В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто же создает для нас музыку.
На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.
Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.
Вот я и решил познакомиться с музыкальными профессиями, освоить несколько современных музыкальных профессий, рассказать о них своим одноклассникам и порадовать их дискотекой
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_professii.docx | 561.72 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрюзань»
Катав-Ивановского муниципального района
Тема: Музыкальные профессии
Тип проекта: социальный
Автор проекта:
Ветошкин Кирилл,
ученик 7 «б» класса
Наставник проекта:
Тарина Марина Алексеевна
учитель музыки
Юрюзань, 2024 г
Содержание:
Введение | 3 |
1.Теоретическая часть 1.1 Музыкальные профессии | 6 |
1.2 Опыт организации мероприятия «Дискотека» | 10 |
2. Практическая часть 2.1 Организация дискотеки в классе «Осенний бал» | 12 |
Заключение | 14 |
Список литературы | 16 |
Введение
В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто же создает для нас музыку.
На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.
Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.[1]
С развитием музыки и появлением новых потребностей общества, в нашем мире появляютсямузыкальные профессии, без которых современный мир уже не обойдётся. Как бы мы слушали музыку на концертах, где большое количество людей? Ведь все хотят послушать любимого исполнителя. Или как бы мы слушали музыку, когда идем в школу, ведь хорошая музыка дает хорошее начало дня. Как бы мы слушали музыку, когда нам грустно или весело? Никак! Если бы не замечательные профессии, такие как концертный и студийный звукорежиссер, ди-джей, светооператор, благодаря которому мы видим спецэффекты и чувствуем атмосферу мероприятия и другие.
Я решил провести исследование и выяснить, знают ли мои одноклассники какие существуютсовременные музыкальные профессии.
На вопрос–«Какие музыкальные профессии вы знаете?» мои одноклассники ответили: «профессии, связанный с исполнительством» - 76%; «профессии, связанные с обучением» - 8%; «профессии, связанные с созданием музыки» - 8%; «технические профессии, связанные с музыкой» - 8%» (рис.1)
Рисунок 1
На вопрос «Кто такие звукорежиссёр, светооператор, ди-джей, аранжировщик?» -40% одноклассников ответили правильно, а остальные 60 % затруднились ответить. (рис.2)
Рисунок 2
Моя жизнь связана с музыкой. Я учусь в музыкальной школе, играю на гитаре, пою в вокальной студии «Радость». В нашем классе есть традиция, устраивать весёлые праздники «День именинника», «Осенний бал», «8 марта». А какой же праздник без музыки? Вот я и решил освоить несколько современных музыкальных профессий, рассказать о них своим одноклассникам и порадовать их дискотекой.
Цель: организация дискотеки в классе «Осенний бал», для знакомства моих одноклассников с новыми музыкальными профессиями
Задачи:
Этапы работы над проектом:
1.Теоретическая часть.
1.1 Музыкальные профессии
Что мы знаем о профессиях, связанных с музыкой. Сегодня музыканты – это деятели искусства, которые во многом определяют культурный облик времени. Первые музыкальные профессии появились вместе музыкальными инструментами, то есть в далекой древности. При этом их роль на протяжении всей истории была очень значимой, поэтому далеко не каждый человек, обладающий музыкальным слухом, мог не то, что стать музыкантом, а просто выучиться игре на каком-либо инструменте.
Например, в эпоху Средневековья многие музыканты были монахами. Постепенно игра на музыкальных инструментах стала не столько проявлением искусства, сколько показанием статусности и благосостояния семьи. Помимо этого, существовали и бродячие музыканты, которые чаще всего были самоучками и набирали в ученики таких же самоучек.
Сегодня же подобной проблемы не стоит, выучиться игре на музыкальных инструментах или пению может любой человек, обладающий необходимыми задатками и желанием. Более того, начать образование в этой области возможно, как в детстве, так и уже в зрелом возрасте. Поэтому профессия музыкант на данный момент – это скорее внутренний выбор, образа жизни.
Так как музыкант – это общее название для эстрадных исполнителей, участников оркестров, а также музыкальных групп различных жанров, можно выделить несколько групп музыкальных профессий:
Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки, рок-музыки.С каждым годом происходит увеличение концертных мероприятий России и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк.[3]
Какие же современные музыкальные профессии востребованы на данных мероприятиях? Конечно, в первую очередь это сами исполнители – певцы, музыканты. Но для современного концерта в огромном зале этого мало.
Звуком на современных концертах занимаются звукоинженеры, звукорежиссеры, ди-джеи и звукооператоры. Это творческие профессии, связанные между собой.
Профессия - звукоинженер. Вначале мероприятия в концертном зале или на уличной сцене работает звукоинженер. Он расставляет, развешивает и настраивает многополосные звуковые системы или линейные массивы, при этом рассчитывая скорость звука, отражения, мощность систем и т.д.
Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона, сочетается с технической. Человек, занимающийся этой профессией, как правило, владеет и техническими аспектами профессии — хорошо знает физику звука, разбирается в музыке и психоакустике (научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком), имеет музыкальное образование(знания, умения и навыки в области музыки, необходимых для профессиональной музыкальной деятельности).
Профессия звукорежиссер делится на несколько связанных между собой профессий:
Ди-джей– человек(артист), осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением. Сведение(плавное переключение или перетекание одной композиции в другую) композиций ди-джей осуществляет с помощью двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и особого микшерного пульта: ди-джей-микшера.
При воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения (необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами). Также на современных диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов — лупов) и звуковые эффекты.
Настоящий ди-джей является человеком – хорошо чувствующим музыку и при этом психологом который видит настроение и предпочтения людей, для которых он дарит своё творчество.
За весь свет или работу световых приборов на площадке отвечает художник технолог или светоинженер. В его обязанности входит управление световым пультом и создание алгоритма воплощения творческих задумок художника по свету. Он должен знать устройство световых приборов и уметь их использовать для достижения поставленной задачи.
Художник по свету – человек, создающий атмосферу и настроение мероприятия, в строгом соответствии его формату. Его задачей является создание целого визуального образа и постановка освещения. Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной зарисовки на концерте. Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна.
Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах. Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.
К сожалению профессии, связанные с работой на сцене не так распространены, как артисты, но имеют большое значение на выступлениях звезд. Ведь без звука, света, и других эффектов, например: видео, дыма, огня и т.д. выступление артистов будет не интересно. Хотя при всем этом, артист может обойтись без эффектов совсем, к примеру - спеть а-капельно (без музыки), но не для большого количества людей, ведь силы его голоса не хватит чтобы тысячи или миллионы человек смогли услышать это [7]
1.2 Опыт организации мероприятия «Дискотека»
Дискотека - это форма проведения массового досуга, в основе которой заложено единство эстетических и технических компонентов, развлекательного и познавательного материала. Поэтому ее организация требует специальной подготовки. Дискотеки проводятся в целях организации досуга молодежи.
Задачи организации проведения дискотек:
- создание условий для отдыха и досуга молодежи;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование духовно-нравственных и эстетических качеств.
Для начала необходимо определить вид и тему дискотеки, написать ее сценарий или сценарный план, определить состав аудитории и профессиональную готовность ведущего.
Условно можно выделить несколько видов дискотек.
1. Танцевально-развлекательная дискотека ведет свое начало с танцев "под граммофон" или "живой" оркестр. Не следует уповать только лишь на импровизационные способности ведущего дискотеки. Чтобы программа стала интересной и веселой для присутствующих, ди-джей должен умело комментировать музыкальные композиции и вставлять развлекательные тексты в перерывах между музыкой и танцами. Поэтому в ходе вечера ему следует опираться на сценарий и на заранее приготовленные тексты и репризы.
2. Тематическая дискотека. Ее стержнем является комментарий к музыкальному материалу, в котором представляется информация об исполнителях, музыкальном направлении и т.д. Ведущему важно не только комментировать музыку, но и иметь свое суждение о ней.
Названные виды дискотек не рассчитаны на большие залы и многочисленную аудиторию - они носят, по сути, камерный характер, а значит подходят для классного вечера.
Необходимо заранее определить время диско-вечера: небольшой танцевальный вечер длится 40-50 минут, При организации дискотеки нужен целый ряд специалистов: и режиссер, и ведущий, и ди-джей, и светооператор, и видеооператор. В музыкальной школе я уже помогал в организации и проведении разных мероприятий. Мне нравиться примерять на себя профессии ди-джея, звукорежиссера, светооператора. В дальнейшем я хочу полностью посветить свою жизнь этой сфере деятельности. Вот и сейчас получив от классного руководителя задание - организовать в классе дискотеку «Осенний бал», я с радостью принялся за дело.
Центральной фигурой дискотеки является ведущий, или ди-джей. Он должен обладать определенными знаниями о современной музыке; актерскими, музыкальными и организаторскими способностями, а также быть энергичным, темпераментным человеком. Кроме того, ему следует быть готовым к импровизации, уметь комментировать популярную музыку. Важно, чтобы ди-джей умел увлечь присутствующих и создать в зале непринужденную атмосферу. Он должен разбираться в аппаратуре и, если потребуется, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте или спеть. Кроме того, успех в деятельности ди-джея во многом обеспечивается хорошей дикцией и звучным голосом. Еще одна способность, которая необходима ведущему - это умение быстро реагировать на настроение окружающих и перестраиваться по ходу действия в соответствии с запросами и реакцией аудитории [8]
Значительную роль в оформлении зала играет освещение. Подбор световой аппаратуры чрезвычайно важен, поскольку часто свет остается единственным художественно-выразительным средством вечера. Однако перенасыщение яркими лучами и хаотичным мельканием вызывает у аудитории утомление и раздражение.
Не менее важным является регулировка звука аппаратуры. Излишняя громкость заглушает речь ведущего и утомляет присутствующих. Чистота и мощность звука должна быть отрегулирована таким образом, чтобы голос ведущего хорошо прослушивался в любом конце аудитории.
Учитывая указанные детали, можно надеяться на удачное проведение дискотеки [9]
2.Практическая часть
2.1 Организация дискотеки в классе «Осенний бал»
Прежде чем организовывать дискотеку в классе «Осенний бал», я разработал сценарий мероприятия, придумал конкурсы, подобрал музыку, которая подходила под тему «Осеннего бала» и нравилась бы моим одноклассникам.
За несколько часов до мероприятия я принёс и подключил звуковое оборудование, необходимое для дискотеки – компьютер, микшерный пульт, колонки.
Я на дискотеке работал ди-джеем и включал музыку для танцев. На самом деле ди-джей это не просто человек, включающий музыку и добавляя в неё различные эффекты, это настоящий психолог, который должен проникнуться в настроение танцующих и понять, какая музыка подходит для этих людей лучше.
На дискотеке мне помогал мой друг. Он выполнял роль светооператора. Для своей работы на дискотеке он установил 4 световых прожектора и генератор дыма.Мои одноклассники никогда не видели эффект дыма, который создавал особое настроение ведь через дым проходили яркие разноцветные лучи, казавшиеся объемными из-за него.
По нашему мнению, и по мнению всего класса это была самая лучшая дискотека которая когда-либо проходила!
Заключение
Таким образом, в ходе работы над проектом я собрал информацию о музыкальных профессиях, изучил историю их происхождения, систематизировал эти профессии. Выявил и определил современные музыкальные профессии.
Подготовил и провёл дискотеку в классе «Осенний бал», в ходе которой одноклассники познакомились с новыми музыкальными профессиями – ди-джей, звукорежиссёр и светооператор.
По завершению своей работы я снова провёл среди одноклассников опрос и выявил, что из 25 опрошенных, все 25 человек знают кто такие ди-джей, светооператор, звекорежиссёр, поэтому цель моего проекта была достигнута.
В ходе работы над проектом я понял, что участвуя в проведении мероприятия, занимаясь звукорежиссурой и ди-джеингом, я стараюсь дарить хорошую и качественную музыку для зрителей, при этом получая собственный опыт для дальнейшей работы в этой сфере музыки, открывая новые горизонты и ломая стереотипы возраста. Стараясь выйти из зоны комфорта, я нахожу для себя новые возможности и открываю тайны музыки. Казалось бы, что такое музыка? Ноты, песенки, музыкальные инструменты. Нет! Это огромный мир, окружающий нас каждую минуту и секунду! Дарящий для нас душевное спокойствие и теплоту. Ведь есть музыка, с которой хочется поплакать, порадоваться или отдохнуть, а есть та которая лечит, наш внутренний мир и нашу душу.
Вот для этого и нужны музыкальные профессии.
Список литературы:
Электронные источники:
Сладость для сердца
Филимоновская игрушка
Злая мать и добрая тётя
Волшебная фортепианная музыка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка