Человеческие руки создают музыкальные инструменты. Заставляя их петь нежно и сладостно или призывно и страстно. Человек вдохнул в них душу и зазвучаали они подобно человеческой песне. Так же поет и маленькая волшебница - флейта.
Вложение | Размер |
---|---|
fleyta.docx | 27.87 КБ |
на тему: «Флейта мой любимый музыкальный инструмент»
ученицы 7 класса
Судаковой Софьи
Руководитель проекта:
учитель музыки
Потапова Марина Николаевна
2021 г.
Оглавление:
1. Актуализация.
2. Цели и задачи
3. Разнообразие духовых инструментов
4. История создания флейты.
5. Блокфлейта.
6. Преимущества и недостатки флейты.
5. Мои занятия на флейте.
6. Вывод
В притихшем зале зазвучала флейта,
Высокой нотой, поднимая звуки ввысь...
Те чувства, что дремали в сердце где-то,
Куда-то вместе с нею понеслись.
Актуализация:
Звучит, поет человеческий голос, и вся природа поет. Поют нежное дерево и звонкий металл, хрупкая тростинка и даже холодный камень. Человеческие руки создают из них совершенные инструменты, заставляя петь нежно и сладостно или призывно и страстно. Человек вдохнул в творения рук своих душу, и зазвучали подобно человеческой песне, как поет и эта маленькая волшебница –флейта.
Цель: Узнать историю флейты, проследить путь ее развития.
Задачи:
1. Узнать о разнообразии духовых инструментов.
2. Познакомиться с историей создания флейты.
3. Выявить преимущества и недостатки флейты
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа).
Разнообразие духовых инструментов
Какими бывают духовые инструменты. Согласно существующей классификации духовые инструменты делятся: на медные и деревянные.
Основная разница между ними состоит в особенностях звукоизвлечения. У деревянных духовых инструментов звук зависит от колебаний воздуха. Высота звука регулируется открыванием или закрыванием отверстий.
У медных инструментов звук подается исполнителем через мундштук, а управляется системой специальных вентилей. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки.
К деревянным инструментам относят флейту, кларнет, гобой, фагот и саксофон. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.
Группа медных инструментов включает в себя валторну, корнет, тромбон, трубу и тубу.
У каждой группы духовых инструментов есть свое предназначение. В оркестровой росписи они чаще всего выступают в качестве аккомпаниаторов. Их музыкальные партии поддерживают, усиливают и придают разнообразие звучанию как струнных, так и всего оркестра. Впрочем, как во всяком правиле, и здесь есть исключения. В классике можно услышать сольные партии флейты, гобоя либо кларнета. А в джазе саксофон и труба – признанные солисты.
Орган – самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королем инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.
История создания флейты
Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц? Ведь, и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. И само название инструмента не случайно происходит от латинского слова flatus, обозначающего дуновение. Не сразу звук флейты стал таким нежным , серебристым, и тембр ее не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу ее звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева , даже из камня. Он принимал разные формы. Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на наши детские игрушки – свистульки, потом появились более сложные – продольные и поперечные. Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было своей флейты. Первые дошедшие до нас примитивные инструменты относятся к древнейшему веку. Некоторые и по сей день сохранились в почти первозданном виде. Испокон веков флейта была пастушеским инструментом. Ее звуками пастухи созывали свои стада. Но она также издавна была и постоянной участницей ритуальных обрядов и празднеств, как например, в Древнем Египте при сборе урожая или в Мессопотамии на празднике Таммуза –гибели и воскрешения божества ….У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную.
Высоко ценили флейтистов и просвещенные люди средневековья и Возрождения. И это несмотря на то, что церковь часто преследовало музыкантов, предавала их искусство анафеме. Флейты в средневековом городе звучат повсюду – на площадях и шумных улочках, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой на расстаются бродячие скоморохи -жонглеры, без нее не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта. Музыку для флейты - чаще танцевальную - сочиняют многие композиторы. Усовершенствованная немецким музыкантом Тобальдом Бёмом, поперечная флейта в XIX веке окончательно вытеснила в оркестре свою соперницу – продольную. Звук ее обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Легкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительных картин природы – все это стало доступно ей. Проникновенная мелодия английского рожка разукрашена звонкими трелями флейты, будто капли только что прошедшего дождя всеми цветами радуги переливаются в солнечных лучах.
Тысячи лет понадобилось для того. Чтобы человек примитивную грубоватую дудочку превратил в прекрасную флейту… В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в общи слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы , баритоны, тенора, альты и сопрано в общем хоре, где –то выше всех, рядом со скрипками мы ясно слышим знакомый голос « колоратурного сопрано» симфонического оркестра - флейты.
Блокфлейта.
Флейты, на которых играли с использованием обеих рук, в Европе появились в XI веке. Кроме того, были популярны флейты, при игре на которых другой рукой стучали в барабан, и двойные флейты. Когда из указанного множества инструментов появилась собственно блокфлейта, невозможно датировать точно.
XIV век
Уже в XIV веке блокфлейта стала основным из деревянных духовых инструментов. Блокфлейты того времени имели несколько цилиндрических сверление и состояли только из одной части. Они звучали мягко и негромко, оправдывая своё итальянское название Flauto Dolce — нежная флейта.
С такими звуковыми характеристиками они идеально подходили для поддержки пения.
Были разработаны различные размеры блокфлейт. Низкие инструменты были размером более 2,5 метров (в Городском музее в Вероне имеется флейта длинной 2,85 метра). Эти очень большие флейты для самого низкого отверстия имели клапан.
Средневековых блокфлейт практически не осталось в оригинале. Они известны в основном за счет картин, на которых показаны только передняя сторона.
XV-XVI века
В период Ренессанса музыкальные композиции, как правило, не имели строгой инструментальной определённости. Инструментальный ансамбль исполняли танцевальную музыку. И с другой стороны, они играли также вокальную музыку: мессы, мотеты или канцоны. Инструменты могли, как заменять, так и дублировать голоса. Вокальная музыка могла быть исполняться только инструментальными ансамблями. В зависимости от способности игроков, произведения украшались импровизациями. Блокфлейты не были редкостью в этот период.
XX-XXI века
Блокфлейта как музыкальный инструмент была заново открыта в 1920-х годах, когда искались инструменты с оригинальными тембрами музыки ренессанса и барокко. Исключительная роль в этом принадлежит производителям инструмента Арнольду Дольмечу и Питеру Харлану. В молодежном движении удобная и относительно недорогая блокфлейта вместе с гитарой стала самым популярным инструментом.
В дополнение к обычным блокфлейтам были построены инструменты разных строев (например, соль или ля-бемоль), чтобы облегчить его использование в других тональностях.
Блокфлейта отличается от других инструментов своего семейства наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана.
Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента.
В мундштуке находится деревянная пробка, прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).
В наше время блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Тем не менее, лучше всего звучат именно деревянные флейты, несмотря, что ухода они требуют намного более тщательного, чем пластиковые.
Блокфлейта использовалась в оркестрах до конца 18 века, пока не была вытеснена поперечной флейтой, имеющей более сильное звучание более широкий диапазон. В 20 годах 20 века была возрождена Арнольдом Долмечем и стала использоваться как инструмент для начального обучения детей. В дальнейшем совершенствовалось ее изготовление и, после появления инструментов из пластмассы, она стала поистине массовым инструментом.
Блокфлейта из пластмассы недорогая и легкая, ее удобно носить с собой повсюду – в школу, в студию, к друзьям. Она довольно прочная. Даже взрослый, садясь на оставленную в кресле блокфлейту, не может ее сломать.
А если она будет испачкана песком на улице или пылью, закатившись под диван, ее можно помыть теплой водой без ущерба для ее музыкальных качеств.
Флейта самый известный инструментует на свете и этот инструмент уникален, его невозможно, ничем заменить.
Устройство флейты.
В боковой плоскости размещено отверстие, через которое вдувается воздух. Сами музыканты называют его просто — дульцем. А вот в технической документации чаще встречается термин «амбушюрное отверстие». Снизу оно дополнено утолщениями, похожими на губы. Их задача — повышать устойчивость игры, блокируя чрезмерный отток воздуха. Головка оканчивается пробкой, с которой надо обращаться как можно аккуратнее; замена головной части позволяет корректировать звучание инструмента.
Далее идет так называемое «тело» флейты. Оно располагается в середине. В этом сегменте размещают каналы, служащие для извлечения звука, а также клапаны, позволяющие закрывать и открывать эти каналы. Механика «тела» требует особо тонкой настройки. Обращаться с ней нужно максимально осторожно. Колено оснащают клавишами. Играть на них нужно правым мизинцем. Существует два формата колен — До и Си. Клапанная механика делится на разновидности inline и offset.
Несмотря на то что специфика внешне сводится только к расположению клапана Соль, это влияет на особенности постановки рук музыкантов. Сложные флейты оснащаются открытыми клапанами. Пользоваться таким инструментом можно только при наличии солидного опыта. Колено также конструктивно отличается.
Мои занятия на флейте.
Я занималась в ЦДШИ (Центральная детская школа искусств) по классу флейты.
У каждого человека время препровождение делится на две части. Первой может быть учеба или работа, вторая часть – личное время. Лучше всего проводить свободное время с пользой.
Моим занятием в музыкальной школе являлось игрой на флейте. Звук флейты очень нежный и трогательный, она словно пение птиц. Мне нравится в моем инструменте то, что я сама регулирую поток воздуха и именно от того, как я дуну, зависит звучание инструмента. Я отучилась в музыкальной школе шесть лет. Мне нравится исполнять произведения на своем музыкальном инструменте, почти все свободное время я играю на нем. В общем, я очень люблю музыку, мне нравится не только ее слушать, но и исполнять и петь самостоятельно. Музыка стала частичкой меня.
У всех должно быть любимое дело, которым ему приятно заниматься, которое приносит ему радость.
Вывод:
В процессе исследования я много узнала нового.
Я узнала о многообразии духовых инструментов, их истории и значении в мировой музыке. Историю создания и развития флейт, их классификацию, о преимуществах и недостатках этого музыкального инструмента.
Знать историю музыки очень интересно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения.
Литература:
Прекрасная арфа
Заяц-хваста
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Солнечная система. Взгляд со стороны
"Не жалею, не зову, не плачу…"