В преддверии 75-й годовщины победы в Великой Отечественной Войне патриотическое воспитание приобретает особое значение. Патриотическое воспитание начинается с формирования основ патриотизма, уважения к Родине и её ценностям, создания патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству. Русский народ никогда не забывал своих героев. Их храбрость прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях.
Одним из таких героев был князь Александр Невский. В 1938 г. великий русский композитор С.С. Прокофьев сочинил кантату «Александр Невский». Кантата рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии. Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Актуальность исследования – Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей. Этот образ народного героя не может потухнуть с течением времени. В этом великом русском человеке заключены сильный русский дух, большая любовь к Родине. Эти знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.
Объект исследования – кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Предмет исследования – образ Александра Невского.
Цель работы – изучить роль кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» в воспитании патриотизма современных школьников.
Гипотеза – кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» способствует формированию патриотического сознания школьников.
Задачи:
Методы исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
«ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!» Патриотический образ в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский» | 459.64 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №12 Научно-исследовательская работа «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!» Патриотический образ в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский» Искусствоведческая секция Работу выполнила: Учащаяся 5 «А» класса МБОУ СШ №12 Денежкина Дарья Максимовна Научный руководитель: МБОУ СШ №12 Учитель музыки Варивода Елена Алексеевна Нижегородская область г.о.г. Выкса 2020 Содержание | |
Введение…………………………………………………………………………3 | |
Глава 1. Обзор литературы. | |
1.1. Исторический образ Александра Невского………………………………5 | |
| |
1.2.1. Знакомство с композитором С.С. Прокофьевым…………..........8 1.2.2. История создания кантаты «Александр Невский»………..…....11 | |
1.2.3. Музыкальные образы кантаты……………………..…………....14 Глава 2. Материалы и методы исследований. 2.1. Социологический опрос…………………………………………………...21 2.2. Просмотр художественного фильма «Александр Невский»…………....22 | |
2.3 . Художественный образ Александра Невского ………..………………..24 Глава 3. Результаты и их обсуждения………………………………………..27 Выводы……………………………………………………………………….....28 Литература………………………………………………………………………29 Приложение № 1………………………………………………………………..30 Приложение № 2………………………………………………………………..31 Приложение № 3………………………………………………………………..33 Приложение № 4……………………………………………………………..…34 | |
Введение
В преддверии 75-й годовщины победы в Великой Отечественной Войне патриотическое воспитание приобретает особое значение. Патриотическое воспитание начинается с формирования основ патриотизма, уважения к Родине и её ценностям, создания патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству. Русский народ никогда не забывал своих героев. Их храбрость прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях.
Одним из таких героев был князь Александр Невский. В 1938 г. великий русский композитор С.С. Прокофьев сочинил кантату «Александр Невский». Кантата рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии. Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Актуальность исследования – Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей. Этот образ народного героя не может потухнуть с течением времени. В этом великом русском человеке заключены сильный русский дух, большая любовь к Родине. Эти знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.
Объект исследования – кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Предмет исследования – образ Александра Невского.
Цель работы – изучить роль кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» в воспитании патриотизма современных школьников.
Гипотеза – кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» способствует формированию патриотического сознания школьников.
Задачи:
Методы исследования:
Глава 1.
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет, подобно многим другим народам Восточной Европы.
Александр Ярославович родился в 1220 году в русском городе Переславле-Залесском. Александр был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы – Феодосии, дочери Мстислава Мстиславовича Удалого. Дедом по отцовской линии был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо.
К сожалению, нам мало известно о первых годах детства, но, несомненно, он воспитывался, как и все юные княжичи в древней Руси – отдавались на воспитание кормилицам или дядькам из боярского сословия, которые должны были ходить за ними и оберегать их. Впоследствии упоминаются в качестве воспитателей Александра и брата его боярин Федор Данилович и судья Иоаким.
Как гласят рукописи, «рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о полководцах, сражениях. Наряду с книжными учениями уделялось большое внимание и физическому воспитанию: верховой езде, стрельбе в цель, военным играм. После военных игр начинались «ловы» (охота). Все это вместе и игры, и охота должны были развить и укрепить физические силы. Так формировалось моральное и физическое содержание будущего князя Александра Невского.
Когда князь Александр вырос, пришло и его время защищать русскую землю от врагов. Имя Невского Александру дала битва при впадении Ижоры в Неву со шведами, которые хотели захватить Новгород. Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!».
Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере. С одной стороны в нем принимали участие войска Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, с другой стороны ему противостояли войска германцев-крестоносцев, в основном представители Ливонского Ордена. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем. Заслужил он признание и другими ратными подвигами, ведь за свою недолгую жизнь князь участвовал в 20 сражениях, ни одно из которых не проиграл.[3].
Александр Невский умер 14 ноября 1263 в Городце. Натертое солью и воском тело Александра Невского было похоронено во Владимирском храме Рождества Богородицы. Ковчег (рака) с его мощами находился здесь до 1724 г, когда Пётр Великий издал указ, приказывающий перенести святые останки в новую столицу – Санкт-Петербург, в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.
Церковное почитание святого князя началось сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Официальная канонизация его облика произошла в 1547 г. По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 Александр Невский был выбран «Именем России». (Приложение №1)[9].
Жизнь и творчество величайшего композитора XX века Сергея Прокофьева ярко описал в своем стихотворении величайший поэт Константин Бальмонт:
Ты – солнечный богач.
Ты пьёшь, как мед, закат.
Твоё вино – рассвет.
Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять
В спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.
Там где – то далеко рассыпчатые зори
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши свет
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной,
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И в звук свой заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной луной.
Сергей Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки XX в. Он был выдающимся пианистом, дирижером, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойденного совершенства. Его называли солнечным композитором. Широко известно, что композитор завел альбом с названием «Что вы думаете о солнце?» Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие крупные музыканты, литераторы, художники. Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король – Солнце сказал: «Государство – это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце – Это я!» Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев понес его через все коллизии своей нелёгкой жизни.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии. В девять лет, после поездки в Москву и посещения Большого театра, мальчик буквально «заболел» оперой. В 1900 году сочинил оперу «Великан» на собственное либретто. В следующем году Сережа сочинил оперу «На пустынных берегах». Под руководством Глиэра (молодой талантливый музыкант) Сергей Прокофьев начал писать симфонию и оперу на пушкинский сюжет «Пир во время чумы». В 13 лет юноша поступил в Петербург в консерваторию. В 1909 году он её закончил. Вскоре ему была присуждена первая премия имени Рубинштейна – прекрасный рояль.
Уже в ранние годы Прокофьев прослыл в музыкальном мире как хулиган. Его музыка отличалась дерзостью, «варваризмами». Среди ранних произведений – Симфония ми минор, шесть сонат для фортепиано, множество пьес, опера «Маддалена», Второй концерт. Он дает свои фортепианные вечера в Лондоне, Риме, Неаполе. Вернувшись в Россию, Прокофьев пишет балет «Ала и Лолий», впоследствии переработанный в Скифскую сюиту, фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утёнок» по Андерсену, оперы «Игрок» по Достоевскому и «Любовь к трём апельсинам», Третий фортепианный концерт. После революции Прокофьев выезжает за рубеж. В 1933 году композитор вернулся на родину. Резко меняется тематика его творчества. Были написаны музыка к кинофильму «Александр Невский», оперы «Семён Котко», «Повесть о настоящем человеке» и многое другое. Когда началась Великая Отечественная война, Прокофьев был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943 году он вернулся в Москву.
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. "Война и мир" - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.
Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижёр. Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную "Автобиографию". Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль, любил танцевать, быть среди людей. Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день.
В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов. Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти места, совершал далёкие прогулки (если позволяло здоровье). Сюда приезжали к нему музыканты - почитатели и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие воспоминания о великом композиторе.
Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году Гениальный симфонический цикл, в котором все дышит одухотворёнными, чистыми красками, стала настоящим завещанием великого Мастера потомкам. Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным.[1, 2].
1.2.2.История создания кантаты «Александр Невский»
Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое. Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер.
Кантата как правило состоит из нескольких законченных номеров. В основу кантаты входят достаточно объемные поэтические или прозаические литературные тексты, а раньше — преимущественно библейские сюжеты. В соответствии с этим и пошло деление кантат на два типа: духовная (имеющая религиозный сюжет) и светская. Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.[8].
Сергей Прокофьев очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.
Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.
Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.
«Зримость» образов - характерная черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма.
Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:
«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...
По экрану бежит картина.
А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.
...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре , которую отстукивали его пальцы.
Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»[5].
В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.
Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.
Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении (ровное движение восьмыми).
В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.
Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.
В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.
Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.
Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб - это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.
Вместо ясных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих, «человеческих» тембров струнных - режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.
«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и «Песня об Александре Невском», этот хор написан в трёхчастной форме). В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.
Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.
В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».
Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.
Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.
Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.
Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.
Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.
«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.
Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!
В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».
Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».
Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.
Музыкальный портрет Александра Невского нам представляется как образ героя-полководца, ведущего в бой русские дружины - величественным, могучим, справедливым, уверенным в победе.
Кантата окончена. Замечательный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев![2, 5].
Глава 2. Материалы и методы исследований.
2.1. Социологический опрос.
Наше исследование проводилось в МБОУ СШ №12 г.о.г. Выкса. При этом были использованы методы социологического опроса, сравнительного анализа, обобщения. Было опрошено 40 учеников. Возрастная категория 10-11 лет, ученики 5 классов.
Учащимся было предложено ответить на вопросы:
1. Кто из русских художников написал триптих (картину, состоящую из 3 частей) «Александр Невский»?
а) В. Суриков б) П. Корин
в) И. Левитан г) А. Иванов
2. Что такое кантата?
а) Это крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
б) Это инструментальное произведение для камерного оркестра.
в) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют.
г) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.
3. Кто из русских композиторов написал кантату «Александр Невский»?
а) П. Чайковский б) М. Глинка
в) С. Прокофьев г) Н. Римский-Корсаков
4. Сколько частей в кантате «Александр Невский»?
а) 5 б) 7 в) 8 г) 10
5. Как называется 4-я часть кантаты «Александр Невский»?
а) «Ледовое побоище» б) «Песня об Александре Невском»
в) «Уж ты поле мое» г) «Вставайте, люди русские!»
Анализ анкет показал, что практически все учащиеся 5 классов – 36 – знают, кто написал триптих «Александр Невский», 33 – знают, что такое кантата и 37 – знают, что кантату «Александр Невский» написал композитор С. Прокофьев.
К сожалению, только 28 человек - практически половина опрошенных ребят - знают, что кантата состоит из 7 частей и только 25 человек вспомнили, что 4-я часть кантаты называется «Вставайте, люди русские!» Результаты опроса представлены в Приложение № 2.
Из анализа нашего анкетирования следует, что необходимо продолжать знакомить школьников с творчеством С.С. Прокофьева. В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием. В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики персонажам кантаты, используя различные средства музыкальной выразительности. Сергей Сергеевич был гениальным композитором и оставил нам огромное и прекрасное музыкальное наследие.
2.2. Просмотр художественного фильма «Александр Невский».
На уроках музыки мы познакомились с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский». Мы узнали об истории создания этого музыкального произведения, прочитали про исторические события, о которых рассказывает композитор, прослушали и посмотрели отрывки из фильма С. Эйзенштейна
«Александр Невский», музыка для которого легла в основу кантаты. Образ мужественного воина Александра Невского на сколько впечатлил меня, что я захотела посмотреть фильм от начала до конца.
Основная тема фильма - патриотизм, о чём сам Эйзенштейн писал так:
«Патриотизм — моя тема — так значится на первом клочке бумаги, на котором записывались первые мысли о предстоящем фильме, когда мне было поручено воссоздать на экране XIII век… Мы хотим, чтобы наш фильм не только ещё больше мобилизировал тех, кто находится в самой гуще борьбы против фашизма в мировом масштабе, но чтобы он вселил бодрость, мужество и уверенность и в те части народов мира, которым кажется, что фашизм … несокрушим…» [6].
Фильм начинается с того, что на западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование опытного полководца князя Александра, прозванного Невским.
Центральная сцена фильма — Ледовое побоище. Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Русские воины окружают врага и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители попадают в плен. После битвы русские женщины собирают раненых. Князь и жители Пскова судят тевтонцев. Рядовых отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха, благословлявшего сожжение детей на костре, толпа убивает на месте.
В конце фильма русские люди бурно празднуют победу. Александр произносит свои знаменитые слова: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»
Конечно же, гениальная музыка С.С. Прокофьева – главная тема всего фильма. Музыка оказывает эмоциональное воздействие. Когда звучит хор «Вставайте, люди русские!» и звучат набатные колокола,
просто дух захватывает, и ты чувствуешь себя частью той мощной силы, которая противостоит вражеским захватчикам. Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах. Цитаты из киноленты можно встретить даже в голливудских блокбастерах и музыкальных клипах рок-исполнителей. В американском сериале «Клинок ведьм» использовались фрагменты из битвы на Чудском озере. Отрывки из фильма есть в видеоклипах к музыкальным композициям группы Iron Maiden и российской рок-группы «Алиса».[7]
2.3 . Художественный образ Александра Невского.
Впервые историей Александра Невского я заинтересовалась в начале
учебного года, когда мне предложили участвовать в Молодежном межрегиональном проекте «Александр Невский – Слава, Дух и Имя России». (Приложение № 3). Проект проходил с 23 сентября по 10 ноября 2019 года. Межрегиональный молодежный проект реализуется с целью формирования современной патриотической воспитательной среды на примере личности Александра Невского и лучших людей нашего Отечества. В 2019 году отмечалось 295-летие перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург императором Петром I. Участникам предлагалось размещать на странице ВКонтакте свои патриотические творческие работы – видеоролики, мультфильмы, видеорепортажи, авторские песни, поэтические произведения, фотографии, рисунки, плакаты, сочинения, а также проводить мероприятия с вручением Александро-Невских ленточек в дни памяти святого благоверного князя: 12 сентября, 27 ноября, 6 декабря, 18 апреля, 26 мая, 28 июля.
Проект проводится Городецкой епархией Русской Православной Церкви при поддержке:
– Синодального отдела по делам молодежи и епархий Русской Православной Церкви;
– Законодательного собрания Нижегородской области;
– Министерства культуры Нижегородской области;
– Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области;
– Молодежного парламента при Законодательном собрании Нижегородской области;
– региональных и муниципальных органов власти Российской Федерации;
– Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи»;
– Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы;
– межрегиональных, региональных, муниципальных общественных организаций и учреждений.
Проект проводится в рамках подготовки юбилейных торжеств, приуроченных к 800-летию со дня рождения Александра Невского, который будет широко отмечаться в 2021 году
За время реализации проекта с 2013 года молодежью из 40 регионов Российской Федерации было создано и размещено в социальной сети «Вконтакте» более 6 500 различных работ, проведены патриотические акции и мероприятия с вручением около 80 000 Александро-Невских ленточек, общий охват Интернет аудитории составил более 350 000 человек. Организовано 6 Александро-Невских молодежных форумов – 2 региональных и 4 межрегиональных- с участием более 1 000 человек.
Были предложены следующие темы творческих работ:
1) «Александр Невский» – значимость личности в истории и в моей жизни.
2) «Замечательные люди» – в истории России/моего края/рядом со мной.
3) «Достопримечательности» – России/моего края.
4) «События» – в истории России/моего края.
5) «Культура» – России/моего народа.
6) «Здоровье» – что его укрепляет/убивает?
7) «Природа» – что её оживляет/уничтожает?
8) «Любовь» – как её развить и не потерять?
9) «Семья» – как создать счастливую семью?
10) «Благодарю…» – родителей, друзей, учителей, руководителей.
Я принимала участие в номинации «Рисунки», тема «Александр Невский» – значимость личности в истории и в моей жизни. Моя работа получила 49 голосов. Мою работу можно увидеть на сайте проекта и в Приложении № 4.
Глава 3. Результаты и их обсуждения.
Анализ литературы показал, что:
Анализ анкет показал:
Практически все учащиеся 5 классов знают, что такое кантата и что кантату «Александр Невский» написал композитор С.С. Прокофьев.
Просмотр фильма
«Александр Невский» – особое кино в истории кинематографа. Его смотрели наши прадеды, перед тем, как уходили на фронт, и лучшим напоминанием перед боем с фашистами были напоминания о прошлых победах. Ну и самое главное - за что полюбили фильм многие поколения и что делает его шедевром искусства на века, это гениальная музыка С.С. Прокофьева.
Выводы.
При выполнении данного проекта я достигла поставленных задач:
В результате проделанной работы я выяснила историю создания кантаты «Александр Невский». Кантата имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей и подростков, когда эмоции часто являются главными. Это музыка о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом. Композитор предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.
Музыкальный портрет Александра Невского представляется нам как образ героя-полководца, ведущего в бой русские дружины - величественным, могучим, справедливым, уверенным в победе.
Результаты социологического опроса и наблюдение подтвердили нашу гипотезу – кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» способствует формированию патриотического сознания школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что приведенный в ней материал, ее выводы и наблюдения могут быть использованы на школьных уроках музыки, истории, отечественной и мировой культуры, литературы, истории искусства, классных часах, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.
Список литературных источников
Интернет-ресурсы:
Приложение № 1
Приложение № 2
Анкета
1. Кто из русских художников написал триптих (картину, состоящую из 3 частей) «Александр Невский»?
а) В. Суриков б) П. Корин
в) И. Левитан г) А. Иванов
2. Что такое кантата?
а) Это крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
б) Это инструментальное произведение для камерного оркестра.
в) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют.
г) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.
3. Кто из русских композиторов написал кантату «Александр Невский»?
а) П. Чайковский б) М. Глинка
в) С. Прокофьев г) Н. Римский-Корсаков
4. Сколько частей в кантате «Александр Невский»?
а) 5 б) 7 в) 8 г) 10
5. Как называется 4-я часть кантаты «Александр Невский»?
а) «Ледовое побоище» б) «Песня об Александре Невском»
в) «Уж ты поле мое» г) «Вставайте, люди русские!»
Приложение № 3
Приложение № 4
«Течет река Волга»
Вода может клеить?
Учимся ткать миленький коврик
Сладость для сердца
Пятёрки