Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_po_muzyke.doc | 306.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области"
Исследовательский проект по музыке:
«Влияние музыки на человека»
Выполнил:
Ученица 8класса
МОУ "Ерышовская СОШ
Ртищевского района
Саратовской области"
Чинарева Ксения
Руководитель проекта:
Луценко Светлана Ивановна,
Учитель музыки
МОУ "Ерышовской СОШ
Ртищевского района
Саратовской области"
2022 год
с. Ерышевка
Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
Основная часть
1. Музыка и здоровье ………………………………………………… 7
2. Влияние частотности и ритма музыки на состояние
человеческого организма …………………… ….……………………. 9
3. Влияние музыки на настроение человека ………………………… 16
Заключение ……………………………………………………………..18
Список используемых источников ……………………………………19
Приложение 1 Пакет классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния……………………………………….20
Приложение 2 Влияние музыкальных инструментов на органы
человека……………………………………………………………….….22
Введение
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.
Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.
Тема исследовательской работы актуальна, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
В начале исследования было проведено анкетирование учащихся с целью узнать музыку каких жанров они предпочитают слушать. Все участники анкетирования отнеслись очень внимательно к своим ответам и старались ответить максимально полно. В анкетировании приняло участие 30 человек, были получены следующие данные.
Большинство опрошенных отдает предпочтение стилю Хип-хоп (более известного как Рэп) и Поп музыке.
Исходя из полученных данных, определилась цель работы – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.
Предметом исследования является влияние музыки на здоровье людей. Существует мнение, что при прослушивании различных жанров музыки артериальное давление человека, его пульс изменяются. В работе автор попробует подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
Объектами исследования будут являться одноклассники, друзья и родственники.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос.
Практическая значимость работы.
Учащиеся, принимающие участие в анкетировании не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии.
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.
1.Музыка и здоровье
Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена.
Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.
В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет найдены сведения на эту тему. Причём следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет ежедневно интересуются более 2000 человек.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. [1]
В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно - пения птиц.
Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.
Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет - улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. [5]
Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
2. Влияние частотности и ритма музыки на состояние человеческого организма
Частотность музыки зависит от частоты колебаний звучащего тела и измеряется количеством полных колебаний в секунду. Воспринимаемый человеком диапазон: от 15-16 Гц до 20000-22000 Гц. Выше 22000 Гц – ультразвук – человеческое ухо не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже – инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но происходит воздействие на весь организм. Лучший для восприятия диапазон 800-2000 Гц. Собственная частота барабанной перепонки – 1000 Гц.
Бесконтрольное воздействие ультразвука опасно – происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, воспаления, артриты. Даже обычные акустические гитары, несмотря уже на электрические, при длительной игре могут издавать ультразвуки. При воздействии ультразвука в мозгу происходят биохимические реакции, аналогичные уколу морфия.
Инфразвук действует на центральную нервную систему. Частота «работы» головного мозга примерно 8 Гц. Инфразвуки такой же частоты рано или поздно вызывают в нервных клетках резонанс. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение. Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6 –8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением. [7]
Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка – попса и другие пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека, они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки бас-гитары оказывают огромное влияние на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показателя самоконтроля резко ослабевают или полностью нейтрализуются.
Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела.
После исследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог Альфред Томатис выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы. Также важен расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) потому, что речь представляет собой сложные сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Наш родной русский язык в этом смысле очень перспективный, потому что включает как очень низкие, так и очень высокие частоты. Область американского и английского гораздо уже.
Самое универсальное определение слова ритм принадлежит Платону: "Ритм - это порядок в движении". [6] Мы живём учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое.
О положительном и отрицательном воздействии ритма знали в древности. В прошлом веке смертная казнь осуществлялась на площадях под громкий, жесткий, однообразный ритм барабанов с целью вызвать страх. При ритме кратном 1,5 удара в секунду в сопровождении мощных сверхчастот (15-30 герц), человек испытывает экстаз; в 2 удара в секунду при тех же частотах входит в наркотическое состояние.
В середине 60-х годов в Америке появляются поп-группы, причисляющие себя к разряду «Acid-Rock» - /кислота/. Для написания и исполнения данного вида было необходимо употребление наркотиков. С 90-х годов «кислота» или «драйв» (drive) предназначается для танцев. Основой данного направления является ритм с тремя темповыми делениями: 120; 150 и 300 ударов в минуту.
Американские нейрохирурги уже несколько лет изучают так называемый ритмический токсикоз — болезнь, которой страдают белые подростки, активно слушающие рок и поп-музыку. При этом, афроамериканцы не испытывают практически никакого дискомфорта, поскольку ритмы этой музыки у них в крови. Что же до белых, то, как показывают исследования, более органичной для них является музыка классическая, учитывающая естественные биологические ритмы. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному, здоровому биению сердца.
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них. [3]
Что касается поклонников Рэпа, то часть из них одобрительно относилась к насилию и выражала готовность участвовать в нем. Причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают связь рэпа с противоправным поведением.
К этим же негативным эффектам добавляется диссонанс и разрушительное содержание текстов. И не имеет значения – понимает человек язык на котором поется песня или нет, воздействие будет адекватным. Произведения музыки, которые искажают благоприятный для организма человека звук, ритм, постепенно разрушают «настройку» тонкого и сложного «инструмента», которым является человек, приближая его к смерти духовной (деградации) и физической.
Подобное разрушающее действие характерно для искажённой музыки всех видов: джаза, танго, фокстрота, блюза, металл, реп, которые искажают гармонию ритма и звука, присущие жизни человека, природы, Вселенной.
Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.
С этой целью проведено тестирование среди учащихся. Программа прослушивания длилась 5 минут и состояла из 5 фрагментов музыкальных произведений. Опрашиваемым учащимся был задан вопрос: «Какая из мелодий вызывает у вас чувство доброты и позитива?» В результате проведённого тестирования были получены данные, обработанные и представленные на рисунке 1.
Рис 1 .Классификация музыкальных жанров, вызывающих позитивные эмоции
Данное исследование показывает, что учащиеся, принимающие участие в опросе, подвержены негативному влиянию музыки низких частот, что приводит к разрушению целостности человека и его гармонии с природными ритмами. При сочетании большой силы звука, низкой частотности и жесткого ускоренного ритма в организме происходят необратимые процессы:
- происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности.
- вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;
- оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему.
Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие», поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души.
В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.
На корпусах музыкальных инструментов средневековых итальянских мастеров до сих пор можно прочитать надпись: « Музыка лечит душу». Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, духовным здоровьем человека. Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека, её развитие, мир, гармонию, освобождение, является истинная народная музыка.
Музыкальные стили, которые положительно воздействуют на организм человека: симфония, концерт, марш, вальс, религиозная музыка, мантры, народная музыка, музыкальные произведения индийской классической музыки.
Музыкальные стили, которые отрицательно воздействуют на организм:
рэп, компьютерная музыка, джаз, рок-н-ролл, фокстрот, блюз, металл.
Музыкальные инструменты положительно воздействующие на человека: струнные, фортепиано, медные и деревянно-духовые, арфа, орган, ударные инструменты.
В ходе исследования был найден в интернете итог проведенного эксперимента, в котором принимали участие дети и родители (всего 5 человек). Суть эксперимента заключалась в определении изменения артериального давления и пульса людей, принимающих участие в эксперименте до и после прослушивания «тяжелого рока» и классической музыки. Эксперимент длился по 20 минут для каждого из музыкальных жанров. В ходе эксперимента были получены данные, приведенные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Изменение артериального давления
Одноклассник 1 | Одноклассник 2 | Одноклассник 3 | Родитель 1 | Родитель 2 | |
До прослушивания | 100 | 110 | 120 | 130 | 135 |
После прослушивания «тяжелого рока» | 110 | 120 | 125 | 140 | 140 |
До прослушивания | 105 | 110 | 115 | 135 | 140 |
После прослушивания классической музыки | 100 | 105 | 110 | 129 | 136 |
Таблица 2. Изменение пульса
Одноклассник 1 | Одноклассник 2 | Одноклассник 3 | Родитель 1 | Родитель 2 | |
До прослушивания | 80 | 75 | 80 | 83 | 85 |
После прослушивания «тяжелого рока» | 82 | 80 | 83 | 86 | 87 |
До прослушивания | 80 | 80 | 80 | 78 | 75 |
После прослушивания классической музыки | 78 | 77 | 77 | 76 | 73 |
Итоги эксперимента таковы: невзирая на возраст слушателя двадцатиминутное прослушивание «тяжелого рока» приводит к увеличению артериального давления и учащению пульса. При этом у людей возникает чувство раздражения, у всех наблюдается повышенное возбуждение и чувство агрессии. При прослушивании классической музыки наблюдается уменьшение давления (на 4-6 пунктов), уменьшение частоты пульса, исчезновение апатии.
Наша гипотеза, что музыка способна изменить артериальное давление и пульс человека, нашла свое подтверждение.
3.Влияние музыки на настроение человека
То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди первым делом, переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот — зарядить энергией.
По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль — на оптимизм и жизнелюбие.
Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому, если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.
Какое бы настроение вы не хотели задать с помощью музыки, важно выбрать те композиции и мелодии, которые вам нравятся, и которые будут ласкать ваш слух. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.
Что касается стилей и направлений музыки, то здесь не все так просто. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному.
Чтобы понять, какая музыка способна улучшить настроение, учащимся был задан аналогичный вопрос. В результате проведённого тестирования были получены данные, обработанные и представленные на рисунке 2.
Рис 2 .Классификация музыкальных жанров, способных улучшить настроение
Как видно из опроса, классическую музыку не слушает практически никто, а ведь именно эта музыка благотворно влияет на состояние всего организма. Скорее всего ребята просто незнакомы с произведениями великих композиторов, их не приучают слушать эту музыку с детства, подростки боятся быть «немодными» и предпочитают музыку других, более «агрессивных» жанров.
Заключение
В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение.
Гармоничная музыка является панацеей от многих бед, ибо ее энергия, проникающая всюду, способна сделать мир прекрасней, а человека совершенней.
Подводя итог исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для автора проекта музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда кажется, что без музыки нельзя прожить и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимаем только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни и его здоровье. Полученные результаты тестирования и диагностики это подтвердили.
А это значит, что цель нашей работы достигнута.
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Блум Ф, Лезерсон А., Иофстедтер Л.— М.: Мир, 2006г.
2. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988
3.Кандыба В. М. // Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного. Режим доступа: http://turlo.narod.ru/texts/text, свободный.- Загл. с экрана.
4. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? Режим доступа http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries, свободный.- Загл. с экрана.
5. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996
6.Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие». //Восприятие музыки. - М., 1980.
7. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
8.Яковцева А.Ф. // Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии. Режим доступа: www.liveinternet.ru/users/fancy, свободный.- Загл. с экрана.
.
Приложение 1
Пакет классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Штраус "Вальсы",
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3.Для общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" ,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эдмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".
Приложение 2
Влияние музыкальных инструментов на органы человека
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Швейня
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью