, интересные, но вовсе не легкие. Вспомните, как много разнообразнейших событий может вместить полуторачасовой фильм! И вот эта необычайная емкость «экранного времени» потребовала и от композиторов лаконизма, концентрированности музыкальной речи.
Песня в кино сразу же заняла видное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, среды, всей атмосферы действия. Это подтвердили уже первые советские звуковые фильмы, например созданные режиссером Г. В. Александровым. Музыку к ним написал И. О. Дунаевский, и его песни из фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» сразу же завоевали всеобщую популярность. История музыки знает немало случаев, когда песня выходила за пределы фильма и получала более широкое значение. Так произошло с песней Д. Д. Шостаковича из фильма «Встречный» (режиссеры Ф. М. Эрмлер и С. И. Юткевич). Эта песня связана не столько с конкретными ситуациями фильма, сколько с его общей идеей — радостного, свободного, творческого труда. Она была воспринята слушателями как песня о новой жизни, именно в таком значении и перелетела рубежи нашей Родины. Ее пели бойцы Интернациональных бригад, сражавшиеся в Испании с франкистами, пели участники французского Сопротивления.
Очень часто музыка в кинофильме звучит за кадром, только для зрителей, а не для героев фильма, звучит как бы «от автора», передавая его отношение к происходящим событиям. Чаще всего это симфоническая музыка. Так обстоит дело в фильмах С. М. Эйзенштейна с музыкой С. С. Прокофьева («Александр Невский», «Иван Грозный») и в шекспировских фильмах Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир») с музыкой Шостаковича. Но за кадром можно услышать и песню, которая становится выражением общей идеи фильма. Таковы песни М. Л. Таривердиева в телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны», выражающие идею мужества, стойкости, любви к Родине.
В некоторых жанрах киноискусства музыка участвует особенно активно. Это музыкальные комедии с песнями и танцами. Лучшими образцами их остаются фильмы Александрова с музыкой Дунаевского. Это мюзиклы, в которых действие неотделимо от музыки, пения, танца. Уже первые удачи этого молодого жанра обещают многое. Широкую популярность получил фильм «Айболит-66» (режиссер Р. А. Быков, композитор Б. А. Чайковский). Веселые песенки из этого фильма легко запоминались, а некоторые фразы даже стали поговорками («Это даже хорошо, что пока нам плохо»). Большой удачей стал фильм «Мелодии Верийского квартала», отразивший артистичность и темперамент грузинского народа (режиссер Н. М. Шенгелая, композитор Г. Г. Цабадзе).
И наконец, в мультипликационных фильмах характер и ритм музыки определяют все «поведение» рисованных фигурок или кукол. Вспомним наших хороших знакомых: бременских музыкантов (композитор Г. И. Гладков), Чебурашку (композитор В. Я. Шаинский).
С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т.д.) и закадровую, "авторскую", "условную", наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета.
Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.). Явная внутрикадровая музыка записывается параллельно синхронной речи, поэтому неразрывно связана с ней и с видеорядом. Однако часто внутрикадровую музыку приходится имитировать. Например, в студии создаётся иллюзия включённого магнитофона, подразумеваемого где-то в кадре. Здесь музыка структурно не связана ни с кадром, ни со словом, она — всего лишь лёгкий, ни к чему не обязывающий фон. Как видим, внутрикадровая музыка либо совершенно зависима от слоёв звуко- и видеопартитур, либо, наоборот, достаточно нейтральна по отношению к ним, но всегда непосредственно мотивирована происходящим действием.
Закадровая музыка — музыка, введённая в передачу извне. Собственно, это оформительская музыка. Она не мотивирована действием в кадре, то есть условна. Зато закадровая музыка всегда соотносится в первую очередь с кадром, а также со словами и шумами по содержанию и форме. Так как музыка сама по себе уже представляет некую многосоставную партитуру, вступать в контрапункт с внутрикадровой музыкой музыка закадровая не может, поэтому в звуковой партитуре телеэкрана присутствует только одна музыкальная линия.
Роль музыки в звуковой партитуре может колебаться от простой красочности до равноправного элемента экранной эмоции, от незатейливых ритмических акцентов до полноценной, практически речевой, семантической нагрузки. К примеру, в сюжете о выставке ювелирных украшений уместно использовать менуэт или его стилизованный вариант. Он дополнит аристократический стиль события. К тому же старинный светский танцевальный жанр подчеркнёт темп изображаемого сюжета и покажет характер персонажей.
О роли музыки в звуковой партитуре стоит сказать ещё и в контексте её соотношения с шумами. Шум более конкретен, музыка более абстрактна. Шум, к тому же, намного более информативен по ассоциациям. Поэтому некоторые деятели экранного искусства предпочитают «комментаторскому» музыкальному оформлению — естественное, шумовое. Даже такие выдающиеся кинорежиссёры, как М. Антониони, А. Куросава, М. Ромм и поздний А. Тарковский (кинофильм «Жертвоприношение»), использовали музыку довольно аскетично и осторожно. Однако подавляющее большинство работников кино и телевидения всё же склонны отдать свой голос музыке и музыкальному оформлению.
Конкретная музыка (фр. musique concrète) — стиль, в основе которого лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости).
4. Композиторы и кино
Большой вклад в развитие киномузыки внесли знаменитые советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и другие. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945, 2-я — 1958) отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский"). Одну из главных ролей сыграла музыка таких композиторов, как И.О. Дунаевский, М. Таривердиев.
Исаак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов. Он родился в начале XX столетия. За его плечами Харьковская консерватория, где композитор обучался игре на скрипке. По окончанию консерватории он занялся музыкальным творчеством, и стал писать музыку для театральных спектаклей. Его быстро заметили и стали предлагать работу. Вскоре Дунаевский познакомился с Л.О. Утесовым, и они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский. Это стало его звездным часов. Фильм и музыку из него знал весь советский народ. После этого Дунаевский стал популярным советским композиторам. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта».
Микаэл Таривердиев - это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы". Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957году), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории - его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы "Кто ты?" начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера "Граф Калиостро" вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
Их музыку можно узнать с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана - будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Она всегда отмечена неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. И в то же время они находились в постоянном движении, они придумывали для себя все время что-то новое, ставили какие-то новые задачи. Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания музыки и изображения характерно для творчества советских композиторов.
Заключение.
В ходе исследовательской работы мы узнали, что кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке. Изобретателем техники, названной «синематографом» был младший брат, Луи Люмьер. Его проект частично финансировал старший брат Огюст, а после создания съёмочного аппарата оба брата активно участвовали в создании первых фильмов. Первые демонстрации немого фильма сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по тому же принципу перекрывания шума, как музыка в цирке, в кафе, на ярмарках. В 1892 году была показана «Световая пантомима», в 1895-м Люмьер давал свои кинопрограммы уже под аккомпанемент рояля. В то время в немом фильме использовали музыку главным образом для того, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата. Задача пианиста, а вскоре, в наиболее роскошных кинотеатрах, и оркестра, в этом и заключалась. История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы озвучивались игрой пианиста-иллюстратора. Таким иллюстратором, например, был в юные годы Дмитрий Шостакович, будущий великий композитор, а тогда студент консерватории. Песня в кино сразу же заняла видное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, среды, всей атмосферы действия. Очень часто музыка в кинофильме звучит за кадром, только для зрителей, а не для героев фильма, звучит как бы «от автора», передавая его отношение к происходящим событиям. Чаще всего это симфоническая музыка. Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин. Музыка не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. В заключении я могу подвести следующий итог - музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
Список использованной литературы.
Другие источники:
Интернет - ресурсы
1. http://www.kinomyzuka.ru/kak-muzyka-poyavilas-v-kino/
2. http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/11/06/muzyka-v-kino-i-ee-osobennosti
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Немой_кинематограф
Флейта и Ветер
Лиса Лариска и белка Ленка
О чем поет Шотландская волынка?
В поисках капитана Гранта
Огонь фламенко