В определённом смысле, мы все учителя и ученики.И то, каким будет наш учитель, определяет, какими будем мы сегодня и завтра.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.9 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Наставник + ученик в музыке и изобразительном искусстве = творческий союз»
Выполнил:
Крыскин Даниил
Руководители:
Скалкина
Жанна Юрьевна,
учитель музыки;
Литвинова Татьяна
Владимировна,
учитель ИЗО
Энгельс – 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……………………...3
ГЛАВА 1. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК…………………………………………......5
1.1. Биография и творчество Н. А. Римского-Корсакова…………………….5
1.2. Опера «Снегурочка»………………………………………………………10
1.3. Биография и творчество А. К. Лядова…………...……………………….12
ГЛАВА 2. НАШ ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ….…………..……………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В определённом смысле, мы все учителя и ученики.
И то, каким будет наш учитель, определяет, какими будем мы сегодня и завтра.
Предмет исследования: творческий союз наставника и ученика в изобразительном искусстве и музыке.
Цель: используя источники, мы изучим роль наставника в гармоничном развитии его ученика и успехах в творчестве.
Задачи:
• изучить литературу, материалы в сети Интернет по теме проекта;
• исследовать найденную информацию, прочитать биографии композиторов;
• расширить музыкальный и художественный кругозор;
• создать информационный продукт-презентацию;
• выяснить, что знают о известных творческих союзах современные школьники.
Методы исследования:
1. Сбор, изучение и анализ источников информации.
2. Опрос-анкетирование.
3. Формулирование выводов.
4. Составление презентации.
Продукт проекта: презентация, информационный доклад.
Гипотеза: Предполагаю, что мои сверстники любят музыку, но отнюдь не классическую. Им знакомы многие известные композиторы, но вряд ли они смогут назвать хотя бы пару-тройку их произведений. Я решил провести опрос среди моих одноклассников, с целью выяснить, насколько верны мои предположения.
(См. Приложение 1)
Результаты показали слабые познания школьников в этой области. Это послужило ещё одним стимулом для создания моего творческого проекта.
Практическая значимость: материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, ИЗО, использоваться на внеклассных занятиях.
ГЛАВА 1. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
1.1. Биография и творчество Н. А. Римского-Корсакова*
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.
С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.
В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру.
В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков.
В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка.
С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.
В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.
В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.
Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши.
В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков.
В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.
В 1870-х Николай Римский-Корсаков начал писать свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. На создание музыки его вдохновили старинные народные и церковные песни. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто по драме Мея (фрагменты из него Римский-Корсаков использовал при создании своего либретто), а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» прошла в 1873 году на сцене Мариинского театра.
В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал ее директором.
По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».
В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», а по его черновикам закончил оперу «Хованщина». В 1887 году умер другой участник «Могучей кучки» — Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу «Князь Игорь».
Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок — объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов.
В 1892 году Николай Римский-Корсаков написал оперу-балет «Млада», в основе которой лежали истории и сказания славянского племени полабов. Для публики произведение оказалось слишком сложным.
Основой следующей оперы Римского-Корсакова стала повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Композитор добавил несколько новых сцен, в которых показал борьбу с нечистой силой. Премьера оперы прошла в ноябре 1895 года. Публика не поняла оперу, не понравилась она и критикам, которые посчитали «Ночь перед Рождеством» «неблагонамеренной».
Неудачи не заставили Римского-Корсакова оставить творчество. В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Снова обратиться к этому сюжету ему предложил музыковед Николай Финдейзен. Он же составил первоначальный план либретто, который в дальнейшем отредактировали критик Владимир Стасов и поэт Владимир Бельский. Композитор специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства.
До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер, среди которых «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста». В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России.
Римский-Корсаков начал работу над оперой «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Александра Пушкина. Либретто, как и для «Садко», написал поэт Владимир Бельский. Оперу Римский-Корсаков хотел закончить к июню 1899 года — столетию со дня рождения Пушкина. Однако завершить «Сказку о царе Салтане» удалось только в 1900 году. Премьера оперы прошла в ноябре того же года в Москве, на сцене восстановленного театра Гаврилы Солодовникова. Декорации и костюмы создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди.
В 1900 году музыкант отпраздновал творческий юбилей — 35 лет с момента исполнения Симфонии №1.
Последним произведением Римского-Корсакова стала опера «Золотой петушок» по одноименной сказке Александра Пушкина. Либретто для нее вновь написал Владимир Бельский. Премьера «Золотого петушка» прошла в 1908 году в театре Гаврилы Солодовникова.
В последние годы жизни Николай Римский-Корсаков болел.
Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 года в своей усадьбе в Любенске Псковской губернии. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1930-х годах могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
В 1995 году в имении в Любенске открыли музей Николая Римского-Корсакова.
*См. Приложение 2
1.2. Опера «Снегурочка»*
Основой либретто «Снегурочки» стала одноименная пьеса-сказка Александра Островского. Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать «старинную весеннюю сказку».
Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.
Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.
Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.
Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.
Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.
Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.
Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.
И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит, как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.
Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».
Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
«Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы».
*См. Приложение 3
1.3. Биография и творчество А. К. Лядова*
11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий. Мама малыша Екатерина Андреевна была талантливой пианисткой, но, к большому сожалению, она рано ушла из жизни, оставив на мужа дочь Валентину и сынишку Толю, которому в то время шёл шестой год. Отец очень любил своих детей, но, чтобы обеспечивать семью, ему приходилось много работать, поэтому брат и сестра, росшие без материнского внимания, заботы и любви, фактически были предоставлены сами себе. В доме царила беспорядочная богемная атмосфера, которая негативно отразилась на формировании личности будущего композитора. Пассивность, внутренняя несобранность и безволие – такие приобретённые с детства психологические черты впоследствии неблагоприятно сказывались на его творческой работе.
Театральное детство
Биография Лядова гласит, что уже с раннего возраста у мальчика стали проявляться удивительные разносторонние таланты, причём не только музыкальная одарённость, но также прекрасные художественные и поэтические способности. Первые уроки игры на фортепиано Анатолий получал у своей тёти В.А. Антиповой, хотя нужно отметить, что эти занятия были непостоянными, а вот первой школой, где музыкальное развитие мальчика происходило очень интенсивно, стал Мариинский театр (отец частенько брал детей к себе на работу). Он выучивал наизусть партии многих оперных героев и затем эмоционально изображал их дома перед зеркалом. Кроме того, в театре у Анатолия было ещё одно занятие, которое он с удовольствием выполнял - это роль статиста: мальчик участвовал в различных массовых сценах.
Учёба в консерватории
Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии. Консерваторскими преподавателями Лядова были А.А. Панов (класс скрипки), А.И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (теория, гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (класс фортепиано). Учёба не доставляла молодому человеку особого удовольствия, он не отличался особым прилежанием и часто пропускал занятия. Однако Лядов проявлял заинтересованность к теоретическим дисциплинам и углублённо изучал контрапункт. У Анатолия было большое желание попасть в класс по композиции к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и ему это удалось. Осенью 1874 года молодой человек становится учеником выдающегося маэстро, который сразу высоко оценил его дарование. Считая Лядова очень талантливым музыкантом (а в последствии сделавшись его большим другом), Римский-Корсаков в период консерваторского учения был строг и требователен к своему ученику. Сам Римский-Корсаков был чрезвычайно организован и энергичен в работе, и он полагал, что отсутствие в детстве настоящего воспитания развило в Лядове лень и неспособность выполнять те или иные учебные обязанности. «Он мог делать только то, что ему сильно хотелось, в музыке он жил, сочиняя во всевозможных родах, но классными упражнениями пренебрегал», — писал в своих заметках композитор.
И, тем не менее, именно он оказал на творчество Лядова едва ли не самое сильное влияние. Под его патронажем Лядов изучал русское народное песенное творчество, национальный фольклор, интересовался этнографическими вопросами, что в совокупности, в конечном итоге, нашло отражение в его музыке. Однако, авторитет знаменитого преподавателя не мог повлиять на нерадивого ученика: весной 1875 года он не явился на экзамен, а через полгода был исключён из числа учащихся.
Вне стен консерватории Лядов провёл два года, но это время не прошло для него даром, так как молодой человек очень тесно общался с композиторами «Могучей кучки». Членам сообщества: Стасову, Мусоргскому и Бородину его представил Римский-Корсаков ещё в ту пору, когда выдающийся профессор восторгался талантами своего ученика и не обижался на него за нерадивое отношение к учёбе. Кроме того, Кучкисты относились к молодому дарованию очень тепло, ведь, несмотря на юношеский возраст, он сумел зарекомендовать себя как профессиональный музыкант. Например, зимой 1876 года Милий Балакирев попросил Лядова помочь подготовить к повторному изданию партитуры оперных произведений М.И. Глинки. Эта работа была проделана настолько тщательно, что Римский-Корсаков изменил своё отношение к непослушному ученику, и даже вскоре они стали хорошими друзьями.
В 1878 году Лядов обращается в дирекцию консерватории с прошением о его восстановлении. Ходатайство было удовлетворено, и уже весной он с отличием заканчивает учебное заведение, предоставив на суд экзаменационной комиссии написанную с большим профессионализмом кантату для заключительной сцены драмы Ф. Шиллера «Мессинская невеста». Художественный совет консерватории присудил Лядову малую серебряную медаль, однако с оговоркой: выпускник получит её, когда сдаст задолженность по научным предметам.
Творческий подъём
Следующий 1879 год также принёс Лядову много новых впечатлений. В Петербургском кружке любителей музыки он впервые дебютировал как дирижёр, и здесь он повстречался с большим любителем музыки Митрофаном Петровичем Беляевым, который в этом самодеятельном коллективе музицировал на альте. Это знакомство плавно перетекло в дружбу. С 1884 года меценат стал устраивать каждую неделю в своём доме музыкальные вечера камерной музыки, положившие начало содружеству выдающихся музыкантов, и которое впоследствии получило название «Беляевский кружок». А со следующего года, когда Беляев основал в Германии нотоиздательскую фирму, Лядову было поручено заниматься отбором и редактированием новых произведений русских композиторов.
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
1887 год для Анатолия Константиновича был отмечен знакомством с Чайковским и Рубинштейном. Он впоследствии дирижировал в организованных Антоном Григорьевичем «Общедоступных симфонических концертах». В 1889 году Лядов по приглашению Беляева побывал в Париже на Всемирной художественной выставке. Там меценат устраивал концерты, на которых звучали произведения русских композиторов, в том числе и Анатолия Константиновича.
К середине девяностых годов авторитет Лядова как композитора, дирижёра и педагога достиг своей вершины. В 1894 году он знакомится с Александром Скрябиным и сближается с Сергеем Танеевым, который приехал в Петербург ради постановки оперы «Орестея».
Последнее десятилетие в жизни композитора постоянно омрачалось потерей близких для него людей: в 1906 году умер Стасов, а в 1908 году не стало Римского-Корсакова. Горестные переживания от утраты друзей сильно сказались на здоровье Анатолия Константиновича, и в 1911 году его самого сразила тяжёлая болезнь, от которой он уже не смог оправиться. Врачи прописали ему бережное к себе отношение.
Лядов почти никуда не выходил, только лишь иногда посещал консерваторию. Тем не менее, заслуги композитора были ярко отмечены в 1913 году. В Петербургской консерватории запоминающе отпраздновали 35-летие его творческой деятельности. Затем вновь были сильные потрясения. Композитор скончался 28 августа 1914 года в деревне Полыновка – имении жены, расположенном недалеко от города Боровичи.
*См. Приложение 4
ГЛАВА 2. НАШ ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ
Ни один великий композитор, музыкант или художник не добились бы таких успехов без своих мудрых, строгих, но справедливых наставников. Не стал здесь исключением и я. С самого раннего детства, слушая и читая сказки, я живо представлял себе этот дивный мир русского народного эпоса. Позже это отразилось на моём творчестве, когда я начал заниматься вокалом, петь народные песни, рисовать на уроках изобразительного искусства иллюстрации к русским народным сказкам. Мою тягу к живописи заметила Литвинова Татьяна Владимировна и смогла направить её в нужное русло. С ней мы участвовали и побеждали в конкурсах проектов, рисунков. Выступали с докладами о роли изобразительного искусства во время Великой Отечественной Войны. Я благодарен ей и ещё одному замечательному педагогу, который раскрыл мой вокальный талант, помог сориентироваться в огромном мире музыки, «встать на ноги» и начать петь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над данным проектом, я получил представление о творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. Работа была очень интересной. Цель, которая была поставлена мной в начале исследования, полностью достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены.
В ходе сбора, изучения и сравнения различных источников информации по теме проекта я пришел к выводу, что творчество как Анатолия Лядова, так и его наставника – очень схоже и интересно для изучения. Я провёл параллели между Николаем Андреевичем и Анатолием Константиновичем и собой и моими творческими наставниками – Жанной Юрьевной, Татьяной Владимировной. Они развивают в ученике его потенциал, прививают любовь к культуре.
Такие творческие союзы ученика и его учителя должны быть повсеместно, об известных примерах из истории Отечества должны знать все. Моя задача – показать, что такие союзы были, есть и будут. Именно они – основа развития нашей культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.https://music.e-publish.ru/p131aa1.html
2.https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/anatolij-lyadov
3.https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/snegurochka
4.https://www.arts-dnevnik.ru/snegurochka-vasnetsov/
5. Ломов, Игнатьев, Кармазина: Изобразительное искусство. 5 класс. Учебное пособие. В 2-х частях.
6. Ломов, Игнатьев, Кармазина: Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие. В 2-х частях.
7. Ломов, Игнатьев, Кармазина: Изобразительное искусство. 7 класс. Учебное пособие. В 2-х частях.
8. Музыкальная литература: русская музыка XX BEKA. Четвертый год обучения. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ/ М. Шорникова. – Изд.11-е. - Ростов н/Д : Феникс.,2011.-250с. : ил. + СD-диск.
9. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения. учебное пособие/ М. Шорникова. – Изд.12-е. - Ростов н/Д : Феникс.,2010.-283с. : ил. + СD-диск
10. Детская энциклопедия «Музыка и музыканты» -иллюстрированный журнал
Рисуем осенние листья
Юрий Визбор. Милая моя
Как нарисовать зайчика
Машенька - ветреные косы
Пейзаж