На уроках музыки мы часто слушаем классическую музыку в исполнении симфонического оркестра. В программе по музыке на знакомство с инструментами симфонического оркестра отведён 1 час в каждом классе. Каждый год на уроке музыки мы знакомимся с инструментами симфонического оркестра, но проходит время, и мы не можем вспомнить, как называются инструменты, входящие в симфонический оркестр.
К сожалению, в нашей школе нет инструментов симфонического оркестра, мы не можем прикоснуться к инструментам, поиграть на них. В кабинете музыки нет плакатов с изображением инструментов симфонического оркестра.
Я очень люблю рисовать и слушать классическую музыку, поэтому я решила совместить эти 2 занятия и изготовить наглядное пособие для уроков музыки с собственными рисунками инструментов симфонического оркестра.
Цель работы: создать дидактический материал для уроков музыки «Инструменты симфонического оркестра» с собственными иллюстрациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу об инструментах симфонического оркестра;
2. Разработать план и проект дидактического материала;
3. Провести подбор необходимых материалов и инструментов;
4. Осуществить изготовление дидактического материала, согласно выбранной идеи;
5. Провести оценку и сделать выводы по работе.
Вложение | Размер |
---|---|
farahova.pptx | 1.42 МБ |
farahova.pdf | 711.55 КБ |
farahova1.docx | 186.33 КБ |
Слайд 1
ПРОЕКТ на тему «Инструменты симфонического оркестра» (музыка) ученицы 8а класс Фараховой Светланы Игоревны Руководитель проекта: учитель музыки Симонова Людмила Михайловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная школа » пгт Троицко-Печорск Республики Коми пгт Троицко-Печорск 2019 годСлайд 2
Параллель 8-х классов (34 человека) Струнные смычковые
Слайд 3
Духовые
Слайд 4
Ударные
Слайд 5
Цель работы: создать дидактический материал для уроков музыки «Инструменты симфонического оркестра» с собственными иллюстрациями. Задачи: 1. Изучить литературу об инструментах симфонического оркестра; 2. Разработать план работы по созданию дидактического материала; 3. Провести подбор необходимых материалов и инструментов; 4. Осуществить изготовление дидактического материала; 5. Провести оценку и сделать выводы по работе .
Слайд 6
Объект исследования: дидактический материал. Предмет исследования: процесс изготовления дидактического материала. Методы и приемы: анализ, сравнение, моделирование, конструирование. Новизна: создам дидактический материал с собственными иллюстрациями инструментов симфонического оркестра.
Слайд 7
ОРКЕСТР
Слайд 8
ВИДЫ ОРКЕСТРОВ Духовой оркестр Военный оркестр Струнный оркестр Оркестр народных инструментов
Слайд 9
ВИДЫ ОРКЕСТРОВ Эстрадный оркестр Джазовый оркестр Школьный оркестр Симфонический оркестр
Слайд 10
Группы инструментов симфонического оркестра Струнные смычковые Духовые деревянные Духовые медные Ударные
Слайд 11
Струнные смычковые инструменты Скрипка Альт Скрипка Виолончель Контрабас
Слайд 12
Духовые деревянные инструменты
Слайд 13
Духовые медные инструменты Труба Туба Тромбон Валторна
Слайд 14
Ударные инструменты Малый барабан Тарелки
Слайд 15
Добавочные инструменты Арфа Рояль
Слайд 16
Симфонический оркестр
Слайд 17
Процесс изготовления 1.
Слайд 18
Процесс изготовления 2.
Слайд 19
Вывод:
Слайд 20
спасибо за внимание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
на тему «Инструменты симфонического оркестра»
(музыка)
ученицы 8а класса
Фараховой Светланы Игоревны
2019 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………....3
Глава 1. Литературный обзор ………………………………………………..6
Глава 2. Подготовительная работа …………………………………………13
Глава 3. Процесс изготовления. Технология изготовления «Наглядное пособие для уроков музыки» ………………………………………………14
Глава 4. Экономическое обоснование …………………………………….15
Заключение …………………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………………...17
Введение
Актуальность.
На уроках музыки мы часто слушаем классическую музыку в исполнении симфонического оркестра. В программе по музыке на знакомство с инструментами симфонического оркестра отведён 1 час в каждом классе. Каждый год на уроке музыки мы знакомимся с инструментами симфонического оркестра, но проходит время, и мы не можем вспомнить, как называются инструменты, входящие в симфонический оркестр.
Проведя анкетирование (среди учащихся на параллели 8-ых классов) на знание инструментов симфонического оркестра, я получила следующие результаты:
К сожалению, в нашей школе нет инструментов симфонического оркестра, мы не можем прикоснуться к инструментам, поиграть на них. В кабинете музыки нет плакатов с изображением инструментов симфонического оркестра.
Я очень люблю рисовать и слушать классическую музыку, поэтому я решила совместить эти 2 занятия и изготовить наглядное пособие для уроков музыки с собственными рисунками инструментов симфонического оркестра.
Цель работы: создать дидактический материал для уроков музыки «Инструменты симфонического оркестра» с собственными иллюстрациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу об инструментах симфонического оркестра;
2. Разработать план и проект дидактического материала;
3. Провести подбор необходимых материалов и инструментов;
4. Осуществить изготовление дидактического материала, согласно выбранной идеи;
5. Провести оценку и сделать выводы по работе.
1. Обоснование выбора темы проекта.
Приступая к работе по изготовлению дидактического материала, я поставила перед собой 2 вопроса:
- какие инструменты войдут в дидактический материал?
- какой материал буду использовать для изготовления иллюстраций?
Объект исследования: дидактический материал.
Предмет исследования: процесс изготовления дидактического материала.
Методы и приемы: анализ, сравнение, моделирование, конструирование.
Новизна: создам дидактический материал с собственными иллюстрациями инструментов симфонического оркестра.
Гипотеза: Предположим, иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра понравятся учащимся: запомнят внешний вид и название инструмента, появится к ним интерес.
Практическая значимость работы. Дидактический материал с иллюстрациями инструментов симфонического оркестра может быть использован учителями музыки на уроках музыки при изучении темы: «Инструменты симфонического оркестра».
Глава 1. Литературный обзор.
Оркестр - коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром.
В зависимости от состава инструментов – оркестры носят разные наименования:
Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны). Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы.
Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра. Главные – медные духовые и саксофон.
Симфоническим называется оркестр, состоящий из нескольких групп инструментов — струнных, духовых и ударных.
Самый главный человек в оркестре – дирижёр.
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) руководит оркестром. Хотя он не играет ни на одном музыкальном инструменте, он одновременно играет на всех, потому что его инструмент – это оркестр.
1.2. Инструменты симфонического оркестра
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнные смычковые инструменты.
II. Духовые деревянные инструменты.
III. Духовые медные инструменты.
IV. Ударные инструменты.
Добавочная группа: арфа, рояль (инструменты без группы)
Все инструменты данной группы одинаковые по виду – корпус имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам, четыре струны натянуты вдоль грифа, и имеют один принцип игры (звук извлекается смычком, когда им проводят по струнам - отсюда и название)
1.Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. У скрипки самый нежный, самый поющий тембр. Скрипке поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
2.Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он немного больше и имеет более приглушённый, матовый звук (ниже тембром).
Скрипки и альты – главные в этой группе.
При игре – эти инструменты кладут на плечо.
3.Виолончель можно назвать “большой скрипкой” (намного больше по размеру). Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
4.Самый высокий по росту, но самый низкий по звучанию инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём стоя, потому что он выше роста человека.
Виолончель и контрабас – находятся не на плече у музыканта, как скрипка или альт, а стоят вертикально, опираясь на шпиль (на подставку), касающуюся пола.
Струнно-смычковая группа инструментов в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.
Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент, деревянными – сделаны из дерева.
1.Флейта (с итал. означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий.
2.Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические картины.
3.Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
4.Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы.
В прошлом, инструменты данной группы делали только из дерева (отсюда и название). Сейчас используются различные материалы (например, металл и серебро для флейты).
Для изготовления медных духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медных духовых инструментов. Это самая громкая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра.
1.Звонким, ярким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр (одна труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые – вместе взятые).
2.В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
3.Валторна (в переводе с немец. “лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке (музыка изображающая пастухов и пастушек, сельскую жизнь).
4.Самый низкий духовой медный инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Семейство многочисленно, разнообразно по голосам.
Самые древние музыкальные инструменты человечества.
Внешне – разные, но общее: звук извлекается – ударом по инструменту. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами.
Постоянными участниками оркестра являются только тарелки, литавры, малый и большой барабаны.
Начиная с 19 в. ударная группа стала быстро пополняться – треугольники, бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон – но эти инструменты употребляются лишь эпизодически.
1.Тарелки – ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Представляют собой диск выпуклой формы. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.
2.Литавры - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
3.Малый и большой барабан - ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Барабан представляет собой широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом.
1.Арфа
Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами.
Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Часто аккомпанирует другим инструментам в оркестре (звучание её создаёт волшебный колорит).
2.Рояль – (в перев. с франц. «Королевский»)
Рояль – инструмент-оркестр! В нём объединились 3 рода музыкальных инструментов:
Начинался, как и арфа – со струн, натянутых на прямоугольный ящик. А позже придумали механизм, который ударял по струнам молоточком, и сила звука зависела от силы удара по клавишам. Тогда этот инструмент назвали ФОРТЕПИАНО. (форте – громко, пиано – тихо).
Во всем мире музыканты симфонического оркестра рассаживаются одинаково:
В первых рядах – струнные.
Слева – хор скрипок. Этот хор всегда разделяется на 2 голоса. Главную мелодию поют первые скрипки, а подпевают им – вторые (они сидят в следующем ряду за первыми).
Справа от дирижёра – альты, виолончель, контрабас.
По центру находятся – духовые: впереди деревянные (флейты, гобои, за ними – кларнеты и фаготы), за деревянными расположились – медные духовые инструменты – волторны, трубы, тромбоны и туба.
В самом последнем ряду – ударные: барабаны, тарелки, литавры.
Рядом с ними – рояль, арфа.
Глава 2. Подготовительная работа
Для изготовления дидактического материала, я решила выбрать следующие материалы:
1.Листы для рисования – формат А2;
2.Краска – гуашь.
Глава 3. Процесс изготовления. Технология изготовления «Наглядное пособие для уроков музыки»
Трудность: листы очень тонкие и после нанесения краски – скручиваются.
Выход: поменять листы на более плотные.
Глава 4. Экономическое обоснование
Процесс изготовления «Наглядного пособия для уроков музыки» для меня оказался не трудным (люблю рисовать), но затратным:
1.Потратила своё время и силы (20 иллюстраций!);
2.Материальные затраты (поменяв листы на более плотные – не для рисования, а для черчения).
Готовое изделие:
1.Эстетично выглядит;
2.Иллюстрации получились яркими и красивыми;
3.В целом дидактический материал мне нравится и готов к использованию на уроках музыки.
Заключение
Как оказалось дидактический материал, изготовленный собственными руками, требует затрат (физических и материальных) и умения рисовать, но при этом доступен и не требует специального оборудования и материала.
Создавая свой проект я получила удовольствие. Исследовала материал об инструментах симфонического оркестра (узнала много нового о создании и предназначении инструментов), нарисовала собственные иллюстрации музыкальных инструментов. Уверенна, мой «Дидактический материал» будет использоваться на уроках музыки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед работой, я выполнила, цели достигла. Убедилась, что иллюстрации, сделанные своими руками, могут стать дорогими не только для себя, но и для других.
Список литературы
Прощание с летом
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
5 зимних аудиосказок
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Бородино. М.Ю. Лермонтов