Исследовательский проект о бурятском национальном инструменте Морин хуур. Изготовления информационного альбома о инструменте
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.51 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
(МБУДО «ЦРТДиЮ»)
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников
« Я исследователь»
Творческая исследовательская работа
«Бурятский народный музыкальный инструмент Морин Хуур »
Выполнила: Ендонова Элина, ученица 2 класса,
Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри
в п. Беркакит Нерюнгринского района
Руководитель:
Завалий Виктория Степановна
Педагог дополнительного образования.
Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри
в п. Беркакит Нерюнгринского района
г. Нерюнгри
2024 г.
Оглавление
Актуальность и практическая значимость работы 4
I. История развития инструмента морин хуур 6
1.1. Исторические сведения о музыкальном инструменте- Морин хуур. 9
1.2. Значение название инструмента Морин хуур 9
1.3. Легенды о инструменте Морин - хуур. 9
1.4. Особенностей в отличии от других смычковых инструментов 10
1.5. Современный Морин хуур. 10
2.1 Экскурсия в филиал детской музыкальной школы искусств в п. Беркакит. 12
2.3. Этапы изготовления информационного альбома « Морин Хуур» 13
Так поют длинногорлые гуси,
над родными лугами кружась.
Буду петь я, мне струны нужны,
чтоб подыгрывать песне своей,
словно пряди возлюбленной гладя.
Где мой хуур,
тонкошеий тоскующий хуур,
что закопан в степи моим предком?
Где мой хуур?
Песня сердца быть спетой желает и щекочет уста.
Н. Ш. Нимбуев. Осень в Еравнинский лесах.
Исконно бурятских народных музыкальных инструментов существует не так много, некоторые их них представлены в Приложении 1, на Рисунках 1-4. Самым древним из них считается сууха хуур (Приложение 1, Рисунок 4), возникший ранее всемирно известного монгольского инструмента морин-хуур (Приложение 1, Рисунок 5), являющийся прародителем современного хуура (Приложение 1, Рисунок 1). Звук, издаваемый хууром, – это один из редких звуков в мире. Его звучание поистине уникальное, заставляет слушателей почувствовать дыхание природы, радость бытия, мудрость и философию жизни, погрузиться в мир наших предков-кочевников.
На сегодняшний день морин хуур является основой Национального оркестра Бурятии. На занятие в вокальной студии « Солнышко», у нас была тема « Музыкальные инструменты», наш руководитель , Виктория Степановна, показала и рассказала нам , об интересных, разных музыкальных инструментах.
Мне стало очень интересно, почему он так называется.. Первый раз я увидела морин хуур , когда мы с мамой решили записаться в музыкальную школу . Меня заинтересовало почему его гриф в форме лошадиной головы и почему всего две струны из конского хвоста. И я тоже решила узнать и рассказать , ребятам нашей группы о удивительном музыкальном инструменте Морин хуур. Это древний бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, раньше был обтянут кожей лошадей, овец, верблюдов, у него гриф в форме лошадиной головы, с двумя струнами из конского хвоста и деревянным смычком.
Преподаватель филиала музыкальной школы п. Беркакит, по классу морин хуур , Долгор Жамьяновна показала инструмент и рассказала легенду, как мальчик Сухэ первым изготовил Морин хуур. У него был верный и любимый друг, они никогда не расставались, но злой и коварный хан убил лошадь. Сухэ сильно плакал и тосковал по своему верному другу, тогда дух лошади явился к нему во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из ее тела, чтобы они всегда были неразлучны. Сухэ изготовил инструмент из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Когда он заиграл на своем Морин хууре, то услышал голос, ржание и топот своего верного друга, и понял, что друг всегда с ним, поэтому он назвал его Морин хуур – голос коня. С тех пор все инструменты так называются, и их изготавливают с грифом в форме лошадиной головы и с двумя струнами из конского хвоста. Одну струну плетут из хвоста жеребца, вторую из хвоста кобылы, их должно быть больше ста для каждой струны. Меня очень впечатлила эта легенда и звучание инструмента морин хура.
Я решила узнать, как появился этот современный морин хуур, по звучанию похожий на скрипку, но имеющий при этом свой тембровый национальный оттенок. Любимый инструмент бурятского народа проделал многовековой путь, от древнего сууха хуура до морин хуура настоящего, чтобы донести до нас напевы древних бурятских улигершинов и помочь ощутить современному поколению духовную общность со своими предками.
В своей работе я описала, каким образом изменялся морин хуур, роль морин хуура в истории бурятского народа, что он представляет из себя в наши дни.
Мной , были проанализированы традиции бурятского народа, связанные с морин хуур. Я прослушала звучание разных морин хууров, Узнала, почему у инструмента такое название "Морин хуур" . Узнали имена современных мастеров по изготовлению морин хуура . На основании собранной теоретической информации , сопоставила и обобщила все известные данные о появление инструмента и под руководством своего педагога по вокалу, Завалий Виктории Степановны , изготовила информационный альбом « Морин Хуур»
Мое исследование поможет моим сверстникам в школе и обучающимся вокальной студии «Солнышко» узнать о таком уникальном бурятском музыкальном инструменте , как морин хуур. Ребята узнают о легендах , его появления , о некоторых интересных обычаях бурятского народа.
Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования: история морин хуур в жизни бурятского народа.
Объект исследования: бурятский струнный музыкальный инструмент – морин хуур
Исследуя и изучая историю происхождения бурятского национального музыкального инструмента Морин хуур, я смогу привлечь внимание сверстников к культуре бурятского народа.
В ходе выполнения работы мы использовали методы исследования:
Материалы и инструменты для выполнения практической работы:
Место проведения исследования – филиал МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» города Нерюнгри – дом Детского творчества п. Беркакит.
Сроки выполнения – 1 сентября 2023 года – 23 декабрь 2023 года.
1.1. Исторические сведения о музыкальном инструменте- Морин хуур.
Испокон веков буряты- скотоводы всю жизнь проводили под открытым небом. В летний зной и суровую зимнюю стужу жили они в легких переносных войлочных юртах.
В семье, где были музыкальные инструменты как хуур , чанза и лимба, детей учили игре на инструментах. Хуур, лимбэ и чанза в семье считались как реликвия и передавались от отца к сыну, из поколения в поколение. Инструменты мастерили сами. Существовали каноны для приготовления инструмента. Буряты- очень верующий народ, убивать какое-либо животное, кроме как для пищи, было страшным грехом. Традиционно ждали, когда змея сбросит шкуру (когда кожа змеи отмирает, она более подвержена обработке). Ценился инструмент, сделанный из корня березы.
Как, выше было упомянуто, буряты вели кочевой образ, но на такие праздники как обоо тахилган, Майдари хурал, сагаалган буряты собирались со всей территории на несколько дней. Они состязались не только в спортивных играх, но и в песнях и игре на музыкальных инструментах. Особым почетом было игра на инструменте. Молодой человек привлекал не только силой и ловкостью, но и умением из подручного материала сделать лимбу или морин хуур.
В традиционной культуре кочевников музыкальные инструменты связаны с обрядами шаманских жертвоприношений и использованием их в ритуально- обрядовой практике. Известно, что морин хуур использовали в древнейшем из родовых культов- культе предков, где он выступал в роли звукового средства общения с духами предков и божествами, к которым обращались с просьбами ниспослать на землю благоденствие и счастье. Морин Хуур – струнный смычковый инструмент, он бытует у бурят с незапамятных времен и наиболее популярен и любим в народе. Хуур – традиционный инструмент улигершинов – хранителей бурятского народного эпоса – улигеров. Улигершины рассказывали народные эпические сказания под аккомпанемент на хууре. В каждой юрте, по свидетельству путешественников, обязательно был хуур или какой-либо другой музыкальный инструмент. Сложилась даже известная пословица: «Тот не бурят, кто не поет и не играет».
Одним из наиболее древних музыкальных инструментов этнических предков бурятского народа является- сууха хуур, широко распространенный среди скотоводов- кочевников.
В зависимости от основного рода занятия населения того или иного района и, соответственно, материала, из которого изготавливался инструмент, хуур имел несколько разновидностей:
Согласно традициям инструментального исполнительства на морин хууре соответствовала идеалу музицирования кочевой цивилизации, в основном которого было вокальное одноголосие, высокоразвитое искусство импровизации.
Дугаров Д.С. отмечает, что для корпуса морин хуура использовалась твердая и прочная древесина кедра или березы. Этот уникальный с необычным тембром и звучанием инструмент был незаслуженно забыт и почти утерян в течении последних нескольких десятилетий. Благодаря Гуен Балднцэрэну, заслуженному артисту Монголии, мы сегодня имеем возможность слушать родные звуки старинного морин хуура. Много лет тому назад научившись у бурятской бабушки Норжимы, он сохранил и донес до нас технологию изготовления этого музыкального инструмента.
Видный бурятский исполнитель, композитор и музыкальный мастер Н. Халбаев рассказывал предание о способе подбора конского волоса для хуура: «Волос для изготовления струн и смычка берется только у мерина, причем, желательно, резвого. Цвет конского волоса должен быть обязательно белым».
Звучание сууха-хуура напоминает именно бурятский тембр голоса, создается такое ощущение, что инструмент рассказывает, и все можно понять, о чем он повествует.
В глубокой древности сууха-хуур у бурят звучал в ритуалах, обрядах, в военных походах, в охотничей практике и просто в быту кочевников и имел очень важное значение.
Однако такой инструмент обладал ограниченным диапазоном и слабым звуком. Он совершенно не подходил для совместного музицирования. Поэтому в 30-е годы ХХ столетия, когда закладывались традиции оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах, сууха-хуур был забыт. Традиции игры бурятского народа на сууха хуре способствовали появлению в Бурятии морин хуура привнесенного из Монголии.
Наш проект посвящен одному из традиционных музыкальных инструментов многих народов России – хуур, хуучир, моринхур Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур, хур[1][2] (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край). В России моринхур распространён в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае (здесь он так и называется – моринхур), в Калмыкии (икэл), на Алтае (икили).
Морин хуур - музыкальный инструмент, двухструнный смычковый инструмент монгольского происхождения. Имеет четырехугольный трапециевидный корпус с f- образными резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на который крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента- 100- 110 см. На шейку натягиваются две струны из конского волоса.Инструмент имеет две струны: «мужская», изготавливаемая из 140-160 волосков из хвоста скакового коня и «женская», на которую идёт 100-120 волосков из хвоста кобылы – это символы мужского и женского начала. Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.
1.Легенда повествует о возникновении древнейшего струнного смычкового музыкального инструмента кочевников- скотоводов, его чарующие звуки возникали от свиста ветра при полете крылатого коня. Волшебная сила этой удивительной мелодии сгоняла табуны лошадей на необъятных степных просторах. Когда в бездонной степи пал этот удивительный конь, его хозяин, горюя об утрате, сделал из лопаток павшего коня корпус музыкального инструмента, обтянув его кожей, из костей сделал гриф, на него насадил голову коня, из хвоста сделал смычок и струны. Вспоминая мелодию, возникавшую при полете, он воспроизводил ее на этом инструменте. Так возник морин хуур.
2. В другой легенде говорится, что морин- хуур возник во время пиршества: он был изготовлен из самого почетного предмета- из кумысного черпака. В некоторых районах западной Монголии морин- хуур называют цудгур- хуур (черпак хуур). Можно предположить, что разновидностями морин- хуура были старинные инструменты: лу хуур (хуур с головой драконоподобного существа) и хун хуур (хуур с головой человека). ( Приложение 2)
Морин хуур обладает рядом особенностей в отличии от других смычковых инструментов ( скрипка, виолончель):
1. Звук морин хуура обладает ярким национальным азиатским колоритом;
2. Безладовый строй;
3. Квартовый строй. Такой необычный квартовый строй является характерным для азиатских инструментов;
4. Материалы струны. Сейчас в современное время струны морин хуура изготавливаются из конских волос или же из лесок. Такие струны намного приглушенней нежели железные струны виолончеля;
5. Количество струн. Наличие двух струн ограничивает возможности инструмента по сравнению с виолончелью;
6. Квартовый строй и диапазон (от f малой октавы до f 3) заставляет обработать классические произведения, поменять тональность.
Таким образом существует и ряд плюсов и минусов. Но следует помнить, что этот инструмент является народным и обладает своим необычным азиатским звучанием. Морин хуур во многих произведениях играет сольное партии.
История возрождения игры на морин хууре начинается с 1992 года, когда в музыкальном училище им. П.И. Чайковского, на отделении бурятских народных инструментов был открыт класс морин хуура. Заведующий отделением бурятских народных инструментов Аюша Арсаланович Арсаланов пригласил преподавателя из Улан- Батора Мурдоржийн Басанхуу.
До того, как инструмент сууха-хуур начали возрождать, его единственный экземпляр был сохранен только в Тункинском районе. Он находился на грани исчезновения. В начале 2000-х годов на него обратили внимание, известный бурятский мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов Очиржап Жамбалов воссоздал старинный хуур. Впервые сууха-хуур был представлен бурятской общественности в 2009 году на фестивале «Голос кочевников». В этом же году было введено обучение на сууха-хууре на отделении бурятского фольклора Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. История древнейшего бурятского инструмента сууха-хуур не заканчивается, его изучают молодые музыканты, мастера народных инструментов стараются продолжать его изготовление, чтобы было возможным продвижение инструмента в районы республики, ведь в селах и деревнях живут очень музыкальные и талантливые люди.
Современный морин хуур несомненно отвечает новым требованиям времени, и продолжает совершенствоваться, но при этом ни на ноту не будет порывать со своим исконным звучанием, он по-прежнему певуч, способен создавать свободно льющийся широкий напевный звук, также доступны хууру и различные звукоподражания: ржание коня, свист, голоса птиц, звук степного ветра. Морин хуур широко используется в быту как аккомпанирующий инструмент. До настоящего времени морин хууры сохранились в Окинском и Закаменском районах.Первые выпускники были Д. Аюров,Т. Жагбаева, С. Гомбоева, Л. Шаралдаева и другие. В настоящее время выпускники преподавателя Басанхуу работают в коллективах Бурятии и за пределами республики. В Китае моринхур называют матоуцинь, что означает инструмент с конской головой. У алтайцев в дополнение к моринхуру есть родственный инструмент икили, у тувинцев - игил или игиль, у хакасов — ыых. В Индии также есть родственный инструмент рабанастр.
2. Результаты работы
Первым делом, мы, с младшей вокальной группой отправились на экскурсию, в филиал детской музыкальной школы искусств в п. Беркакит. Учитель музыкальной школы по классу «Морин хуур», Батожапова Долгор Жамьяновна, показала нам - Морин хуур, рассказала о нем:
-легенды его появления,
- строения морин хуура,
-из какого дерева его делают,
-из чего делают смычок;
Вместе с ребятами, которые учатся по классу морин хуур, они исполнили несколько произведений. Мы услышали, как звучит музыкальный инструмент. Следующий этап открытого урока , нам рассказали правила игры на морин хууре: какая правильная постановка тела,рук, как правильно держать смычок. (Нужно играть на морин хууре сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом вверх. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры, и таким образом, варьировать тембр инструмента. ( фото в приложение 3)
И самый интересный этап- нам , разрешили попробовать сыграть несколько нот. Конечно, в первый раз не очень получилось. Но было масса положительных эмоций. Мы притронулись к инструменту с вековой историей.
В начале нашего исследования музыкального инструмента морин хуур, мы составили анкету в Google форма (https://forms.gle/TWSFJyUevgREWFnx5 Отправили ссылку на анкету в группу родителей и детей вокальной студии « Солнышко». С помощью анкеты, мы хотели узнать: многие ли знают о бурятском инструменте морин хуур, умеет ли, кто – то играть на инструменте, хотели бы больше о нем узнать. В нашей анкете 9 вопросов , приняло участие: 19 человек, детей - 10 и родителей – 9. Полученные результаты Приложение ) АНАЛИЗ анкеты. Я была приятно удивлена, о морин хууре знают большая часть анкетированных. Ну очень мало из них слышали звучания морин хуура. Всего один человек из 19, умеет играть на инструменте. 12 человек хотели бы, больше узнать о морин хууре, но попробовать , сыграть захотели только 7 человек. Многим понравилось звучания инструмента, после прослушивания музыкального фрагмента.15 человек хотели бы нарисовать морин хуур. Многие хотели бы рассказать своим близким о инструменте. Внешний вид инструмента понравился 13 человек, 3 человекам не понравился, 2 внешний вид инструмента, понравился частично- только верхняя часть- голова лошади. ( Приложение 4)
После экскурсии и анкетирования, мы с педагогом преступили к изготовлению информационного альбома « Морин хуур» . Вначале, мой педагог, Виктория Степановна провела беседу по ТБ. (Как работать с ножницами и т.д.).
1 этап: Первым делом, мы подготовили весь необходимый для работы материал (картон; клей; картинки с изображением Морин хуура; ножницы; цветной картон и бумага; магниты.
2 этап: практическое выполнение работы: изготовления основы для альбома, изготовления необходимых конвертов, разных видов. ( ссылка – мастер класс изготовление конвертов https://youtu.be/Xxg4XW5XdP8?si=rfTrMxFsQtd7ydls , https://youtu.be/brEJoTYYwNs?si=wXcc5b5Id9Bk7rqA )
3 этап: продумывания дизайна , содержания страниц и оформление информационного альбома « Морин хуур»
4 этап: готовый информационный альбом ( Этапы изготовления информационного альбома Приложение 5)
Я узнала, что Морин хуур – это бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, у него гриф в форме лошадиной головы, с двумя струнами из конского хвоста и деревянным смычком. Когда играют на нем, то слышат голос коня, поэтому он так называется. И когда я стану большой, тоже научусь играть на Морин хууре.
В своей работе я постаралась рассказать о древнейшем исконно бурятском музыкальном инструменте – морин хуур, мелодия которого лейтмотивом звучала в произведениях, исполняемых Национальным оркестром Бурятии. Его звучание невозможно спутать ни с каким другим инструментом, хотя, как выяснилось, за основу современного хуура была взята скрипка. Я услышала музыку нашего народа, который жил много веков тому назад, благодаря морин хууру.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась, я смогла привлечь внимание сверстников к культуре бурятского народа, через преподнесённую информацию о струнном музыкальном инструмента « Морин хуур» , в моем информационном альбоме. Узнала, что музыкальные инструменты бурят отражают особенности хозяйственного уклада и обрядовые традиции; Провела анкетирования, узнала, что многие люди с интересом относятся к морин хуур; познакомила с музыкальным инструментом морин хуур, ребят с вокальной студии «Солнышко». Изготовили информационный альбом « Морин хуур».
Пришли к выводу, что морин хуур , является своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое бурятского народа.
Буряты продолжают сохранять многовековую историю своей культуры, не забыт и прародитель современного хуура - сууха хуур.
В современной бурятской культуре, морин хуур занял одно из ведущих мест. Он доминирует , своим благородным, бархатным тембром. Красочный тембр морин хуура прекрасно гармонирует с другими инструментами в ансамбле и оркестре. Морин хуур обладает широкими возможностями художественного воплощения контрастных образов. Самобытность бурятского народного музыкального инструментария генетически связана с аналогичным инструментарием других народов, в первую очередь, монгольского. Морин Хуур и прочие бурятские инструменты , должны как и много веков тому назад нести в этот мир послания бурятской нации, послания сотканные из звуков, о том, что человек рождается для счастья, для жизни в мире и согласии. Послания об истории небольшого народа, который немало пережил, но на протяжении веков был мудр, добр и великодушен к окружающему миру.
Возможная область применения: Результат нашего исследования можно использовать на занятиях в вокальной судии « Солнышко», на уроках музыки СОШ № 22, в работе филиала детской школы искусствп.Беркакит , при проведении бесед и внеклассных мероприятий в школьном музее, способствуя формированию духовно-нравственных ценностей качеств.
1. Бадуева Н. Хуры и чанзы могут уйти в небытие? [Электронный ресурс]. URL: http://www.infpol.ru/news/society/80493-khury-i-chanzy-mogut-uyti- v-nebytie .
2. Банеев Ю. А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. Улан-Удэ: ИПК ВСГИК, 1993. 72 с.
3. Берлинский П. М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан- хурчи. М.: Музгиз, 1933. 28 с. : ил.
4. Бурят-монгольско-русский словарь = Бурят-монгол-ород словарь: ок. 25000 слов с прилож. крат. грамматич. справочника по бурят-монг. яз. / сост. К. М. Черемисов; ред. Ц. Б. Цыдендамбаев. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1951. 852 с.
5. Дамиранов П. Н. Мелодии великой степи: произведения для суура и ансамбля морин-хууристов, сууха хуура и диатонической ятаги: учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: [б. и.], 2013. 15 с.
6. Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят: учеб.- метод. пособие / М-во культуры РБ, Респ. учеб.-метод. центр. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 187 с.: ил.
7. Демин А. Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху великой империи (XIII–XIV вв.): учеб. пособие / М-во культуры Рос. Федерации; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. 45 с.
8. Дугаров Д. С. О традиционных народных инструментах бурят // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. междунар. фестиваля «Звуки инструментов Евразии» (28 марта — 2 апреля 2006 г.). Улан-Удэ, 2006. С. 9–18.
9. Кибирова С. Лютни Центральной Азии в инструментарии монголов, бурят и уйгур // Монголия. СПб.: Фарн, 1994. С. 80–85.
10. Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов: история оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах: учеб. пособие / под общ. ред. О. И. Куницына. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. 311 с.: ил., нот., табл.
11. Музыкальные инструменты: энциклопедия / А. С. Алпатова и др.; науч.-энцикл. ред.: М. В. Есипова, О. В. Фраенова, Ю. И. Неклюдов; Гос. цен- тральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. М.: Дека-ВС, 2008. 786 с. : ил., ноты, портр., табл., факс.
12. Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка. М.: Сов. композитор, 1971. 365 с.: ил., нот.
Рисуем космос
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Ветер и Солнце
Отчего синичка развеселилась
Петушок из русских сказок