У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, праздники и обряды, песни и танцы.
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальное творчество | 227.21 КБ |
Курумканское районное управление образования МО «Курумканский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
671632, Республика Бурятия, Курумканский район, с.Улюнхан, ул.Новая,1, тел/факс 8(30149) 91524
Тема работы:
«Музыкальное творчество эвенков»
Автор: Хобракова Ксения, учащаяся 7 класса
Научный руководитель: Ринчинова Нелли Валерьяновна,
учитель эвенкийского языка и литературы
МБОУ «Улюнханская СОШ»
Улюнхан, 2022
Содержание
1.Введение ...........................................................…….…….……………………………3
2. Немного из истории…………………………………………………………………… 3
3. Жанровая классификация ……………………………………………………………..4
4. Три вида песен…………………………………………………………………………..4
5. Музыкальные инструменты……………………………………………………………5
6. Фоноинструменты, используемые в шаманских камланиях………………………...5
7. Заключение……………………………………………………………………………...6
8. Список литературы …………………………………………………………………….7
9. Приложение……………………………………………………………………………. 8
Введение
Эвенки – это один из древнейших этносов Средней и Восточной Сибири, который издавна кочевал от Енисея до Тихого океана.
Компактными группами эвенки живут в Эвенкийском автономном округе, в Иркутской области, в Читинской области, в Алданском, Олекминском, Усть-Майском, Нерюнгринском районах Якутии и в Хабаровском крае. В остальных областях они живут смешанно с коренным населением. Например, в Бурятии, Амурской, Сахалинской областях. Вне России около 40 тысяч эвенков живут в Северо-Восточном Китае (в Маньчжурии) и несколько тысяч – в Монголии.
Актуальность работы связана с необходимостью изучения музыкальной культуры эвенков, как одного из малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.
Объект исследования – музыкальное творчество эвенков.
Предмет исследования – песни, танцы и музыкальные инструменты эвенков.
Цель: выявить и изложить основные виды и особенности музыкальных инструментов, песен и танцев.
Задачи: изучить историю и особенности эвенкийского танца и песни, музыкальных инструментов.
У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, праздники и обряды, песни и танцы.
Немного из истории.
Немаловажную роль в жизни эвенков играли песни и танцы. Их исполняли на танцах, семейных сборах. Для исполнения готовили праздничную одежду и другие предметы: нагрудники, передники, натазники, головные уборы. Люди пели песни, сочиняя их на ходу: об окружающей природе, о своей судьбе и т.д. Песни были весёлыми и грустными.
До XX века сведения о жанрах эвенкийского фольклора были отрывочными. В конце XVIII века один из участников русской экспедиции ученого – биолога Петра Палласа этнограф Иоганн Георги пишет о популярном у баргузинских эвенков пении, «несколько однообразном, но довольно приятном», где воспеваются «любовь, охота, олени, красивые местности, храбрые подвиги предков, чудеса и приключения» [1, с. 5]. В том же веке российский путешественник и учёный Якоб Линденау описывает хороводную пляску эвенков. В это время публикуются работы, где приводятся тексты песен, поющихся шаманских заклинаний, песенные отрывки из сказаний. В XIX в. российский путешественник и географ Александр Миддендорф, публикует описание эвенкийского кругового танца и приводит несколько нотных примеров, характеризующих напевы танцев. О танцах эвенков писали в своих трудах такие ученые-этнографы XIX в. как этнограф Вацлав Серошевский, натуралист Ричард Маак и др.
Жанровая классификация
Исследователи эвенкийского фольклора по-разному подходят к вопросу жанровой классификации. Например, Глафира Макарьевна Василевич выделяет 7 жанров в тунгусском фольклоре: 1) икэн (хан) – песня-импровизация преимущественно для ритма пляски; 2) давлавун – переводная песня, заимствованная от соседей; тагивка – загадка; 3) нимӈакан – миф, сказка, героическое сказание, родовое предание, легенда; 4) улгур – рассказ о случае, сохранившемся в памяти живущих; 5) турэчивкэ – поговорка; 6) одё (нгэлэму) – запрет, табу, оберег; 7) эривун – шаманская песня (созыв духов) [4, с. 195]. Их них четыре связаны с музыкой, пением (1, 2, 3, 7). Другой исследователь, Михаил Григорьевич Воскобойников дает следующую классификацию эвенкийского творчества: 1) сказка – нимӈакан; 2) героическое сказание или эпизоды из героического эпоса – улгур; 3) предание о давно минувших событиях – улгур; 4) песня, которая делится на подвиды: а) икэвун – песняпляска или круговая пляска; б) хэгэвун – песня-импровизация и припевы в сказаниях, скороговорки, импровизация без слов во время песни-пляски; в) давлавун – песня-импровизация и песня с устойчивым текстом; 5) загадка – ӈэнэвкэ; 6) считалка – танивка; 7) пословицы и поговорки – гунмэк; 8) шаманское песнопение – саман нимӈаканин; 9) заговоры, заклинания.
Три вида песен.
Песни можно разделить на три вида: хэвэ (хэгэ), давлавур, икэр.
Самыми распространенными были хэгэ (хэгэвун). Пели их долго, без перерыва.
Давлавур – это наиболее современный вид песни, с устойчивым текстом.
Икэвур – круговая пляска, которые заводит запевала – икэлэн, а другие её подхватывают, подражая движениям людей, животных, птиц. В икэвуне эвенков ярко выражаются мысли чувства людей. В медленном темпе в сопровождении заунывных песенных напевов икэвун исполнялся в случаях: смерти, несчастного случая с охотником, эпидемии в оленьем стаде и т.д.
Икэвун в быстром исполнении, сопровождаемый радостными напевами исполнялся во время удачной охоты, в день рождения ребенка и т.д.
Перед пляской все участники повторяют слово «Кэ!» (ну!). слова песен традиционны, заново они не придумываются. Каждая мелодия исполняется различно в зависимости от обстановки и настроения участников.
К хороводным относится старинный танец «Ёхорье» и много других.
Музыкальные инструменты.
В XVIII веке путешественник Иоганн Георги описывал эвенкийский струнный инструмент «кур». В середине XX века эвенковед Глафира Макарьевна Василевич пишет о бытующих у эвенков варганах (деревянном и металлическом), высушенном птичьем горлышке и луке [4, c. 209]. Музыковед Юрий Шейкин в своей работе отмечает у эвенков кроме музыкальных инструментов охотничьи и хозяйственные, обрядовые и ритуальные [9, c. 39]. Например, охотничий лук аланга или бэр~бэркэн, на котором эвенкийские шаманы играли во время гадания. Или пластинчатый варган, который у большинства эвенков называется коӈгипкавун (губной металлический инструмент), но у представителей охотской группы – тэргилбакаун, у западных и центральных групп эвенков – пангар ~ пэнгивкэ ~ паӈгивкавун, у енисейских и витимо-олекминских эвенков он также имеет свое называние – пургипкаун ~ пэрӈипкэвун. Это губной деревянный инструмент. он же комус, хомус, комыс, аманхуур, тумран, зубанка.
Изготавливали также рожок из бересты – оревун – для подражания реву сохатого. Оревун – это традиционный духовой инструмент эвенков, конусная труба длиной около 70 см, сделанная из дерева или бересты. Изначально к музыке оревун не имел отношения: это был манок для лося и изюбра, подражающий крику самца в период гона. Название инструмента произошло от слова, означающего «трубить», «реветь». Второе название оревуна – оленная труба.
Исследователи отмечали, что звуки оревуна близки и по названию, и по интонации к шаманскому зову – у эвенков этот жанр называется эривун.
Конковур – старинный ударный инструмент эвенков. Точнее, это целая ударная установка. В сборную конструкцию входят многочисленные муруки (бочонки) разной высоты и диаметра, музыкальные палочки («мокан») на специальной треугольной подвеске, ложки («ункан»), «чипича» – деревянная «птичка», звук из которой извлекается поворотом рукоятки.
В конковур может входить и «кокчан» – полая палка с привязанными к ней оленьими копытцами, и «дынчики» – деревянная лопатка с деревянными же шариками на нитках: болтаясь и ударяясь о лопатку, они издают характерный звук, будто копыта простучали… Другие составные части конковура – колокольчик «конактэ» и свистки, воспроизводящие голоса разных птиц. Словом, не инструмент, а настоящий оркестр!
Эвенки называют конковур бревном. Так оно и было когда-то: эвенкийские музыканты умудрялись играть на обычных 2-3 метровых бревнах – просто стучали по ним палочками. С собой такой «инструмент» кочевники не возили: проще найти новый. Постепенно бревно «обрастало» охотничьими манками, бытовыми предметами, амулетами. Так и получился конковур – таким, каким мы его знаем сегодня.
Фоноинструменты, используемые в шаманских камланиях.
Для шамана изготавливались специальная одежда и фоноинструменты. Использование шаманского бубна, жезла, плаща с подвесками-погремушками у эвенков было строго регламентировано. Их применение с другими целями было строго запрещено. Особое внимание уделяется бубну. Он проходил специальный обряд одухотворения и в дальнейшем считался живым помощником шамана. Буквальное значение бубна можно перевести как «громко звучащий предмет». Шаманская музыка представлена такими жанрами как эривун – песни-кличи, обращенные к духам, исполняемые обычно в начале камлания.
Заключение.
Эвенкийский фольклор, несомненно, жанрово многообразен, требует более глубокого изучения, осмысления. Современное музыкальное творчество по-прежнему в своем большинстве основывается на этнических традициях. Практически в каждом месте компактного проживания эвенков находятся энтузиасты, способные организовать деятельность самодеятельных творческих коллективов, многие из которых выступают за пределами своих республик.
Список литературы
Приложение.
Оревун
Коковур
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Три загадки Солнца
Девочка-Снегурочка
Два плуга
Сказочные цветы за 15 минут