Создание музыкального бизиборда для развития музыкальных способностей ребенка с нарушением слуха.
Вложение | Размер |
---|---|
kr._rech_1.docx | 28.76 КБ |
Добрый день. Меня зовут Евгения Горелова. Я представляю исследовательский проект «Музыкальный бизиборд»
Всех нас окружает мир, наполненный самыми разными звуками: жужжанием пчел, раскатами грома, голосами людей и животных и, конечно, музыкой! Но не все люди слышат одинаково. Мой младший брат – Максим, слабослышащий. Он носит слуховые аппараты, которые помогают ему лучше слышать. Максим очень подвижный и любознательный, я заметила, что он проявляет интерес к шумовым и музыкальным звукам. У меня возникла идея, помочь брату осваивать мир звуков с помощью музыкальных инструментов. В нашей школе есть кабинет с развивающими играми и пособиями, разработанными педагогом Марией Монтессори. Я обратила внимание на развивающие доски, расположенные на стенах, на которых крепятся предметы для развития различных умений ребенка. Современные развивающие панели, изготовленные по такому принципу, называют бизиборд (busy board). Я подумала, что если на такой доске будут звучащие предметы и музыкальные инструменты, то мой брат сможет научиться слышать их звучание и повторять звуки голосом, а значит развивать свой слух. Мы с родителями решили создать для Максима музыкальный бизиборд.
Для того, чтобы лучше понять как происходит восприятие музыки детьми с нарушением слуха я решила обратиться к специалистам и изучить соответствующую литературу. После беседы с сурдопедагогом и учителем музыки мне стало понятно, что слабослышащие дети – это дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно речевое развитие. С такими детьми в детском саду и в школе проводят специальную работу в течение всего периода обучения, воспитатели и учителя взаимодействуют с такими специалистами как логопед, психолог, музыкальный руководитель. Большое значение для детей с нарушениями слуха имеет музыкальное воспитание. Благодаря музыкальным занятиям дети могут получать представления о ритмичности, чередовании ударных и безударных звуков, эти представления они переносят затем в свою речь. Занимаясь музыкой, дети осваивают навыки пения, слушания музыки, движения под музыку, игры на шумовых и музыкальных инструментах. Пение развивает вокальный слух и голосовой аппарат детей, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Игра на инструментах развивает умение различать направление движения мелодии, высоту звуков, их длительность, улучшает мелкую моторику пальцев. Слабослышащие дети реагируют на шумовые звуки, и они слышат наше пение, слышат музыку, исполняемую на музыкальных инструментах. Естественно, что они слышат звуки не так, как обычный ребенок, и ответная реакция наступает не сразу. Поэтому, чтобы добиться результата от занятий музыкой, необходимо проявлять терпение и настойчивость.
В книге «Музыка против глухоты» автор говорит, чтобы научить слабослышащих детей различать музыкальные звуки, запоминать мелодию и играть на музыкальных инструментах, нужна систематическая музыкально-ритмическая работа. Важным средством работы со слабослышащими детьми является наглядность. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха – главный источник представлений об окружающем мире. Поэтому при обучении таких детей используются яркие картины, таблицы, а в процессе общения – мимика, жесты, движения рук и пальцев. Педагоги рекомендуют любое музыкальное произведение при разучивании, прослушивать многократно и использовать наглядные средства при обучении пению и игре на шумовых и музыкальных инструментах. Слушая музыку, слабослышащие дети учатся различать громкую и тихую музыку, определять характер произведения, различать низкие и высокие регистры, вверх или вниз идет мелодия. Разучивая песню, сначала прослушивают её в исполнении учителя, отрабатывают произношение, воспроизводят ритмический рисунок, а затем исполняют речитативом под музыку. В пении слабослышащих детей мелодия может быть сначала не точной, но при систематической практике музыкальный слух детей будет совершенствоваться. Овладевая техникой игры на музыкальных инструментах, дети учатся эмоционально воспринимать музыку. Развитие звуковысотного, ритмического, тембрового слуха проходит параллельно с изучением основ нотной грамоты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-ритмические занятия оказывают положительное влияние на развитие музыкального восприятия детей с нарушением слуха и знакомят их с новыми яркими музыкальными впечатлениями.
После подробного изучения особенностей слабослышащих детей и восприятия ими музыки я убедилась в том, что на создаваемом мной бизиборде, должны располагаться такие предметы, которые помогут моему брату понять, через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара или потряхивания. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Начиная работу по созданию бизиборда, я с родителями изучила историю его возникновения. Сам термин (busy board) пришёл к нам из английского языка и означает «доска для занятий». Создатели бизиборда придерживаются методики известного педагога и ученого Марии Монтессори. Она убедила всех, что ребенку нужны вещи, которые можно изучить самостоятельно, без указаний или запретов взрослых и предложила собрать интересующие ребенка бытовые вещи на одном стенде. Занимаясь на такой доске, ребенок развивает мелкую моторику пальцев, обогащает и развивает свою память. Современный бизиборд – это развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими предметами для развития мышления, усидчивости, внимательности и умения концентрироваться.
Опираясь на принципы безопасности материалов и доступности всех предметов мы приступили к созданию музыкального бизиборда. На деревянной поверхности было решено расположить как простые шумовые инструменты (в том числе и самодельные) так и музыкальные. Первый инструмент для брата я решила сделать сама. Это шумовой инструмент, который напоминает шум дождя и позволяет слышать самые тихие звуки и тренировать слуховое восприятие. Чтобы не перегружать внимание и слух Максима сразу всеми инструментами мы решили добавлять их на бизиборд постепенно. Следующим закрепили металлофон. С него мы начали наши регулярные занятия по развитию звуковысотного слуха. С помощью учителя музыки я составила несколько ритмических карточек, по которым Максим играл звуки разные по длительности и высоте и повторял их голосом. Также, применялись карточки с изображением животных, для отработки умения определять высоту звуков. Через неделю мы добавили на бизиборд деревянные ложки и музыкальный треугольник. На этих шумовых инструментах Максим повторял по карточкам только ритмический рисунок, а мелодию учился пропевать голосом.
Для того, чтобы доказать эффективность или бесполезность наших занятий для моего брата, я решила вести аудиодневник, с помощью которого в таблице фиксировала успехи Максима, начиная с первого дня освоения музыкального бизиборда. Пока рано делать окончательные выводы, но уже сегодня сравнивая первую запись игры на металлофоне с пением и запись, сделанную две недели спустя, заметна разница. Точного повтора мелодии мы пока не добились, но голос Максима звучит уверенней. Он правильно играет на металлофоне мелодию вверх – вниз и в его голосе различается направление мелодии. А главное, что Максиму очень нравятся наши занятия и он с интересом осваивает каждый новый инструмент.
В ходе исследования я сделала следующие выводы:
Какая бывает зима
Ёжикина Радость
Денис-изобретатель (отрывок)
Зимний дуб
Кто должен измениться?