Из дневника Свиридова: "Музыка - это Чувство. Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со словом они раскрывают Истину Мира."
Много талантливых людей дала наша земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. Среди них- великий русский композитор - Георгий Васильевич Свиридов. О встрече с музыкой Георгия Свиридова, о его творчестве рассказывает ученица отделения "Фортепиано" детской школы искусств.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.docx | 249.44 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Янтиковская детская школа искусств»
Янтиковского района Чувашской Республики
Исследовательская работа
МОЯ ВСТРЕЧА С ГЕОРГИЕМ СВИРИДОВЫМ
Выполнила:
Шерне Кристина, ученица 7 класса
Руководитель:
Глухова Светлана Анатольевна,
преподаватель класса «Фортепиано»
с. Янтиково, 2022
Введение
Я учусь в детской школе искусств. На зимних каникулах мне пришлось съездить к бабушке в другой город. Сидя в автобусе, я услышала прекрасную музыку. Она так меня заворожила, что глядя в заледенелое окно – я «увидела» её зримые образы. Она так перекликалась с тем, что я видела за окном!
Я душой почувствовала какую-то радость, свободу, по - иному взглянула на просторы моей Родины, широту мелькающих снежных полей, красоту запорошённых лесов и на этот- бесконечно красиво падающий снег, который - то тихо падал крупными мохнатыми снежинками, то остро хлестал снежными иглами от внезапно порывистого ветра, налипая на стекло….
Музыка уже давно отзвучала, но её мелодия так и осталась во мне. Я ещё долго напевала её про себя.
Каникулы закончились. Придя в школу, я рассказала преподавателю о чувствах, посетивших меня, когда я слушала эту музыку. Вновь напела её и узнала, наконец, как она называется – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Написал эту прекрасную музыку - Георгий Васильевич Свиридов. Так я встретилась с музыкой такого замечательного человека!
К моей великой радости - преподаватель предложила дополнительно разучить её. Стала спрашивать одноклассников о том - знают ли они этот напев? композитора, написавшего эту музыку? Хоть что-то о его жизни и творчестве? В основном ответ был отрицательным.
Мне захотелось как можно больше узнать о композиторе, написавшем такую прекрасную музыку, и я решила стать исследователем.
Тема работы актуальна для нашей школы искусств, т.к. результаты моей работы будут интереснейшим дополнением к урокам музыки и внеклассным мероприятиям в школе. Выполняя данную исследовательскую работу, были поставлены конкретные цель и задачи.
Цель – собрать материал о жизни и многогранном творчестве композитора Г.В.Свиридова, чтобы с его творчеством познакомить моих друзей и одноклассников.
Задачи:
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………2
1. Оглавление…………………………………………………………………… ...3
2. Жизнь и творчество Георгия Свиридова………………………………………4
3. Возрождение духовной музыки (мысли из дневников)………………………7
5. Заключение…………………………………………………………………….....9
6. Литература……………………………………………………………………….10
7.Приложение……………………………………………………………………....11
Из дневника Свиридова: "Музыка - это Чувство, Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со Словом они раскрывают Истину Мира".
Много талантливых людей дала наша земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. Среди них - великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов….
В этом году Россия отметит 100-летие со дня его рождения.
2. Жизнь и творчество Свиридова
Георгий Васильевич Свиридов (16 декабря 1915 г. - 6 января 1998 г.) родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей.
Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы - заливными лугами, полями и перелесками. И тут же - трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили его отца, молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно впоследствии композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл "У меня отец крестьянин" - 1957; кантаты "Курские песни, Деревянная Русь" - 1964, "Лапотный мужик" - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет ("1919" - 7 часть "Поэмы памяти Сергея Есенина", сольные песни "Повстречался сын с отцом, Смерть комиссара").
После гибели мужа, мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошёл в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свои первые музыкальные инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвящённые композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.
В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учёбы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал ему посвятить свою жизнь музыке.
Закончив школу, он продолжил занятия у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. Под руководством профессора Браудо он очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врождённый дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.
В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодёжи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьёв-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.
Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина он пробыл около трёх лет и за это время написал много разных сочинений.
Начало искусства Свиридова может быть обозначено весьма точно: с лета по декабрь 1935 года. В неполные 20 лет он написал хорошо известный теперь цикл из шести романсов на стихи Пушкина ("Подъезжая под Ижоры, Зимняя дорога, Роняет лес... К няне" и др.). Это было произведение, открывающее список его шедевров. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
Однако недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.
Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвящённой двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. К концу 30 - началу 40-х гг. появляются Симфония, камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.
Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В его классе он пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.
До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей, эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать своё право на самостоятельное творчество. Пришли полная творческая зрелость и независимость. Был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра ("Страна отцов" на ст. А. Исаакяна - 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бернса (1955), оратории "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) и "Патетическая" (на ст. В. Маяковского - 1959).
Произведения Свиридова широко известны в нашей стране и за рубежом. Он одинаково легко пишет и серьёзную, и лёгкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
Центральное место в творчестве Свиридова занимают Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров "Пушкинского венка" (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью ("Зорю бьют"). Есенин - самый близкий и, по всем параметрам, - главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка "Я - последний поэт деревни" потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла "Поэма памяти Сергея Есенина" - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные "соавторы" Свиридова, обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. "Железный гость", грядущий "на тропу голубого поля", - это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности хоры ("Душа грустит о небесах, Вечером синим, Табун"), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы "Отчалившая Русь" (1977). Сейчас, в конце 80-х, завершается работа над новой ораторией на стихи молодого Есенина "Светлый гость".
Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.
Георгий Васильевич Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвящённый повести Пушкина «Метель». Но главным жанром, с которым он не расстаётся никогда, является романс.
Композитор не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь». Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике.
Однако Георгий Васильевич работал и в популярных жанрах: в оперетте, в кино, в драматическом театре. Он — автор музыки к тринадцати фильмам: Поднятая целина(1940), Дон Сезар де Базан (1946), Пржевальский (1951), Римский-Корсаков(1952), Великий воин Албании Скандербег (1953), Полюшко-поле (1956), Красная площадь (1960), Русский лес (1961 —1964), Метель (1964), Время, вперёд! (1966), Доверие (1976), Красные колокола (1982), «Время Георгия Свиридова» (1996).
Также он был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Но когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: "Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно".
Последний год жизни композитора был для его семьи просто чудовищным. 11 декабря умер младший брат Георгия Васильевича, в тот же день заболел сам гениальный музыкант, а 31 декабря в Японии скончался его младший сын, японист. (Первого сына Свиридов потерял еще раньше). Похоронили Свиридова-младшего, а вскоре – старшего…
Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве. В тот же день Е. Кретова в газете “Московский комсомолец” писала: ”Официозной панихиды, этого помпезного детища склонной к гигантомании советской эпохи, не было - так решила вдова композитора. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто”. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова.
Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.
3. Возрождение духовной музыки (мысли из дневников)
«Искусство, в котором присутствует Бог
как внутренне пережитая идея, будет бессмертным».
Г. Свиридов
Именно Свиридов восстановил «связь времен», возродив многовековую традицию русской духовной музыки, непревзойденные образы которой он дал в хорах трилогии пьес А.К.Толстого, в сочинениях недавних лет.
В обширном личном архиве композитора сохранились его многочисленные записи. На протяжении нескольких десятилетий Георгий Васильевич постоянно фиксировал свои мысли на бумаге, записывал их на магнитофон. Записи его можно найти повсюду - в телефонной книжке, справочнике Союза композиторов СССР, на нотной бумаге, среди его сочинений, на полях книг, газетных и журнальных статей, на отдельных листках и в блокнотах. С начала 70-х годов композитор завел толстые, 96-страничные тетради в клетку и стал вести нечто вроде дневника, поверяя бумаге свои наблюдения, заметки на память, описания увиденного, пережитого, воспоминания о детстве, годах учения. Сам композитор озаглавил их "Разные мысли". Предлагаемая подборка дает возможность познакомиться не столько с кругом или направленностью мыслей, сколько с самим образом мышления композитора.
«Россия – одно из немногих мест, где жизнь жительствует еще, – утверждал композитор. – Но свет земли нашей сознательно помрачается с помощью валюты и низких душ, ну и наших слабостей тоже».
Неизмеримо выше всей прочей ставил Свиридов музыку духовную. Кроме того, что увидело свет и было исполнено, у него остались две больших, еще не изданные, тетради церковной музыки. «Человек, с детства воспитанный на книгах Священного Писания, вживается в величие мира, – писал Свиридов. – Он знает, понимает, что в мире есть великое, торжественное и страшное… Страх перед Богом помогает человеку возвыситься. Человек, знающий, что Господь – истинный властелин Мира, Жизни и Смерти, с подозрением относится к самозваным посягателям на величие. Таким человеком не так легко управлять, он имеет в душе крепость веры».
Племянник Свиридова вспоминает, что Евангелие для композитора было настольной книгой. Православным он был всегда. Это выразилось в написании исторические пьес, например, трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». В конце 70-80-х гг. были написаны «Песни Великой Субботы», «Из песнопений Пасхи», «Величание Пасхи», «Обедня».
В конце 70-х появились в дневниках горькие слова о современном искусстве: «Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что настоятельно и талантливо проповедует бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество: упоенно воспевает и поэтизирует всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира».
Свиридов считал, чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его веру. Он полагал, что запрещение советской властью и изъятие из обращения духовной музыки (церковной) нанесло колоссальный духовный ущерб. Ведь все наше великое искусство – оно христианское. Если искусство не несет в основе своей Христа, это искусство не глубокое, и оно не имеет жизни, оно очень кратковременно. Только искусство, которое несет в себе идеалы христианства, долговечно. Это долгожитель.
Что давало ему силы писать музыку до самых последних его дней? Конечно же, вера. Он всегда был православным. Всю жизнь и безо всякой внешней рисовки. На искусство, вообще на все происходящее смотрел через эту призму. Поэтому в последнее время писал только духовную музыку. Чем более трагичная картина современной России открывалась его очам, тем светлее становилась его музыка. Музыка, устремленная к небесам. Песнопения и молитвы, подготовленные к печати, составляют шестнадцать частей. А план его сочинения получил условное название «Из литургической поэзии».
Последнее его произведение – хоровой цикл «Песнопения и молитвы» на тексты Священного писания и богослужебных канонов. Это и есть его главное духовное завещание, подчеркнутое текстовым посвящением из дневника – «России – стране простора, стране песни, стране минора, стране Христа».
«Для серьезно, глубоко мыслящего человека мир полон тайн, тогда как образованный культурный обыватель думает, что он знает все на свете. Священные книги древности полны тайн. Самая же великая тайна – Христос» - писал в очередном своём дневнике Г.Свиридов.
Увы, свиридовские произведения духовной музыки большей частью не только не исполнены, но и не опубликованы. Вся надежда на его друзей, учеников, на тех, кто еще жив и полон сил, кто может донести эту музыку до слушателя.
5. Заключение
В конце прошлого века академик Лихачев сказал о композиторе: «Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры».
На вручении премии имени Сергея Есенина Г.Свиридову председателем Союза писателей России Валерием Ганичевым было сказано: «Георгий Васильевич Свиридов — человек необычайной культуры, он вбирает в себя все виды искусства. Есенина называли “Божьей дудкой”, Георгия Васильевича можно было бы назвать “Божьим звуком”, “Божьим голосом”. Через него звучит великая музыка нашего народа. Духовная музыка снова возвратилась к нашему народу. Для меня чрезвычайно важными показались его слова о том, что музыка — это не просто какая-то звуковая композиция, пусть и доведенная до технического совершенства, а движение нашей национальной жизни. Как духовно-нравственное развитие народа. Музыка Георгия Свиридова и дает нам такой пример духовного развития».
Творческий путь Свиридова никак не назовёшь лёгким, а его жизнь - безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду и вошёл в историю русской музыки как один из крупнейших вокальных композиторов, авторов, пишущих в основном произведения для голоса.
Его творческое наследие поистине необъятно. Как любой русский гений — он не замыкался в узкой сфере профессионального творчества, но оставил после себя тома рабочих тетрадей, дневниковых размышлений, громадное эпистолярное наследие. Во всем этом поистине безбрежном мире он выразил себя не только как композитор, но и как мыслитель-философ, как политик, как критик и литературовед, как гениальный читатель. Словом, как русский человек с поистине необъятными запросами к жизни…
Как-то он сказал, что смерти нет, есть лишь пространство, через которое мы проходим. Георгий Васильевич прошел свой путь. И зажег звезду, которая светит нам и будет светить всегда.
Я знаю, что моя встреча с Георгием Свиридовым не заканчивается, потому что жизнь – это бесконечная дорога, на которой меня ждут новые встречи- встречи с таким, уже родным и великим - композитором. Ещё мною много произведений не услышано, ещё много книг не прочитано, но знаю точно, что новыми знаниями я обязательно поделюсь со своим друзьями и одноклассниками, и мы вместе мысленно ещё не раз с ним встретимся и скажем ему: «Здравствуйте!»…
Литература
Авт. предисл. В. Г. Распутин. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 763[5] с: ил. —
(Библиотека мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 16).
345 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ
Свиридов – плоть и кровь России,
Сказитель хрупкий, не мессия,
Свиридов – чистая душа,
Что отраженьем хороша святой и песенной Руси,
Иже еси на небеси…
Свиридов – Русь, что нам досталась,
Всё то, что от нее осталось – и ширь, и пьянь, и красота, и всенародная усталость, и песнь – соловая слегка,
Места, где Пушкину писалось,
Снега, что с нами навсегда,
Молитва? Бог? Пожалуй, да!
Пожалуй, да, Свиридов – гений многоголосия Руси,
Где сокровенное прости, всегда соседствует с «ети» и «мать твою»…
Есенин, Блок, басы, моленья,
И тенора, как просветленье – Спаси Расеюшку мою…
Мотивов русских сопряженье,
И Маяковского смятенье,
Всё это он – Свиридов.
Мастер
Мелодий праздничных, как – Здрасьте!
Мелодий злых, мелодий строгих,
Порой – пронзительно-убогих, как плач юродиво-слепых,
А иногда таких,
как дальние дороги до храмов призрачных, святых,
Иной раз, просто озорных,
Всегда – красивых и простых,
Прекрасных, в общем-то, мелодий.
И в этом он – Свиридов,
Гений тех самых истинных мгновений,
Где запредельная мечта всегда в решениях проста,
Где безыскусна красота,
И где изысканна игра теней, мотивов, ритмов, страсти –
Ошеломительна слегка.
Свиридов в этом – Мастер,
Гений простых, но истовых решений.
Быть может, в этом знак бесценный его лирической вселенной.
Свиридов – плоть и кровь России.
Его мелодии простые – России смутная душа,
Что отраженьем хороша старинной, целостной Руси
Иже еси… Иже прости…
Прости! Спаси! И сохрани!
/Владимир Янке. Книга «Дыханье музыки»/
Не могла пройти мимо этого стихотворения….как ёмко и точно сказано!
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Как нарисовать ветку ели?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен