«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Платон
Музыка прекрасна тем, что не только эмоционально поддерживает человека, но и воздействует целиком на его физиологию. В мозге нет отдельной «музыкальной зоны» — мелодия идет по тем же нейронным путям, которые обеспечивают такие жизненно важные функции, как язык, речь, моторика. Поэтому человек отзывается на ритм и начинает топать в такт, сам того не замечая. Это явление аудиторной синхронизации хорошо изучено. С изменением звуковых стимулов изменяется пульс, дыхание, темп функционирования организма.
В наши дни музыка может применяться как метод терапии:
- обеспечивать расслабление или концентрацию внимания;
- помогать выражать эмоции.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 35.68 КБ |
презентация к проекту | 757.64 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Софьинская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования
Раменского городского округа
Московской области
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ»
Выполнила
Товмасян Марджик Артуровна,
ученица 11 класса
Руководитель проекта
Пархомчук Ирина Александровна,
учитель музыки,
первая квалификационная категория
с. Софьино 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3,4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое музыкальная терапия? …………………………..5
1.2 Как работает МТ и где её применяют?............................... 6,7
1.3 Как к МТ относятся в России?.............................................. 7
1.4 Виды и формы МТ………………………………………….. 7,8
1.5 Цели и задачи МТ…………………………………………... 8
1.6 Есть ли у МТ противопоказания?......................................... 9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Исследование №1…………………………………………… 11
2.2 Исследование №2 ……………………………………………12
2.3 Исследование №3 ……………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………16-18
ВВЕДЕНИЕ
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Платон
Музыка прекрасна тем, что не только эмоционально поддерживает человека, но и воздействует целиком на его физиологию. В мозге нет отдельной «музыкальной зоны» — мелодия идет по тем же нейронным путям, которые обеспечивают такие жизненно важные функции, как язык, речь, моторика. Поэтому человек отзывается на ритм и начинает топать в такт, сам того не замечая. Это явление аудиторной синхронизации хорошо изучено. С изменением звуковых стимулов изменяется пульс, дыхание, темп функционирования организма.
В наши дни музыка может применяться как метод терапии:
- обеспечивать расслабление или концентрацию внимания;
- помогать выражать эмоции;
В 1944 году в Мичиганском государственном университете в США появилась первая программа подготовки музыкальных терапевтов, потом открылись курсы в Нью-Йорке. И, таким образом, уже более 60-ти лет практикуется музыкальная терапия в США и Европе, и в другие страны она тоже распространилась. Во многих странах есть конференции, всемирные федерации музыкальной терапии, люди обмениваются опытом, научными знаниями. И сейчас в США музыкальная терапия считается вспомогательной профессией в здравоохранении, и в некоторых случаях покрывается страховкой, то есть является бесплатной для пациента, если у него какие-то особые нужды, для детей, в частности, специальное образование, в некоторых случаях это неврологические какие-то заболевания. Однако в России процесс такого признания только начинается и развитие музыкальной терапии в России делает реальной перспективу признания ее в будущем в качестве самостоятельной специальности, находящейся на стыке медицины, психологии и музыки.
Цель работы: узнать как можно больше о влиянии музыки на организм человека.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие
Задачи:
- изучить литературу и собрать информацию по данной тематике
- провести необходимые исследования и эксперименты о воздействии музыки на человека
- создать буклет «Музыкальные рецепты долголетия»
Объект исследования – музыкальные жанры
Предмет исследования – влияние музыки на человека
Методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез
Продуктом исследования является буклет музыкальных здоровье сберегающих советов
В ходе исследования выдвигается гипотеза, что музыка оказывает влияние на поведение и настроение человека.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ?
Музыкальная терапия с греческого языка переводится как «исцеление музыкой». В самом этом определении уже заложены основные понятия, на которых строится это терапевтическое направление. Музыка очень глубоко касается души человека, а благодаря своей невербальной природе может выражать то, что недоступно речи. Именно благодаря этому музыка может быть использована в терапевтических целях. Музыка дает возможность непосредственно воздействовать на эмоциональное состояние, регулировать глубинные внутренние процессы, улучшать двигательные способности, помогать выстроить коммуникацию, открыть возможности самовыражения, повысить самооценку. Музыка воздействует так же, как влюбленность, как удовольствие от еды или занятий спортом: она стимулирует выработку гормонов — дофамина, серотонина, окситоцина. Когда мы, например, снова и снова переслушиваем одну и ту же песню, это значит, что мозг хочет получить свою порцию удовольствия. Правда, в депрессивном состоянии люди часто слушают по кругу мрачную музыку, которая уводит их еще дальше. Допустим, если у человека суицидальные мысли, ему нужно пить по одной таблетке препарата, чтобы себя поддерживать, а он может взять и под воздействием грустной музыки выпить весь пузырек. Для того чтобы контролировать такие моменты, нужен музыкальный терапевт: он должен быть рядом, подобрать правильную первую дозу музыки, которая отражает состояние пациента и помогает ему пройти через него, а потом по чуть-чуть вводить другую музыку, которая переключит на другие эмоции. Это называется изометрический принцип: ты присоединяешься к состоянию человека, а потом выводишь его в нужное.
1.2 КАК РАБОТАЕТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И ГДЕ ЕЁ ПРИМЕНЯЮТ?
Занятия музыкальной терапией с тяжелыми детьми (ДЦП, аутизм, множественные нарушения) хороши тем, что позволяют им почувствовать себя успешными. При помощи музыки можно выразить то, что не получается выразить другими средствами. Когда плохо говорящий ребенок выражает с помощью барабана свой гнев или свое удивление, это дает ему ощущение, что он что-то может. При болезни Альцгеймера происходят физические изменения в головном мозге — повреждается прежде всего кора, то есть его верхняя часть, которая отвечает за принятие решений, социализацию, мыслительный процесс. При этом древняя лимбическая система, где сосредоточена вся наша эмоциональная жизнь, затронута меньше, и музыка может «огибать» все нарушенные участки мозга, чтобы воздействовать непосредственно на человека. Появляется блеск в глазах, осмысленность, самоосознание. Музыка возвращает человеку его личность — и он снова начинает общаться «изнутри», а не на автомате. Восстанавливается структура его дня, возможность полноценно контактировать с окружающими.
Где она практикуется? Практикуется музыкальная терапия в больницах для облегчения боли, для психологической поддержки и для поддержки физиологических функций, таких как дыхание, ритм сердца, глотание. В неврологической реабилитации, она помогает восстановить или поддержать развитие речи, моторики, памяти, глотание. При беременности и родах, для работы с матерью и ребенком, для раннего развития, в том числе и с нормально развивающимися детьми, она просто дает такой потенциал на будущее. В тюрьме и в исправительных колониях, в дома с квалифицированным уходом, то, что в России называется дома престарелых, помогает повысить качество жизни и как-то оказать поддержку при болезни и старости, и в конце жизни тоже может оказать поддержку.
1.3 КАК К МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ОТНОСЯТСЯ В РОССИИ?
В России нередко музыкальная терапия воспринимается как какое-то приложение к психотерапии или ответвление от нее, что совсем неверно: это отдельная наука. В России пока нет системы высшего образования и сертификации для музыкальных терапевтов. Есть несколько курсов в рамках повышения квалификации и семинары. Те немногие специалисты, что есть, работают, как правило, в узких сферах: с особыми детьми, в психотерапии. Найти специалиста порой бывает непросто.
1.4 ВИДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Можно выделить две основные формы музыкотерапии: активную и пассивную (рецептивную).
Активная музыкотерапия - терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде сочинения, воспроизведения музыки; импровизации с помощью голоса и музыкального инструмента.
Пассивная музыкотерапия - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде музыкальной коммуникации, возникающие при совместном прослушивании музыки; музыкального реагирования направленного на достижение катарсиса; музыкальной регуляции снижающей нервно-психическое напряжение.
Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, движение под музыку.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры и т.д.
1.5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МТ
Главное отличие музыкальной терапии от любых других музыкальных занятий — это постановка целей и планомерное движение к их достижению. Музыкальная терапия — это использование музыки и ее элементов в не музыкальных целях. Цель — поддержка физического, когнитивного, эмоционального здоровья или реабилитация. В зависимости от целей музыкотерапия может пересекаться со смежными медицинскими дисциплинами. Например, если речь идет об эмоциональном здоровье, конечно, музыкотерапия будет особенно близка психотерапии. Другой пример — люди с БАС. Как музыкальная терапия влияет на дыхательные и глотательные функции человека с БАС, а также на его речь? По мере развития БАС слабеют и перестают работать мышцы, связанные с этими функциями, со временем человек не может глотать пищу, говорить и самостоятельно дышать. Так вот, когда музыкальный терапевт делает с пациентом упражнения на сохранение речи, это во многом похоже на логопедию. Музыка здесь выступает как фактор, позволяющий усилить эффект от занятий.
1.6 ЕСТЬ ЛИ У МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ?
Музыкальная терапия может быть противопоказана в случаях, когда пациент до болезни профессионально занимался музыкой.
Допустим, человек умел играть на гитаре, а теперь у него травма, руки ослабли из-за БАС или другой болезни. Если будут заняться с ним музыкотерапией, это будет работа не на территории его возможностей, а наоборот, лишь подчеркивание того, что ему больше не доступно то, с чем раньше он легко справлялся.
Здесь нужно быть очень деликатным. Попробовать такие занятия можно, только если есть вероятность восстановления. Лучше начинать с косвенных упражнений, использования совсем других инструментов, плавно переходя к реабилитации, когда с пациентом установились достаточно доверительные отношения. Музыкотерапия при правильном подходе может стать мощным толчком для человека.
Специалисты признают, что музыкотерапия — это вспомогательная профессия. Музыкотерапевт может стимулировать и облегчать различные медицинские процессы: лечение, роды, реабилитацию и т. д., но никогда не заменит собой врача. Однако обесценивать эту профессию тоже неправильно: за 70 лет музыкальная терапия подтвердила свою эффективность исследованиями во многих областях.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ №1
Тема «Музыкальная терапия» меня, лично, очень заинтересовала, так как было необычно слышать, что, оказывается, существует такой способ терапии и ее даже используют в медицине. Мной было изучено много литературы по данной тематике, также различные случаи из жиозни людей, когда они смогли преодолеть тяжелые заболевания, благодаря музыке. Мне стало интересно провести эту работу самой. В качестве эксперимента я набрала группу детей 9-12 лет и поставила перед ними следующую задачу: при помощи изобразительных средств, слушая определенную музыку, свое восприятие они должны были изобразить на листе бумаги. В качестве музыкального фрагмента я использовала произведение П. И. Чайковского «Времена года».
- На одном листке каждый из детей должен был нарисовать свои представления, передать свои эмоции, всё то, что они почувствуют во время прослушивания данного произведения. Если посмотреть на общий рисунок, то можно увидеть, что у каждого он получился уникальным и необычным. Все эти чувства и эмоции проявила в детях именно музыка. В ходе работы мы видим, что дети использовали яркие приятные цвета. Это говорит о том, что чувства детей очень искренние и чистые. Поскольку наличие черной палитры почти отсутствует, можно с уверенностью сказать, что психической напряженности у детей не было во время данного занятия.
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ №2
Жизнь мальчика с аутизмом кардинально изменилось благодаря музыкальной группе BTS
- Мексиканская телерадиовещательная сеть Azteca Uno опубликовала рассказ о мальчике по имени Артурито и его уникальной ситуации. У Артурито, который в настоящее время живет в Мексике со своей семьей, «был диагностирован аутизм, когда ему было всего 3 года». Его мать, Габриэла, более подробно объяснила его диагноз и то, каким был Артурито до того, как его жизнь навсегда изменилась.
- «Ему поставили диагноз аутизм, когда ему было 3 года. Он также страдает эпилепсией и другими заболеваниями, что ухудшает его положение. Из-за своего состояния он общается только с членами своей семьи. Громкие звуки были для него ужасны, поэтому он не мог слушать музыку. Он немедленно заткнул бы уши. Он становился беспокойным и иногда впадал в депрессию. Депрессии аутистического спектра могут быть ужасными, потому что иногда он причинял боль себе или кусал других»
Габриэла, однако, поделилась, что однажды всё это резко изменилось после того, как Артурито начал слушать “Fake love” BTS
- «Однажды он начал напевать что-то, чего я не могла понять. Именно тогда мы осознали, что это песня под названием «Fake love» k-pop группы, BTS. Мы включили её на телевизоре, и он был счастлив посмотреть её на большом экране. Он прибавил громкость, чего раньше не мог сделать это меня очень удивило, и мы все немного поплакали. Это может показаться мелочью, но для нас это было огромным достижением»
Музыка действительно не имеет границ и Артурито прекрасный пример этого!
2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ №3
Я очень люблю слушать разную музыку, и, при этом рисовать. Поэтому, такой же эксперимент я решила провести для себя и поставила такие же условия:
- при помощи изобразительных средств, слушая определенную музыку, свое восприятие изобразить на листе бумаги. В качестве музыкального фрагмента я использовала композицию Армена Мартиросяна «Жизнь и Война». В итоге у меня получилось изобразить свои эмоции в виде девушки, у которой очень тоскливые глаза и взгляд, полной печали. Музыка, которую я слушала во время рисования, была грустная по звучанию, поэтому рисунок получился в серых тонах. У меня было плохое настроение, когда я рисовала, и это тоже очень повлияло на результат. С помощью музыки я смогла выразить свои отрицательные эмоции и задуматься о причине этого грустного настроения. Сразу после этого я почувствовала огромное облегчение на душе. Я сделала вывод о том, что музыка может натолкнуть нас на какие-то мысли, заставить плакать и смеяться, мысленно вернуться в далекие воспоминания и придать сил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом «Музыкальная терапия» для меня очень интересна и полезна. Цель проекта о влиянии музыки на организм человека достигнута, задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза о том, что музыка оказывает влияние на поведение и настроение человека подтвердилась. В завершении я хочу сказать, что музыка в нашей жизни занимает важное место, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах жизни. Она играет важную роль в памятных фрагментах жизни каждого человека. Слушая музыку, некоторые люди в словах песен находят свою личную историю из жизни, из-за чего появляются чувства и мысли, которые мы переживаем во время прослушивания композиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 1
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Муниципальное образовательное учреждение Софьинская средняя общеобразовательная школа Муниципального образования Раменского городского округа Московской области Выполнила: ученица 11 класса Товмасян Марджик Руководитель: Пархомчук Ирина Александровна, учитель музыки, первая квалификационная категорияСлайд 2
Цель: - узнать как можно больше о влиянии музыки на организм человека Задачи собрать информацию по данной тематике провести исследования о воздействии музыки на человека создать буклет «Музыкальные рецепты долголетия»
Слайд 3
Гипотеза - музыка оказывает влияние на поведение и настроение чел овека.
Слайд 4
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ? Музыкальная терапия с греческого языка переводится как «исцеление музыкой». Музыка очень глубоко касается души человека, а благодаря своей невербальной природе может выражать то, что недоступно речи. Именно благодаря этому музыка может быть использована в терапевтических целях. Музыка дает возможность непосредственно воздействовать на эмоциональное состояние, регулировать глубинные внутренние процессы, улучшать двигательные способности, помогать выстроить коммуникацию, открыть возможности самовыражения, повысить самооценку.
Слайд 5
КАК РАБОТАЕТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И ГДЕ ЕЁ ПРИМЕНЯЮТ? Занятия музыкальной терапией с тяжелыми детьми ( ДЦП, аутизм, множественные нарушения) При болезни Альцгеймера При беременности и родах Практикуется музыкальная терапия в больницах для облегчения боли, для психологической поддержки и для поддержки физиологических функций, таких как дыхание, ритм сердца, глотание
Слайд 6
Пассивная музыкотерапия ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Активная музыкотерапия Интегративная музыкотерапия
Слайд 7
1 В качестве эксперимента я набрала группу детей 9-12 лет и поставила перед ними следующую задачу: при помощи изобразительных средств, слушая определенную музыку, свое восприятие они должны были изобразить на листе бумаги. В качестве музыкального фрагмента я использовала произведение П. И. Чайковского «Времена года».
Слайд 8
2 Т акой же эксперимент я провела для себя и оставила те же условия: - при помощи изобразительных средств, слушая определенную музыку, свое восприятие изобразить на листе бумаги. В качестве музыкального фрагмента я использовала композицию Армена Мартиросяна «Жизнь и Война »
Слайд 9
Исследование Жизнь мальчика с аутизмом кардинально изменилась, благодаря музыкальной группе «BTS» - Мексиканская телерадиовещательная сеть Azteca Uno опубликовала рассказ о мальчике по имени Артурито и его уникальной ситуации. У Артурито , который в настоящее время живет в Мексике со своей семьей, «был диагностирован аутизм, когда ему было всего 3 года». Его мать, Габриэлла , более подробно объяснила его диагноз и то, каким был Артурито до того, как его жизнь навсегда изменилась.
Слайд 10
Заключение « Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему … Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Платон
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Пчёлы и муха
Загадка Бабы-Яги
Голубая лягушка
Лиса и волк
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский