Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Иркутска гимназия № 2
Индивидуальный итоговый проект за курс освоения ООП основного общего образования по теме
Саксофон:
история создания инструмента и его виды
Информационный проект
Выполнил: Неклюдов Александр Романович
ученик 9 «в» класса
Руководитель: Шнейвас Эльвира Юрьевна
Учитель музыки
Иркутск
2023
Название проекта | История саксофона |
Автор проекта | Неклюдов Александр Романович, ученик МАОУ г. Иркутска гимназии №2 9 В класса |
Руководитель проекта | Эльвира Юрьевна Шнейвас |
Учебный предмет, в рамках которого производится работа по проекту | Музыка |
Тип проекта | Творческий |
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике | Информационный |
Сроки реализации проекта | Октябрь 2022- Февраль 2023 |
Цель проекта | Рассказать своим сверстникам и детям младшего школьного возраста о саксофоне, его видах и происхождении |
Задачи проекта | 1) Найти информацию о саксофоне и его видах в литературных и интернет источниках 2) Создать презентацию на основе этой информации 3) Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы. 4) Создать продукт |
Методика исследования | Сбор и обработка информации |
Продукт проекта | Информационный буклет |
Аннотация проекта | Шнейвас Эльвира Юрьевна |
Практическая значимость проекта | Проект можно использовать для проведения классных часов и уроков музыки |
Паспорт проекта
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………. 2
2. Основная часть
2.1. Результаты анкетирования…………………………………… 11
2.2. Практическая значимость…………………………………….. 12
Заключение…………………………………………………………. 13
Список литературы………………………………………………… 14
Приложение 1. Анкета…………………………………………….. 15
Приложение 2. Отзыв руководителя …………………………….. 16
Саксофон – это сравнительно молодой музыкальный инструмент, ведь с момента его происхождения не прошло и двухсот лет, зато популярность у него такова, будто он появился на свет еще до нашей эры. Востребованный во многих современных жанрах и стилях, сравнительно легкий в освоении и обладающий большим потенциалом выразительных и технических возможностей, он всегда привлекал к себе внимание начинающих музыкантов. На саксофоне можно музицировать все - от простых мелодий, звучащих по радио и телевидению, до исполнения классических пьес в разных стилях, а также сложнейших джазовых импровизаций.
Оптимальный возраст для начала учебы на этом инструменте – 10 лет, причем детям хрупкого телосложения придется подождать еще год. Если у ребенка крепкое телосложение, то можно начать заниматься на саксофоне и в 9 лет.
Большинство инструментов изобретались людьми, а затем неуклонно развивались на протяжении многих лет. Интересно, что уже никто не может утверждать наверняка, кто изобрел, например, флейту или гобой. Но саксофон может похвастаться удивительной историей, связанной с деятельностью его изобретателя Адольфа Сакса.
Сакс родился в Бельгии в 1814 году. Любовь к труду и навыки изготовления музыкальных инструментов ему привил отец, который был музыкантом. В возрасте 16 лет Сакс был уже опытным мастером инструментов: он значительно улучшил дизайн кларнета, добавил поршневые клапаны в корнет. В свое время он создал самые качественные кларнеты, флейты и другие инструменты.
В 1842 году (ему тогда было 28) Сакс начал работать над семейством инструментов, из которого вышел и саксофон. О своей работе он рассказал композитору Гектору Берлиозу, который был тогда крупной фигурой в музыкальной жизни Парижа, в том числе благодаря своей критике в газете Journal des Débats. Берлиоз молча выслушал Сакса и заявил: «Завтра вы узнаете, что я думаю о вашей работе». На следующий день газета вышла с большим восторженным отзывом знаменитого композитора. Это много значило для молодого человека и открывало перед ним многие двери.
Описывая саксофон, Берлиоз говорил: «Его главная заслуга в моих глазах — прекрасное разнообразие оттенков, иногда серьезных, иногда спокойных, порой волнующих, мечтательных или меланхоличных, смутных, как отголосок эха, как неясные жалобные стоны ветра среди деревьев или, даже лучше, как таинственное дрожание колокола спустя долгое время после того, как по нему ударили; я не знаю другого музыкального инструмента с таким необычным звучанием, которое держится на грани с тишиной».
Когда Сакс принялся за изготовление саксофона, он жаждал создать инструмент, который мог бы сочетать в себе оркестровые звуки деревянных духовых инструментов, а также медных инструментов. Его изобретение должно было иметь качество тона деревянного духового инструмента и силу латуни. Первым саксофоном, который он сделал, был большой бас-саксофон. Поскольку была необходима коническая форма, то ему проще было создать изделие из латуни, чем из дерева.
20 марта 1846 года Сакс запатентовал свое детище - саксофон. Спустя короткое время были созданы меньшие версии саксофона, такие как альт и тенор. Многие композиторы были так впечатлены звуком саксофона, что с радостью использовали его в своем творчестве. Например, саксофон стал жемчужиной в опере Бизе, он солировал в оркестровой пьесе Равеля, Болеро. Американский композитор Дж. Соузе широко использовал его в своих маршевых композициях.
Хотя Сакс получал благосклонные и, более того, восторженные отзывы от музыкантов и композиторов разных стран, его изобретение нелегко находило дорогу на сцену. Большим успехом для Сакса стало то, что его инструменты признали подходящими для военных оркестров, которые сразу могли обеспечить его заказами. В ответ на предложение Сакса заменить существовавшие инструменты французский военный министр собрал комиссию, которая решила провести концерт-соревнование. Он прошел на Марсовом поле, приглашены были музыканты: профессиональный оркестр у военных и 38 музыкантов, которых Саксу едва удалось набрать, причем он сам играл на двух инструментах по очереди. Несмотря на такие условия, Саксу аплодировали 200 тысяч зрителей. Военным ничего не оставалось, как согласиться на реформу своих оркестров, хотя изобретатель и нажил в их лице новых противников.
Сакс был талантлив и известен, его заслуги признавали лучшие в своем деле, но конец жизни изобретателя был печален: «Антуан Жозеф Адольф Сакс умер от пневмонии сегодня в Париже, в абсолютной бедности», так сообщалось о его смерти в газете New-York Tribune.
Он умер в 1894 году, не увидев расцвета джаза и блюза, когда саксофонисты были кумирами поколений, но не услышал он (слава богу!) и едкого советского «От саксофона до ножа…» их недоброжелателей.
Истинный потенциал саксофона был реализован джазовыми музыкантами в начале 1900-х годов. Чарли Паркер и Джон Колтрейн помогли сделать инструмент самым популярным среди прочих духовых инструментов для джаза. У этих музыкантов были совершенно разные стили. Именно саксофон помог еще больше индивидуализировать звук. Кроме того, для джазовых музыкантов мундштук был изменен, чтобы инструмент звучал еще громче.
Для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Самые маленькие музыканты начинают играть на универсальном инструменте - блок-флейте. Этап игры на этом инструменте един для всех духовых инструментов - здесь постигаются азы нотной грамоты, и что самое главное – развивается дыхание!
Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. При астме, хроническом бронхите и других проблемах с дыханием нет ничего лучше и полезнее занятий в классе духовых инструментов. Подобный положительный эффект дают уроки вокала или пения в хоре. Замечено также, что пение и игра на духовых инструментах лечит нервные расстройства, избавляет от бессонницы. Суетливые и нетерпеливые дети при регулярных занятиях к тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. становятся спокойнее, уравновешеннее.
Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться: что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь. На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.
Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:
1. Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
2. Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
3. Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
4. Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.
5. Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.
6. При длительной игре на духовом инструменте наступает кислородное голодание головного мозга, наступает некая эйфория.
Баритон-саксофон
Баритон-саксофон обычно используется в джазе (в основном в группе саксофонов, например в биг-бэнде), классической музыке, такой как концертная группа, камерная музыка, военные оркестры, джаз. Он также иногда используется в маршевых оркестрах, хотя и реже, чем другие саксофоны из-за его размера и веса.
Тенор-саксофон
Был создан в 1842 году. Тенор-саксофон больше альта, но меньше баритона. Является вторым по популярности саксофоном, после альта. Широко используется в джазе, духовых оркестрах, реже — в эстраде.
Альт саксофон
Он меньше, нежели теноровый саксофон, но больше, чем саксофон-сопрано. Считается наиболее популярным среди прочих разновидностей саксофонов. Широко используется в классических и джазовых композициях.
Сопрано саксофон
Сопрано саксофон является третьим по величине саксофоном (соприльо, сопранино, сопрано, альта, тенора, баритона, баса, контрабаса).
Сопрано-саксофоны являются самым маленьким саксофоном из тех, что используют повсеместно.
Чарли Паркер
Первый саксофон ему купила в детстве мама, за 45 долларов. Паркер начал заниматься самостоятельно, без учебников и преподавателей. Днем он играл, по вечерам слушал городских музыкантов.
Чарли Паркер занимался от 11 до 15 часов в день в течение 3-4 лет.
В 15 лет Чарли бросил школу и начал заниматься музыкой профессионально.
Часто Паркеру приходилось играть без перерыва всю ночь - с девяти вечера до пяти утра. За ночь он получал один доллар двадцать пять центов.
Чарли не очень вписывался в гладкие звучания биг-бэндов. Паркер всегда пытался играть по-своему, постоянно нащупывая свой, неповторимый стиль. Это нравилось далеко не всем. Как-то раз на одном из ночных джемов барабанщик Джо Джонс даже запустил в зал тарелкой, выведенный из себя "штучками" Паркера. Чарли собрался и вышел.
В поиске нового звучания Паркер поменял целый ряд составов. «Я был по горло сыт стереотипными гармониями, которыми все пользовались. Я постоянно думал о том, что должно же существовать что-то иное. Я слышал это, но не мог сыграть" – сказал как-то Паркер.
Постепенно Паркер нашел единомышленников. В начале сороковых годах он начал играть с трубачом Диззи Гилеспи, пианистом Телониусом Монком.
Джон Колтрэйн
Джона Колтрейна называют титаном джаза. Его фигура - одна из самых интересных в джазовой истории. Влияние Колтрейна на джаз и джазовых музыкантов сложно переоценить. Создал новое мышление в импровизации. Колтрейн прожил относительно недолгую жизнь. Он стал известен только в возрасте 33 лет, а умер, не дожив до 41 года.
С 13 лет Колтрейн начал играть в оркестрах. Вначале его инструментом был кларнет, затем альт саксофон. Только когда Колтрейну был 21 год - он перешел на тенор, с которым в последствии и прославился.
В том же 1959 году помимо тенора Колтрейн начал играть на саксофоне сопрано. Впервые Джон сыграл на сопрано-саксофоне известную тему "My Favorite Things" на одноименном диске, появившемся в 1960 г. Этот альбом сделал его имя широко известным далеко за пределами чисто джазовой среды. С 60-х годов возглавлял ансамбль The John Coltrane Quartet. В ансамбле принимали участие пианист Маккой Тайнер, басист Джимми Гаррисон и барабанщик Элвин Джонс.
В 1967 году Джон Колтрейн умер от рака печени.
После смерти Джон Колтрейн был причислен к лику святых африканской православной церковью гавриитов.
Существует даже несколько икон со святым Джоном Колтрейном.
2. Основная часть
2.1. Результаты анкетирования
Для исследования интереса к теме проекта, я разработал анкету и провел опрос. В анкетировании приняли участие мои одноклассники.
В анкету были включены следующие вопросы:
Получил следующие результаты.
2.2. Практическая значимость
Сегодня саксофон — один из ярчайших духовых инструментов, и какая бы музыка на нём не исполнялась, классическая, джазовая или популярная, она всегда вызывает прилив радости и большого удовлетворения от услышанного и увиденного, потому что звучит саксофон.
По мнению врачей, в том числе и физиологов, основная польза от игры на саксофоне приходится на развитие головного мозга. Поспособствовала этому взаимосвязь нескольких особенностей, которые свойственны игре на данном музыкальном инструменте. Прежде всего, занятия на саксофоне требуют большой работы легких, повышенная вентиляция которых помогает снабжать нервные клетки головного мозга достаточным количеством кислорода, причем не только во время упражнений на саксофоне, но и в обыденной жизни.
Если спросить у экспертов, какое значение имеет саксофон и что он принес в современную музыку, то ответ будет скорей всего таким: никакой другой инструмент не может дать такой высокий уровень чувственности, именно поэтому он задает такие высокие рамки восприятия музыкальных произведений современности. Композиторы стараются затронуть глубинные струны души слушателя, поэтому им нужны самые новейшие инструменты и технологии. Недаром саксофон называют инструментом для души, в этом солидарны многие меломаны по всему миру, он может передать переживания героев, чувства, волнение, ощущение страха, восторга и другое
Надеюсь, результаты моего исследования пригодятся моим одноклассникам и сверстникам, если перед ними будет стоять вопрос выбора музыкального инструмента для музыкального образования или предпочтения в прослушивании музыки на этом инструменте.
Материалы моей работы можно будет использовать на внеклассных мероприятиях для расширения кругозора и популяризации саксофона.
Заключение
В заключении отмечу, что история появления такого инструмента как саксофон очень интересна и необычна. Большую заслугу здесь имеет Адольф Сакс, который придумал, детально разработал и умело сконструировал данный музыкальный инструмент. Саксофон в настоящее время является очень популярным инструментом с очень обширной сферой применения. Он полноправный член в духовых и эстрадных оркестрах. Во многих современных жанрах, таких как рок, поп, рок-н-ролл, регги, эр энд би, соул, блюз, фанк саксофон является очень важным инструментом. В симфонической и оперной музыке саксофон также находит применение, но, к сожалению, не так часто, то есть постоянной прописки в симфоническом оркестре инструмент не получил.
Со временем инструмент был преобразован, появилось разнообразие его видов, основными из которых являются баритон, тенор, альт и сопрано. Звучание саксофона можно услышать в исполнении групп The Champs, The Pasadena Roof Orchestra, Браво и других.
Выступая перед первыми классами, я понял, что знания о саксофоне вызывают интерес у ребят, особенно, когда им был продемонстрирован сам инструмент и исполнено несколько мелодий.
Список литературы
Джеймс Линкольн Коллиер «Становление джаза» https://booksprime.ru/books/stanovlenie-dzhaza/
Польза от всего- https://stiralkovich.ru/kak-igra-na-saksofone-polza-i-vred/
Сайт музыкальной школы «Глория»-https://gloriamusic.org.ua/blog/7-dejstvitelno-li-...
Сайт «Алые паруса»- https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnichesk...
Википедия- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD
Вложение | Размер |
---|---|
sasha_neklyudov_saksafon-1.pptx | 2.88 МБ |
Слайд 1
Саксофон История инструмента Творческий тип проекта Неклюдов Александр Романович 9 В класс Руководитель: Шнейвас Эльвира ЮрьевнаСлайд 2
1 Человек 15 Человек 2 Человека 14 Человек Результаты анкетирования
Слайд 3
Продукт
Слайд 4
Все виды саксофонов
Слайд 5
Отец духового инструмента Адольф Сакс с саксофоном
Слайд 8
Баритон-саксофон Баритон-саксофон обычно используется в джазе (в основном в группе саксофонов, например в биг-бэнде ), классической музыке, такой как концертная группа, камерная музыка, военные оркестры, джаз. Он также иногда используется в маршевых оркестрах, хотя и реже, чем другие саксофоны из-за его размера и веса.
Слайд 9
Тенор-саксофон Был создан в 1842 году. Тенор-саксофон больше альта, но меньше баритона. Является вторым по популярности саксофоном, после альта. Широко используется в джазе, духовых оркестрах, реже — в эстраде.
Слайд 10
Альт саксофон Он меньше, нежели теноровый саксофон, но больше, чем саксофон-сопрано. Считается наиболее популярным среди прочих разновидностей саксофонов. Широко используется в классических и джазовых композициях.
Слайд 11
Сопрано саксофон Сопрано саксофон является третьим по величине саксофоном ( соприльо , сопранино , сопрано, альта, тенора, баритона, баса, контрабаса) Сопрано-саксофоны являются самым маленьким саксофоном из тех, что используют повсеместно.
Слайд 12
Люди, сделавшие саксофон «великим» инструментом Джон Колтрэйн Чарли Паркер
Слайд 14
Спасибо за внимание Работу выполнил ученик 9 «В» класса Неклюдов Александр
Стеклянный Человечек
Знакомые следы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Золотая хохлома
Как Дед Мороз сделал себе помощников