Цель проекта: узнать больше об авторской песне и ее особенностях в России, об исполнителях данного жанра.
Задачи проекта:
Объект исследования: авторская (бардовская) песня
Среди всех музыкальных жанров и направлений авторская (бардовская) песня занимает особое положение: одновременно имея точки соприкосновения почти со всеми направлениями музыки, она остаётся самобытной и не похожей ни на одно из них. Конкретно в России жанр имел колоссальное влияние, дал проявить свой талант многим людям и, самое главное, оставил свой след в истории и культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
itogovy_proekt_kalitvina_p.pptx | 2.4 МБ |
Слайд 1
Явление авторской и бардовской песни в России Выполнил: Калитвин Павел, 9г класс Руководитель: Андриянова Наталья Владимировна Авторская песня в России Выполнил: Калитвин Павел, ученик 9 Г класса Руководитель: Андриянова Наталия Владимировна учитель музыки Грязи 2022Слайд 2
Цель проекта: узнать больше об авторской песне и ее особенностях в России, об исполнителях данного жанра. Задачи проекта: Ознакомиться с историей и особенностями авторской песни Определить значимость в культуре российской авторской песни Объект исследования: Авторская (бардовская) песня.
Слайд 3
Введение Среди всех музыкальных жанров и направлений авторская (бардовская) песня занимает особое положение: одновременно имея точки соприкосновения почти со всеми направлениями музыки, она остаётся самобытной и не похожей ни на одно из них. Конкретно в России жанр имел колоссальное влияние, дал проявить свой талант многим людям и, самое главное, оставил свой след в истории и культуре.
Слайд 4
Бардовская песня: история и особенности Та песня, в честь которой сегодня называют авторскую (бардовскую), сформировалась очень давно, ещё в Средневековье. Её исполнителей называли бардами, как и сейчас.
Слайд 5
Основной особенностью авторской песни является приоритет текста над музыкой. Музыкальная же составляющая совершенно проста: зачастую многие песни обходятся аккомпанементом всего одного инструмента, как правило, акустической гитары.
Слайд 6
Зарождение в России Прародителем авторской песни считается сентиментальный по своей сути городской романс. Со временем, жанр, любимый интеллигенцией, развивался в жизни обычных людей, стал более бытовым и послужил основой для двух новых жанров – шансона и авторской песни, приемлемой для более широкой аудитории.
Слайд 7
Первый этап развития авторской песни Уже в 30-х годах в походах различных туристов, экспедиторов, геологов, и просто на встречах друзей у костра начали формироваться самые первые авторские песни. Они отличались, в первую очередь, своей простотой, значимостью текста и неформальностью. Со временем, популярность таких сходок росла, число людей, заинтересованных в образующемся музыкальном направлении, увеличивалось. Тогда появились первые барды, набравшие огромную популярность.
Слайд 8
Годы Великой Отечественной войны способствовали широкому распространению авторских песен. Напоминая о важности победы, о родных и близких, ждущих солдата живым, они переходили из взвода во взвод, становясь народными, например, символ блокадного Ленинграда – « Волховская застольная» авт. Павел Шубин, изменённая версия «Гвардейской застольной», или ставшая бессмертной «Вспомните, ребята!» авт. Дмитрий Сухарев.
Слайд 9
50-е – 60-е гг. ХХ века принято считать пиком первого этапа авторской песни и началом подъёма музыкального жанра в целом. Помимо устной передачи песен, значительную роль играла запись на недавно изобретённые магнитофоны. Тогда начали появляться до сих пор любимые песни таких исполнителей, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юлий Ким, Александр Дулов и др.
Слайд 10
Второй этап развития авторской песни 60-е – 80-е гг. стали золотыми для авторской песни, породили настоящее культурное достояние того времени и оставили след в музыкальной истории России, да и всего мира, который до сих пор остаётся заметным. В первую очередь, популярность бардовских песен разошлась уже далеко за пределы Союза. Из-за особенностей развития иностранной музыки, авторская песня сразу же стала скорее экспериментальным жанром, объединявшем в себе элементы и клише из других направлений.
Слайд 11
Веяния критики власти, исходившие от повсеместно появлявшихся рок- клубов, коснулись и авторской песни, однако дух бунтарства и фраза «Я всегда буду против» закрепилась именно за рокерами, барды же воспевали преимущественно быт и сентиментальность, а если и упоминалась какая-либо щекотливая тема, то изображалась зачастую в шутливой форме, вскользь. Этого было достаточно, чтобы бардов преследовали не меньше, чем бунтарей-рокеров. Группа «Кино»
Слайд 12
Тогда особенно популярными стали неофициальные магнитофонные записи. Они были любительскими, делались фанатами и для фанатов. Если посмотреть видео с концертов Владимира Высоцкого, то можно заметить, что во время исполнения песен в зале стоит тишина. Всё просто – люди делали записи на магнитофон, каждый пытался вести себя тише для лучшего качества записи, и в итоге становилось слышно только Высоцкого.
Слайд 13
Влияние авторской песни в России После золотых лет второго этапа развития изменялась преимущественно музыкальная составляющая. Теперь в авторской песне фигурировала не только гитара, появлялись рок-поэты - музыканты, пытавшиеся совмещать бардовскую песню с русским роком. С момента развала Советского Союза позиция бардов стала более устойчивой, с падением железного занавеса были заимствованы наработки западных исполнителей. Теперь большинство бардов либо повторяли стиль старых отечественных авторов, либо писали песни по западному образцу. Так, в 90-х жанр утратил былую славу.
Слайд 14
В современной России авторская песня, как правило, является отправной точкой начинающих музыкантов, за счёт относительной простоты создания и исполнения. «Бессмертная классика» в основном слушается теми, кто застал её появление в своей молодости, среди молодёжи бардовские песни менее популярны.
Слайд 15
Авторская песня значительно влияла на вектор развития отечественной музыки. Когда появились рок-клубы, многие исполнители рок-музыки со временем начали применять в своих песнях техники и поэтические приёмы из бардовской песни. Таким образом, к 80-90 годам сформировалось течение русского рока, который больше общего имеет с бардовской песней.
Слайд 16
Основоположники жанра Булат Окуджава Булат Окуджава - признанный основоположник авторской песни. Особенность его песен в том, что он обращался не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь. Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете "Ленинское знамя", где в течение 1946 печатались и другие его стихи. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений, песен насчитывается около 200.
Слайд 17
С 1956 г. одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки, и как исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения. На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы.
Слайд 18
Юрий Визбор Юрий Визбор был одним из тех бардов, который представлял туристическо-студенческое направление. Ему была неинтересна политика, любовной сентиментальностью он тоже не злоупотреблял. Главной его темой была романтика туристов, рыбаков, космонавтов, моряков и лётчиков. Как настоящий путешественник, он хотел бороться не с властью, а с вершинами гор, с океанами и небом, с жарой и мерзлотой. С момента появления его первой песни «Мадагаскар» им было создано еще более 400.
Слайд 19
Владимир Высоцкий В России, пожалуй, нет человека, который не слышал бы имени Владимира Высоцкого. Величайший бард всех времен, он вместе с современниками раз за разом доказывал, что сцена, микрофон и гитара – всё, что нужно талантливому человеку. Именно благодаря ему мы помним об авторской песне спустя столько лет.
Слайд 20
Песни Высоцкого необыкновенны и очень разнообразны. Когда он исполнял песни про войну, то даже фронтовики, не зная даты рождения барда, принимали его за воевавшего; нередко он поднимал острые политические и социальные темы, но, несмотря на всё это, ему так и не было запрещено выступать официально. Так же не забывал он и про обычные песни о спортсменах, туристах и простых рабочих. Он одинаково хорошо умел передать и лирику, и искромётный юмор с тонкой иронией. Тема природы неразрывно связана с темой Родины, звучит тревога за её судьбу, восхищение её красотой. И, конечно же, любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне.
Слайд 21
Ежегодно, с 1986 года, на территории Самарской области проходят фестивали авторской песни имени Валерия Грушина. Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешние фестивали собирают десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Уже в начале семидесятых годов прошлого века жанр приобрёл официальный статус
Слайд 22
Заключение Таким образом, наследие бардов внесло свою лепту в общемировое развитие музыки, дополнив, развив и приукрасив культуру всего мира, и России в частности. Авторская песня в настоящее время является жанром, который прошёл долгий путь, зародышем появившись в дореволюционных городских кварталах, полноценно «родившись» у туристических костров и в стенах университетов. Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
Слайд 23
Список используемых источников: 1. www . ru . wikipedia . org 2. Авторская песня.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-512с.- (Школа классики) 3 . Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1968 4 . Попова Т.В. О песнях наших дней. М., 1969
Шелковая горка
Хрюк на ёлке
Фильм "Золушка"
Фокус-покус! Раз, два,три!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку