Моя Родина - Республика Марий-Эл. Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_muzykalnaya_kultura_rodnogo_kraya.docx | 31.41 КБ |
Слайд 1 Исследовательская работа
по теме:
«Музыкальная культура родного края»
музыка 7 класс
Авторы: Денисова Вера
Гончар Артем
Габдуллина Анастасия
Руководитель: Разумова Надежда Ильинична, учитель музыки 1 категории МБОУ «Килемарская СОШ»
2021уч.год
Слайд 2 Цель исследовательской работы: Познакомиться с музыкально-песенной культурой народов мари.
Слайд 3 Задачи исследовательской работы:
творческих коллективов и певцов-вокалистов.
Слайд 4 У каждого человека есть своя Родина. У одних - это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково.
Что же такое Родина? Родина – родной край, страна, город или село. Это место, где ты родился и вырос. Это место, где проходит твое детство, где твои друзья. Родина-это поля и луга, простирающиеся широким полотном и сливающиеся с далекой линией горизонта. Это первый луч солнца, проскользнувший в открытое окно и возвестивший о зарождении нового дня.
Родина всегда была и будет источником вдохновения поэтов, писателей, музыкантов, скульпторов и других деятелей искусства. Именно ей, родной земле и ее природе, посвящены лучшие произведения различных жанров, ставшие шедеврами мировой классики.
Слайд 5 Моя Родина - Республика Марий-Эл. Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.
Слайд 6 Начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая (1886-1926). Марийский фольклор стал важнейшей основой профессиональной музыки. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога» (Воды текут), «Йывырте» (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина.
Слайд 7 В 30-е годы возникают первые профессиональные исполнительские коллективы. Была создана Хоровая капелла под управлением композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова (ныне капелла носит его имя). Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др.
Слайд 8 В 70-90-е годы - циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен» (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш» (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).
Слайд 9 Симфоническая музыка в национальной культуре начиналась с инструментальных обработок народных песен, создания жанровых фольклорно-тематических сюит, картин, фантазий. Один из зачинателей марийской инструментальной музыки - Я. А. Эшпай («Марийский марш», «Марийская сюита» для симфонического оркестра, квинтет для деревянных духовых инструментов). Первые симфонические произведения марийских авторов носят народно-жанровый характер.
Слайд 10 В национальной музыкальной культуре относительно поздно начали зарождаться крупные музыкально-театральные жанры - опера и балет. Первая марийская опера Э. Сапаева «Акпатыр», созданная по одноименной драме классика марийской литературы С.Г. Чавайна, появляется на сцене в 1963 году. Появление марийской оперы стало вехой в развитии национальной культуры.
Слайд 11 Вторая марийская опера «Элнет» И.Н. Молотова появляется в 1971 году. Она создана на основе одноименного романа С.Г. Чавайна и посвящена жизни марийской деревни в пореформенный период и первые послереволюционные годы. Третья национальная oпepa «Алдиар» Э.А. Архиповой, созданная по мотивам одноименной пьесы А.А. Волкова, повествует о событиях XVI века, связанных с христианизацией края.
Слайд 12 Первый марийский балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова поставлен по мотивам марийских народных сказок и легенд. Произведение вводит зрителей в волшебный мир леса, с которым издревле тесно связана жизнь марийцев. В основе драматургии лежит принцип лейтмотивных характеристик героев, показанных в конфликтном противоборстве доброго и злого начал. Музыка его поэтически претворяет марийские народно-песенные интонации. Премьера балета в 1973 году прошла с большим успехом.
Слайд 13 Большую роль в подготовке музыкальных кадров сыграло Йошкар-олинское музыкальное училище, основанное в 1931 году. Первоначально образовательное учреждение имело название Марийский техникум искусств. С 2006 года оно вошло в состав Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая.
Слайд 14 С 1940 года существует Союз композиторов республики (ныне региональное отделение Союза композиторов России). Проводниками музыкальной культуры являются исполнительские силы республики. Старейший из них - Марийская государственная капелла им. А. Искандарова. Репертуар капеллы обширен, это произведения русской и зарубежной классики, сочинения зарубежных мастеров. Большое место в нем занимают произведения марийских композиторов, тесно связанные с народно-песенными истоками. Капелла исполняет музыку современных марийских авторов на фестивалях музыки республик Поволжья и Урала, представляет национальное искусство и за рубежом.
Слайд 15 Известен в республике и за ее пределами созданный в 1984 году С. Элембаевым оркестр народных инструментов «Марий кундем» («Марийский край»), - талантливый коллектив, дипломант Всероссийского конкурса, в репертуаре которого обработки народной песенно-танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов.
Слайд 16 Танцевальное искусство марийского народа отличается самобытностью и ярким национальным колоритом. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения народные танцы покоряют своей простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая особенности народного характера и темперамента. Танец является неотъемлемым атрибутом народного быта, обычаев, обрядов, верований.
Слайд 17 Старинные марийские танцы подразделяются на два основных класса - обрядовые и бытовые. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных мари «Веревочка», «Латкокыт» (Двенадцать), танцы с пением (мурен куштымаш), танцы-игры «Пар кычалын» (Ищу пару), «Вÿд йоген» (Ручеек), «Строй». Во многих танцевальных мелодиях используются ритмы, подчеркивающие «слабую долю».Марийские народные танцы органично входят в репертуар многочисленных фольклорных и фольклорно-этнографических ансамблей республики. Один из самых известных и именитых - фольклорный ансамбль «Марий памаш», созданный в 1975 году. Искусство самодеятельных артистов произвело огромное впечатление на фестивалях в Голландии и Испании, на концертных выступлениях в Эстонии. Слайд 18 Активным пропагандистом марийского танца является танцевальный ансамбль «Рвезылык» («Молодость») при Республиканском колледже культуры и искусств.
Слайд 19 Ведущим профессиональным исполнителем марийских национальных танцев является Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры внесли известные исполнители марийских танцев, заслуженные артисты МАССР - Н. Дружинина, Е. Данилова, А. Чеботкин, С. Асмаев. С 1975 года артисты ансамбля регулярно выезжали на гастроли за рубеж, коллектив выступал с концертами в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Дании, Финляндии, ГДР, Франции, Бельгии. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» является дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве (1985 г.), других престижных наград.
Слайд 20 Творцы музыкальной культуры Марий Эл.
Зоя Берникова -(род. 22 января 1958, дер. Ямайсола Советского района Марийской АССР) — советская и российская певица, артистка.
Окончила хоровое отделение Йошкар-олинского культпросвет училища (1979).С 1980 года солистка-вокалистка Государственного ансамбля танца «Марий Эл» Марийской государственной филармонии имени Я. Эшпая. Лирическое сопрано. В репертуаре — классические и эстрадные произведения марийских, русских и зарубежных композиторов.
Награды:
Слайд 21 Станислав Шакиров родился 23 марта 1967 года в д. Ново-Кульчубаево Бирского района Башкирской АССР.В 1985 году закончил Бахтыбаевскую среднюю школу.С 1985 по 1987 годы служил в рядах Советской Армии. В 1988 году поступил на вокальное отделение музыкального училища им. Палантая г. Йошкар-Олы. Продолжая учебу в музыкальном училище, в 1989 году стал солистом Марийской Государственной филармонии им. Я. Эшпая, где организовал группу эстрадно-вокального направления «Кенеж йуд» («Летняя ночь»), которая в 1990 году была переименована в группу «Мари». В данный момент им создана студия «Станислав».
Творчество Станислава Шакирова пропагандирует самобытность марийского искусства на протяжении уже многих лет. Ярким образным языком музыки и песни он несет в публику счастье, доброту, красоту и любовь.
С творчеством Станислава Шакирова знаком марийский народ, проживающий во всех регионах России.
В Репертуаре С. Шакирова преобладают фольклорные песни Башкирских мари. Несколько раз в году Станислав приезжает с концертами на свою родину – в Республику Башкортостан, где его искренне любят и ждут его выступлений.
Станислав Шакиров и группа «Мари» принимали участие на фольклорных фестивалях Эстонии и Финляндии, где их выступления проходят с огромным успехом. За большой вклад в развитие музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство в 1997 был удостоен Почетного звания «Заслуженный артист Республики Марий Эл», а в 2000 году – «Народный артист Республики Марий Эл».
Станислав Шакиров не останавливается на достигнутых успехах. Его репертуар постоянно пополняется новыми песнями. Неустанная работа над собой, своеобразная манера исполнения, умение передать в песне национальный колорит, мягкий юмор, лиричность, артистизм и большая творческая отдача принесли ему популярность, любовь и уважение зрителей.
Станислав Шакиров истинно является певцом народов братских республик – Башкортостана и Марий Эл.
Слайд 22 Надежда Пашкина (1975г.р) Республика Башкортостан, с. Калтасы — марийская эстрадная певица, лауреат Молодёжной премии им.Олыка Ипая. Закончила заочно эстрадное отделение колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая. Записала уже почти три десятка песен.
Слайд 23 Татьяна Денисова- советская и российская певица, артистка.
Родилась в семье, где отец был , гармонистом а мать любила петь. Окончила Казанский университет культуры и искусств (2006).
Яркая звезда марийской эстрады; дипломант Всероссийского конкурса «Голоса России» в Смоленске и международного конкурсов. Руководитель вокальной студии «Яндар» для молодых артистов при . Марийском государственном университете Татьяна Денисова является популярным профессиональным эстрадным артистом, в середине 1990-х годов стоявшей у истоков и первым участником крупнейшего регионального телевизионного фестиваля эстрадной песни «Чолга шӱдыр» («Яркая звезда»).
Награды:
Слайд 24 Анкета "Марийская музыка"
1. Как ты относишься к марийской национальной музыке?
2. Где ты слушаешь марийскую музыку? (Телевидение, радио, концерт, компьютер, интернет, мобильник, плеер).
3. Какие ты знаешь марийские народные инструменты?
4Ты выступал, как певец, музыкант, артист, танцор в школе с произведением на марийском языке.
5 Каких марийских композиторов и их произведения ты знаешь?
7 Какие чувства передаются в музыке?
8.Каких современных марийских эстрадных исполнителей и коллективов ты заешь? Есть ли твои любимые?
Слайд 25
Выводы:
Нами было проведено анкетирование среди учащихся 7 классов. Всего было опрошено 60 человек. Опрос показал, что все знакомы с марийской музыкой, танцами и песнями, знают и любят коллективы и исполнителей марийских песен и танцев.
Задачи музыкальной культуры родного края нацелены на восстановление интереса учащихся к культурному богатству республики. Они предполагают не только воспитание в детях уважения к уникальности традиций, но и поощрение самоопределения и патриотизма, формирование целостного восприятия музыкального творчества республики Марий-эл.
Два Мороза
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Растрёпанный воробей
Земля на ладонях. Фантастический рассказ