Исследовательская работа ученицы 11 класса Чооду Хорагай на тему:Стихи и песни Сталинграда
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЛГАЗЫН
ТАНДИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКА ТЫВА
Исследовательская работа
на тему:
«Стихи и песни Сталинграда»
Выполнила: ученица 11 класса,
Чооду Хорагай Эрес-ооловна
Руководитель: учитель английского языка,
Оюн Сабина Вячеславовна
с.Балгазын-2023г
Оглавление
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………….15
Приложения………………………………………………………………..16
Рецензия научного руководителя с оценкой и рекомендацией…………17
Введение
Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни и стихи были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою. Они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с её жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала…
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение событий истории и их отражение в искусстве.
Задачи:
Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Актуальностью данной работы является военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом её огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. То есть они никогда не потеряют своей актуальности.
Объект исследования: песни и стихи Сталинграда.
Область исследования: литература, музыка, история;
Методы исследования:
Ожидаемые результаты проекта:
учащиеся узнают, во-первых, какие песни и стихотворения вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен и стихотворений.
2.1 История создания стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина»
В 1965 году- в год празднования 20-летия Победы- создавалась новая концертная программа для Государственного Волжского народного хора. Слова песни для новой программы было предложено написать Виктору Бокову.
«- Я давно мечтал написать песню о героических делах сталинградцев,- рассказывал поэт.
-Для этого поехал в Волгоград, около полутора месяцев гостил у своего друга, композитора Григория Пономаренко, ходил по улицам города, смотрел на Волгу, много раз бывал на Мамаевом кургане. Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспомнил. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?» Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына?Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка «На Мамаевом кургане-тишина…» и родились другие строки».
Так родилась песня, музыка к которой написала Александра Пахмутова. У неё были свои воспоминания о своем родном героическом городе. Здесь она школьницей четвертого класса 22 июня 1941 года услышала о начале войны. В этот день она, ученица музыкальной школы, выступала с собственным сочинением. Еще было далеко до всенародного признания её творчества, но огонь войны навсегда опалил её память…
Стих В. Боков, музык А. Пахмутовой
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придёт, не скажет: «Мама, я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждёт,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.
1965г.
2.2. Рождение песни «Есть на Волге Утёс»
1942 год. Сталинград. Очередная чудовищная бомбежка города. И вдруг, «в короткую минуту затишья, на центральной площади я слышал, как группа людей пела широкую, как Волга, песню «Есть на Волге утес». Так вспоминал потом композитор Марк Фрадкин. Это исполнение навсегда врезалось в его память.
Песне «Есть на Волге утес» уже больше 150 лет. Стихи в 1870 году написал Александр Александрович Навроцкий, генерал-лейтенант, крупный военный юрист и чиновник. Они были посвящены Степану Разину и написаны спустя 200 лет после народного восстания, которое он возглавил. По легенде, Александру Навроцкому крестьянин-рыбак рассказал народное предание об утесе, на котором якобы появляется призрак Разина, а в пещере на утесе будто бы обнаружен стеклянный гроб с Мариной Мнишек – женой Лжедмитрия и коронованной русской царицей. В общем, людская молва немало всего приписывала этому утесу, в том числе и то, что там хранятся несметные сокровища. Навроцкого же на написание стихотворения вдохновило то, что на этот волжский утес Степан Разин приходил думать думы свои.
Музыку на стихи Навроцкого написала Александра Рашевская. Правда, Александр Александрович впоследствии и сам сочинил музыку на свои слова, но прижился в итоге вариант Рашевской. Песню очень полюбила революционная молодежь, в том числе старший брат Владимира Ленина – Александр Ульянов.
Автор стихов Александр Навроцкий со временем изменил свои политические взгляды и не просто выступал за самодержавие, но стал одним из основателей черносотенного движения.
Песню «Есть на Волге утес» русские революционеры нелегально издали в Женеве и стали считать русской «Марсельезой». И уже нигде не упоминали имени автора стихов в силу того, что он стал классовым противником.
2.3. История создания известной песни «Случайный вальс»
Для миллионов фронтовиков война начиналась с песен: на вокзальных перронах, возле военкоматов, вшедших на фронт эшелонах. Песнями и завершалась — на праздничных и поминальных застольях. Десятки маршей и баллад тех лет стали истинно народными, а одна из самых драгоценных жемчужин фронтовой лирики — «Случайный вальс» Евгения Долматовского и Марка Фрадкина.
В 1942 году в газете «Красная армия» Юго-Западного фронта напечатали стихотворение «Танцы до утра» Евгения Долматовского.
«Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…»
Эту надпись, «Танцы до утра», сделанную на клочке бумаги какими-то неуклюжими буквами, Долматовский увидел где-то на здании школы. Его потрясла тяга людей к радости и счастью, которую не могли убить даже тяготы войны. Через несколько месяцев, оказавшись в Сталинграде, он прочел стихотворение композитору Марку Фрадкину, ездившему с бригадой артистов по войскам. Тот схватил аккордеон и мигом наиграл чудесную мелодию — получился вальс. Долматовский понял, что стихотворение надо переписать: ритмически оно с вальсом не совпадало, и на время забыл о нем...
Сталинградская битва завершалась, время требовало иных песен — с победными мотивами. Об этом же шла речь и на заседании Военного совета фронта, куда Фрадкина и Долматовского, ставших кавалерами ордена Красной Звезды, пригласили для обсуждения «песенного оружия» в том числе.
Долматовский рассказал военным, что они планируют превратить «Танцы...» в песню, и политсоветник Рокоссовского Сергей Галаджев предложил сделать из его новой версии нечто типа «офицерского» вальса, благо слово «офицер» как раз только-только входило в обиход. По дороге из Сталинграда в Елец вальс был написан и «презентован» на нескольких полустанках. Песня умудрилась обогнать создателей и встречала их в Ельце! Вскоре «офицерский» вальс превратился в «случайный». Первым его исполнил Леонид Утесов.
Однако была в этой истории деталь, которая иногда, что называется, выпадает из канвы. По воспоминаниям Долматовского, эпизод с танцем, который лег в основу нового стихотворения, рассказал Фрадкину молодой летчик Василий Васильев. Это он пригласил на танец незнакомую девушку по имени Зина, вот и попросил композитора написать песню об этом. Она прозвучала по радио, и Зина прислала туда письмо, да только передать его было уже некому — Васильев погиб...
А человек это был уникальный. Василий Васильев родился 5 апреля 1915 года в деревне Ларинки, ныне не сохранившейся, жил в Гусь Хрустальном Владимирской области. И роман в жизни у него был настоящий, один — с женой. Редакции удалось отыскать внучку летчика. Людмила Брыкова, доцент Белгородского государственного технологического университета имени Шухова не очень удивилась звонку из газеты. Для нее эта песня, конечно же, тоже особенная.
— Дедушка и бабушка познакомились еще студентами, они вместе учились в Ивановском химико-технологическом институте. Дед, правда, окончил лишь пару курсов, поскольку его пригласили в авиашколу. А бабушка институт окончила. После авиашколы дедушка по распределению попал в Ленинград, бабушка поехала с ним. Они жили где-то на Васильевском острове, бабушка работала в институте. У них родились две дочки — Нина, старшая, и моя мама, Таня, Татьяна Васильевна.
Дед погиб так рано, что воспоминаний о нем сохранилось очень мало. Ведь и бабушка ушла довольно молодой...
Когда началась война, дедушка отправил бабушку с дочками в Киржач, где был дом, в котором выросли мои родные по женской линии, вплоть до прабабушки. Я помню его, хотя бывала в нем в раннем детстве: там на стене висела фотография очень красивого деда с «гагаринской» улыбкой. И бабушка была красавицей, с удивительным, открытым лицом. О том, что песня имеет отношение к деду, мне рассказала когда-то давно мама. Но детали я узнала, когда проходила акция «Память в танце. Случайный вальс» и песня звучала по всей стране. Да, деду было 28. Но он уже был опытным летчиком, к началу Великой Отечественной повоевал и на Халхин-Голе, и на Финской.
После боев на Халхин-Голе Василий Васильев получил медаль «За отвагу». Летал он в то время на биплане «Р-5», после «финки» переобучался на «СБ», а перед самой войной освоил бомбардировщик «ДБ-3». Еще курсантом Васильев совершал боевые вылеты во время битвы под Москвой, потом обучал штурманов. И дальнейшая его военная биография изобилует яркими эпизодами и событиями: был командиром звена 42-го авиаполка дальнего действия, работал в глубоком тылу, нанося там бомбовые удары, обеспечивал успешное движение конвоев союзников в Арктике, бомбил немецкие аэродромы в Норвегии и Финляндии.
Его последний боевой вылет был 201-м. 8 сентября 1943 года Васильев отправился на летную разведку: надо было определить, насколько интенсивно движение на железных дорогах в районе Невель-Витебск-Орша-Смоленск-Ярцево.
Обнаружив три эшелона с топливом, поджег их «зажигалками», но был подбит. Он перелетел линию фронта на горящем самолете, но... Весь экипаж погиб. Звание Героя Советского Союза Васильеву было присвоено посмертно — в 1944 году. Он похоронен на кладбище села Василева.
Судьба песни складывалась непросто. Сталину не все понравилось в этой истории. Почему офицер танцует, если он должен воевать? С 1946 года исполнять песню запретили, и второе ее рождение случилось лишь после хрущевской оттепели.
2.4. «Растёт в Волгограде берёзка»
В канун 20-летия Победы прошла в Волгограде телевизионная передача местной студии. Жители города вспоминали о великой битве, повернувшей колесо войны, о том, как трудно далась нам победа. Каждое выступление было по-своему интересно и значительно, но особенно запомнилось поэту Маргарите Агашиной, сидевшей дома у телевизора, выступление Лиды Пластиковой, женщины, которую в городе давно знают и любят.
Она — живая история города. В пору первых пятилеток строила Сталинградский тракторный завод, а когда к построенному и ее руками тракторному прорвались фашистские ганки, она взяла в руки оружие. После завершения битвы была избрана секретарем городского комитета комсомола, пламенным словом и личным примером вдохновляла молодежь на восстановление города. Она обратилась к жителям города и области, ко всем, до чьего дома доходят волны волгоградского телевидения. Она сказала:
«У кого в семье есть погибшие на войне, а могила родного человека затерялась на полях битв между Волгой и Эльбой, приезжайте на берег великой русской реки к Мамаеву кургану, сажайте деревья — за каждого близкого по дереву…»
Предложение Пластиковой дошло до сердца волгоградцев. Городской Совет заготовил двести саженцев.
Но в первое же воскресенье приехало более шестисот человек. Сажали деревья, на каждое привязывали дощечку-табличку, писали на табличках имена своих погибших родных и близких, слова, обращенные к их памяти.
Маргарита Агашина отправилась к Мамаеву кургану. Она ходила меж этих юных деревьев, читала подписи. Я представляю, как трудно, как больно было ей. Лирический поэт с чистым и проникновенным голосом, она приехала в Сталинград в 1950 году, сразу после окончания Литературного института имени Горького. Строительство ГЭС и Волго-Донского канала, возрождение города стало ее жизнью и ее поэзией. Но город великой битвы, принимая к себе человека, вручает ему не только настоящее, но и все свое прошлое. Мамаев курган стал и ее высотой.
Стихи о березках-памятниках писались долго. Они сложились окончательно лишь через год после призыва Пластиковой, когда Маргарита Агашина увидела там же, у кургана, березки с табличкой, на которой была нарисована золотая звезда и написано:
В память погибших братьев
ИВАНА
СТЕПАНА
СЕРГЕЯ
ВАСИЛИЯ — РЫКУНОВЫХ.
За этой маленькой табличкой стояли судьбы одной семьи, но сколько таких семей в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Прибалтике… Сколько таких семей в Закавказье и Средней Азии…
Маргарита Агашина в 1966 году написала, наконец, давно задуманное и долго вынашиваемое стихотворение «Растет в Волгограде березка». Оно положено на музыку тоже волгоградцем, композитором Георгием Пономаренко. Это мастер, обладающий тонким чутьем. Он отлично знает законы русской народной песни и умело ими пользуется.
Песня Агашиной и Пономаренко много сделала для того, чтоб зеленые деревья поднялись на нашей многострадальной земле как памятники.
Авторы песни получают много писем. С их разрешения я расскажу об одном письме. Старая учительница Нонна Николаевна Тычина со станции Мотовиловка под Киевом не знает, где погиб ее единственный сын. Последнее письмо он прислал из-под Сталинграда. И вот мать, обращаясь к авторам песни, просит: «Можно, пусть мой мальчик лежит под этой березкой?»
Песню «Растет в Волгограде березка», быть может, не так часто поют дома и на улицах. Но знают ее все.
Исполнялась песня и в далеком Монреале на Всемирной выставке. В зале было много эмигрантов, людей, настроенных по-разному. Принимали советскую певицу Людмилу Зыкину сдержанно. Но вот прозвучала строчка «ты тоже родился в России», и на глазах у тех, кто понимает русский текст,— слезы…
Песня «Растёт в Волгограде берёзка». Текст
Ты тоже родился в России —
краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне береза,
береза под каждым окном.
На каждой весенней поляне —
их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде березка —
посмотришь, и сердце замрет.
Ее привезли издалека
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли!
Как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси —
лежат под березкой ребята,—
об этом у них расспроси.
Трава под березкой не смята —
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал,
и плакал — светло, как невеста,
и помнил — навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом,
тебе ли того не понять.
Ты тоже родился в России —
березовом милом краю.
Теперь, где ни встретишь березу,
ты вспомнишь березку мою,
ее молчаливые ветки,
ее терпеливую грусть.
Растет в Волгограде березка!
Попробуй ее позабудь.
1966
2.5. Степан Сарыг-оол «Саны-Моге»
Из тувинской поэзии и литературы мною была выбрана поэма Степана Агбановича Сарыг-оола «Саны-Моге»,т.к в его поэме ощущается энергия пытливой философско-поэтической мысли, раздумья над судьбами человечества. Т.к произведение на тувинском языке, хотела бы рассказать тоже на тувинском. «Ук ызыгуурундан ядыы арат Саны-Шири Шангырович Ооржак кончуг-ла ажылгыр кижи чораан. Ол бедик чаагай Монгун-Тайганын барып чедери берге, агаар-бойдузу кадыг-шириин онзагай черинге чурттап чораан. Анаа-ла бодуун арат болур ол кончуг ажылгыр кижини шулукчу моге кижи кылдыр эде адаан. Ынчангаш оон шулуглелинин ады «Саны-Моге» болган ужуру ында.
Военная песня- это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
В ходе работы над проектом был проведён опрос среди учащихся 10-11 классов (17 учащихся), на тему: «Стихи и песни Сталинграда».
Были заданы следующие вопросы:
Результаты опроса мы обобщили в диаграмме.
Заключение
В этом году мы празднуем 78-летие Великой победы в Великой Отечественной войне.
В суровое военное время, советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу.
Война – это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки, и если бы ни оно, неизвестно как бы закончилась Великая Отечественная война…
В ходе исследования я пришла к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песни и стихи духовно обогащали нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Список использованной литературы:
Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
Приложение 1.
Приложение 2.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЛГАЗЫН ТАНДИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКА ТЫВА
Рецензия
на исследовательскую работу
Тема: «Стихи и песни Сталинграда», которую выполнила обучающаяся 11 класса Чооду Хорагай Эрес-ооловна.
Данная работа направлена на ознакомление с историей Сталинградской битвы и воспитание патриотизма, любви к Отечеству к героям ВОВ через искусство. Научно-исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Работа написана грамотным научным языком. Оформление работы в целом соответствует предъявленным требованиям.
Во введении Чооду Хорагай Эрес-ооловна объяснила актуальность работы и выдвигает гипотезу о том, что военная песня достояние каждой нации. Четко сформулировала цель, заострила внимание на постановке конкретных задач. Введение выглядит достаточно содержательным и емким. В результате четкого изложения цели работы в изложении основной части научно-исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. В своей теоретической части работы Хорагай рассматривала подробно научную литературу. Проанализировала результаты, составила диаграмму и кратко сформулировала основные выводы.
Список литературы включает разнообразные источники оформленные в соответствии с требованиями.
В целом работа заслуживает отличной оценки.
Рекомендации: продолжить работу над исследованием с целью расширения доказательной базы для своих выводов. Работу можно рекомендовать к участию в научно-практических конференциях.
Дата Рецензент:
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Солдатская шинель
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью