Детский исследоватльский проект "Сотворение музыки" - совместная исследовательская работа воспитанницы подготовительной группы ДОУ, родителей и музыкального руководителя ДОУ, в поиске ответа на вопрос "Как появилась музыка и кто ее придумал?"
Вложение | Размер |
---|---|
sotvorenie_muzyki.docx | 756.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г. Головко» ДО №8 «Малыш»
Подготовила:
Воспитанница подготовительной группы
Самойлова София
МБОУ «СОШ№4» ДО №8 «Малыш»
Куратор: Башлаева Татьяна Николаевна
Музыкальный руководитель ДО №8
Г. Прохладный КБР 2023г
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
Фридрих Ницше
Музыка! Великое, никогда не увядающее искусство. Оно окружает нас с древнейших времен, и по сей день. Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева. И все - таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко и безошибочно выделяет особые звуки – музыкальные.
Пояснительная записка:
Меня зовут София и мне 7 лет. В детском саду на музыкальных занятиях мы слушаем много музыки – веселой и грустной, детской, современной и классической. Мы играем на детских музыкальных и шумовых инструментах. И однажды я спросила у музыкального руководителя Татьяны Николаевны: «Откуда появилась музыка? Кто ее сотворил, придумал?» Татьяна Николаевна задумалась, и предложила мне вместе разобраться в этом вопросе, потому что тема сотворения музыки оказалась для меня очень интересной и увлекательной. Поэтому мой исследовательский проект направлен на изучение вопроса о возникновении музыки. Я попросила своих родителей помочь мне оформить проект, чтобы потом я смогла поделиться своими исследованиями с друзьями и знакомыми.
Тип проекта:
По количеству участников: Индивидуальный;
По содержанию: творческий, познавательный;
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Автор проекта: Самойлова София 7 лет,
куратор – Башлаева Т.Н., музыкальный руководитель ДОУ.
Проблема:
Музыка… Что может быть лучше? Каждая нота, каждый аккорд неповторимы. Нашу жизнь без нее не представить. Музыка - это тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде.
Музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то. Мы воспринимаем музыку, как искусство, как жизненную необходимость, как обычное явление, но мы никогда не задумываемся: «Кто придумал музыку и кто сотворил? Откуда она берет свое начало?» Чтобы музыка жила вечно, мы обязаны знать историю ее появления!
Актуальность:
Музыка сопровождает человека от рождения до самой смерти. Мать поет колыбельную новорожденному, ребенок разучивает песенки, подросток слушает композиции любимой группы, взрослый смотрит фильмы. Ведет ли человек светскую жизнь или предпочел мирской суете тишину монастыря, ходит ли он на работу в офис или отправляется рано утром кормить кур и коров на ферме,— это не имеет значения. Звуки, художественно организованные и гармоничные, едины для всех и способны тронуть любую душу и открыть любое сердце. Поэтом тема возникновения музыки всегда будет актуальна в современном обществе.
Чтобы сформировать интерес не только у меня, но и у моих друзей к истории возникновения музыки и её разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, у меня возникла идея данного проекта, который позволит мне попасть в огромный мир изучения сотворения музыки.
Цель моего проекта:
Повысить уровень знаний в области возникновения музыки и первых музыкальных инструментов, прикоснуться к истории эволюции музыки и ее эпохам.
Задачи моего проекта:
Предполагаемые результаты:
Этапы деятельности:
Подготовительный этап:
Исследовательский этап:
Итак, приступим к изучению сотворения музыки.
Обратимся к древней истории
Родители мне прочитали книгу «Мир музыки» автор Марк Зильберквит. В ней автор рассказывает об истории произошедшей в древней индии.
«Нареда сидел однажды погруженный в свои раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновением ветра, прельстили его слух; они всё продолжали расти, становясь всё прекраснее и разнообразнее…» Так древнее индийское сказание рисует тот начальный момент, когда вдруг из «ничего», от легкого дуновения ветерка возникла первая музыка. Бога Нареду древне индусы считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство. Но то весьма спорный вопрос.
Споры о том, где и когда появилась музыка, обсуждаются уже очень давно. Однозначно ответить на этот вопрос трудно, скорее всего, музыка зародилась одновременно с возникновением человечества. С Древних времен до наших дней пришло немало легенд о « изобретении» музыки.
В Древней Греции считали, что музыка не только правит Вселенной, но и является великим даром Богов. Греки отождествляли Апполона не только с солнцем, но и считали его покровителем искусства, и в особенности музыки.
Одни историки предполагают, что музыка произошла от природных звуков. Раскаты грома, шелест листвы, шум дождя-были прообразом первого музыкального ряда. Другие уверены, что музыка произошла от человеческой речи: напевное протяжное произношение слов.
Однозначного ответа нет и можно только гадать о том, какой же была первая мелодия, созданная человеком. Древние люди видели в музыке нечто мистическое и таинственное, и наделяли ее космической силой. Например, древние индейцы верили, что при помощи звуков можно повлиять на судьбу человека. Даже до наших дней во многих племенах Африки сохранились обычаи шаманства, где при помощи определенных звуков, которые превращаются в мелодию, выгоняют злых духов, борются с болезнями и призывают дождь. У индусов даже музыка является магическим оружием для укрощения слонов и змей.
Доисторическая форма музыки
Первая музыкальная форма, с начала история возникновения музыки, обозначена специалистами как примитивная (доисторическая) музыкальная традиция. Существующие современные виды музыки у американских индейцев и у аборигенов Австралии по аналогии принято называть доисторическими. Вообще, понятие доисторической музыки принято применять в отношении европейских цивилизаций, а во многих других странах используются понятия традиционной, фольклорной или народной музыки.
Самым архаичным инструментом, существующим с древности и дошедшим до нашего времени, является флейта. Данный артефакт был обнаружен во время раскопок древнейших скульптур, возраст которых датируется в 40 тысяч лет.
Музыкальное письмо
Следующим этапом в музыкальной эволюции считается переход на традицию музыкального письма, в следствие чего возникла музыка древнего мира. Самая старинная песня на сегодняшний день имеет возраст 2 тысячи лет. Она была зафиксирована на глинобитной табличке, обнаруженной при раскопках Нипура. Исследования древних изображений, воплощенных на стенах и керамических вазах, а также письменных памятников, свидетельствуют, что в те времена музыка развилась в полифоническую форму. Судя по описанию, одна из флейт могла исполнять основную музыкальную тему, одновременно с ней играла другая, создающая фоновое звучание. Относящимися к тому времени инструментами являются флейты и обнаруженный в долине реки Инд струнный инструментарий.
Музыка в древнем мире
Существуют отдельные документальные источники, которые доказывают, что персы обладали хорошо развитой музыкальной культурой. В частности, в сасанидский период существовала оживленная музыкальная жизнь в Персии. При этом до наших дней дошли имена наиболее известных музыкантов. Среди них стоит выделить Рамтина, Накиссу, Барбода. Также сохранились названия их некоторых работ.
На древних папирусах и на стенах пирамид остались строчки религиозных гимнов. Они же зафиксированы в «Книге мертвых» и в «Текстах пирамид». Помимо этого, существовали так называемые страсти и мистерии. Одним из наиболее востребованных сюжетов были страсти Осириса. Он каждый год умирал и воскресал. Также существовали песни-плачи женщин над мертвым Осирисом. Исполнение песен часто дополняли драматические сцены. Бытует мнение, что максимального расцвета музыка в древний период достигла в Греции. Само понятие тоже обладает греческим происхождением. В этой стране людям удалось впервые увидеть связь между высотой звука и числом. Ее открытие приписывается Пифагору.
Те времена отметились постоянными войнами. Это привело к активному развитию военной музыки. Одновременно с этим наблюдалось развитие лирической поэзии. Ей аккомпанировали музыкальные инструменты. Одними из известнейших авторов песен были Сапфо, Архилох, Алкей.
Отдельно стоит упомянуть поэта и музыканта Пиндара, который считается классиком хоровой лирики. Он написал большое количество гимнов, победных од, застольных песен. Произведения этого автора отличались многообразием форм. Они обладали причудливыми и богатыми ритмами. На основе произведений Пиндара началось развитие дифирамбов, которые исполнялись на дионисийских праздниках, датированных 600 годом до нашей эры.
Старинная музыка
Старинной музыкой считается эпоха со времен заката Римской Империи до конца 18 века. Истоками возникновения музыки в начале данного гигантского периода стала католическая церковь, богослужения в которой сопровождались незначительным музыкальным фоном. После чего во всех мировых цивилизациях началось интенсивное развитие и разнообразие музыкальных знаний и соответствующего инструментария. В пределах огромных регионов развивались свои индивидуальные музыкальные традиции, абсолютно не похожие на соседние. Появлялось множество музыкальных инструментов, которые по мнению народов наиболее подобающе передавали отдельные аудиоэффекты. У разных народностей складываются характерные виды музыкальных инструментов.
Музыкальное образование
Изначально музыкальное образование давалось в церквях, либо музыке обучались у тех, кто умел играть. Постепенно наряду с церковным образованием, появились школы, дающие музыкальные навыки для светского увеселительного направления. Появлялись трубадуры, барды и т.д. Средневековая музыка послужила основой для зарождения музыки эпохи раннего Возрождения. Появляется понятие академической музыки, развитие которой исчисляется уже на уровне столетий. Становятся общепризнанными и международными конкретные инструменты, наиболее мелодично и многообразно издающие звучание. Принимаются общие нормы и обозначения музыкальных терминов, музыке обязательно обучают детей дворянских и знатных родов.
Эпоха возрождения
Развитие музыки эпохи Возрождения считается важнейшим этапом развития этого жанра искусства на Земле. Он датируется периодом примерно между 1400 и 1600 годами.
В 1534-1600 годами в Венеции наиболее значимым событием в музыке был polychoral, который отличался развитым стилем. Он дал европейским странам одни из наиболее звучных мелодий. Тут использовались разные хоры исполнителей, струнные и латунные инструменты.
Основой римской школы была группа композиторов, которые в основном специализировались на церковной музыке. Самым известным представителем этого направления стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Это имя вызывает стойкие ассоциации с полифоническим совершенством.
Пик расцвета музыки пришелся на период 1588-1627 году. Именно тогда появились английские мадригалы. Этим термином называли капеллу, которая была копией или прямым переводом итальянских моделей. Многие из таких ансамблей включали 3-6 голосов.
Эпоха барокко
Появление нового направления в музыке датируется 1600-1750 годами. В этот период наиболее активно стали развиваться теория музыки, имитационный контрапункт. Также в это время появилась диатоническая тональность. Музыкальный орнамент этого периода стал более совершенным. Также претерпела изменения музыкальная нотация и появились различные способы игры на музыкальных инструментах. Этот период отмечен расширением границ жанров музыки. Исполнение музыкальных произведений в этот период стал намного сложнее. К тому же именно в эпоху барокко появилась опера.
Период классицизма
Этот период датируется 1730-1820 годами. Эта эпоха отмечена произведениями Моцарта и Гайдна. Ярким представителем эпохи классицизма считается и Бетховен. Этих творцов называли венскими классиками. Именно эти композиторы оказали значительное влияние на последующее развитие музыки.
Эпоха романтизма
Этот период начался в 1820 году и продолжался до первой половины прошлого века. Важной чертой этого направления стал резкий контраст между мечтой и обыденной жизнью. Изначально романтизм был антагонистом классицизма. При этом идеалам Античности противопоставлялось искусство Средневековья или дальних экзотических стран. Благодаря появлению романтизма были открыты достижения народа, заключенные в сказках, песнях и легендах.
Наше время
В наше время история возникновения музыки изучается специальной наукой, которая так и называется - история музыки. Она является отраслью научного и учебного музыковедения, которая преимущественно изучает культуру европейской музыки, ее основные ступени развития, школы и жанры. Во многом, воплощенные в музыкальном выражении интонации и чувства зависели от географического положения народных композиторов и происходящих там событий, поскольку было весьма актуально выражать свои ощущения в многогранном и многоликом музыкальном произведении.
Метод, изучающий историю музыки, состоял в систематизировании видов и форм музыки, используемых инструментов, а также способов передачи звучания на бумаге. История возникновения музыки, начавшаяся более 50 тысяч лет назад и сегодня является весьма актуальным объектом изучения.
Заключительный этап:
Вывод:
Изучив, при помощи моей семьи, всю информацию относительно сотворения музыки я пришла к выводу, что музыка по своей сути уникальна и человек во все времена в ней нуждался, даже в самой глубокой древности. В самые первые моменты зарождения цивилизации люди уже стремились одухотворить и разнообразить свою жизнь, и методом проб – получить музыкальные звуки.
Для себя я себя я сделала вывод, что человек с рождения открыт для музыки и тянется к ней. Музыка – расширяет кругозор и сознание, культурно и духовно обогащает. Занимаясь музыкой с детства, человек развивается гармонично, повышает свои интеллектуальные и творческие способности, становится одухотворенной и креативной личностью.
Сила музыки в том, что она способна сделать человека счастливым. В ней можно найти опору, поддержку и вдохновение, через нее можно выразить себя и сказать людям о том, что тебя волнует, найти отклик в сердцах людей. И как верно и точно сказал о музыке композитор Дмитрий Шостакович: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Я благодарна родителям и музыкальному руководителю за помощь в исследовании и оформлении моего проекта. Теперь я могу поделиться им со своими друзьями и родственниками. Работать над проектом было очень интересно и увлекательно. Я не жалею потраченного времени на проект, так как я очень много узнала нового для себя и мне было очень интересно собирать информацию.
Источники:
Мир музыки. Марк Зильберквит.Москва «Детская литература» 1988г -335с.
Мост Леонардо
Что такое музыка?
Ералаш
Ворона
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?