Задачи музыкальной культуры родного края нацелены на восстановление интереса учащихся к культурному богатству республики. Они предполагают не только воспитание в детях уважения к уникальности традиций, но и поощрение самоопределения и патриотизма, формирование целостного восприятия музыкального творчества республики Марий-эл.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_muzykalnaya_kultura_rodnogo_kraya.pptx | 2.62 МБ |
Слайд 1
МБОУ « Килемарская СОШ» Исследовательская работа по теме: « Музыкальная культура родного края» Авторы : Денисова Вера Гончар Артем Габдуллина Анастасия Научный руководитель: Разумова Надежда Ильинична, учитель музыки 1 категории.Слайд 2
Цель исследовательской работы: Познакомиться с музыкально-песенной культурой народов мари.
Слайд 3
Задачи исследовательской работы: Изучить литературу и описать историю развития марийской музыки. Исследовать творчество марийских композиторов и ведущих творческих коллективов и певцов-вокалистов. Проанализировать результаты анкетирования «Музыка родного края» Сделать выводы
Слайд 4
У каждого человека есть своя Родина. У одних - это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Что же такое Родина? Родина – родной край, страна, город или село. Это место, где ты родился и вырос. Это место, где проходит твое детство, где твои друзья. Родина-это поля и луга, простирающиеся широким полотном и сливающиеся с далекой линией горизонта. Это первый луч солнца, проскользнувший в открытое окно и возвестивший о зарождении нового дня. Родина всегда была и будет источником вдохновения поэтов, писателей, музыкантов, скульпторов и других деятелей искусства. Именно ей, родной земле и ее природе, посвящены лучшие произведения различных жанров, ставшие шедеврами мировой классики.
Слайд 5
Моя Родина -Республика Марий-Эл. Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.
Слайд 6
Начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая (1886-1926). Марийский фольклор стал важнейшей основой профессиональной музыки. Самые известные хоровые сочинения композитора - « Кÿсле » (Гусли), « Вÿдшö йога » (Воды текут), « Йывырте » (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчест ве Я.А. Эшпая , А.И. Искандарова , Н.А. Сидушкина .
Слайд 7
В 30-е годы возникают первые профессиональные исполнительские коллективы. Была создана Хоровая капелла под управлением композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова (ныне капелла носит его имя). Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -« Туп-дуб-дуб », «Звонкоголосая гармонь» и др.
Слайд 8
В 70-90-е годы - циклизация хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова « Муралтем мый йывыртен » (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли , хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова « Чавайнлан семаршаш » (Венок Чавайну ) на стихи С.Г. Чавайна . Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).
Слайд 9
Симфоническая музыка в национальной культуре начиналась с инструментальных обработок народных песен, создания жанровых фольклорно-тематических сюит, картин, фантазий. Один из зачинателей марийской инструментальной музыки - Я. А. Эшпай («Марийский марш», «Марийская сюита» для симфонического оркестра, квинтет для деревянных духовых инструментов). Первые симфонические произведения марийских авторов носят народно-жанровый характер.
Слайд 10
В национальной музыкальной культуре относительно поздно начали зарождаться крупные музыкально-театральные жанры - опера и балет. Первая марийская опера Э. Сапаева « Акпатыр » , созданная по одноименной драме классика марийской литературы С.Г. Чавайна , появляется на сцене в 1963 году. Появление марийской оперы стало вехой в развитии национальной культуры.
Слайд 11
Вторая марийская опера « Элнет » И.Н. Молотова появляется в 1971 году. Она создана на основе одноименного романа С.Г. Чавайна и посвящена жизни марийской деревни в пореформенный период и первые послереволюционные годы. Третья национальная oпepa « Алдиар » Э.А. Архиповой , созданная по мотивам одноименной пьесы А.А. Волкова, повествует о событиях XVI века, связанных с христианизацией края.
Слайд 12
Первый марийский балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова поставлен по мотивам марийских народных сказок и легенд. Произведение вводит зрителей в волшебный мир леса, с которым издревле тесно связана жизнь марийцев. В основе драматургии лежит принцип лейтмотивных характеристик героев, показанных в конфликтном противоборстве доброго и злого начал. Музыка его поэтически претворяет марийские народно-песенные интонации. Премьера балета в 1973 году прошла с большим успехом. Анатолий Борисович Лупов ( 1929 )
Слайд 13
Большую роль в подготовке музыкальных кадров сыграло Йошкар-Олинское музыкальное училище, основанное в 1931 году. Первоначально образовательное учреждение имело название Марийский техникум искусств. С 2006 года оно вошло в состав Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая .
Слайд 14
С 1940 года существует Союз композиторов республики (ныне региональное отделение Союза композиторов России). Проводниками музыкальной культуры являются исполнительские силы республики. Старейший из них - Марийская государственная капелла им. А. Искандарова . Репертуар капеллы обширен, это произведения русской и зарубежной классики, сочинения зарубежных мастеров. Большое место в нем занимают произведения марийских композиторов, тесно связанные с народно-песенными истоками. Капелла исполняет музыку современных марийских авторов на фестивалях музыки республик Поволжья и Урала, представляет национальное искусство и за рубежом.
Слайд 15
Известен в республике и за ее пределами созданный в 1984 году С. Элембаевым оркестр народных инструментов « Марий кундем » («Марийский край»), - талантливый коллектив, дипломант Всероссийского конкурса, в репертуаре которого обработки народной песенно-танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов.
Слайд 16
Танцевальное искусство марийского народа отличается самобытностью и ярким национальным колоритом. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения народные танцы покоряют своей простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая особенности народного характера и темперамента. Танец является неотъемлемым атрибутом народного быта, обычаев, обрядов, верований.
Слайд 17
Старинные марийские танцы подразделяются на два основных класса - обрядовые и бытовые. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных мари «Веревочка», « Латкокыт » (Двенадцать), танцы с пением ( мурен куштымаш ), танцы-игры « Пар кычалын » (Ищу пару), « Вÿд йоген » (Ручеек), «Строй». Во многих танцевальных мелодиях используются ритмы, подчеркивающие «слабую долю».Марийские народные танцы органично входят в репертуар многочисленных фольклорных и фольклорно-этнографических ансамблей республики. Один из самых известных и именитых - фольклорный ансамбль « Марий памаш » , созданный в 1975 году. Искусство самодеятельных артистов произвело огромное впечатление на фестивалях в Голландии и Испании, на концертных выступлениях в Эстонии.
Слайд 18
Активным пропагандистом марийского танца является танцевальный ансамбль « Рвезылык » («Молодость») при Республиканском колледже культуры и искусств. Народный ансамбль танца « Рвезылык » существует на факультете культуры и театрально-зрелищных искусств уже 38 лет. Артисты ансамбля исполняют танцы народа мари, России и мира. В ансамбле 24 человека - это парни и девушки, которым от 16 и до 19 лет. Их будущее – артисты Государственного ансамбля танца «Марий Эл». Другому коллективу факультета три года, но он уже известен не только в регионе, но и за его пределами. Марийские, русские, казачьи песни и духовно-православные произведения – все это в репертуаре ансамбля народной песни «Жар-птица» (« Тулгайык »).
Слайд 19
Ведущим профессиональным исполнителем марийских национальных танцев является Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры внесли известные исполнители марийских танцев, заслуженные артисты МАССР - Н. Дружинина, Е. Данилова, А. Чеботкин , С. Асмаев . С 1975 года артисты ансамбля регулярно выезжали на гастроли за рубеж, коллектив выступал с концертами в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Дании, Финляндии, ГДР, Франции, Бельгии. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» является дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве (1985 г.), других престижных наград.
Слайд 20
Творцы музыкальной культуры Марий Эл. Зоя Берникова - окончила хоровое отделение Йошкар-олинского культпросветучилища (1979). С 1980 года солистка-вокалистка Государственного ансамбля танца «Марий Эл» Марийской государственной филармонии имени Я. Эшпая . Лирическое сопрано.В репертуаре — классические и эстрадные произведения марийских, русских и зарубежных композиторов.
Слайд 21
Творчество Станислава Шакирова пропагандирует самобытность марийского искусства на протяжении уже многих лет. Ярким образным языком музыки и песни он несет в публику счастье, доброту, красоту и любовь. В Репертуаре С. Шакирова преобладают фольклорные песни Башкирских мари. За большой вклад в развитие музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство в 1997 был удостоен Почетного звания «Заслуженный артист Республики Марий Эл», а в 2000 году – «Народный артист Республики Марий Эл».
Слайд 22
(1975г.р) — марийская эстрадная певица, лауреат Молодёжной премии им.Олыка Ипая . Закончила заочно эстрадное отделение колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая . Записала уже почти три десятка песен.
Слайд 23
Татьяна Денисова - советская и российская певица, артистка. Родилась в семье, где отец был , гармонистом а мать любила петь. Окончила Казанский университет культуры и искусств (2006). Яркая звезда марийской эстрады; дипломант Всероссийского конкурса «Голоса России» в Смоленске и международного конкурсов. Руководитель вокальной студии « Яндар » для молодых артистов при . Марийском государственном университете Татьяна Денисова является популярным профессиональным эстрадным артистом, в середине 1990-х годов стоявшей у истоков и первым участником крупнейшего регионального телевизионного фестиваля эстрадной песни « Чолга шӱдыр » («Яркая звезда»).
Слайд 24
Анкета "Марийская музыка" 1. Как ты относишься к марийской национальной музыке? 2. Где ты слушаешь марийскую музыку? (Телевидение, радио, концерт, компьютер, интернет, мобильник, плеер). 3. Какие ты знаешь марийские народные инструменты? 4Ты выступал, как певец, музыкант, артист, танцор в школе с произведением на марийском языке. 5 Каких марийских композиторов и их произведения ты знаешь? 7 Какие чувства передаются в музыке? 8.Каких современных марийских эстрадных исполнителей и коллективов ты заешь? Есть ли твои любимые?
Слайд 25
34%Часто ли вы слушаете музыку марийских композиторов? 40%Нравятся ли вам марийские песни и танцы? 26%Знаете ли вы композиторов республики Марий-Эл?
Слайд 26
Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева Благодарим за внимание!
Музыка космоса
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Сказка про Серого Зайку
Мороз и заяц
Сорняки