Занимаясь вокалом, я встретилась с таким понятием, как мелизмы. Большинство современных исполнителей используют мелизмы в своём вокале для большей выразительности. И я осознала проблему, что многие любители вокальной музыки не знают о них, хотя они достаточно широко распространены. Поэтому я решила посвятить свой проект данной теме и тем самым рассказать об этом.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ №2
Индивидуальный итоговый проект за курс основного общего образования
Вокальное мастерство - мелизмы
Информационный проект
Выполнила:
ученица 9 «В» класса
Антипанова Дарья Юрьевна
Проверила:
Шнейвас Эльвира Юрьевна,
преподаватель музыки
Иркутск 2021
Паспорт проекта
1.Тема проекта: Вокальное мастерство - мелизмы
2.Учебный предмет - Вокал
3.Учитель-предметник - Шнейвас Эльвира Юрьевна
4.Тип проекта - Информационный
5.Цель проекта: Рассказать о мелизмах и их значимости
6.Задачи проекта:
1)Изучить теоритический материал по теме проекта
2)Провести опрос
3)Создать продукт проекта
4)Реализавать продукт проекта - буклет
7.Методики исследования:
1)Сбор, анализ и систематизация информации
2)Анкетирование
3)Составление статистики
8.Продукт проекта - Буклет
9. Предполагаемая аудитория реализации: Любители музики и обучающиеся вокальному мастерству
10. Срок реализации - 2,5 месяца
11.Аннотация
Занимаясь вокалом, я встретилась с таким понятием, как мелизмы. Большинство современных исполнителей используют мелизмы в своём вокале для большей выразительности. И я осознала проблему, что многие любители вокальной музыки не знают о них, хотя они достаточно широко распространены. Поэтому я решила посвятить свой проект данной теме и тем самым рассказать об этом.
12. Практическая значимость проекта: На основе собранного материала будет создан буклет, который поможет узнать слушателям о приёмах в вокале.
Содержание
1.Введение....................................................................................................4
1.1. Что такое мелизмы? .......................................................................4
1.2. Виды мелизмов...............................................................................5
1.3. Кто и как на эстраде применяет мелизмы.....................................6
1.4. Проблема..........................................................................................6
2,Основная часть..........................................................................................7
2.1. Анкетирование.................................................................................7
2.2. Результаты анкетирования..............................................................7
2.3. Что требуется для мелизмов...........................................................9
2.4. Пошаговая техника освоения и применения мелизмов.............10
3. Содержание буклета..............................................................................10
5. Кретерии оценивания............................................................................11
6. Заключение.............................................................................................14
7. Литература..............................................................................................14
8. Приложение............................................................................................15
Введение
Еще до возникновения социума человек наслаждался звуками, которые издавала природа. Шум ветра, стрекот насекомых и мелодичное чириканье птиц сливались воедино, и наши предки услышали спектр звуков, образующих неповторимые мелодии. Музыка сопровождает нас уже на протяжении более 50- ти тысяч лет, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни. История мелизмов уходит далеко в глубину времён вокального искусства, мелизматика прослеживалась как в религиозных, так и светских произведениях. В отечественную музыку данный приём начал просачиваться в основном из западной музыки ещё в период советского пространства и широкое распространение получил в последние десятилетия. Сейчас же эти приёмы используются практически в каждом музыкальном или вокальном произведении.
Что такое мелизмы?
Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Термин произошел от древнегреческого слова «мелос» — «песня, мелодия». В средневековой европейской музыке к мелизмам относили любые распевы, а иногда так называли музыку, специально написанную для пения. Американский словарь Мерриэма — Уэбстера датирует первое упоминание слова «мелизм» в английском языке в современном значении 1837 годом.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса, ведь это важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как камерное, так и театральное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос.
Виды мелизмов
Сегодня музыковеды выделяют множество видов мелизмов: форшлаги, морденты, группетто, трели, вибрато, арпеджио, фиоритуры, пассажи и другие. Мелизмы могут быть прописаны в партитуре мелкими нотами или специальными знаками, а могут исполняться импровизационно — по желанию музыканта.
Трель. Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков.Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Слово «трель» используется и для обозначения недолгого мелодичного звука.
Форшлаг. Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий – один звук, и длинный – несколько звуков.
Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности.
Мордент. Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.
Вибрато. Изменение высоты или тембра звука, обозначается плавной волнистой линией.При качественном выполнении этот прием расслабляет голос и дарит ему ощущение свободы. Является самым распространённым в мелизматике.
Кто и как на эстраде применяет мелизмы
Мелизмы считаются неотъемлемой частью таких стилей как Gospel, Soul и R&B . Широко используются они также в поп-музыке и джазе , хотя не всегда и не всеми исполнителями. Все зависит от индивидуальных предпочтений вокалиста.
Многим известная Кристина Агелера, считается королевой мелизмов. В её песнях мы слышим, как она мастерски опевает мелодию. Далеко не каждый опытный вокалист может повторить за ней. Ещё одна популярная певица - Уитни Хьюстан славится исполнением разных видов мелизмов.
Но не обязательно пользльзоваться мелизмами, чтобы ваш голос привлекал внимание слушателей. Ведь есть исполнители, которые не исполняют данные приёмы и их голос звучит не менее интересно, например Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев. Есть ещё очень много певцов, поражающих гибкостью и тонкостью своей работы.
Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.
Проблема
Нерередко мы-любители музыки, обращаем внимание на какие-то красивые и зачастую необычние опевания мелодии, благодаря которым представляется возможность лучше прочувствовать произведение, а также появляется желание его переслушивать снова и снова. Но при всём этом многиене знаю, что производит на нас такое впечатление. А также большинство обуучающихся вокальному мастерству были бы не прочь научиться применять мелизмы на практике и использовать их в дальнейшем. Только вот мало кто знает, с чего начать и как продолжить для того, чтобы результат приятно удивил и себя, и окружающих.
Основная часть
Анкетирование
Для исследования вопроса, я провела анкетирование среди учащихся 9-10 классов, а также обучаюсихся вокальному мастерству.
Я составила анкету, содержащую следующие вопросы:
Результаты анкетирования
Проанализировав ответы опрошенных, я получила следующие результаты:
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Все из опошенных довально часто слушают музыку.
2. Многим одинаково важны как голос, так и мелодия.
3.Большенство обращают внимание на мелизмы, другие заинтересовались этой темой.
4. Основная чать захотела узнать больше о данной теме.
Что требуется для мелизмов
Как было сказано ранее, мелизмы – это такие украшения, которые вносят разнообразие в мелодию, добавляя в нее особые краски и эмоций.
Необходимо много слушать в оригинальном исполнении великих певцов, пытаясь подражать, снимать манеру, анализировать, в каком именно регистре спето, какое при этом положение у гортани, как использована артикуляция.
Следующий важный момент – чтоб спеть мелизмы абсолютно точно, их желательно себе разложить на инструменте в медленном темпе, проучить, а потом переходить к исполнению в более подвижном темпе. При этом обращать внимание на все мелкие ноты, не упускать их из общего пассажа.
Помимо всего этого нобходима хорошая подвижность голоса.
В идеале стоит сначала развить ее с помощью вокальных упражнений, а затем уже переходить непосредственно к украшениям.
Пошаговая техника освоения и применения мелизмов
1. Наработать подвижность голоса.
Для это требуются специальные упражнения. Многие исполнители обращаются за помощью к преподавателю вокала.
2. Слушать много музыки.
Это делается для того, чтобы где-то на подсознании у певца отложились различные музыкальные фразы, которые они смогут в последствии исполнить самостоятельно.
3. Разбирать каждый мелизм.
Для этого замедляют темп песни и пытаются услышать каждую отдельную ноту, использованную в мелизме.
4. Постепенно наращивать темп.
Начиная с медленного темпа мышцы лица исполнителя постепенно привыкают к нагрузке и новой координации.
5. Разбирать мелизмы на удобных звуках и в нужном ритме.
Здесь все индивидуально, но большинству легче сначала научиться петь украшение на каком-нибудь слоге с согласной буквой. Пропев удобные для себя сочетания букв в нужном ритме, певцы переходят на исполнение той же самой мелодии, но уже с текстом самой песни.
Содержание буклета.
Буклет – печатная продукция, которая для получения готового вида сгибается различными способами. Печать изделия проводится в развернутом виде, а затем лист сгибается по одной или нескольким линиям. Он имеет внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна и содержит более полную информацию о продукте или услуге, нежели листовка.
Цели буклета:
Продукт моей проектной деятельности представлен в виде буклета. Его цель объективно и внятно донести до аудитории основы понятия “мелизмы”, а также где мы обычно их встречаем.
Буклет состоит из:
Кретерии оценивания
Я представила учащимся свой буклет и попросила их оценить мой продукт по следующим критериям:
Результаты:
Заключение
Изучив информацию по теме проекта, я провела анкетирование, и мне удалось доказать, что многие не знают о часто использованных приёмах в прослушиваемой ими музыке. Кроме того, некоторые вокалисты плохо понимают, как правильно исполнять мелизмы. Исходя из этого, я создала буклет, который позволяет чуть больше узнать о данной теме.
Выводы по работе над проектом:
1)Благодаря этому проекту я узнала много нового и получила удовольствие от выполняемой работы.
2)Разработанные мной рекомендации пригодятся в повседневной жизни многим ребятам, в том числе и мне.
3)При разработке проекта, я столкнулась с такой проблемой как огромное количество информации, причем некоторая информация была довольно бесполезной. Поэтому я очень тщательно отбирала материал.
Сейчас мелизмы исполняет практически каждый певец. Это позволяет разнообразить мелодию, сделать музыку более выразительной, а также лучше запомниться слушателю. А сами начинающие вокалисты всё больше погружаются в эту тему.
Литература
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/melizm/
https://www.istmira.com/novosti-istorii/7500-istoriya-vozniknoveniya-muzyki.html https://pisali.ru/1lavrimarina2018/134316/
https://singlikeme.ru/blog/melizmy-v-vokale/
Приложение
Опрос№1
1.При прослушивании музыки вы обращаете внимание на голос исполнителя, или же вам более интересна мелодия?
2. Часто ли вы слушаете музыку?
3. Обращали ли вы внимание на "украшения" в мелодии голосом?
4.Интересовались или занимались ли вы вокалом сами?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
5. Хотели бы вы больше узнать о приёмах, используемых в музыке, которую вы слушаете?
Опрос №2
Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Иркутска гимназия №2 Вокальное мастерство - мелизмы Информационный проект Выполнила : Антипанова Дарья ученица 9 В класса Руководитель : Шнейвас Э . Ю учитель музыки, педагог доп. образования Иркутск 2021Слайд 2
Актуальность : Проект актуален для любителей вокальной музыки и для тех , кто занимается вокальным мастерством . Проблема : Большинство людей слушают вокальную музыку изо дня в день , но не знают об одном из самых распространённых приёмов в вокале - МЕЛИЗМЫ 89% 11% Ответ на вопрос:
Слайд 3
Цель и задачи проекта : Цель : Рассказать о мелизмах и их значимости . Задачи : Изучить теоритический материал по теме проекта Провести анкетирование Создать продукт проекта Реализавать продукт проекта – буклет «Вокальное мастерство- мелизмы»
Слайд 4
Задача № 1 Изучить теоретический материал по теме проекта . Изучив различные источники информации, я в полном объеме о владела понятием “мелизмы ” Методика : п оиск информации, анализ и синтез .
Слайд 5
Виды мелизмов
Слайд 6
Задача № 2 Проведение анкетирования среди любителей музыки и обучающихся вокальному мастерству . Проанализировать полученные результаты . Слушаете ли вы музыку? 100% 7% 57% 36% 20% 46% 34%
Слайд 7
Задача № 3 Разработать буклет , наглядно показывающий и рассказывающий о вокальных приёмах . Методика : а нализ, ассоциации, а налогии.
Слайд 8
Задача № 4 Создать буклет и ознакомить учащихся образовательного учреждения, с целью реализации проекта . Фотография с представлением продукта проекта
Слайд 9
Критерии оценивания продукта проекта Информативность Эстетичность Актуальность Насыщенность графическими изображениями
Слайд 10
Самооценка и отзывы Изготовленный мной продукт, соответствует моим ожиданиям. Я довольна своей работой.
Слайд 11
Вывод : Опрос показал , что тема актуальна , так как музыка всегда востребована . Большинство не были знакомы с понятием “мелизмы” , но заинтересовались этим . При разработке проекта, я столкнулась с такой проблемой как огромное количество информации, причем некоторая была довольно бесполезной. Поэтому я очень тщательно отбирала материал. Созданный мной буклет кратко и максимально проинформировал о самых распространённых приёмах в музыке , которую практически каждый слушает изо дня в день .
Слайд 12
Навыки, успехи и трудности. Дальнейшие п ерспективы Планирование работы Новый опыт - проектирование Работа с различными документами Презентация продукта, публичные выступление Благодаря этому проекту я узнала много нового и получила удовольствие от выполняемой работы. Разработанные мной буклет пригодятся в повседневной жизни многим ребятам, в том числе и мне.
Слайд 13
Спасибо за внимание
У меня в портфеле
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Кто самый сильный?
Вода может клеить?
И тут появился изобретатель