В наш нелёгкий музыкальный век, развитие музыкальных способностей обусловлено формированием эмоциональной сферы, пробуждением воображения. Через пение мы помогаем себе устранить или смягчить утомляемость, замкнутость, угловатость. Раскрепощаемся и получаем удовольствие. Воспитание вокальными и инструментальными традициями – одно из важных средств нравственного и эстетического воспитания. Нам в детстве важно реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать певческие навыки, приобщаться к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Занятия вокалом, позволяют каждому находить возможность для творческого самовыражения личности, через сольное или хоровое пение. Умение правильно и красиво петь пригодится каждому из нас в жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vokalnaya_muzyka_i_tipy_pevcheskih_golosov.docx | 345.94 КБ |
proekt_vokalnaya_muzyka.ppt | 2.34 МБ |
buklet_pamyatka_vokalista.doc | 1.19 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя школа №2
Проект по музыке
«Вокальная музыка и типы певческих голосов»
Выполнила:
Зограбян Евгения Арменовна,
8а класс
Руководитель:
Кузнецова Светлана Николаевна
п. Сосновское
2022
Введение
В наш нелёгкий музыкальный век, развитие музыкальных способностей обусловлено формированием эмоциональной сферы, пробуждением воображения. Через пение мы помогаем себе устранить или смягчить утомляемость, замкнутость, угловатость. Раскрепощаемся и получаем удовольствие. Воспитание вокальными и инструментальными традициями – одно из важных средств нравственного и эстетического воспитания. Нам в детстве важно реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать певческие навыки, приобщаться к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Занятия вокалом, позволяют каждому находить возможность для творческого самовыражения личности, через сольное или хоровое пение. Умение правильно и красиво петь пригодится каждому из нас в жизни.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Я занимаюсь вокалом и хочу продолжить свое образование в музыкальном училище, поэтому очень важно сберечь голосовые связки в подростковом возрасте.
ПРОБЛЕМА
Поскольку голосовые связки - это хрупкий, редкий и очень индивидуальный инструмент, даже существуют определённые правила охраны певческого голоса. Я для себя определила проблему: Как сохранить певческий голос?
Цель ПРОЕКТНОЙ работы:
Создать памятку « Правила вокалиста»
Итак, я поставила перед собой конкретные задачи:
1. Познакомиться с мировыми исполнителями вокальной музыки.
2. Изучить разновидности певческих голосов их звучание.
3.Оформить памятку «Правила вокалиста».
Источники информации.
2) Интернет.
План действий.
План работы над проектным продуктом представлен в таблице 1.(Приложение 1)
Выбор проектного продукта.
1. Справочник
2. Презентация
3.Памятка
Критерии оценки проектного продукта.
2. Содержание:
Основная часть проекта
Вокальная музыка - это один из жанров музыки.
Во- первых, это музыка предназначенная для пения, во – вторых, при всём разнообразии её жанров, она является одной из самых популярных. Сам жанр вокальной музыки, имеет свои разновидности: песня, романс, баллада, ария, вокализ, ансамбль, хор, канон.
Состав исполнителей вокальной музыки
Соло - один исполнитель
Ансамбль - от 2 – 11 человек разного возраста
Хор - 12 и более певцов
В вокальной музыке существует такое понятие как ДИАПАЗОН ГОЛОСА.
Диапазон – расстояние между самым низким и самым высоким звуком голоса, инструмента. А частота звука измеряется в мировой единице ГЕРЦ. Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Для более точного определения, давайте разделим эти три части на более мелкие и рассмотрим их по отдельности.
1)Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть.
2)Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) – это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку.
3)Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.
4)Средние (от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал.
Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют « занудной» или «смурной».
5)Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется «слушательской утомляемостью» и является проблемой большинства недорогих акустических систем, которые искусственно усиливают данную часть спектра для «яркости» звучания.
6)Низкие высокие(около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия.
7)Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо ).
Как мы уже выяснили диапазон голоса – это способность охватывать определённое количество октав:
-Младенец может воспроизводить (1 – 2 ноты)
-Пятилетний ребёнок (4 – 6 нот)
-Двенадцатилетний подросток (1,5 октавы)
-Профессиональный певец (2 – 2,5 октавы)
-Летучая мышь (7 октав)
-Дельфин (12 октав)
Например, диапазон голоса великого итальянского оперного певца Лучано Паваротти распространяется от до диез малой октавы вплоть до фа второй октавы.
А вот например, если взять современного популярного певца российской эстрады ВИТАСА, то многие источники, да и сам Витас ,уверяют, что у него диапазон 5,5 октав. Поэтому он занесён в Книгу рекордов Гиннеса.
Но вот что по этому поводу говорит доцент, зав. кафедрой вокала РАМ им. Гнесиных Наталья АНДРИАНОВА. На вопрос корреспондента газеты «Аргументы и факты» она ответила, что у Витаса, не смотря на его популярность, основной голос хил и малоинтересен. Не более двух октав. Самое интересное начинается, когда он переходит на фальцет, тогда начинается уже не пение, а эквилибристика. И добавила, что так могут почти все её ученики.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая в свою очередь, находится в зависимости от их длины, толщины и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой входа. Я считаю, что каждому занимающемуся вокалом очень важно знать какие органы принимают участие в создании звука. При входе воздух попадает в лёгкие человека, наполняя клетки кислородом, что у нас происходит при выходе? Диафрагма выталкивает воздух из лёгких, который через трахею и гортань проходит через природные резонаторы. И при пении, через голосовые связки и рот выходит наружу звуком.
Природные резонаторы человека:
-рот, носоглотка - верхний резонатор;
- трахеи, бронхи – нижний резонатор.
Голосовые связки, очень важно беречь. Поскольку это хрупкий, редкий и очень индивидуальный инструмент. Даже существуют определённые правила охраны певческого голоса.
Правила вокалиста:
-Классы для занятий вокалом необходимо постоянно проветривать, проводить влажную уборку, чтобы воздух был чистым и увлажненным.
- Следует также помнить и о правильной певческой постановке – корпус поющего человека в положении прямо.
-Вокалисту нельзя перед выступлением есть шоколад, орехи, печенье, виноград. Частички этих продуктов раздражают слизистую оболочку, оседая на ней. ОПАСНО ЕСТЬ ВАРЕНЬЕ, СЛАДКОЕ ПЕРЕД ПЕНИЕМ!
- Нельзя петь на голодный желудок, так как для пения нужно энергия и опора дыхания. Но есть можно за час – полтора до пения. Слизь и слюноотделение, вырабатываемые железами во время и после принятия пищи, будут мешать колебанию голосовых связок.
- Нежные голосовые связки может повредить кашель.
- Даже учащиеся музыкальной школы знают, что перед пением нужно обязательно распеться – разогреть голосовой аппарат и привести его в рабочее состояние.
- Репертуар вокалиста должен соответствовать техническим возможностям поющего и быть в удобной тональности, чтобы не вызывать больших нагрузок на голосовой аппарат. Диапазон нужно расширять постепенно, применяя для этого распевки и упражнения.
- Профессиональные певцы для улучшения качества звучания певческого голоса, употребляют в пищу сырые яйца.
Нельзя!
∙ Острая пища, много специй и соленая пища, рыба (сушит слизистую)
∙ Молочные продукты (вяжут слизистую)
∙ Семечки, орехи, сухарики (царапают гортань)
∙ Газированные напитки – все (обжигают газом)
∙ Очень горячая или очень холодная пища, дыхание ртом в мороз (обжигает, сушит)
Типы голосов
Тип голоса – определенная генетическая составляющая, у каждого человека она своя.
Тембр – это уникальная составляющая, которая выдается нам при рождении.
Существуют разновидности голосов.
Например, они разделяются на мужские:
Бас – низкий мужской голос
Бас – профундо - самый низкий мужской голос (церковная музыка )
Баритон – средний мужской голос
Тенор – высокий мужской голос
Дискант – голос мальчиков.
Женские голоса:
Контральто – самый низкий женский голос
Меццо – сопрано – средний женский голос
Сопрано – самый высокий женский голос
С голосом могут происходит возрастные изменения.
Это называется – МУТАЦИЯ ГОЛОСА.
Мутация от латинского означает (лат.mutatio– изменение, перемена) – переход от детского голоса к взрослому. Мутация происходит в возрасте от 14-16 лет.
У девочек эта перемена происходит плавно и незаметно с равномерным ростом гортани. У мальчиков длина голосовых складок увеличивается до 2- 2,5 см и голос становится ниже на целую октаву.
Таким образом, я выяснила, что голосовой или певческий аппарат человека имеет сложное строение. О пользе вокала: пение очень хорошо действует на эмоциональное состояние человека. Помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение и просто доставляет удовольствие. Я выяснила, что диапазон обычного школьника составляет в основном 1 – 1,5 октавы, а профессионального певца 2 октавы и только действительно редкие гении имеют диапазон, выше указанного.
Заключение
Тема моего проекта была для меня интересной, поэтому работа проходила быстро и увлекательно. Цель достигнута - проектный продукт – памятка «Правила вокалиста» - изготовлена. Я считаю, что мой проектный продукт – памятка будет очень полезна и важна для меня или других начинающих вокалистов, а главное - останется на память и пригодится в дальнейшем обучении вокалу. (Приложение 2).
Проектный продукт (памятка) соответствует заявленным критериям: по внешнему виду – аккуратный, эстетичный, соответствует заявленной тематике, оригинальность исполнения, интересный дизайн, информативный, доступный.
Литература
Приложение 1
Таблица 1. План работы
Действия | Дата | Результат |
1.Поиск информации по теме проекта | Октябрь 2022 | Изучила информацию по теме проекта |
2. Формулировка проблемы | 1.11.22 | Сформулировала проблему |
3. Постановка цели | 15.11.22 | Поставила цель для работы |
4. Выбор образа проектного продукта | 16.11.22 | Выбрала проектный продукт |
5. Формулировка критериев оценки проектного продукта | 30.11.22 | Определила критерии проектного продукта |
6. Создание проектного продукта | декабрь-февраль 2023 | Работа с памяткой «Памятка вокалиста» |
7. Презентация продукта | Апрель 2023 | Презентация продукта |
8. Рефлексия | Апрель 2023 | Подведение итогов. Рефлексия. |
Приложение 2
Памятка «Правила вокалиста»
Две лягушки
Марши для детей в классической музыке
Рисуем тыкву
Хризантема и Луковица
Сказка про Серого Зайку